Обратная связь
|
Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Анкетные данные:
Дата заполнения представления ______________20_____ года
Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________ Дата рождения ___________________
ДОУ______________________ тип_____________ группа_________________ тип группы______________________
Срок пребывания в данном ДОУ___________________ В каком возрасте поступил________________________
Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина) _________________________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая
Физическое состояние ребенка:
Сформированность движений (соответствуют возрасту, скованность, расторможенность, стереотипные и навязчивые движения) ____________________________________________________________________________
Утомляемость ___________________________________________________________________________________
Состояние моторики:
- ведущая рука __________________________________________________________________________________
- точность движений _____________________________________________________________________________
- работа на листе бумаги __________________________________________________________________________
Особенности познавательной сферы:
Познавательные интересы, любознательность _________________________________________________________
Особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой) _________________________________________________________________
Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:
- наличие или отсутствие интереса и побуждения в деятельности _________________________________________
- активность и целеустремленность, наблюдательность _________________________________________________
- продуктивность в работе и обучении _______________________________________________________________
- восприятие величины, формы цвета ________________________________________________________________
- точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемом _____________________________
- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) _____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
уровень обобщений _________________________________________________________________________________
- адекватное использование помощи ___________________________________________________________________
Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная) __________________________________
- быстрота и прочность запоминания __________________________________________________________________
- что лучше запоминает: цифры, стихи, события __ _______________________________________________________
Особенности речи:
- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах обихода) ___________________________________________________________________________________________________
- возможность речевого сотрудничества с взрослым (понимание и выполнение элементарных инструкций) ___________________________________________________________________________________________________
- самостоятельная речь (особенности звукопроизношений: нарушено или нет) ________________________________
- особенности словарного запаса ______________________________________________________________________
- особенности грамматического строя __________________________________________________________________
- объем и типы предложений _________________________________________________________________________
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок ______________________________________
- наличие заикания __________________________________________________________________________________
Элементарные математические представления:
- механический пересчет в пределах _________________________________________________________________
- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом ____________________________________
- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой ________________________________________________________________________________________
- выделение из множества заданного количества предметов _____________________________________________
- пересчет предметов с называнием итогового числа ______________________________________________________
- счетные операции __________________________________________________________________________________
- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше ___________________________________________________________________________________________________
Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни ____________________________________________
- временные представления ___________________________________________________________________________
Особенности игровой деятельности:
- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку) ______________________________________________________________________________________
- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей, оречевление игровых действий) _________________________
___________________________________________________________________________________________________
- умение подчиняться игровым правилам _______________________________________________________________
Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:
- возможность совместной работы; по подражанию, по образцу; по словесной инструкции, по замыслу
___________________________________________________________________________________________________
- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета __________________________________________________
- умение обыгрывать постройку, объяснять рисунок и оречевлять свои действия ______________________________
Работоспособность _________________________________________________________________________________
Особенности личности:
- основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении) ___________________________________________________________________________________________________
-отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам) _______________________________________
- реакция на одобрение, замечание ____________________________________________________________________
- склонности, симпатии ______________________________________________________________________________
Навыки самообслуживания ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Заключение ________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог ____________________________
Приложение 1
Нормативно-правовая документация психолога образовательного учреждения,
в котором студент проходит практику
Нормативная документация
1. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 2 сентября 1990 года)
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (вступила в силу 03.05.2008.)
3. Конституция РФ
4. Закон об образовании РФ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.)
5. ФГОС дошкольного/школьного образования (вступил в силу:1 января 2014 г.)
6. Этический кодекс психолога (принят 14 февраля 2012г.)
7. Положение о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации
8. Положение о службе помощи в ОУ (консилиумы, комиссии и т.п.)
9. Должностная инструкция педагога – психолога ОУ
10. Этический кодекс психолога и т.п.
Организационно-методическая документация
1. План работы педагога-психолога ДОУ на год
2. Журнал учета рабочего времени
3. Журнал консультаций педагога-психолога
4. Карта учета проводимой с ребенком коррекционной работы
5. Программа коррекционно-развивающих занятий
6. Списки детей по возрастным группам, с которыми работает специалист.
7. Аналитический и статистический отчеты о работе педагога-психолога и т.п.
Приложение 2
Задания на практику в ДОУ
I. Психодиагностика (примеры выполнения диагностических заданий) в группе ДОУ (по выбору: средняя, старшая, подготовительная, 2-я младшая):
1) Составьте программу эмпирического исследования (по выбору):
- познавательного или личностного развития:
- нарушений эмоциональной или коммуникативной сфер дошкольников и т.п.
