Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Анализ ассортиментной структуры предприятия

 

Рассмотрим ассортимент ООО «Встреча» и конкурентоспособность мебели на предприятии. Показатели оценки конкурентоспособности изделия мебели показаны в приложение В.

Показатель технологичность характеризуется эффективностью принятых конструкторско-технологических решений, обеспечивающих высокую производительность труда при изготовлении мебели, что характеризуется трудоемкостью и материалоемкостью.

Показатели комфортабельности характеризуют удобство пользования изделием, удобство ухода за изделием и удобство размещения изделия в помещении. К первому уровню показателей относят следующие: соответствие изделия его функциональному назначению, удобство эксплуатации, насыщенность целесообразными элементами внутреннего оборудования (шкафы, полки, перегородки и т. д.). Ко второму уровню показателей относят: соответствие изделия санитарным нормам, простота уборки, легкость перемещения. К третьему уровню: возможность объединения изделия в функциональные и художественные группы. Эстетические показатели характеризуют изделия мебели по соответствию его современным требованиям к форме и внешнему виду. К ним относятся: форма, цвет, фактура и рисунок лицевых поверхностей, а также гармоничность фурнитуры в изделии [2, c. 24].

Патентно-правовой показатель характеризует степень патентной защиты и чистоты изделия, выражающихся в получении различного рода сертификатов. Показатель уровня унификации характеризуется степенью насыщенности конструкции изделия унифицированными элементами, и оценивается коэффициентами унификации и рассчитывается как отношение числа типоразмеров деталей в изделии к общему числу деталей изделия. Показатель стабильности качества складывается из оценки: уровня исполнения изделия, надежности и долговечности изделия. Надежность характеризует сохранение основных параметров во времени.



Потребительские показатели качества мебели определяет покупатель.

Показатели социального назначения характеризуют соответствие изделия мебели структуре общественных потребностей, а также способность изделий удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления. Он характеризует соответствие изделия структуре потребностей целевого сегмента, моральное старение изделия. Эргономические показатели устанавливают соответствие изделий любым эргономическим требованиям человека. Показатели безопасности потребления определяют степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при эксплуатации мебели (вредность летучих компонентов отделочных покрытий, надежность фиксации дверей, полок, т. д.) [11, c. 67].

Методы исследования.

Для определения конкурентоспособности продукции ООО «Встреча» используем два основных метода:

- метод комплексной оценки конкурентоспособности;

- метод интегральной оценки конкурентоспособности.

Кроме того, на начальном этапе будет использован косвенный метод для выбора вида конкурентоспособной мебели. На предварительном этапе необходимо провести опрос потребителей мебели. «Идеальное» изделие мебели для целевого сегмента должно быть описано показателями комфортабельности, социального назначения, фундаментальными показателями, показатели надежности в потреблении, эстетические и безопасности. Опрашиваемые потребители должны были выбрать 11 наиболее значимых для них характеристик и провести их ранжирование (распределение в порядке убывания значимости). Наиболее значимой характеристике присваивается значение ранга 1, следующей по важности – ранга 2 и так далее до 11. Для опроса представители целевого сегмента отбирались случайным образом, всего было опрошено 72 человека.

Перечень наиболее важных проранжированных критериев для изделия «кухня» представлен в таблице 11.

 

Таблица 11

Критерии выбора характеристик для изделия «кухня»

Показатель конкурентоспособности Ранг средневзвешенный
1. Насыщенность целесообразными элементами внутреннего оборудования (полки, перегородки и т.д.)
2. Простота уборки
3. Легкость передвижения внутри помещения
4. Возможность соединения изделия в функциональные группы и их разделение
5. Цвет, фактура лицевых поверхностей
6. Надежность и долговечность
7. Вред выделения летучих компонентов покрытия
8. Удобство пользования мебелью (высота, глубина блоков)
9. Конструкторское решение, дизайн
10. Вместимость мебели
11. Универсальность

 

Таким образом, для большинства представителей целевой аудитории основным критерием выбора кухни является конструкторское решение, дизайн, а менее значимо простота уборки. Итак, на предварительном этапе были определены критерии конкурентоспособности мебельного изделия «кухня». Далее необходимо оценить конкурентоспособность кухонь по потребительским, экономическим, техническим и качественным показателям.

