Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Политическая мысль Казахстана 20 века.

Политико-правовые воззрения Юсуфа Баласагунcкого.

В Х-ХП вв. общественно-политическая, экономическая, духовная жизнь народов Казахстана и Средней Азии характеризуется тем, что в этот период на основе живших в регионе народов стали формироваться современные тюркские нации. Иноземное (арабское, китайское, иранское) влияние значительно ослабло. Власть перешла к местной аристократии. В это время в регионе стали развиваться государственность, законодательство, местные языки, культура. Повсеместно утвердилась мусульманская религия, принесенная арабами, но государственными стали тюркские языки, получившие бурное развитие. В XI веке появилось величайшее произведения сред-

невековья, написанное на общетюркском языке в Кашгаре: «Кутадгу били к» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагунского. Это произведение носит энциклопедический характер. Основное внимание в «Кутадгу билик» уделено проблемам государственного управления, идеологии, личных качеств правителей. Поэма Юсуфа Баласагунекого «Благодатное знание» является также и своеобразным воспитательным и идеологическим документом, сыгравшем определенную роль в становлении государственности тюркских народов средневековья. Поэма свидетельствует о сложности экономической, общественно-политической и духовной жизни того времени. Многие фразы, пословицы и поговорки, встречающиеся в поэме, до сих пор сохранены и в современном казахском языке, предки которого являются активными участниками тысячелетней истории региона.

Юсуф Баласагуни предостерегает начальников всех рангов от жестокого, как он говорит «небрежного» отноше-



ния к общечеловеческим ценностям, от чего погибло не только множество народа, но и самих руководителей, и призывает их быть «осторожными», т.е. чуткими, человечными. Для самых непонимающих и самонадеянных правителей, чувствующих себя полновластными хозяевами, не признающих никаких иных авторитетов и человеческих ценностей, Юсуф вводит напоминание о возможности лишения покоя и на земле, и в потусторонней жизни. Юсуф Баласагунский обращается и к руководителям отдельных регионов, племен - к бекам, с требованием о бесконечном совершенстве как своей личности, так и способов правления людьми, каждый из которых не похож на другого.

В этой средневековой поэме встречаются четко сформулированные идеи построения правового государства, в

котором основную роль должен играть закон, а не прихоть начальников. При этом государственному деятелю наградой будет не материальное поощрение, а духовное – доброе имя, сохраненное народом.

Правовые системы на территории Казахстана в 19 веке.

19 век составляет сложный период развития права, столкновения и утверждения различных правовых систем в Казахстане. Это столетие, отставившее значительное количество юридических, исторических, литературных памятников, явилось как бы переходной эпохой восстановления прямых связей с Россией и

непосредственных контактов с Европой.

В первой половине 19 века со стороны царской России были предприняты шаги по изменению государственности «киргиз-кайсаков». С этого времени началась длительная эпоха почти беспрерывных «перестроек» государственной системы, уклада экономики, национального состава народа Казахстана, правовых норм и отношений. В середине 19 века обычаи и правовые нормы казахского народа отбирались сообразно с интересами колониальной политики. Царские чиновники часто выдавали древние обычаи за современные правила адата, отбирали сведения у мусульманских мулл, у казиев, судивших только по шариату и выдавали нормы шариата за правила казахского обычного права. Причем наименее консервативным оказалось обычное право, которое к началу 20 века представляло собой своеобразное смешение норм древнейшего и современного законодательства, религиозных и языческих требований.

Образцом народного судьи (бия) середины и второй половины19 века является Кунанбай Ускенбаев, отец Абая Кунанбаева. Но у Кунанбая можно было чётко просмотреть иерархию и взаимосвязь правовых систем в северо-восточной, граничащей с Россией, части Казахстана в середине 19 века. С продвижением России вглубь Средней Азии подобное сочетание различных правовых систем стало характерным для всей территории Казахстана. Но доминирующую роль во внутренних взаимоотношениях казахского народа играло обычное право.

Политическая мысль Казахстана 20 века.

К началу XX в. территория Казахстана состояла из областей: Сырдарьинской и Семиреченской (Туркестанское генерал-губернаторство, центр - г. Ташкент); Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской (Степное ген.-губернаторство, центр - г. Омск); Мангышлак - Закаспийской обл.; Внутренняя (Букеевская) Орда (в Астраханской губ.).

