Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА.

ТЕМА 1.

АРАБЫ.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.С древности арабы обитали на большом полуострове Аравия, расположенном в юго-западной части Азии и составлявшем по площади четверть Европы (около 2,9 млн. кв. км). С трех сторон он окружен водами Персидского залива, Индийского океана и Красного моря. Обособленность Аравии усилена горными цепями, протянувшимися с севера на юго-восток и юго-запад.

Центральную часть полуострова арабы назвали Неджд (высота). Это практически безводное пустынное плоскогорье, пригодное лишь для кочевого скотоводства. Северо-западная часть - Хиджаз - неширокая полоса, расположенная параллельно побережью Красного моря - место караванных дорог с оазисами. Юго-запад - Йемен (южный, счастливый) - самая плодородная часть полуострова с древним террасным земледелием.

Климат - сухой и знойный. Температура днем обычно - под +45ºС, ночью резко снижается, в Йемене перепад температур менее резкий. Дожди выпадают зимой в виде ливней, летом - зной. На берегу Красного моря в течение 2-х летних месяцев не бывает совершенно никакого движения воздуха - создается своеобразный жаркий коридор с огромной влажностью от испарений, из-за которых при безоблачном небе одежда становится мокрой. При переменах времен года дует восточный ветер - самум - жгучий, иссушающий, превращающий пустыню в бурлящее море песчаных волн, грозящих гибелью путникам. Рек в Аравии нет. Лишь изредка по высохшим руслам катятся потоки дождевой воды, вскоре высыхающей.

НАСЕЛЕНИЕ.Древнейшее население Аравии, вероятно, было негроидным (дравидским -?), ассимилированным семитами, известными там со времен Аккадского царства (III тыс. до н.э.). Собственно арабы принадлежат афроазийской (раньше ее называли семито-хамитской) языковой группе. Этноним араб (бродяга, кочевник) возник у их соседей - евреев и ассирийцев и распространился с VII в. до н.э. Тогда арабов насчитывалось около 4 млн. человек. Из них примерно 3 млн. составляли бедуины(кочевники) полупустыни, известные там примерно с ХI в. до н.э. Все их богатство - скот, не крупный, как в земледельческих районах, а мелкий, неприхотливый - козы, овцы - на мясо, молоко, одежду и верблюды - для передвижений[156]. По мере того, как стада поедали растительность, кочевники передвигались. Несколько раз в год совершались большие переходы: весной - туда, где раньше вырастала трава (самое сытое время у бедуинов), летом - туда, где больше воды, зимой - в закрытые долины и леса, где было топливо и укрытие для скота от буранов. Каждое племя, обычно, в течение года совершалдо круг и возвращалось на прежние места. Все имущество кочевников: шатер, шерсть, сундуки и мешки с необходимыми вещами легко снимались и грузились на вьючных животных. На верблюдах отправлялись и в походы, а на коней сажались только перед боем.



Потребности в растительной пище и ремесленных изделиях связывали бедуинов с феллахами(земледельцами) Йемена (около 300 тыс. жителей) и горожанами Хиджаза. Причем в догосударственное время эта связь выражалась в набегах, из которых кочевники чаще всего выходили победителями.

Йеменские земледельцы до VI в. отличались от живших севернее собственно арабов и считались отдельным народом, говорившем на особом диалекте.