Рынок мебели в городе насыщен. В настоящее время зарегистрировано более 200 предприятий, работающих на рынке корпусной мебели. Из них 41 предприятие непосредственно производит такие изделия, как кухни, остальные являются продавцами мебели. Поставки мебели ведут, как правило, крупные фабрики, имеющие возможность вести гибкую ценовую политику. Местные же изготовители – это в большинстве своем небольшие предприятия.

В последние годы предпочтения россиян в отношении мебели для кухни несколько изменились. В большинстве случаев интерьер российские потребители обновляют вместе с новосельем и практически всегда в новую квартиру покупаются «кухни».

Исследования предпочтений потребителей показали, что наибольшую важность для всех имеет дизайн, сырье, используемое для изготовления, надежность. Потребители реально оценивают уровень цен на товар и выражают однородные предпочтения к срокам его эксплуатации.

Состав производителей чувашского рынка корпусной мебели представлен в таблице 12.

Таблица 12

Состав производителей корпусной мебели и занимаемая ими доля рынка

Конкуренты Доля рынка, %
Мебельная фабрика «Ульяна»
Мебельная фабрика «Мария»
Мебельная фабрика «Ефимовская слобода»
Импортная мебель
Ближнее зарубежье
Мебель из других регионов России 26,5
Мебельная фирма «Форест Мебель»
Мебельная фабрика «Профиль»
ООО «Встреча»
Фирма «Агат» 1,5
Итого

 

Среди крупных производителей мебели можно выделить мебельные фабрики «Ульяна», «Мария», «Ефимовская слобода», «Фабрика 21». ООО «Встреча» входит в стратегическую группу, в которой ее главными конкурентами являются: Фирма «Агат», Форест Мебель, Мебельная фабрика «Профиль». Потребителями продукции являются люди, имеющие средний достаток, проживающие в кварталах нормальной и малой метражности. Продукция предназначена для покупателей всех возрастов.

Необходимо провести сравнение продукции ООО «Встреча» и ее приоритетных конкурентов по показателям конкурентоспособности мебели. Показатели также сравниваются с идеальными показателями.

1. Оценка конкурентоспособности изделия «кухня» по потребительским показателям.

В данном случае был проведен опрос экспертов, к которым относятся работники ООО «Встреча», всего 12 человек. Каждый товар конкурента предлагалось оценить по показателям «идеального» товара, используя 5-бальную шкалу: 5 – лучшая, максимальная оценка, 1 – наихудшая оценка. Результаты представлены в таблице 13.

Таблица 13

Оценка конкурентоспособности изделия «кухня» по потребительским показателям

Показатель конкурентоспособности Исследуемая мебельная продукция (кухня)
Встреча Форест Мебель Агат Профиль Идеальные изделия

 

Далее был определен групповой показатель конкурентоспособности по потребительским показателям (см. таблицу 14).

Таблица 14

Определение группового показателя конкурентоспособности по потребительским показателям

Показа-тель конку-рентоспо-собности Индекс qi Ранг пока-зателя Вес аi qi × аi
Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь
0,8 0,6 0,6 0,8 0,07 0,056 0,042 0,042 0,056
0,6 0,8 0,6 0,6 0,01 0,006 0,008 0,006 0,006
0,6 0,6 0,6 0,09 0,09 0,054 0,054 0,054
0,6 0,8 0,6 0,15 0,09 0,15 0,12 0,09
0,4 0,8 0,8 0,13 0,052 0,13 0,104 0,104
0,8 0,6 0,6 0,6 0,1 0,08 0,06 0,06 0,06
0,6 0,8 0,6 0,6 0,03 0,018 0,024 0,018 0,018
0,8 0,8 0,8 0,4 0,06 0,048 0,048 0,048 0,024
0,6 0,8 0,4 0,17 0,102 0,17 0,136 0,068
0,8 0,4 0,4 0,12 0,12 0,096 0,048 0,048
0,4 0,6 0,8 0,4 0,05 0,02 0,03 0,016 0,02
Групповой показатель конкурентоспособности (Gп) 0,682 0,812 0,652 0,548

Приведем групповые показатель конкурентоспособности предприятий в сопоставимый вид. Для этого рассчитаем Gп для каждого изготовителя относительно изделия ООО «Встреча», приняв Gп ООО «Встреча» за 1.

