Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ИТОГИ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ

ЕВРОПЫ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

ТЕМА11.

АГРАРНЫЕ ПОРЯДКИ.

Средневековье опиралось на сельский мир. Деревня тогда, по замечанию К.Маркса, "являлась отправной точкой истории"[123]. Прежде всего это относится к варварской Европе, где иных форм жизни, кроме аграрных, не было. Все варвары, по сути, были крестьянами, ибо их повседневное существование определялось, прежде всего, добычей средств существования. Сложившееся в процессе распада первобытности феодальное общество также основывалось на сельском хозяйстве. Земля оставалась единственным источником существования всех общественных слоев, а крестьяне составляли подавляющее большинство населения.

Состояние источников долгое время затрудняло изучение средневековой деревни из-за неграмотности большинства ее жителей, не оставивших о себе почти никаких письменных свидетельств. "Безмолвное большинство" (Л.Уайт) средневековья мало интересовало и более образованных людей того времени. По словам российского медиевиста П.Ш.Габдрахманова, средневековые хроники и другие исторические сочинения "не видят" крестьян, кроме тех случаев, когда те начинали бунтовать. В описаниях, счетах, крестьяне показаны как бы "со спины, согбенными, или в работе"[124]. А если кто и сочувствовал крестьянам, чаще - клирики, помнившие свое деревенское происхождение, то из под их пера обычно выходили стандартные сетования: "за какие же грехи такая жизнь?". Особенно скудны сведения о повседневной жизни крестьянства - столь рутинного и неинтересного для современников, что оно не привлекало внимания средневековых книжников. Комплексные исследования, опирающиеся на сочетание анализа письменных данных с археологическими, историко-географическими, демографическими, антропологическими и естественнонаучными, позволили в наше время лучше понять жизнь раннесредневековых крестьян и происходившие в деревне процессы.



 

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ.

ПРИРОДА И КЛИМАТ. Жизнь крестьян более всех остальных связана с природной средой, ландшафтами, погодой, которые определяли и места проживания, и формы хозяйственной деятельности, и бытовые условия, и типы поведения людей.

В средневековой Европе происходили периодические изменения климатических эпох, существенно повлиявшие на историю деревни. Начало средневековья - V-середина VIII в. - отмечено существенным, радикальным похолоданием в Северном полушарии, во время которого замерзало даже Адриатическое море, а летом отмечались массовые засухи. Это был, как известно, период массовой хозяйственной и политической деградации Западной Европы. С середины VIII в. начинается потепление, продлившееся, в целом, до конца ХIII в. Самыми теплыми были ХI-ХII вв. - наиболее теплое время за последние две тысячи лет.

Среди других природных факторов следует отметить известную мягкость западноевропейского климата из-за близости Атлантики. В результате зимы там обычно недолгие, что увеличивало время для сельскохозяйственных работ. Почвы, за исключением Британии и Скандинавии - плодородные, причем в большей степени, чем востоке континента (кроме причерноморских черноземов).

РАССЕЛЕНИЕ. В раннем средневековье сохранялась древняя традиция расселения – по берегам водоемов, прежде всего – рек. В варварской Европе это обуславливалось, помимо удобного доступа к воде и путям сообщений, сплошной лесистостью на огромных территориях. Лишь в Галлии римляне частично свели леса под пашни. От Рейна же и далее на восток простирались девственные леса, свободными от которых были обычно лишь речные долины, где и располагались древние очаги земледелия. Там же были и пастбища. Деревни сгустками, скоплениями располагались в этих безлесых оазисах–ячейках (М.Блок), которые, по замечанию немецкого археолога В.Янссена, как–бы ”обнимали” леса.

Вспомним, что расселявшись в Галлии, германцы прежде всего осваивали привычные для себя речные долины, тогда как галло–римляне жили на водоразделах и возвышенностях. Такая традиция - селиться у воды - преобладала в размещении раннесредневековых деревень. С IХ–Х вв. в условиях улучшения климата и хозяйственного оздоровления крестьяне начинают осваивать приречные возвышенности и водоразделы речных бассейнов. Это вызывалось, прежде всего, демографическими причинами – постепенный рост населения приводил к тому, что плотность населения в долинах начинала превышать их хозяйственные возможности. Но это происходило лишь в наиболее развитых регионах. Массовое освоение новых земель произошло позднее.

