Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Данные для сравнения безубыточного и реального объема продаж продукции (товаров) в натуральном выражении.

Номен-клату-ра 3 кв. 2006г. 4 кв. 2006г. Изме-нение уд. веса, %
Без-убыт. объем, шт. Ре-альн. объем, шт. Уд. вес, % От-клоне-ние, шт. Без-убыт. объем, шт. Ре-альн. объем, шт. Уд. вес, % От-клоне-ние, шт.
2 3 5 4 6 7 9 8 10
Товары в розлив 36,2 -3511 25,9 -10,3
Товары поштуч-но 61,9 -6000 72,8 11,0
Продук-ция 1,9 -187 1,3 -0,6
Итого -9698 -

Данные управленческого анализа безубыточности для наглядности можно проиллюстрировать графиками безубыточности (рис. 3.2.1 и 3.2.2 на стр. 58).

Рис. 3.2.1. График безубыточности за третий квартал 2006г.

Рис. 3.2.2. График безубыточности за четвертый квартал 2006г.

В графиках по оси абсцисс представлен общий объем продаж в натуральном выражении соответственно за третий и четвертый кварталы 2006 года. По оси ординат представлены доходы либо расходы организации (в зависимости от рассматриваемых данных) в денежном выражении.

На графике на рис. 3.2.1 изображены три прямые. Прямая, обозначенная функцией y=0,107x, описывает поведение выручки организации в зависимости от средневзвешенной цены на продукцию (товар) и объема реализации в натуральном выражении. Прямая, обозначенная функцией y=0,061x, описывает поведение переменных затрат (себестоимости) в зависимости от средневзвешенных переменных затрат на единицу продукции (товар) и объема реализации в натуральном выражении.

Прямая, обозначенная функцией y=628+0,061x, описывает поведение совокупных затрат организации (переменные затраты плюс постоянные затраты) в зависимости от постоянных расходов, средневзвешенных переменных затрат на единицу продукции (товар) и объема реализации в натуральном выражении.



Аналогично на втором графике на рис. 3.2.2 прямая y=0,098x описывает поведение выручки за четвертый квартал 2006 года, прямая y=0,051x показывает поведение переменных затрат, а прямая y=335+0,051x – поведение совокупных затрат.

На обоих графиках точка Е – точка безубыточности, показывающая, сколько продукции (товаров) необходимо реализовать при существующих ценах и расходах, чтобы организация получила нулевую прибыль. Эта точка получена путем пересечения прямой реализации с прямой совокупных расходов и равна в третьем квартале 1448 тыс. руб., а в четвертом – 706 тыс. руб. Как видно на рисунках, в четвертом квартале эта точка значительно смещена влево и вниз, что означает снижение безубыточного объема продаж.

Точка А показывает реальный объем продаж продукции (товаров) в натуральном выражении за третий и четвертый кварталы соответственно.

Отрезок АС показывает полученную выручку при реальном объеме продаж в натуральном выражении. Причем видно, что в третьем квартале выручка была меньше совокупных расходов, а в четвертом квартале – перекрывала их.

Отрезок АВ показывает сумму переменных затрат при реальном объеме продаж в натуральном выражении. На обоих графиках он меньше выручки в этой точке.

Отрезок AD показывает совокупные расходы при существующем объеме продаж в натуральном выражении. Как уже было отмечено, в третьем квартале совокупные расходы превышали выручку от продаж.

Отрезок ВС показывает величину маржинального дохода, то есть разницу между выручкой и переменными расходами. Причем на рис. 3.2.2 этот отрезок состоит из двух частей: отрезка BD, характеризующего величину постоянных расходов, и отрезка CD, характеризующего прибыль от продаж. На рис. 3.2.1 ситуация другая: отрезок ВС является частью отрезка BD и характеризует часть постоянных расходов, перекрытых маржинальным доходом. Оставшаяся часть отрезка BD – отрезок CD показывает величину убытка от продаж, образовавшегося в третьем квартале 2006 года.

Уменьшение безубыточного объема продаж – положительный признак. То есть, чтобы окупить свои затраты в четвертом квартале организации необходимо продать меньшее количество продукции и товаров, чем в третьем. С безубыточным объемом продаж тесно связан запас финансовой прочности (зона безопасности), представляющий собой разность между фактическим и безубыточным объемами. В третьем квартале запас финансовой прочности – величина отрицательная (-1038 тыс. руб.), так как выручка за третий квартал оказалась меньше, чем безубыточный объем реализации. Однако в четвертом квартале запас финансовой прочности организации увеличился на 1453 тыс. руб. и принял значение 415 тыс. руб. Положительное влияние на рост запаса финансовой прочности оказали два фактора – увеличение выручки организации на 711 тыс. руб. и снижение безубыточного объема продаж на 742 тыс. руб. Это означает, что если у организации в связи с непредвиденными внешними и (или) внутренними факторами снизится выручка в пределах этой суммы при условии таких же цен, себестоимости и постоянных затрат, то финансовый результат будет положительным или нулевым, но убытка не будет.