Gфм = 0,812 : 0,682 = 1,19

Gа = 0,652 : 0,682 = 0,956

Gпр = 0,548 : 0,682 = 0,804,

где Gс, Gумф, Gдок – сводные индексы конкурентоспособности предприятий Форест Мебель, Агат, Профиль относительно ООО «Встреча» по потребительским показателям. Как видно по потребительским показателям лидирует Форест Мебель. Встреча занимает второе место.

2. Определение группового показателя конкурентоспособности по экономическим показателям.

Групповой показатель по экономическим показателем зависит от цены изделия. За 1 взята цена ООО «Встреча» (см. таблицу 15).

Таблица 15

Определение группового показателя конкурентоспособности по экономическим показателям (Gэ)

Показатель Встре-ча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь qi × аi
Встре-ча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь
Цена розничная 1,037 0,973 0,920

 

Лучший экономический показатель у Форест Мебель, Встреча - на втором месте, остальные конкуренты отстают незначительно.

3. Оценка конкурентоспособности по показателю стабильности качества.

Обобщенный показатель стабильности качества складывается из оценки: уровня исполнения изделия; надежности и долговечности изделия; ремонтопригодности. Оценим мебель каждого из рассматриваемых производителей по перечисленным показателям. Для оценки уровня исполнения проведем экспертный опрос продавцов мебели на предмет жалоб, поступающих от покупателей о недостатках приобретаемой ими мебели (неточность отверстий для шурупов, несовпадение деталей одного и того же комплекта по тону и т. д.), а также по числу рекламаций, предъявляемых магазинами к производителям. Всего было опрошено 16 экспертов. Результаты представлены в таблице 16.

Таблица 16

Оценка конкурентоспособности мебели по показателям стабильности качества

Показатель Качественная или количественная характеристика показателя Балльная оценка по 3-балльной шкале
Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь
Число жалоб от продавцов - -
Число рекламаций - -
Степень сохране-ния основных параметров во времени Высо-кая Высо-кая Средняя Низкая
Ремонтопригод-ность Сред-няя Сред-няя Средняя Высокая

 

Примечание. При оценке в баллах за 3 балла принимается наилучшая характеристика, за 1 балл – наихудшая.

По данным таблицы 16 рассчитаем групповой показатель конкурентоспособности по показателям стабильности качества (таблица 17). Сравнение проводится относительно изделия ООО «Встреча».

 

Таблица 17

Определение группового показателя конкурентоспособности по показателю стабильности качества

Показатель Балльная оценка, qi Ранг пока- зателя аi qi × аi
Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь
Число жалоб 1/3 1/3 0,4 0,4 0,4 0,13 0,13
Число рекламаций 1/3 1/3 0,3 0,3 0,1 0,1 0,3
Степень сохране-ния основных параметров во времени 2/3 1/3 0,2 0,2 0,2 0,13 0,7
Ремонтопригод-ность 1,5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,15
Групповой показатель конкурентоспособности Gк 0,8 0,46 0,65

 

Из таблицы 17 видно, что по показателям стабильности качества изделие мебели ООО «Встреча» самое конкурентоспособное. Только по показателю ремонтопригодности оно уступает мебели фабрики «Профиль».

4. Определение конкурентоспособности изделия мебели ООО «Встреча» по техническим показателям.

Существует проблема в отсутствии информации о трудоемкости и материалоемкости изготовления изделия «кухня» у разных производителей. Поэтому проведем оценку показателей комфортабельности и эстетических показателей. Для их оценки был использован метод экспертного опроса дизайнеров, конструкторов и технологов ООО «Встреча. Всего были опрошены 21 человек. Результаты представлены в таблице 18.

 

Таблица 18

Оценка конкурентоспособности изделий мебели по показателям технического уровня

Показатель Количественная или качественная оценки Балльная оценка по 3-балльной шкале
Встреча Форест Мебель Агат Профиль Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь
Целостность композиции Удовл. Удовл. Удовл. с условием Удовл.
Насыщен-ность и чисто-та цвета, сила тона Удовл.с условием Удовл. Удовл.с условием Удовл.с условием
Гармония цветовых сочетаний Удовл. Удовл. Удовл. Удовл.с условием
Совершенство исполнения Удовл.с условием Удовл.с условием Удовл.с условием Удовл.с условием

 

Рассчитаем для каждого изготовителя показатель технического уровня, сравнив каждое изделие с изделием ООО «Встреча». Результаты сведем в таблицу 19.