ВНЕШНИЙ ВИД ДЕРЕВЕНЬ. В раннем средневековье сосуществовали разные типы деревень: рядóвые (вдоль рек и дорог), круговые (от древнейших укрепленных поселений, нередко с оградой по периметру), с хаотичной застройкой (самые распространенные), среди которых, в зависимости от ландшафтов и форм крестьянского землепользования были скученные (с близко стоявшими жилищами) и распыленные (со свободно разбросанными усадьбами). Последние, как отмечалось, были характерны для имевших аллоды германцев. На конфигурацию и планировку поселений существенное влияние оказывал рельеф местности, ее водный и растительный режим, почвы. Крестьяне-земледельцы селились не обязательно среди самых плодородных земель. Главным критерием было удобство обработки, легкость почв.

Те же ландшафтные критерии определяли и размеры деревень, в которых редко бывало больше 10–15 домов. Были и поселки из нескольких дворов, и даже хутора. Позднее больше стало более крупных деревень, но большинство оставалось небольшими. Это было связано с обеспеченностью хозяйственными угодьями: размерами окрестных полей и пастбищ.

Жилища были небольшими, обычно площадью 9-16 кв.м и неразделенными на отдельные помещения. Как отмечалось, поначалу преобладали полуземлянки, но к началу II тыс. отмечается увеличение наземных домов. К наземным жилищам, особенно на севере, нередко пристраивали стойла для скота, а вход прикрывали сенями (нем. тамбур). В строительстве применяли камень и дерево. Последнее чаще - в восточных землях, где больше было строительного леса. Полы в раннее средневековье обычно были земляными. Их могли посыпать песком или трамбовать глиной. Глиной же обмазывали стены. Отапливались и освещались жилища обычно очагами. В более холодных северных и восточных землях рано появились и небольшие, примитивные каменные или глиняные печи. Утварь была самодельной и крайне простой. Наиболее сложными и дорогими были земледельческие орудия, которые примерно с VII-VIII вв. начали делать появлявшиеся профессиональные деревенские ремесленники-кузнецы.

ХОЗЯЙСТВО.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ,зерновое хозяйство является важнейшим показателем экономического развития деревни, ибо оно зависит и от степени развития животноводства (наличие рабочего скота, удобрений), и от уровня ремесла (сельскохозяйственный инвентарь). У европейских варваров, за исключением жителей высокогорных областей, земледелие как основа хозяйства сложилось еще в железном веке. Но в условиях отмеченной лесистости оно и в раннем средневековье оставалось первобытным, подсечно-огневым. В первые 2–3 года расчищенный участок, благодаря выжиганию сорняков и наличию золы давал очень высокий урожай. Но затем земля истощалась, и обычно после 6 лет использования участок забрасывали лет на 20–30, до подрастания нового леса. Однако, с ростом населения и нехваткой земли сроки перерывов стали сокращать, забрасываемый участок превращали в пастбище и не давали ему зарастать лесом, а через 3–10 лет вновь засевали. Так появился лесной перелог. Но если подсека позволяла обходиться лишь приспособлением для рыхления почвы, то перелог требовал более тщательной вспашки. Древнее пахотное орудие – рало стало совершенствоваться. На нем появляются приспособления для разрезания и отодвигания пласта. Это был шаг к плугу.

Из перелога возникает двухполье, при котором время отдыха участков сокращалось до 1 года. При двухполье ежегодно засевалась половина всей обрабатываемой земли. Двухполье известно у франков и в западногерманских землях с первых веков средневековья, а в VIII–Х вв. оно распространяется по всем германским землям и далее на восток, среди славян. Но, надо подчеркнуть, оно еще не вытеснило подсеку и перелог, сочетаясь с ними.

