Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятия и виды хозяйственно-правовых конфликтов.

34. Понятия ответственности и санкции в хозяйственных правоотношениях. Нормы права должны быть снабжены инструментом, побуждающим субъектов действовать в соответствии с законом, а в случае отклонения от предписанного - подвергать участников правоотношений неблагоприятным последствиям. Это воздействие может иметь различный характер. К участникам предпринимательских правоотношений применяются различные меры воздействия:

а) оперативные санкции, влекущие неблагоприятные последствия, но не затрагивающие имущественную базу ведения предпринимат. деятельности; б) меры имущественной ответственности; в) личная предпринимат. ответственность, влияющая на правоспособность лиц;

г) иные санкции (меры защиты). Санкции можно определить как любые неблагоприятные последствия, которые наступают в случае нарушения требований, предъявляемых к предпринимателям государством, а также на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами договорных обязательств. Предпринимательская (хозяйственная) ответственность - это вид санкции, заключающийся в лишении правонарушителя имущества (изъятии его в пользу кредитора в обязательстве, в пользу государства в хозяйственно-управленческих отношениях), а также в прекращении или ограничении права на осуществление предпринимат. деятельности либо временном запрете деятельности, принудительной реорганизации либо ликвидации хозяйствующего субъекта. Применение мер ответственности способно существенно изменить имущественную базу предпринимат. деятельности, ограничить право лица заниматься предпринимат. деятельностью, а значит, невозможность в течение некоторого промежутка времени получать доходы от определенной деятельности. Имущественная ответственность конструируется как дополнительная обязанность перед государством либо путем присоединения к основному обязательству должника перед кредитором дополнительного обязательства. Например, в случае невыполнения обязанности, возложенной предписанием антимонопольного органа на хозяйствующий субъект, действия которого были признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, полученные им доходы подлежат взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Кроме этого, с нарушителя может быть взыскан штраф за невыполнение предписания, предусмотренный КоАП РФ. Меры ответственности применяются, как правило, в судебном порядке либо компетентными органами государственной (исполнительной) власти с возможным последующим обжалованием принятого решения в суд, а оперативные санкции применяет сама сторона в правоотношении, при этом другая сторона также имеет право судебного обжалования принятых по отношению к ней мер.



35. Правовые формы и виды воздействия государства на предпринимательскую деятельность.Государственное регулирование предпринимат. деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия НПА, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законода-ства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Гос. регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Правовыми формами гос. воздействия на экономику являются НПА (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта. Например, законода-ство о лицензировании касается любого субъекта, желающего заняться лицензируемым видом деятельности, а решение органа гос. власти о выдаче лицензии - адресовано конкретному хозяйствующему субъекту, имея для него значение юр. факта. Среди актов ненормативного характера можно выделить: 1) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним, в частности, относятся: а) акты регистрации - юр. лиц и индивидуальных предпринимат., - прав на недвижимость и сделок с ней; б) акты-разрешения

(решение о выдаче лицензии), на основе которой возникает право заниматься лицензируемым видом деятельности. Например, при введении ограничений на ввоз или вывоз определенных товаров их экспорт или импорт в рамках этих ограничений осуществляются на основании лицензии; - лицензии на право разработки недр и прочие разрешения; в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий. Например, совершение сделок согласно закона "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках", требует предварительного согласия антимонопольного органа. Получение согласия - условие действительности совершаемых сделок. г) В государственном и муниципальном секторах экономики применяются и акты директивного характера в отношении унитарных предприятий: - акты планирования. Например, собственник в лице компетентного органа доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госуда-нных или муниципальных нужд; - акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения; 2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности. Ненормативные акты гос. органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арб. судом недействительными.

36. Компетенция федерального антимонопольного органа власти.Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию НПА, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законода-ства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Положение и правовой статус антимонопольного органа в системе федеральных органов исполнительной власти определены Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти", а также Положением о Федеральной антимонопольной службе

(утв. постановлением Правительства РФ).

Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство РФ.