Таблица 19

Определение группового показателя конкурентоспособности по показателям технического уровня

Показатель Балльная оценка, qi Ранг пока- зателя аi qi × аi
Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь Встреча Фо-рест Ме-бель Агат Про-филь
Целостность композиции 0,67 0,3 0,3 0,3 0,2 0,3
Насыщенность и чистота цвета, сила тона 1,5 0,2 0,2 0,3 0,2 0,2
Гармония цветовых сочетаний 0,67 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2
Совершенство исполнения 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Групповой показатель конкурентоспособности Gт 1,1 0,9 0,9

 

Из данных таблицы 19 видно, что по показателям технического уровня кухни ООО «Встреча» уступают фабрике «Форест Мебель». Относительно двух других конкурентов ООО «Встреча» лидирует. Причем, конкурентное преимущество кухни из Форест Мебель имеется по одному техническому показателю – «Насыщенность и чистота цвета, сила тона». Сведем вместе все показатели конкурентоспособности, чтобы определить общие преимущества в конкуренции мебельных предприятий, производящих кухни (см. таблицу 20).

Итак, при 100-балльной оценке общих преимуществ в конкуренции таких мебельных изделий, как кухни, преимущество имеет фабрика «Форест Мебель» - 104,71 балл. ООО «Встреча» занимает второе место. Остальные конкуренты находятся достаточно далеко позади.

Таблица 20

Определение общих преимуществ в конкуренции

Показатель конкурентоспособности Уд. вес Встреча Форест Мебель Агат Профиль
Q Общая оценка Q Общая оценка Q Общая оценка Q Общая оценка
1. Потребительские 1,19 47,6 0,956 38,24 0,804 32,16
2. Постоянство качества 0,8 0,46 9,2 0,65
3. Технические 1,1 0,9 0,9
4. Экономические 1,037 31,11 0,973 29,19 0,920 27,6
Итого - - 104,71 - 85,63 - 81,76

 

В заключении определим интегральный показатель конкурентоспособности по формуле. Iвм = 1 : 1 = 1; Iфм = 1,19 : 1,037 = 1,15;

Iа = 0,956 : 0,973 = 0,983; Iпр = 0,804 : 0,920 = 0,874.

Таким образом, можно сделать вывод.

1. Самую высокую конкурентоспособность имеют кухни производства фабрики «Форест Мебель». На единицу затрат потребитель получает 1,15 единиц полезного эффекта. Это обеспечило как конкурентным преимуществом по потребительским показателям, так и по экономическим.

2. Потребители кухонь Фирмы «Агат» на единицу затрат получают 0,983 единицы полезного эффекта. Здесь конкурентное преимущество, хотя и очень не большое имеет ООО «Встреча».

3. Интегральный показатель фабрики «Профиль» значительно меньше 1, что говорит неконкурентоспособности мебели, производимой этой фабрикой относительно ООО «Встреча». Причем конкурентные недостатки выражаются как по показателю цена, так и по потребительским показателям.

Как показало исследование, ООО «Встреча» занимает хорошую позицию в своем сегменте. Производство кухонь находится на стадии роста. Однако у предприятия имеются резервы для роста и для выхода в сегмент с более высокой конкурентоспособностью.

Необходимо также исследовать отношение потребителей к продукции предприятия.

Объект исследования в данном случае – клиенты ООО «Встреча». Предмет исследования – имидж предприятия.

Метод исследования – анкетирование клиентов. Чтобы оценить степень удовлетворенности или неудовлетворенности клиентов были выбраны следующие характеристики:

- ценовая политика;

- инновационность;

- качество предлагаемой мебели;

- разнообразие мебели;

- консультация специалиста;

- конфиденциальность;

- наличие филиалов;

- месторасположение.

Необходимо определиться с выборкой среди клиентов, для выявления количества опрашиваемых клиентов. Предприятие имеет 85 постоянных клиентов, обращавшихся за услугами, как минимум два раза.

Для определения необходимой выборки воспользуемся законом Парето. Закон Парето, или Принцип Парето, или принцип 20/80 - эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий - лишь 20 % результата». Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны.