Важно, однако, что двухполье приучало крестьян к регулярному севообороту, из которого постепенно сложилась основа современного земледелия – трехполье. При нем все полевые угодья делились на три поля, на которых ежегодно чередовались озимые, яровые и пар[125]. Первые упоминания о регулярном трехполье относятся к IХ в. и содержатся в Полиптике Сен–Жерменского монастыря (близ Парижа). Постепенно зона применения трехполья расширялась. Но лишь к ХIII–ХIV вв. оно стало повсеместным. Хотя при расчистках методы подсеки применялись еще многие столетия.

Распространение паровой системы и, особенно, трехполья, требовало тщательной обработки почвы и потому было связано с совершенствованием земледельческих орудий, вело, как отмечалось, к их превращению из рыхлящих в переворачивающих почвенный пласт. Античное Средиземноморье знало плуг, в том числе и тяжелый, с колесным передком. Варвары пришли в средневековье с древним ралом, которое постепенно усовершенствовали, делали более удобным: оно не только рыхлило, но разрезало и сдвигало землю в сторону; увеличивалась глубина вспашки. При подсеке и перелоге большего и не было нужно. Но паровая система требовала переворачивания пласта (для лучшего измельчения и ликвидации сорняков). Так одновременно с появлением регулярного севооборота стали распространяться орудия с отвалами – плуги. Но до IХ–ХI вв. они были еще редки. Это были тяжелые, дорогие для крестьянского хозяйства орудия, требовавшие до нескольких пар волов[126].

Для заделывания семян в землю изначально применяли бороны-суковатки (еловые бревна с торчавшими сучьями), но в Западной Европе от римлян переняли и рамчатые бороны. Убирали урожай по-разному, от наиболее варварского вырывания стеблей из земли, срезания серпами только колосков, до выкашивания с помощью довольно рано появившихся на западе кос.

Среди земледельческих культур преобладали злаки. Известны бобовые. При подсеке ведущее место занимали ячмень и просо. При паровой системе более урожайной оказалась пшеница, позднее распространились овес, рожь. Урожайность в раннем средневековье была крайне низкой, при Каролингах она составляла САМ–1,5 или САМ–2.

Существовали огороды, которыми, как считают отдельные исследователи, может считаться любой возделанный участок у дома или внутри усадьбы. Причем высевать на них могли любые культуры. Садоводство было на крайне низком уровне и чаще - в хозяйствах феодалов и монастырях. Хотя основные фрукты, произрастающие теперь в Европе, были известны и тогда.

ЖИВОТНОВОДСТВО И ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Скот, даже крупный рогатый, был низкорослым, малопродуктивным, использовался, прежде всего, на мясо. Преобладали коровы и свиньи. Коровы до ХII-ХIII вв. рассматривались скорее как продолжательницы рода, нежели молочные животные. Поэтому зимой их кормили по минимуму и получали около 500 л молока в год, а масло до ХIII в. использовали лишь для смазки оружия. Лошади первоначально использовались только для передвижения, а в качестве тягловой силы - с IХ-Х вв. Известны козы и овцы, куры. Причем овцы ценились, прежде всего, за шерсть и молоко, а их мясо вообще иногда выбрасывали. Гуси и утки долгое время считались декоративными птицами и распространялись лишь в хозяйствах феодалов. С ХI в. в Европе распространились ослы.

Особенностью организации раннесредневекового скотоводства была их пастьба обычно без пастухов, когда, порой месяцами, хозяева могли не видеть своих животных, шедших за вожаком с колокольчиком[127].

Основные виды ремесел начали выделяться в деревне с VII-VIII вв., причем, прежде всего в видах, требовавших и специальных знаний, и оборудования, и времени, и наличия сырья. Такими стали металлургия и кузнечное дело. Остальные, необходимые в хозяйстве и быту вещи еще долго изготавливались самими крестьянами в рамках домашнего, то есть неспециализированного производства.

Роль рыболовства, охоты и других промыслов, распространенных издревле у людей, живущих в природном окружении и от ее даров, постепенно, с развитием феодальной собственности на землю, снижалась. Ибо землевладельцы стали ограничивать доступ крестьян в свои владения.

СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ.В раннее средневековье их существовало несколько. Наиболее распространенной на давно заселенных землях была система открытых полейс принудительным севооборотом, коллективным выпасом скота, наличием неподеленных угодий. При такой системе вся обрабатываемая земля одного селения делилась на несколько участков, в зависимости от условий местности. В каждом участке каждая семья имела свою долю[128]. Эти семейные доли располагались чересполосно, часто имели удлиненные формы (особенно с распространением плуга). После снятия урожая эти участки превращались в коллективные выпасы, что и требовало принудительного севооборота. Поэтому все семейные доли на участке засевались одинаковыми культурами и в одно время. В процессе феодализации среди таких долей-конов часто оказывались полоски господской земли - для удобства выполнения барщины. Наиболее распространенной такая система была в северной части Европы[129].

На юге была распространена средиземноморская система, отличавшаяся большей свободой для землевладельцев. Принудительного севооборота и других общинных обязанностей здесь не было и крестьянин на своем наделе мог сеять все, что угодно, и скот там пасти. Каждый надел имел постоянную изгородь. Такая система сложилась в результате восприятия варварами римских земледельческих и правовых норм.

В наиболее бедных северных землях и в горах существовала самая архаичная - атлантическая или кельтская система. Ее отличало преобладание пастбищ над полями и разделение последних на 2 части, одна из которых напоминала систему открытых полей, на другой крестьянин был более самостоятелен (обычно это были заимки где-нибудь в горах на клочке удобной земли, которая обрабатывалась часто в виде подсеки или перелога). В этой системе скотоводство играло часто ведущую роль.

 

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

СТАНОВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА.Появление севооборота, сначала нерегулярного (перелог), потом паровой системы (двух- и трехполье), выделение из деревенских жителей ремесленников, означало формирование из живших на земле людей профессионального сельскохозяйственного населения - крестьян. Их особый статус закреплялся и тем, что с превращением королевских дружин в постоянное войско и складыванием раннегосударственного административного аппарата крестьян все реже отвлекают на другие занятия (походы, участие в управлении). Существует точка зрения, что крестьянство стало формироваться, когда в варварских обществах наступило осознание того, что землю надо не завоевывать, в том числе и для пропитания (для чего древние германцы нападали на Рим), а возделывать. То есть формировалось иное отношение к земле и труду на ней (ценна только обработанная земля)[130]. Все это началось, как уже было рассмотрено, с VI-VII вв. Параллельно с этим происходило и формирование знати, что окончательно утвердило очередное разделение труда, теперь уже в раннесредневековой Европе, на крестьянский и административно-управленческий.

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНО-ЗАВИСИМОГО КРЕСТЬЯНСТВА.Оформление раннесредневековых европейских государств, расширение их функций, увеличение служилого слоя, превращавшегося в правящее сословие, оседание последнего на землю вели к постепенному подчинению полноправных свободных крестьян. Они оттеснялись не только от участия в управлении и военном деле, но и, как было показано выше, от безусловных ранее прав на свои земельные наделы. Теряя эти права, крестьяне оказывались и в различных формах личной зависимости от землевладельцев.

В разных регионах Европы превращение основной массы крестьян в зависимых имело хронологические особенности. На западе, в области германского расселения, где сформировалась община-марка с широкими правами на землю крестьян-аллодистов, процесс феодализации заключался в лишении крестьян их прав на аллод. Эти аллодисты превращались в держателей господских наделов с целым рядом повинностей. Во Франции свободных крестьян не осталось к Х в., в других странах Западной Европы - к ХI-ХII вв.[131] В Скандинавии, славянских землях, отчасти, в Византии, процесс закабаления свободных крестьян затянулся и на последующие века. Причем, на значительной части скандинавских территорий и в некоторых местах Европы, где не было крупных земледельческих массивов, и не сложились феодальные домены, крестьяне так и оставались свободными. У славян, где, как отмечалось, общинные связи были более сильными и не сформировались индивидуальные права на землю типа аллода, закабаление крестьян и сложение частнофеодального землевладения отмечено с начала II тыс. и происходило значительно медленнее. Таким образом, степень и интенсивность закабаления крестьян обуславливались темпами и характером складывания феодальной собственности на землю, что быстрее происходило в Западной Европе.

