Изучение особенностей образа «Я»
Даниленко А.В.
Кандидат психологических наук, доцент
+375 297923465
Кафедра психологии, старый корпус, ауд.207
Форма отчёта
Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:
1) название задания;
2) цель задания, краткое описание методики исследования;
3) анализ полученных результатов;
4) выводы по заданию – анализ достигнутой цели;
5) общий выводс рефлексией своей деятельности как практиканта.
6) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований, бланки опроса скрепляются в отдельный файл в конце отчета.
Требования по оформлению отчёта
Отчёт оформляется в отдельной тонкой папке с файлами, на листах А4 и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки (в течение 3 дней после окончания практики).
Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ
по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________
_____________________________________факультета________курса
Форма обучения (очная, заочная)_______________________________
Место прохождения практики _________________________________
(район, школа, класс)
Сроки практики ________________________
Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________
20___г.
ЗАДАНИЕ
Выполните задание, опишите результаты, сделайте выводы по заданию и в целом по практике (с анализом своей деятельности, что понравилось, а что нет, чего удалось достичь, а чего нет, по каким причинам, что хотелось бы изменить или усовершенствовать). Бланки ответов прилагаются к отчету в отдельном файле.
Изучение личности учащихся
Личность – психическое новообразование индивида, приобретаемое им в общении и в совместной с другими людьми деятельности. Личность обнаруживает себя в качественно новом уровне саморегуляции. Этот новый уровень саморегуляции позволяет человеку осознавать собственную систему мотивационных образований и преднамеренно воздействовать на нее в соответствии с теми ценностями и личностными смыслами, которые были присвоены субъектом. В структуру личности входят потребностно-мотивационная сфера и самосознание (или образ-Я). В эмоционально-волевых процессах раскрывается динамика функционирования личности.
Изучение особенностей образа «Я»
Цель: Изучить различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным» у двух учащихся старших классов с высокой и низкой успеваемостью.
«Я-концепция» в психологии понимается как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими и относится к самому себе. Люди склонны рассматривать себя такими, какими являются в реальности, какими могли бы быть в идеале, в динамике, в глазах других людей и т.п. Соответственно различаются образы Я-реального, Я-идеального, Я-фантастического, Я-должного и т.д. Каждый такой образ формирует своеобразную когнитивную схему. Особый интерес представляет соотношение Я-реального и Я-идеального, часто определяющее проблемное поле человека. Так, большие различия между идеальным и реальным Я ведут к печали и депрессии.
По мере накопления человеком некоторой суммы представлений о себе и об окружающем мире «Я-концепция» стабилизируется, и человек в большей степени начинает полагаться на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в опыте.
В «Я-концепции» можно выделить ядро, к которому относятся те элементы, свойства, качества, социальные роли, которые оцениваются как субъективно значимые. В качестве таковых могут выступать внешний облик в целом, интеллект, положение в обществе, материальные возможности и т.д. Если человек чувствителен к своей внешности, любое критическое замечание в её адрес может вызвать болезненную реакцию. Если моральное Я находится на периферии, любое взывание к совести не будет услышано.
Человек стремится сохранить стабильность в своих ориентирах. Для этого используется механизм социально-психологической самозащиты, который выражается в избирательном отношении личности к поступающей информации о своём «Я».
Содержание задания. С двумя учащимися класса, различающимися по успеваемости (или дисциплине), проводится исследование различий между их Я-реальным и Я-идеальным» с целью установления связи между уровнем успеваемости и представлениями учащихся о себе. Результаты теста соотносятся с реальным поведением и успеваемостью учащихся, высказываются предположения о возможных причинах проблем школьников, предлагаются варианты оказания помощи.
Процедура исследования. Исследование проводится с каждым испытуемым отдельно. Ученику предлагают бланки с утверждениями и просят их заполнить. Исследователь предварительно знакомится с содержанием бланков для того, чтобы помочь ученику их заполнить и обсудить с ним полученные результаты.
Тест различий между Я-идеальным и Я-реальным
Инструкция испытуемому:
Первой задачей является определение того, каким Вы видите себя. Для этого:
1. Прочтите приводимые ниже 50 утверждений, мысленно отмечая те из них, которые Вы считаете наиболее и наименее характерными для себя.