Дальнейшее усиление колонизации Казахстана связано с проникновением в Казахстан капиталистических отношений. Отмечается резкое классовое расслоение в ауле, обнищание масс, уход их на промышленные предприятия, растет движение против колониального, социального гнета. Характерна стихийность, разрозненность выступлений. В 1905-1907 гг. возникают организации социал-демократических групп(в основном при помощи политических ссыльных). В 1907 г. начала осуществляется "Столыпинская реформа", а также был принят "Закон о выборах в Государственную Думу", лишивший избирательных прав народы Сибири, Средней Азии, Казахстана. Происходят усиление процесса переселения крестьян из европейской России на окраины в целях решения земельной проблемы в центре; изъятие пастбищных земель у кочевых скотоводческих хозяйств (к 1917 г. изъято более 40 млн. десятин). Колониальный гнет тяжело отразился на положении казахского народа. Увеличение налогов, повинностей, изъятие земель приводит к обострению внутренних противоречий в казахском ауле, кризису скотоводства.

Социально-экономические условия вели к росту национального движения. В борьбу за лидерство вступает традиционная элита и формирующаяся казахская интеллигенция.

Война 1916 г. завершает национально-освободительное движение казахов в составе Российской империи. Победа февральской революции в России (27 февраля) привела к свержению власти царизма. В стране установилась двоевластие. Власть пролетариата и крестьянства в лице Советов рабочих и солдатских депутатов и власть буржуазии и помещиков в лице Временного правительства.

После свержения царизма в Казахстане начали создаваться Советы рабочих и солдатских депутатов. Наряду с Советами, были созданы и органы буржуазной власти.

Победа Февральской революции и развитие революционного движения между февралем и октябрем 1917 г. способствовали тому, что различные слои казахского общества также активно потянулись к политике, стали создавать различные политические, профессиональные и молодежные организации. В процессе роста революционного движения и усиления классовой дифференциации, они подошли вплотную к решению задач классового, социального и политического значения.

В промежутке с конца октября 1917 г. до марта 1918 г. Советская власть была установлена главным образом в городах и других наиболее крупных населенных пунктах Казахстана. В основной массе аулов и сел Казахстана процесс установления Советской власти продолжался вплоть до начала гражданской. Конец 20-х - 30-х годов отмечен ростом волны крестьянских выступлений против насильственной коллективизации, которая привела к массовой гибели людей, вошедшей в историю под названием "Казахстанская трагедия".

С 50-х по 80-е гг. происходит борьба между партийно-государственной бюрократией и народом. Рассматриваемое 30-летие характеризуется наступлением на бюрократию ("Хрущевская оттепель") и наступлением бюрократии (Л.И. Брежнев, К.У. Черненко), приведшей к застою и стагнации казахстанского общества.

У части политического руководства страны сложилось понимание необходимости глубоких преобразований с целью преодоления негативных явлений в развитии СССР.

В стране стала складываться новая политическая атмосфера. Возникли многочисленные и неоднозначные общественные движения, неформальные организации, сложились предпосылки перехода к многопартийности. На всевозможных митингах, демонстрациях, в клубах избирателей, обсуждались острые вопросы повседневной жизни, актуальные проблемы развития страны.

16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.

4. Особенности и основные направления политической мысли Казахстана в современных условиях. В настоящее время Казахстан придерживается разновекторного внешнеполитического курса. Геополитическое положение Республики, экономические и военно-политические интересы определили место Казахстана в системе международных отношений как государства, заинтересованного в создании с сопредельными странами взаимоотношений добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности. Конфедерация с Россией на первых этапах суверенного "плавания" Казахстана рассматривалась как один из наиболее реальных вариантов выхода из кризиса. Это было обусловлено политическим и экономическим потенциалом, общностью геополитических интересов двух стран. Но в этом случае отрицательную роль сыграли несколько факторов: нестабильная ситуация в социально-экономической и политической сфере России, а также амбиции многих политических деятелей, имевшие место в то время в республиках бывшего СССР.

Путь, связанный с обретением суверенитета стал наиболее приемлемым, так как самостоятельность не накладывает ответственности и позволяет выбрать то направление, которое выгодно в данное время в данном месте. Однако и здесь имеют место свои "но": самостоятельность государства автоматически отстраняет его от других государств, что делает его уязвимым как в политическом, экономическом так и военном отношении.

В результате вышерассмотренных перспектив Казахстан выбрал суверенитет, опирающийся на многовекторность внешнеполитического курса, который означает взаимовыгодное сотрудничество с сопредельными странами, государствами-членами СНГ, а также с ведущими странами Запада, Азии и Ближнего Востока. В связи с постоянно меняющейся внешнеполитической конъюнктурой в регионе Казахстан уже не может находиться в стороне от межгосударственных столкновений, которые происходят в Центральной Азии.

Укрепление связей внутри государств-членов СНГ соответствует стратегическим и геополитическим интересам Казахстана как государства с большой площадью, малым количеством населения и значительными запасами полезных ископаемых.

Контрольные вопросы: [1,6]

 

Как характеризуется общественно-политическая, экономическая, духовная жизнь народов Казахстана и Средней Азии в Х-ХП вв ?

Поэма Юсуфа Баласагунекого «Благодатное знание».

Предостережение Юсуфа Баласагуни ?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.