Среди городов, возникших на караванных путях в Хиджазе из Йемена в Африку, Сирию, Месопотамию, Персию и Византию, выделялась Мекка, основанная захватившим эти места в V в. племенем курейш и расположенная в ущелье, где в сезон дождей бурлили бурные потоки. К VII в. в Мекке жило уже 12 тыс. человек, Богатые купцы - курейшиты создали союз под таким же названием для охраны торговли. В V в. они соорудили в Мекке родовое святилище Кааба (от араб. - куб), около которого сложился рынок, ставший ведущим в Хиджазе. Постепенно и само святилище становится культовым центром многих соседних племен, что способствовало превращению города и в центр будущего мусульманства.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. Кризис языческой религиозности раньше всего начался в развитом земледельческом Йемене, расположенном, к несчастью, на пути персидских походов в Восточную Африку. Там уже был известен иудаизм, из Абиссинии было занесено христианство, а из Персии - зороастризм. Из эклектического смешения идей этих монотеистических религий в VI в. в условиях нанесенного персами военного разорения зародился ханифизм. Ханифы(пророки) выступали за всеобщее равенство перед единым божеством Рахманом (Милостливым). Это была религия угнетенных (как и раннее христианство). Переселение (порой бегство) многих йеменцев в более спокойный Хиджаз привело к появлению ханифов и в Мекке, где вокруг них стали объединяться низы общества, угнетенные местным купечеством - курейшитами. Последние были не восторге от ханифов еще и потому, что опасались, как бы их появление не уменьшило поток паломников, которые сходились от соседних племен к Каабе.

Среди сторонников ханифизма оказался и выходец из обедневшей курейшитской семьи Мухаммад, родившийся ок. 570 г. и был, что редко в арабских семьях, единственным ребенком у Амины и Абдаллаха[157]. Он рано осиротел, в детстве был пастухом у своего дяди, затем торговым агентом у богатой купчихи Хадиджи. Много ездил и повидал. Постепенно, несмотря на неграмотность, прибрал к рукам дела овдовевшей купчихи, а к 25 годам, женившись на своей 40-летней хозяйке, обрел экономическую независимость[158]. Склонный к анализу, Мухаммад постепенно включается в тогдашнюю общественную жизнь. Под влиянием ханифов и собственного опыта в 609-610 гг. он стал выступать с проповедями, в которых, сообщая о посетивших его "видениях" и "голосах", сформулировал свое учение. Судя по описанным симптомам он был подвержен эпилепсии[159]. Поэтому его проповеди поначалу не принимали всерьез даже родственники. Но постепенно к нему стали прислушиваться. Мухаммад призывал к отказу от многобожия, распространенного среди арабов и к вере в единого бога - Аллаха (главного бога курейшитов), которому придал черты всемирного, космического бога. Себя он объявил "истинным пророком Аллаха" и потребовал беспрекословного подчинения, мотивируя это тем, что в одну из ночей месяца рамадан (рамазан - 9-й месяц лунного календаря) к нему явился архангел Джебраил (от христианского Гавриила), открыл содержание Корана (книги для чтения), которая хранится на небе, под престолом аллаха и повелел сообщить волю Бога соотечественникам. Все, принявшие новую религию, составили единый народ - мусульман(преданных). Новая вера получила название ислам (покорность богу). В отличие от уже известных в арабском мире религий ислам был прост, доступен, в том числе и неграмотным бедуинам. Идея общности всех жителей Аравии также встречала отклик в условиях разложения родо-племенных отношений. К тому же Мухаммад не выступал против бытовых традиций арабов и даже освятил их, в том числе и многоженство[160]. Все это способствовало росту числа правоверных (мусульман).

Мекканская знать, однако, встретила рост популярности нового пророка враждебно, опасаясь подрыва собственного влияния. Но проповеди Мухаммада нашли сочувствие в соседнем (расположенном в 200-х км севернее) городе Ясриб (Йасриб), где были многочисленны выходцы из Йемена и евреи, ибо ислам был близок тем, кто уже верил в единого Бога[161]. Мухаммад даже заключил с жителями Ясриба, кстати, торгового конкурента Мекки, тайный союз. И когда в 622 г. курейшиты узнали об этом, пророку со 150 сторонниками пришлось бежать туда из Мекки. Новая резиденция была переименованна в Медину (Медина-аль-Наби - город Пророка). Этот год переселения (хиджры) принят за начало мусульманского летоисчисления. Первоначально Мухаммад попытался объединиться с сильной иудейсой общиной Ясриба, но не получил поддержку последних, не признавших его пророком и уличавших в слабом знании Библии. Но еще долго иудеев и христиан мусульмане не называли неверными, а считали более близкими себе "людьми Писания".