Превращение ранее свободных западноевропейских земледельцев в зависимых предопределило различные формы несвободы. Нередко, особенно в юридических источниках, по римской традиции всех поземельно и лично зависимых называли старым термином серв. При этом основой крепостничества на Западе была именно поземельная зависимость, а не собственность феодала на личность крестьянина (как, например, в позднефеодальной России).

Средневековые юристы различали личную, поземельную и судебную зависимость. Личная зависимость - от рабства (серв, посаженный на землю). Состоявший в ней не имел права передачи надела по наследству без большого взноса землевладельцу (сначала - натурального, затем - денежного[132]), платил поголовный налог как знак своего подчинения, не мог заключать брак с человеком другого сеньора без специального взноса[133]. Большинство других повинностей такого серва носили произвольный характер. Поземельная зависимость - от принадлежности сеньору крестьянского надела (как части сеньории). За это - несение повинностей, объем которых закреплялся традицией, занесенной в кадастр вотчины. Судебная зависимость - исходила из иммунитетных прав сеньора, которые часто выходили за пределы вотчины. Часто эта зависимость выражалась в том, что крестьянин подлежал высшему суду (убийства, разбой) у короля, среднему (основная масса уголовных преступлений) - сеньора, низшему (мелкие преступления гражданского характера) - у вассала. Такая иерархия особенно была характерна для Франции. Сюда входили и всевозможные платежи за пользование рынками, переправами, которые контролировали феодалы, а также баналитеты- обязанность выполнять определенные работы только на господских приспособлениях[134]. Собственно крепостничество - это сочетание всех трех видов зависимости и от одного феодала. Но в жизни чаще крестьянин имел отдельные обязанности, да еще от разных господ. Характерно, что повинности настолько закреплялись за наделом, что они сохранялись даже при попадании его дворянину. Но в этом случае сервильные повинности выполняли зависимые от благородного владельца люди.

Фиксированные повинности в средние века основывались на традиции, то есть определялись тем, что именно такие же работы и оброки выполняли отцы и деды зависимого крестьянина. Это приводило к неизменности, фиксированности ренты, что при благоприятных условиях позволяло крестьянам даже накапливать излишки. Но традиции, по выражению М.Блока, были обоюдоострым оружием, одинаково служившим и крестьянину, и феодалу, который мог настаивать на полной выплате ренты даже в условиях неурожая. Это, кстати, усиливало крестьянскую консолидацию для отстаивания их прав, что привело к упрочению до того довольно рыхлой общины.

Мы до сих пор подчеркивали слабость западноевропейской общины. Но здесь следует отметить, что с победой сеньориального строя в Западной Европе и отмеченным усилением нажима на крестьян, да еще в условиях наступившей политической раздробленности и слабости королевской власти, община становилась для крестьян единственным средством защиты своих интересов. Уже с Х-ХI вв. отмечены совместные действия крестьян для охраны своих прав на пастбища, угодья. Даже родственные, по сути, родовые связи в общинах усиливались. И сеньория, со своей стороны, тоже усиливала общину, ибо через нее удобнее было руководить хозяйством и охранять социальную однородность зависимых крестьян.

Таким образом, основным элементом общества становилась сеньория. Ее основными признаками были:

ü Разбросанность, а иногда и удаленность на значительные расстояния земельных владений одного сеньора;

ü Разбросанность крестьянских держаний в каждом имении или деревне;

ü Чересполосица домена с крестьянскими наделами;

ü Фиксированность барщины на уровне, обычно, не более половины рабочего времени крестьянина;

ü Превышение совокупной пахотной земли крестьян над господской в 2-3 раза.

ü В сеньории обычно не только крестьяне, но и феодалы подчинялись общинному распорядку.

Важнейшим фактором феодального общества было наличие мелких крестьянских хозяйств. Именно они делали сеньории устойчивыми. Пожары, наводнения, военные опустошения, эпидемии не разрушали домениальное хозяйство, если хоть отчасти сохранялись хозяйства зависимых крестьян. Феодал кормить крестьян не был обязан. Тогда как рабовладельческие латифундии погибали, если не было продовольствия для рабов. В этом - одна из основ устойчивости феодализма. Могли меняться правители и границы, но местное население - феодалы и крестьяне - продолжали жить и сохранять основные элементы своей культуры.