II. Консультирование
1) Составьте план консультаций для родителей учащихся/воспитанников выбранной группы на учебный год.
Месяц
| Тема
| Цель
| Задачи
| Сентябрь
|
|
|
| …
|
|
|
| Май
|
|
|
| Раскройте содержание не менее 4 консультаций в виде конспектов.
2) Составьте план консультаций для педагогов на учебный год.
Месяц
| Тема
| Цель
| Задачи
| Сентябрь
|
|
|
| …
|
|
|
| Май
|
|
|
| Раскройте содержание не менее 4 консультаций в виде конспектов.
III. Программы коррекционной работы:
1) Составьте план семинаров-практикумом для педагогического коллектива на учебный год.
Месяц
| Тема
| Цель
| План проведения
| Сентябрь
|
|
|
| …
|
|
|
| Май
|
|
|
| Раскройте содержание не менее 4 семинаров-практикумов в виде конспектов.
2) Составьте план коррекционных мероприятий с учащимися/воспитанниками выбранной группы на учебный год (с учетом проведения занятий - 1 раз в неделю).
Месяц
| Программа
(название, автор)
| Цель
| Содержание
| Сентябрь
|
|
|
| …
|
|
|
| Май
|
|
|
| 3) Составьте план занятий/встреч с родителями выбранной группы на учебный год.
Месяц
| Тема
| Цель
| План проведения
| Сентябрь
|
|
|
| …
|
|
|
| Май
|
|
|
| Раскройте содержание не менее 4 встреч/занятий в виде конспектов.
IV. Психологическое просвещение (стендовая информация)
4) Составьте план тем стендовой информации в ДОУ на учебный год
Месяц
| Тема
| Цель
| Сентябрь
|
|
| …
|
|
| Май
|
|
| Представьте не менее 6 тем стендовой информации в виде информационных листков.
По каждому направлению деятельности предоставить список используемой литературы!
Приложение 3 (пример стендовой информации)
Режим и его значение в жизни
детей раннего возраста
| Основа нормального развития и правильного воспитания маленького ребенка — режим.
Режим — это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур.
|
| Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша. В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления, определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у малыша возражений. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования.
Бодрствование — это деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Длительность бодрствования определяется пределом работоспособности нервной системы. Наиболее существенную роль в поддержании активного бодрствования играют зрительные впечатления, полученные из наблюдений за окружающим миром. После этого необходимы отдых, сон. Чем младше ребенок, тем короче периоды ero бодрствования и чаще сон.
Сон — жизненная потребность человека. Он предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости органов чувств (слух, зрение, осязание), снижением двигательной активности. Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. С возрастом существенно изменяются не только длительность бодрствования ребенка, но и характер, его деятельность становится более разнообразной. Это способствует поддержанию активности на протяжении все более длительного времени. Однако выносливость нервной системы остается невысокой. Поэтому длительные однообразные занятия, одно и то же положение тела приводят к быстрому снижению активности во время бодрствования и появлению утомления. Чем моложе дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятельности, изменении характера активности. Этим определяется и длительность занятий в детском учреждении. Установлено, что лучшее время для занятий — первая половина бодрствования, когда нервная система ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости (но не сразу после еды, а спустя 30 мин). Не следует проводить занятия сразу после сна, когда ребенок еще несколько заторможен, или после прогулки, когда он утомлен, непосредственно перед едой и перед сном, особенно ночным (малыш перевозбуждается, долго не засыпает). С изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями в течение первых трех лет режим меняется несколько раз.
Каждый ребенок должен жить по режиму своего возраста. Но длительность бодрствования и потребность в сне у детей одного и того же возраста может быть различной
| в зависимости от их индивидуальных особенностей. Пристального внимания требуют дети после болезни, в период выздоровления, физически ослабленные. Вследствие меньшей выносливости и работоспособности нервной системы, ослабленные болезнью, они нуждаются в более частом отдыхе и длительном сне. Иногда взрослые, идя на поводу у ребенка (случайный отказ от сна, длительное засыпание), преждевременно меняют режим — переводят малыша с трехразового дневного сна на двухразовый или с двух дневных снов на один, т.е. на режим детей более старшего возраста. Следует помнить, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат энергии при чрезмерно длительном бодрствовании малыша, в результате чего он переутомляется.
Переводить детей на следующий возрастной режим надо с учетом не одного, а нескольких показателей, свидетельствующих о том, что физиологически ребенок уже подготовлен к этому: возраст ребенка; характер (систематическое очень медленное) засыпание или отказ от дневного сна; раннее пробуждение после дневного сна; сохранение активности до конца бодрствования; беспокойство после кормления и признаки голодного возбуждения, возникающие задолго до кормления (на первом году жизни).