Между курейшитами Мекки и общиной мусульман Медины началась долгая и упорная война, закончившаяся победой Мухаммада, пошедшего, однако, на компромисс. Он признал мекканскую Каабу в качестве главного святилища мусульман и предписал каждому верующему хоть раз в своей жизни совершить к ней паломничество. Но и Медина осталась исламским центром.

В религиозных представлениях ислама причудливо переплетаются элементы иудейства, христианства и зороастризма. Божья воля передавалась через пророков Адама, Ноя, Ибрагима (Авраама), Моисея, Иисуса и последнего - самого Мухаммада[162]. Воззрения Мухаммада не противоречили основным традициям арабского общества, обряды были очень просты и доступны кочевникам, которых с помощью пророков и военной силы приобщали к "правоверным"[163].

Объединив арабов, Мухаммад задумал начать войну против Византии, но умер в 632 г. Эти планы, как и другие завоевания, осуществили его преемники.

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. Мухаммад умер, не оставив мужского потомства и на должность халифа (преемника, заместителя) был избран сподвижник пророка, муждахир (участник хиджры) Абу Бекр. Как глава мусульманской общины, он совмещал обязанности имама (религиозного вождя) и эмира (светского правителя). При халифах Абу Бекре (632-634 гг.) и Омаре(Умаре) (634-644 гг.) было завершено объединение Аравии и обращение ее населения в ислам. Затем наступила пора внешних завоеваний, о которой мечтал Мухаммад.

Интерес к завоеваниям объяснялся стадией развития арабского общества, соответствовавшей уровню европейских варваров эпохи создания ранних королевств на территории Западной Римской империи. Первые халифы отличались демонстративной бедностью. После смерти Абу-Бекра в его каморке не нашли ни одной монетки. Все его достояние составляла поношенная одежда и верблюд. Омар также считал бедность добродетелью, спал на ступеньках мечети и безжалостно отбирал у военачальников и наместников появлявшиеся у них накопления. Но уже Осман не препятствовал обогащению знати. Себе тоже построил богатый дом и раздавал своим сородичам земли и должности. Но выделявшаяся знать уже проявляла интерес и к овладению сокровищами соседей. Рядовое население тоже рассчитывало на добычу. К тому же в Аравии возникает относительное перенаселение. Ислам обещал каждому воину, погибшему в борьбе с неверными, пребывание в раю[164]. Причем пропагандировалась не только воинская доблесть. Существовала поговорка: "Храбрый воин убьет десятерых, хитрый уничтожит все войско". Богатство, но и слабость соседних Византии и Персии были арабам известны.

После разгрома Византии в 636 г. при Генисаретском озере стали арабскими Палестина и Сирия. В иудейско-христианский Иерусалим прибыл халиф и приложил городу печать мусульманской святости. Затем арабы захватили житницу Византии - Египет и покорили Иран, принесший завоевателям огромную добычу. Ее обычно делили на аукционах, в которых участвовали и местные жители, что свидетельствовало и о патриархальности арабов, и об отсутствии патриотизма среди завоеванного населения. Сказывалась слабая дифференциация арабского общества. Ориентированное на добычу, оно воевало прежде всего с богатыми - со знатью. Простой народ оставался в стороне и нередко был индифферентен к борьбе с завоевателями. К тому же кочевников-арабов не интересовали возделанные земли и даже богатые города, если они не оказывали сопротивления. Отсюда и отсутствие враждебности в отношении с широкими слоями местного населения. В Сирию и Палестину после завоевания первоначально переселилось не более 25 тысяч арабов, в Месопотамию (будущий Ирак) - около 15 тысяч.