Основной, самый распространенный вид ренты - оброк. Он - основа феодальной эксплуатации. Привлекает внимание чрезвычайное разнообразие оброков. Они платились почти всеми сельскохозяйственными продуктами, включали много ремесленных изделий, дрова,хворост, строительные материалы, навоз, рыбу, птицу, мех, воск, ягоды, грибы и т.п. Видом оброка была и церковная десятина[135].

Но коренные проблемы домениального хозяйства решались с помощью барщины. Именно она давала возможность мобилизовать трудовые ресурсы крепостной деревни, подчинить определенной дисциплине и использовать на пользу господину. Барщинные повинности крепостных крестьян тоже были весьма разнообразны. Этому благоприятствовало то, что в условиях натурального хозяйства крестьянин был "мастером на все руки". Помимо земледельческих и скотоводческих обязанностей, в барщину входили строительные, ремонтные и транспортные работы, заготовка леса и др. Интересны примеры стимулирования крайне непопулярного барщинного труда: закуска и вино или пиво (в зависимости от традиций местности) во время работ, что, кстати, сокращало и время обеденного перерыва; премирование в конце работ (охапкой сена для дома после сенокоса, сноп колосьев во время жатвы). Но все равно на барщине крестьяне работали хуже. По наблюдению немецкого медиевиста У.Бентцина, если у себя крестьянин, например, вспахивал 83 акра, то за аналогичное время на господском поле он пахал лишь 55 акров[136]. Это связано с тем, что барщиной первоначально обязывались рабы - дворовые и посаженные на землю. С закрепощением свободных она распространялась и на них, но воспринималась последними именно как унизительная повинность, демонстрировавшая их личную несвободу. Тогда как оброк означал как бы форму арендного платежа за пользование господской землей. В дальнейшем в Западной Европе барщина была изжита.

 

ТЕМА12.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.

РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА.Европейское средневековье выросло, как мы видели, прежде всего из варварского мира. Достижения античной культуры неграмотным варварам были не нужны, непонятны и потому отвергнуты. Попытки отдельных образованных римлян как-то сохранить хотя бы отдельные элементы античной образованности[137] затронули лишь узкий аристократический слой. Единственным элементом позднеантичной духовной жизни, внедрившимся в варварскую среду и распространившимся в ней, стало христианство. Почему так произошло?

Нерасчлененное, без антагонистических противоречий варварское общество не воспринимало религиозного многообразия Рима. Наоборот, и варвары в целом, и зарождавшиеся у них правящие слои были заинтересованы в такой религии, которая бы, с одной стороны, консолидировала развивавшееся общество, осваивавшее новые земли, а с другой - признавала бы старшинство знати, ее право на власть. Старые, языческие верования варваров для этого не подходили, ибо сложились в условиях первобытной демократии. Христианство, сочетавшее в себе и идею равенства всех перед Богом, и адаптировавшееся к реалиям социально разделенного римского мира, как нельзя удачнее соответствовало интересам варваров, особенно их вождей и дружин. Так христианство стало ведущей религией средневекового европейского общества. К тому же оказалось, что оно вполне соответствует новым, складывавшимся феодальным порядкам: единое общество с всеобщей иерархией и подчиненностью, единый Бог (как единый монарх) и т.д.

Неграмотность варваров способствовала и тому, что христианство превратилось для них в основу миропонимания. Они стали смотреть на окружавшие их явления глазами христианских миссионеров и проповедников. Тем более, что грамотных, с уходом в мир иной последних римлян, начала готовить только церковь. Так сложилась характерная для раннего европейского средневековья монополия христианских учреждений на образование.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.Ко времени крушения Западной Римской империи христианство широко распространилось по Западной Европе. К VII в. оно исповедовалось к югу от Дуная и к западу от Рейна. В VII-VIII вв. началась экспансия христианства в Англию и на восток, в германские земли. В IХ-ХI вв. в новую религию было обращено почти все население Центральной, Северной и Восточной Европы (за исключением отдельных балтских и финно-угорских племен). Хотя о полной победе христианства над язычеством в среде рядового сельского населения на севере и востоке континента можно говорить лишь с ХIII в.[138]