Особенно труден для детей переход на режим с 2-х разовым, а затем с 1-о разовым дневным сном, так как при этом меняются не только ритм, но и последовательность всех режимных процессов. Поэтому переходить надо постепенно. Сначала сокращать длительность каждого дневного сна и увеличивать бодрствование, затем сокращать общее количество дневного сна за счет увеличения длительности каждого периода бодрствования. До полного привыкания ребенка к новому ритму необходимо максимально сократить длительность его бодрствования, раньше накормить, сразу уложить спать и т.д. Необходимо следить за поведением детей и своевременно переводить того или иного малыша на новый возрастной режим в соответствии с теми изменениями, которые произошли в его поведении.
Показатель правильности режима — поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.
При составлении режима дня детей раннего возраста необходимо учитывать следующее:
1. Возможная длительность бодрствования ребенка определяется пределом работоспособности его нервной системы. Периоды дневного сна обеспечивают своевременное и полное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы.
2. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна. Но недостаточно только установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все режимные процессы. От того, как организованы кормление, укладывание спать, какие приемы взрослые при этом используют, в большой степени зависит физическое развитие ребенка.
При организации и проведении режимных процессов важно соблюдать правила:
1. Предложения ребенку идти спать, есть и др. должны совпадать с его потребностями. Это возможно, если точно выполняется режим, осуществляются наблюдения за поведением малыша с целью определения его состояния.
2. Необходимо создавать условия, которые исключат неприятные ощущения у ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. И если однажды малыш был чем-то огорчен, то в дальнейшем будет к этому относиться негативно (плотно сжимать губы при виде ложки, хотя и хочет есть, кричать во время умывания или купания).
3. При введении чего-то нового (новой пищи) приучать следует к ним постепенно.
4. Начинать режимный процесс следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии. Ничегонельзя делать в момент плача, возбуждения малыша.
5. С первых месяцев жизни малыша все свои действия, а затем и ребенка взрослый сопровождает соответствующими словами. Это настраивает ребенка на предстоящее, вызывает к нему интерес.
8. Во время каждого режимного процесса необходимо привлекать детей к активному участию в посильном для них деле. Это создает положительное эмоциональное отношение к происходящему, способствует формированию навыков самообслуживания.
10. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку, методики организации режимных процессов и единство методических приемов со стороны всех взрослых, причастных к воспитанию малыша.
| Приложение 4 (пример консультации психолога)
Консультация по теме:
Сенсомоторное развитие: игры-занятия
для детей второго и третьего года жизни
| Венгер Л. А. утверждает, что «сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п.». С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Венгер считает, что важно иметь в виду значение высокого уровня сенсорного развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности: «Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства».
Ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Задача взрослых — выявить их и своевременно спс ствовать их дальнейшему развитию. Именно сенсорное развитие имеет важнейшее значен» для полноценного психического развития детей раннего дошкольного возраста, т. к. это время наиболее благощ ятно для развития и совершенствования деятельности орг нов чувств, накопления разнообразных представлений окружающем мире. Сенсорное развитие на первом гол жизни служит основой для формирования всех линий развития ребенка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание.
Начиная осваивать разнообразные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.), ребенок сталкивается с необходимостью освоения внешних свойств предметов, их учета и адекватного использования. Так, для того чтобы добиться в рисунке сходства с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца co свойствами имеющегося материала.
Формирование представлений о явлениях живой и неживой природы также требует умения ориентироваться во внешних свойствах предметов. При знакомстве с родным языком и освоением грамоты большую роль играет фонематический слух (точное дифференцирование речевых звуков) и зрительное восприятие начертания букв. Основой для формирования математических представлений является знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, умение сравнивать объекты по величине. Такие свойства восприятия, как гибкость и точность определяют успешность обучения ребенка в школе.
Сущность сенсорного воспитания ребенка заключается: в целенаправленном педагогическом руководстве сенсорным развитием и освоением сенсорной культуры человечества в противовес стихийному, обеспечивающему лишь поверхностные и неполноценные представления.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуко-высотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии. Но нельзя однозначно понимать сенсорное воспитание как процесс усвоения сенсорных эталонов. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
Несомненно, что форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Кроме того, обязательным является и сенсорное воспитание в области слухового восприятия, которое является составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.
|
На первом году жизни сенсорное воспитание является основным видом воспитания вообще. Своевременный приток новых ярких впечатлений является необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для общего нормального развития, как физического, так и психического. Известно, что в условиях ограниченности впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голе ведущий к значительным задержкам общего развития.