В завоеванных странах арабы вначале селились в особых лагерях, окружали их валами, привозили туда семьи и скот. Из таких лагерей возникали многие города (Басра, Каир - тогда назывался Фустат и др.). Местные жители обслуживали эти военные поселения и получали от этого прямую выгоду. В старых городах арабы поначалу занимали отдельные кварталы. Отличались они тогда и веротерпимостью, сохраняли свободу вероисповедания местным жителям. Не вмешивались и в местные обычаи, культуру, часто весьма древнюю. А христиане поначалу уважали мусульман за признание ими Христа и Марии.

Все это способствовало устойчивости созданного государства, протянувшегося к концу VII в. от Атлантики на западе, через Северную Африку и Ближний Восток до Инда почти на 10 тыс. км.

ДАМАССКИЙ ХАЛИФАТ ОМЕЙЯДОВ (661-750). При третьем халифе Османе (Усмане - 644-656 гг.) из знатного курейшитского рода Омейи начались усобицы. Против прихода к власти аристократии выступили сторонники прежней исламской демократии во главе с племянником Мухаммада - Али. Его поддержали в резиденции первых халифов - Медине и Осман был убит. Четвертым халифом стал Али. Его поддержала масса арабских племен, в которых сословная разобщенность еще не стала глубокой, а также ревнители ислама, ибо Али был женат на единственной выжившей дочери Пророка - Фатиме.

Молодая арабская аристократия, укрепившаяся на завоеванных землях и зажиточные слои Мекки выдвинули в халифы Муавиюиз рода Омейи. В 661 г. на границе Сирии и Месопотамии встретились войска сирийских арабов во главе с Муавией и восточные арабы Али. Когда успех битвы стал клониться к сторонникам Али, полководец Муавии Амир приказал своим воинам поднять на копья книги Корана. У наступавших перед священными книгами опустились руки. Во время затянувшихся затем переговоров Али был убит членами радикальной секты хариджитов и очередным халифом стал Муавия. Его победа символизировала окончательное оформление арабской знати и формирование государственности. Это было закреплено установлением наследственности власти халифов вместо прежней их выборности.

Обособление правящей верхушки было закреплено и переносом столицы в Сирию, в Дамаск, где молодая аристократия уже обзаводилась земельными владениями с рабами и не испытывала давления от еще мало дифференцированных аравийских бедуинов и сторонников первоначальных исламских демократических традиций. Омейяды создали блестящий двор наподобие византийского или персидского. Они уже не выступали с проповедями перед народом, окружили себя гвардией, в мечетях скрывались за решетками, покровительствовали музыке и пению. На важнейших должностях у них состояли сирийские христиане из византийской аристократии. В ортодоксальной Медине негодовали, демонстративно сжигали халифские плащ и чалму со словами: "Так я проклинаю халифа". В ответ Медина была Омейядами захвачена и ограблена, а около 5 тысяч ревнителей раннего ислама было убито. Аравия после этого потеряла значение в Халифате.

Али был последним из прямых преемников Мухаммада. Муавия, силой захвативший власть, нарушивший патриархальную традицию, ввел наследственность халифов. Некоторое время он подавлял восстания сторонников Али, особенно на востоке, в Иране, а затем возобновил прерванные сменой власти усобицы.

На западе арабские войска двинулись вдоль морского побережья Африки, вступили в союз с местным населением - берберами (маврами или нумидийцами, как их называли римляне) и дошли до Атлантики. В 711 г. арабский полководец Джебель аль Тарик переправился через пролив и вторгся в Испанию[165]. Он легко разбил армию вестготского короля Родриго и к 717 г. почти всю ее, кроме Астурии на севере, завоевал. В Европе они были остановлены лишь Карлом Мартеллом у Пуатье в 732 г. Зато на Востоке Омейяды завоевали всю Среднюю Азию и дошли до границ Индии и Китая, основав на р.Инд колонию Мансура (Победа).