Но столь широкое распространение новой и достаточно сложной религии способствовало пестроте ее толкования. Уже во II-III вв., когда христианские общины появились в галльских и германских землях, новая религия была туда занесена далекими от тонкостей догматики солдатами и торговцами с юга. Постепенно среди варваров широко распространилось так называемое арианство. Александрийский священник (ливийского происхождения?) Арий (256-336) считал, что Христос, будучи смертным, не мог быть Богом. Следовательно, он не равен Богу-Отцу, что противоречило учрежденному на Соборе 325 г. символу веры, установившему триединство, в соответствии с которым Бог-Отец равен Богу-Сыну и Богу-Духу Святому. Арианами были готы и бургунды. Арианство было занесено в Ирландию и оттуда вновь, в VII-VIII вв. стало распространяться на континенте. Эта версия христианства не требовала при крещении соблюдения особого обряда, что устраивало варваров. Но постепенно влияние ариан было вытеснено более мощным и организованным потоком миссионеров с юга, где христианская церковь превратилась в мощную организацию уже при римлянах, особенно после Миланского эдикта Константина в 313 г, уравнявшего христианство с другими религиями.

Однако, уже с III в. христианство стало претендовать на универсальное, вселенское, католическое учение[139]. Еще оставаясь конфедерацией епископов без выделенного гегемона, оно отходит от примитивного религиозного откровения к более сложной догматике. Это вызывалось распространением христианства среди образованных римлян. Они не верили просто в Мессию, тем более, что он не приходил, хотя его давно ждали и мир всё не погибал. Требовалось менее прямолинейное объяснение. Уже в III в. карфагенский епископ Киприан выдвинул концепцию "человека церковного", так как только церковь гарантирует верующим связь с богом и надежду на спасение через регламентацию повседневной жизни человека, даже в мелочах. Это привязывало верующих к профессиональному духовенству - клиру, который начал господствовать в обрядах, подменив раннехристианское равенство в общинах. Миряне устраняются от культовых действий, а клирики превращаются в актеров, имитирующих священные действия Христа[140].

Помимо арианства, в христианстве постепенно выявились и другие противоречия. Прежде всего, они были связаны с разными традициями прагматичного Запада и мистического Востока. Один из основателей западного христианства Тертуллиан (II в.) подчеркивал: "Не свойственно одной религии делать насилие над другой. Религии должны быть приемлемы по убеждению, а не утверждаться насилием". В дальнейшем, однако, став духовным монополистом, церковь забыла об этом предостережении и стала насаждать и охранять веру силой. Впрочем, Тертуллиану принадлежит и другая фраза: "Верую, ибо это абсурдно", то есть вера выше разума.

Но пока на Западе сквозь пальцы смотрели на сохранение языческих культов и обычаев[141]. Кстати, вытеснению арианства из варварской среды способствовало то, что западная церковь с VII в. стала подчеркивать божественность королевской власти. Так постепенно западное христианство обосабливалось от восточного. Но прежние культурные достижения вытеснялись как бы с двух сторон: христианская идеология требовала отбрасывать из античности вредное (что было характерно для образованного Востока), а нужда и неграмотность вели к отбрасыванию бесполезного (для варваров, что было характерно для Запада).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ. После того, как христианство в Римской империи превратилось в государственную религию, одним из ее основных центров стал Рим, где на Ватиканском холме обосновалась резиденция римских епископов, которых стали именовать папами[142]. В VIII в. с подачи Пипина Короткого, как указывалось, было образовано Папское государство. Для оправдания светской власти и возникших тогда же притязаний пап на главенство в христианском мире, тогда же возникла подделка, разоблаченная лишь в ХV в., о так называемом "Константиновом даре", согласно которомуримскийимператор Константин Великий якобы завещал римскому папе Сильвестру главенство в западной части Римской империи. Это было сделано в условиях начавшегося противостояния с византийской церковью.