В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, федер. конституционными законами, ФЗ, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также Положением о ФАС. Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федер. органами исполнительной власти, Центральным банком РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

ФАС с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы; применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юр. лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

 

37. Понятие доминирующего положения на рынке и его носители.Доминирующее положение на товарном рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Признаки доминирующего положения: 1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, т.е российских и иностранных коммерческих организаций, их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей.

2. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров. Товар - это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена.

3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке. С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

4. Качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

5. Количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара

6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

 

38. Понятие и признаки монополистической деятельности на товарном рынке.Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законода-ством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федер. законами монополистической деятельностью. Монополистическая деятельность является противоправным поведением субъектов и рассматривается как правонарушение. Для характеристики правонарушения теорией права выработана категория

юр. состава правонарушения, который следует раскрыть применительно к монополистической деятельности. Объектом данного правонарушения являются охраняемые нормами антимонопольного законода-ства конкурентные правоотношения. При этом недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите.

С объективной стороны монополистическая деятельность характеризуется как противоправное деяние, выраженное в активном (действие) или пассивном (бездействие) поведении. Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц. Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины, поскольку законодательное определение содержит указание на направленность (цель) такого противоправного поведения.

Признаки монополистической деятельности:*противоправность, так как она в любой форме запрещена законода-ством под угрозой применения различных видов юр. ответственности;

*проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия; *антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке;*наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования); *наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям.

Законом о конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующими субъектами.

Также запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): - установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; - изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и т.д.

39. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции.Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимат. деятельности, противоречат законода-ству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки др. хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. (ФЗ «О защите конкуренции»).

В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им - их права защищаются потребительским законода-ством.

Согласно Парижской Конвенции по охране промышленной собственности -*недобросовестная конкуренция - это правонарушение, которое посягает на правопорядок в сфере предпринимательства, нарушая запрет, установленный Конституцией.

Признаки недобросовестной конкуренции: 1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.

2. Данные действия будут рассматриваться как правонаруше­ния, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

3. Целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательский деятельности;

4. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

40. Правовое регулирование пресечения антиконкурентной деятельности на финансовых рынках.Финансовая услуга – деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юр. и физ. лиц.В состав антимонопольного законода-ства входит ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее – Закон о финансовом рынке). Этот нормативный акт регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке:- банковских услуг;- страховых;

- услуг по негосударственному пенсионному обеспечению;- ценных бумаг;- лизинговых услуг.

Закон устанавливает запрет на монополистическую деятельность, устанавливает и определяет формы проявления. Монополистическую деятельность на рынке финансовых услуг можно разделить на 2 вида: *1) злоупотребление со стороны финансовой организации своим доминирующим положением. Доминирующее положение финансовой организации определяется антимонопольным органом. Постановлением Правительства РФ утверждена Методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций.

Доминирующее положение определяется в границах рынка предоставления услуги, независимо от места нахождения финансовой организации. Перечень отдельных составов рассматриваемого правонарушения, приведенный в Закона о финансовом рынке, не является исчерпывающим;

*2) соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию. Названным Законом не допускается заключение соглашений или осуществление согласованных действий финансовых организаций между собой либо с федер. органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юр. лицами, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Такие соглашения могут быть направлены на установление и поддержание цен.

В качестве исключения Закон допускает соглашения или согласованные действия финансовых организаций:*- с Центральным банком РФ; *- в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- заключаемые в целях унификации стандартов деятельности, проведения совместных научных исследований и разработок, закупки технических средств, использования единых программных и технических информационных средств.

В качестве правонарушения на рынке финансовых услуг законодатель рассматривает осуществление недобросовестной конкуренции. Указанный Закон устанавливает меры, направленные не только на пресечение нарушений антимонопольного законодательства, но и на недопущение монополизации финансовых рынков. Для этого осуществляется гос. контроль за концентрацией капитала. Для осуществления гос. политики по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг, Законом о финансовом рынке определены задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного органа.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.