С 2,5—3 до 5—6 месяцев происходит интенсивное накопление и развитие сенсорных впечатлений на основе осязания. Развитие движений руки позволяет ребенку сочетать их со зрительным восприятием. Вначале ребенок только осваивает предметы (распашонку, собственные руки и т. п.), видя их. А потом учится направлять руки в сторону интересующего его предмета, схватывать и удерживать его.
В возрасте от 2,5—3 до 5—6 месяцев любимым занятие малышей является рассматривание разнообразных цветных сочетаний на коврах, шторах. Сенсорное развитие ребенка от 5—6 до 9—10 месяцев характеризуется повышенным вниманием к предметам, находящимся на разном расстоянии от него. Это объясняется новыми возможностями в овладении пространством, так как в этом возрасте малыш начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать.
С развитием умения вставать, младенец тянется вверх: различными предметами, с большим удовольствием бросает или сталкивает игрушку вниз, прислушивается к тому как игрушка стучит, ударяясь об пол, наблюдает, как она откатывается, и т. д.
С 9—10 месяцев и до года ребенок проявляет все больше самостоятельности при исследовании игрушек и предметов, сравнивает величины предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки и подходящие емкости.
Для развития восприятия очень важен факт узнавания исчезнувших на его глазах и появившихся вновь предметов, что и проявляется в действиях по вкладыванию и выниманию предметов, проталкиванию их в отверстия коробки, в игре в прятки и т. п.
Уже к первому году жизни у малыша складываются целостные впечатления о предметах, наиболее часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.
Упорядочению сенсорного опыта в значительной мере способствует развитие понимания речи. Ребенок по просьбе взрослого находит среди игрушек большой и маленький мяч, разные машины, куклы и т. п., узнает и показывает близких взрослых, домашних животных.
Основная задача сенсорного воспитания ребенка первого года жизни состоит в предоставлении ему достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. С момента формирования хватательных движений к этой задаче присоединяется еще одна - развитие умения приспосабливать хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).
На втором-третьем году жизни происходит усложнение задач сенсорного воспитания. Начинается постепенное накопление ребенком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. А это значит, что следует знакомить его со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями — хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.
В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие в значительной мере осуществлялось в процессе хватания предметов и манипулирования ими, наиболее интенсивно формировалось восприятие их величины и формы. Многократные уподобления положения руки величине и форме предметов при их схватывании, удерживании и манипулировании ими позволяют ребенку все более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия.
Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением функциями сравнения и сопоставления.
Характерной чертой сенсорного развития в период от полутора до двух лет является опредмеченность восприятия, выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не рядов основных сенсорных эталонов.
Развитие предметных действий осуществляется путем примеривания и многократного сравнения величины, формы и цвета предметов. Ярко это проявляется при действиях ребенка с пирамидками, матрешками, грибочками, т. е. с игрушками, которые разбираются. Первоначально сравнение является приблизительным: ребенок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако в возрасте 1 года 9 месяцев — 1 года 10 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается. Происходит переход к зрительному восприятию.
На втором году жизни интенсивно развивается как зрительное, так и слуховое восприятие. Значение имеет развитие фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения окружающими. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Павлова Л. Н. предлагает систему работы, по которой обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме, путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.
Основным методом организации игр-занятий, в этой системе, является пробуждение интереса к игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего изготовленным из дерева (матрешки, большие и маленькие пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика - к концу второго года жизни). Считается, что именно деревянные игрушки нужны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для детей раннего возраста.
Детям нужно предоставлять возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений, обращать их внимание на листья деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игру красок, затейливые узоры мороза на окнах, яркие краски осенних ковров в садах и др.). На втором голу жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т. д. Использование опредмеченных слов-названий помогает углублению вое приятия формы. Венгер Л. А. отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребенком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что лети перестают обращать внимание на другие их разновидности. Результатом такого обучения является возникновение ошибок восприятия. Главное, на что следует обращать снимание, это чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с детьми, должен употреблять названия форм и цветов, но не требовать этого обязательно от детей. Для дошкольников достаточно, если дети научатся правильно понимать смысл слов «форма», «цвет», «такой же». Исключение может составить ознакомление с эталонами величины, которая не имеет абсолютного значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность вставляет необходимость учета свойств отображаемых волей и используемого материала. Поэтому необходимо доживаться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. При осуществлении систематического сенсорного воспитания к трем годам завершается подготовительный этап и начинается организация усвоения сенсорной культуры. С 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.). Хроматические цвета делятся на две группы — теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность; Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность — степень его чистоты, т. е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.
|
|
|