2. Проставьте в первой колонке, обозначенной реальное Я, по 1 баллу пяти максимально присущим Вам сегодня характеристикам.
3. В этой же колонке проставьте по 5 баллов пяти минимально присущим Вам сегодня характеристикам.
4. В этой же колонке проставьте по 2 балла 12 не совсем присущим Вам сегодня характеристикам.
5. В этой же колонке проставьте по 4 балла 12 не совсем неприсущим Вам сегодня характеристикам.
6. Это позволит Вам избавиться от 16 (оставшихся) не очень характерных и нехарактерных для Вас характеристик. Присвойте им по 3 балла.
7. Проверьте степень Вашей уверенности в вынесенных оценках.
Второй задачей является определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя:
8. Полоской бумаги закройте колонку реального Я, чтобы она не оказывала влияния на Ваши последующие решения.
9. Повторите шаги 1–7 в отношении Вашего идеального Я – того, каким бы Вы хотели стать. Поместите Ваши оценки в колонку «идеального Я».
Третьей задачей является определение степени различий между Я-реальным и Я-идеальным:
10. Подсчитайте разницу между количественными выражениями Ваших реальных и идеальных представлений.
11. Суммируйте разницу всех 50 характеристик. Чем больше разница между Я-реальным и Я-идеальным, тем больше, по всей вероятности, Ваша неудовлетворённость самим собой.
12. Постарайтесь запомнить те характеристики, по которым эта разница составляет 4 балла. Вероятно, это именно те плоскости Вашего Я, по которым Вы максимально не удовлетворены самим собой. Это и есть пути Вашего самосовершенствования.
Реальное
Я
| Идеальное
Я
| №
п/п
| Характеристики
|
|
|
| Я приятный человек
|
|
|
| У меня обманчивый внешний вид
|
|
|
| Я часто чувствую себя униженным
|
|
|
| Я совершенно спокоен и ничто не беспокоит меня
|
|
|
| Я трудолюбивый человек
|
|
|
| Я интеллигентный человек
|
|
|
| Я испытываю чувство безнадёжности
|
|
|
| Мне трудно контролировать свою агрессивность
|
|
|
| Я самоуверен
|
|
|
| Я понимаю себя
|
|
|
| Я общительный человек
|
|
|
| Я обычно насторожен к тем, кто проявляет большую дружелюбность, чем я ожидаю
|
|
|
| Обычно я ощущаю себя ведомым
|
|
|
| Я удовлетворён собой
|
|
|
| Решения, которые я принимаю, не являются моими
|
|
|
| Я напористый
|
|
|
| Я враждебный человек
|
|
|
| Я инициативен
|
|
|
| Я честолюбивый
|
|
|
| Я чувствую себя апатичным
|
|
|
| Я не доверяю своим эмоциям
|
|
|
| Я толерантен
|
|
|
| Я рациональный человек
|
|
|
| Я уравновешен
|
|
|
| Я чувствую себя не разбирающимся в происходящем
|
|
|
| Я стараюсь не задумываться над своими проблемами
|
|
|
| Я удовлетворён
|
|
|
| Я не один такой. Ничто не по мне
|
|
|
| Я презираю себя
|
|
|
| Я привлекателен
|
|
|
| Я не уважаю себя
|
|
|
| Я нравлюсь большинству людей, которые знают меня
|
|
|
| Я боюсь полного разногласия с людьми
|
|
|
| Я прихожу в замешательство
|
|
|
| Я неудачник
|
|
|
| Самое трудное сражение у меня с самим собой
|
|
|
| Обычно я строю доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми
|
|
|
| Я с ужасом ожидаю неудачи в отношении всего, к чему стремлюсь
|
|
|
| Мне обычно нравятся все люди
|
|
|
| Для меня не существует проблемы контроля над собой
|
|
|
| Я на самом деле обеспокоен
|
|
|
| Я чувствую себя незащищённым
|
|
|
| Я защищаю себя, стараясь найти оправдания
|
|
|
| Я ответственный человек
|
|
|
| Я ненадёжен
|
|
|
| У меня тёплые эмоциональные отношения с другими
|
|
|
| Я никчемный человек
|
|
|
| Причина моих тревог я сам
|
|
|
| Я предъявляю строгие требования к себе
|
|
|
| У меня не много ценностей и стандартов к себе
|
|