Лишь в борьбе с Византией арабы не достигли желаемых результатов. При Они трижды с моря и суши подвергали осаде и штурму Константинополь, но неудачно. Император Лев III Исавр сумел организовать оборону, привлечь на помощь болгар, греческий огонь уничтожил арабский флот, остатки которого были рассеяны бурей.

Общественные порядкихарактеризовались сочетанием двух укладов: рабовладельческого и феодального. Рабовладение у арабов существовало еще до завоеваний. У самого Мухаммада к концу жизни было 15-20 рабов. Значительные остатки рабовладения сохранялись и в захваченных византийских провинциях. Само завоевание увеличило их число, причем каждый пятый раб из пленных отдавался халифу. Но в захваченных землях, особенно в Иране, существовали и зависимые крестьяне, несшие повинности крупным землевладельцам (подробнее см. в следующей лекции).

Каждая завоеванная страна поначалу продолжала жить своей прежней жизнью, со старым правом, языком, чиновниками, монетами. С рубежа VII-VIII вв. начали появляться новая администрация, новые монеты, усиливалось применение арабского языка в делопроизводстве и быту. Но пока арабы еще оставались привилегированным народом, освобожденным от платежей, ассимиляция местного населения шла медленно. Но налоговая политика была направлена на исламизацию - мусульмане платили невысокий налог, а вся тяжесть платежей ложилась на немусульманское население.

В Дамасском халифате происходило интенсивное формирование господствующего сословия из арабской знати. Она постепенно обзаводилась земельными владениями и поместьями, в которых работали рабы. Последних хватало в условиях войн. Но прекращение завоеваний в первой половине VIII в. уменьшило их приток. Усиливается нажим на местных крестьян, которые поначалу в бывших византийских землях и Иране получили некоторое облегчение. Начинаются восстания. На окраинах ситуацию стали использовать соперничавшие с Омейядами аристократические группировки. На востоке, в иранском Хорасане они воспользовались и сохранившимся недовольством дамасскими правителями среди мусульманских низов - сторонников Али. В 749 г. Омейяды были разгромлены и новым халифом был избран Абу-Аббас (потомок дяди Мухаммада). Он отличался мстительностью, был страшен в гневе и получил прозвище кровавого за беспощадное истребление сторонников Омейядов. Заманив родственников бывшего правителя на пир якобы для примирения, Абу-Аббас устроил там побоище, а трупы Омейядов были брошены на съедение собакам. Даже останки прежних халифов были извлечены из могил, сожжены и пепел их развеяли по ветру. Спасся лишь один из принцев прежней династии – Абдеррахман (Абд ар-Рахман), бежавший на Пиренеи, где с помощью североаравийских кочевников основал отдельный Кордовский халифат.

БАГДАДСКИЙ ХАЛИФАТ АББАСИДОВ (750-1258).Переход власти к Аббасидам не просто смена династии. Не случайно некоторые исследователи и среди арабов, и в Европе называют это "Аббасидской революцией" - это был коренной поворот в истории общемусульманского государства, совершившийся в результате радикальных перемен в соотношении социальных и национальных сил в быстро развивавшемся обществе, которые зарождались уже в недрах Омейядского халифата.

Аббасиды - потомки дяди Мухаммада - аль-Аббаса. Главным их аргументов в борьбе с Омейядами было то, что хотя те тоже были из курейшитов, но не принадлежали роду Пророка. Захватив власть, они столкнулись с конфликтами в своем лагере (потомки Али хотели посадить в халифы своего ставленника) И в дальнейшем они не сумели сохранить контроль над всеми ранее завоеванными землями. Абу-ль-Аббас (749-754) умер сравнительно молодым, его сменил брат Абу Джа'фар, принявший имя "аль-Мансур" (Победоносный) (754-785). Относительно сильным и централизованным халифат оставался до начала IХ в.