В условиях слабости и аморфности варварских государств и отсутствия у римских пап конкуренции в Западной Европе, Рим постепенно оказался во главе всего западноевропейского духовенства. Такая роль римского клира обеспечивалась и его материальными ресурсами. Ибо христианская церковь еще со времен Римской империи пользовалась некоторым ее правовыми нормами. По римским представлениям боги имели право приобретать всякого рода имущество, которое доставалось им путем дарений, завещаний и т.п. Такое имущество считалось священным и не отчуждалось. Так накапливались значительные богатства, в том числе и земельные. Обычай верующих приносить церкви дары вел к росту церковных имуществ, а постепенно возникший целибат- запрет клирику обзаводиться семьей - позволял сохранять накопленное в церковной общине.

Духовное и материальное влияние церкви делало зависимыми от нее многочисленных государей варварских королевств. Хотя при нехватке земель такие короли нередко прибегали и к секуляризациям. Более тонкий политик Карл Великий избрал иной способ использования церкви. Он превратил духовенство в служилое сословие: епископы и аббаты[143](настоятели крупных монастырей) должны были выставлять определенное число воинов от своих владений и сами участвовать в походах. А так как сила церкви зависела и от ее владений, Карл, как отмечалось, ввел обязательную для всех земель империи церковную десятину и некоторые привилегии в ее пользу (торговые, судебные и административные).

Но включение духовенства в состав служилого сословия ослабило церковную централизацию и власть римского папы, ибо церковные иерархи становились вассалами императора, который приобретал право назначать епископов - так называемую инвеституру[144]. Обмирщение инвеституры положило начало светскому образу жизни духовенства. Епископы облачались в латы, порой не имели духовного звания и толком не помнили молитв. Государи получили право контролировать церковь, подчиняли себе епископов, при необходимости проводили секуляризации. Роль и авторитет церкви стали снижаться. Первыми это ощутили монастыри, оказавшиеся беззащитными перед светскими властями, а, нередко, при слабости тогдашних государств, и перед произволом феодалов. И в Х в. именно монастыри начали борьбу за восстановление порядка в церковной среде и единовластия римской курии. Лишь в ХI в. к этому движению, к борьбе за инвеституру со светской властью подключились римские папы. Апофеозом этой борьбы стало описанное выше, в лекции 6, противостояние германского императора Генрих IV и папы римского Григория VII. Тот конфликт породил и позор императора в Каноссе, и гибель папы. Но подписанный уже другими папой и императором Вормский конкордат 1122 г. усилил роль духовенства и в развитое средневековье католическая церковь вошла сплоченной, авторитетной и влиятельной в западном мире.

РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ.В условиях варваризации Западной Европы церковь превратилась в единственного хранителя античного наследия. Монастырские жилища были подчас единственным местом, где сохранялись древние рукописи. Много для сохранения античного наследия сделал римский аристократ Флавий Магн Аврелий Кассиодор (ок.490-585), пытавшийся отстаивать римские идеи на службе готского короля Теодориха. Но поскольку в условиях всеобщей разрухи единственными очагами, у которых собирались образованные люди, были возникавшие монастыри, Кассиодор основал на свои средства в Калабрии обитель Виварий[145], где монашеской братии вменялось в обязанность изучать и переписывать книги, причем не только христианские, но и языческие. Кассиодор был сторонником примирения римлян с варварами. "Разве для того даны человеку глаза, чтобы пускать в ход руки?" - вопрошал он. И в возрасте 92-х лет написал несколько наставлений, чтобы помочь монахам разобраться в мире книг: "Наставление в божественном чтении", "Наставление в мирском чтении", "Об орфографии". Деятельностью Кассиодора и его учеников было положено начало монастырским скрипториям - специальным комнатам для переписывания рукописей. Так были сохранены Вергилий, Сенека и другие, а наставления Кассиодора стали считаться минимумом для образованного человека до ХIII в. В ХII в. скриптории были уже в 2000 монастырей. И хотя нередко древние тексты уничтожались для использования дорогого пергамента под нужды церкви, монахи всё же чаще соскабливали творения своих же предшественников, чем языческих авторов[146].






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.