Соблюдение принципа очень часто встречается в самых разных областях. Например, в том, что 20 % людей обладают 80 % капитала, или 80 % пользователей посещают 20 % сайтов, 20 % покупателей или клиентов (постоянных) приносят 80 % прибыли. Но следует учитывать, что в этих утверждениях фундаментальными являются не приведённые числовые значения, а сам факт их существенного различия. 20% постоянных клиентов – это 17 человек. Для их опроса использовалась анкета, приведенная в приложении Г

Результаты первого и пятого вопроса сведены в диаграмму на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Результаты ответов на первый и пятый вопросы анкеты

 

На второй вопрос анкеты 13 человек ответили «да», 4 – «нет».

Ответы на третий и четвертый вопросы сведены в диаграмму на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Результаты ответов на третий и четвертый вопросы анкеты

 

Результаты ответов на шестой вопрос: «Что на Ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения имиджа ООО «Встречв», показаны на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 - Результаты ответов на шестой вопрос анкеты

 

Таким образом, исследование показало, что в целом имидж предприятия хороший, но в будущем этого может оказаться не достаточно, чтобы оставаться конкурентоспособными. Как видно из рис. 3, ценовую политику, работу менеджеров, инновационость, а также имидж, респонденты оценили положительно. Однако имеются резервы для роста, необходимо добиваться оценок «очень хорошо» и «отлично».

Рассмотрим состояние внешних и внутренних коммуникаций предприятия.

Внутренние коммуникации ООО «Встреча».

- собрания;

- корпоративные праздники;

- информационные листы;

- доска объявлений;

- рассылка по электронной почте.

Каждую неделю, обычно в среду, организуются собрания работников для обсуждения важных вопросов, решения возникшие проблемы.

Корпоративные праздники и традиции организации являются составной частью ее внутренних коммуникаций, а так же улучшения и поддерживания ее имиджа и репутации у сотрудников, что создает у них положительное отношение к предприятию и чувство сопричастности, и гордость за свою должность. Так же, это положительно сказывается на работоспособности сотрудников. Основные праздники сотрудники отмечают в кафе. Дни рождения отмечаются в офисе.

Информационные листы распространяются по необходимости среди работников компании, при внедрении новых правил, технологий и т.п. Чаще всего, они выглядят как инструкции. Доска объявлений, выглядит, как напоминание сотрудникам о главных событиях.

Чаще всего рассылкой по электронной почте пользуются в выходные дни, когда нет другой возможности донести срочную информацию до всех сотрудников одновременно. Каждый менеджер предприятия имеет свой собственный электронный адрес.

Внешние коммуникации ООО «Встреча»:

- интернет;

- семинары, которые проводят производители фурнитуры;

- рекламные материалы;

- выставки;

- реклама на радио, ТВ, в прессе;

- общение со СМИ;

- стимулирование спроса.

Как уже отмечалось, предприятия имеет свой сайт. Однако на нем очень мало информации, отсутствует портфолио. Отсутствует такая информация, как «Новости компании», «Информация о нас в СМИ».

Рекламные брошюры, в основном создаются для ежегодной выставки «Мебель для дома». Цель выставки - показать продукцию местных и региональных производителей.

Выставки являются одним из самых эффективных методов внешней коммуникации. Во-первых, клиент сам приходит на выставку, значит, у него уже есть интерес. Во-вторых, среди огромного разнообразия выбора, у компании есть шанс показать себя лучше других. В-третьих, после выставки всегда много комментариев в прессе и быть замеченным там, значит получить бесплатную рекламу. В-четвертых, это самый лучший способ поиска новых клиентов и партнеров для самой компании.

Реклама на радио, ТВ отсутствует. ООО «Встреча» периодически дает объявления в газете «Все для Вас». Визуальная реклама на улицах отсутствует.

Интервью директора в прессе и интернете отсутствует.

Стимулирование спроса.

Всего один раз предприятие проводило лотерею, посвященную годовщине своей деятельности. Лотерея проводилась в рамках мероприятия, посвященного презентации новой продукции. На мероприятие пришло около 50 человек. Для гостей была проведена лотерея, в которой разыгрывались скидки на различные товары. В размере от 5% - 20%, а также главный приз, поездка на двоих в Анталию.

Нужно сказать, что после проведения данного мероприятия в течение полугода оборот фирмы вырос на 9.3%. Ясно, что такого рода акции просто необходимы, для возможности оставаться конкурентоспособным на рынке мебели.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.