При Аббасидах установилась типичная восточная деспотия, унаследовавшая многие традиции разгромленного Ирана. Столицей стал Багдад (Богоугодный), основанный аль-Мансуром неподалеку от разрушенного иранского Ктесифона и построенный за 758-762 гг. При нем совершенствуется государственное управление. Поначалу халифы сами вникали в дела ведомств, затем стали поручать это вазиру[166] Большую роль играли иранские советники и секретари которое переходит в руки чиновников-визирей. Халифы все более отдаляются от населения. Характерно, что их охраняют уже не арабы, которым не доверяют, а далекие местных интересов берберы; позднее, в конце истории халифата, их сменили тюрки. При слабых халифах начальники гвардии и визири фактически управляли государством.

Наибольшую известность среди Аббасидов приобрели Аль-Мансури Гарун-ар-Рашид (Справедливый - 786-809), прославившийся разносторонней дипломатической деятельностью и покровительством культуре (о нем упоминается в "Сказках 1001 ночи").

Происходит массовое обращение в ислам населения Средней Азии и Ирана. Расширяется сфера применения арабского языка, знание которого становится необходимым каждому правоверному для использования в ритуалах и молитвах. Но одновременно проводилась политика, направленная против исключительных привилегий арабов - происходила интеграция завоеванного населения в единое мусульманское общество.

С прекращением завоеваний значительная часть былых воинов-арабов сменила оружие на торговлю и ремесленную деятельность. Огромная держава предопределила развитие внутреннего рынка и внешнеторговые связи. Ирак с Багдадом сделался центром скрещения торговых путей из разных регионов. Торговля велась с Индией, Китаем, Африкой и Европой. Причем из последней на рынки Багдада, Басры, Куфа доставляли, в основном, рабов, а так же кожи и меха, из Африки - тоже рабов и слоновую кость, из Китая - фарфор, шелк, мускус.

Главным потребителем предметов роскоши был грандиозный двор. Халифы питали слабость к роскоши и диковинкам. Около половины всего дохода тратилось на приобретение необычных и дорогих предметов: огромных золотых слонов, сада из золотых деревьев, золотых и серебряных монет, которых дождем высыпали на головы пораженных гостей, на огромный гарем, создание парков и т.д. В ответ на спрос в городах халифата большого развития достигло художественное ремесло. Показательно, что западные епископы одевались в парчу и атлас с надписями из Корана, вытканные на Ближнем Востоке. В IХ в. в Багдаде было уже около 300 тысяч жителей (тогда как в Париже ХIII в. - около 60 тысяч) и по площади он был больше Рима[167].

При Багдадском халифате у арабов окончательно сложились феодальные отношения. Привлечение рабов в хозяйство уменьшалось, хотя в VIII-IХ вв. их ежегодно поступало халифат до 10 тысяч, а в Багдаде в IХ в. они составляли 15% населения. Но это - в столице. Вообще же рабы становились предметом роскоши. Основным трудящимся сословием уже были крестьяне. Они являлись собственниками скота, приусадебных садов, огородов, пальмовых рощ, а также участков, которые вводили в оборот своим трудом (выкапывали колодцы, орошали). Вопросы местного землепользования регулировались общинами. От прежнего времени еще сохранились большесемейные коллективы, но уже распространялись малые семьи (с учетом многоженства).