Анализ безубыточности тесно связан с экономическим анализом финансовых результатов, позволяет выявить все первичные факторы, влияющие на изменение прибыли организации, а также спланировать дальнейшее развитие организации, исходя из данных анализа.

 

 

3.3. Анализ рентабельности

Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Анализ рентабельности является частью анализа финансового состояния организации. Анализ финансового состояния организации проводится на основании финансовых результатов деятельности организации и балансовых показателей. Этот вид анализа очень важен для организации, он позволяет своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Анализ финансового состояния является продолжением и дополнением анализа финансовых результатов деятельности организации.

Однако рамки данной дипломной работы не позволяют рассмотреть весь анализ финансового состояния организации[15], поэтому приведу здесь только анализ рентабельности организации, так как показатели рентабельности, являясь частью анализа финансового состояния, напрямую связаны с финансовыми результатами деятельности организации.

Рассчитаем коэффициенты рентабельности и сведем полученные результаты в таблицу 3.3.1.

Таблица 3.3.1.

Показатели рентабельности организации[16].

№ п/п Показатели 3 квартал 2006г. 4 квартал 2006г. Откло-нения Темп изме-нения, %
1. Рентабельность продаж, ед. -1,0976 0,1768 1,2743 -16,1
2. Рентабельность активов (капитала), ед. -0,4092 0,1536 0,5628 -37,5
3. Рентабельность собственного капитала, ед. 0,7339 -0,4554 -1,1893 -62,1
4. Рентабельность затрат, ед. -0,5233 0,2148 0,7380 -41,0

 

На основании таблицы 3.3.1 можно сделать следующий вывод:

· Рентабельность продаж, активов и затрат в четвертом квартале вышла из отрицательного значения, так как организация получила прибыль в четвертом квартале. Рентабельность собственного капитала в третьем квартале получила положительное значение, так как и величина прибыли за третий квартал, и величина собственного капитала имеют значение со знаком «минус». В четвертом квартале прибыль ушла в «плюс», а собственный капитал остался со знаком «минус», поэтому рентабельность собственного капитала в четвертом квартале получилась отрицательной. Те показатели рентабельности, которые в четвертом квартале получились положительными, являются очень низкими. Однако при том же направлении развития есть большая вероятность изменить эти коэффициенты в лучшую сторону.

Влияние различных факторов на рентабельность можно выявить с помощью факторного анализа.

Для факторного анализа рентабельности можно использовать три основные формулы:

(3.3.1) , где

Rкап – рентабельность капитала;

Rпр – рентабельность продаж;

КобА – коэффициент оборачиваемости активов.

(3.3.2) , где

КобМА – коэффициент оборачиваемости мобильных активов;

ДМА – доля мобильных активов в балансе.

(3.3.3) , где

RСК – рентабельность собственного капитала;

Rпр(ЧП) – рентабельность продаж (в зависимости от чистой прибыли);

МСК – мультипликатор собственного капитала.

Используя способ абсолютных разниц, можно определить влияние факторов на рентабельность.

Рассчитаем по формуле 3.3.1 со стр. 62 результаты и сведем их в таблицу 3.3.2.

Таблица 3.3.2.

Совокупное влияние факторов на рентабельность капитала[17].

№ п/п Факторы Размер влияния, ед. Удельный вес, %
1. Изменение рентабельности капитала за счет рентабельности продаж 0,4698 83,7
2. Изменение рентабельности капитала за счет коэффициента оборачиваемости активов 0,0916 16,3
3. Совокупное влияние факторов 0,5614 100,0

 

Вывод по таблице 3.3.2:

в организации рентабельность капитала увеличилась на 0,5614, причем за счет увеличения рентабельности продаж – на 0,4698, а за счет увеличения оборачиваемости активов – на 0,0916. Таким образом, наибольшее влияние на увеличение рентабельности капитала оказало увеличение рентабельности продаж (83,7%), то есть увеличение доли прибыли в каждом рубле выручки. Увеличение оборачиваемости активов также повлияло на возрастание рентабельности капитала, но в гораздо меньшей степени (всего 16,3%). Факторы, снижающие рентабельность капитала, отсутствуют, что положительно характеризует организацию.

Рассчитаем по формуле 3.3.2 со стр. 63 результаты и сведем их в таблицу 3.3.3.

Таблица 3.3.3.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.