Особенностью арабского феодализма, как и почти везде на Востоке, была государственная собственность на землю, а фактически - собственность халифа, что было связано с преобладанием в общинах коллективного распределения земли. Большинство крестьян основные свои земельные наделы держали на правах издольщиков у государства (халифа) и несли соответствующую ренту-оброк. Халиф раздавал государственную землю во временные держания - икта (типа бенефиция) своим слугам, в том числе воинам и чиновникам. Икта (араб. - распределение) возникли из обычая распределять земельные участки в общинах. Крестьяне выплачивали держателям икта оброк, но оставались подданными государства и потому крепостного права не сложилось. После смерти держателя икта возвращалась халифу и от его желания зависело, даст он эти земли наследникам держателя или нет. Но, благодаря обычаю наследования должностей, со временем икта стала фактически передаваться по наследству. Частное землевладение, хотя и медленно, но росло также за счет пожалований, которые постепенно становились наследственными - мюльк (мулк)[168]. Это пожалования за особые заслуги. К Х в. мюльки превращались в наследственные с правом продажи. Но при господстве государственной собственности на землю эта форма частного землевладения была подчиненной. Стремление землевладельцев к самостоятельности проявлялось и в появлении военных наделов - мукта - за службу, с чего и начался развитый феодализм у арабов, что отмечено с Х в. С мюльков не платили в государственную казну. Не платили налогов и были неотчуждаемы церковные земли - вакфы.

К специфике арабского феодализма следует отнести отсутствие в поместьях барщины. Ибо, в отличие от Европы, владельцы пожалованных угодий в мусульманских странах жили в городах. Поэтому и не выделялось особых владений помещиков, обрабатывавшихся барщинным трудом. Непосредственной связи землевладельцев и держателей земли не было. Ренту, в основном, денежную, собирали специальные сборщики, о произволе которых свидетельствуют средневековые историки. Если и было господское хозяйство, в нем работали рабы.

Особенности хозяйственной жизни.Заработок городского ремесленника в халифате составлял примерно 1-2 динара в месяц, чернорабочего - 0,5 динара. Прожиточный минимум для семьи с двумя-тремя детьми - 1 динар в месяц[169]. Эксплуатация немусульманского населения позволяла довольно долго поддерживать относительное имущественное равенство широких слоев населения. Особенно это относилось к городам.

Высокая производительность труда в тогдашнем сельском хозяйстве (с использованием достижений древнейшей земледельческой культуры Ближнего Востока) и концентрация прибавочного продукта в государственной казне при преобладании государственной земельной собственности позволяли правящему слою иметь большие доходы и без частновладельческих прав на землю. И этот слой предъявлял значительный спрос на различные вещи, что стимулировало ремесленное производство. Отсюда - развитие городского ремесла и торговли в халифате. То есть горожане жили за счет централизованного перераспределения доходов, за счет крестьян, у которых забирали по максимуму, что и создавало спрос на ремесленные изделия. Такая практика не способствовала заинтересованности ремесленников в совершенствовании техники и постепенно привела к застою производства. А огромные средства, которые государство и феодалы выкачивали из крестьян, уходили на непроизводительные траты, предметы роскоши, сокровища. Этим объясняется последующий экономический упадок Ближнего Востока и его ослабление перед внешними угрозами.

Кризис халифата.Постепенно сохранение верховных прав халифов на землю и их стремление оставить за собой право на получение доходов с раздаваемых земель входили в противоречие со стремлением держателей владений к самостоятельности. Это приводило к конфликтам, оказавшимся роковыми для единства халифата. К тому же добавилась высокая норма эксплуатации крестьян, испытывавших двойной нажим: государства и держателей земли, что постепенно вело к застою в сельском хозяйстве. Подспудное расширение частнособственнических прав феодалами не смогло разрушить государственную монополию на землю. Зато было разрушено само государство. Сепаратистские движения и восстания, начавшиеся в IХ в., привели к постепенному отпадению от Багдада восточных и западных земель, на которых сформировались местные халифаты. В середине Х в. восточные провинции халифата Аббасидов с Ираком и Багдадом были завоеваны иранскими горцами - Бувайхидами, обитавшими к юго-западу от Каспийского моря. В 945 г. они захватили Багдад. Аббасиды перешли под опеку и надзов бувайхидских эмиров. Арабская империя фактически прекратила свое существование. Халифы стали их марионетками. Это была чуждая арабам династия, завоевывая Багдад, они даже не знали арабского языка. Но потом они исправились, получили соответствующее образование. А в 1055 г. их без труда изгнали из Багдада кочевники-турки, пришедшие из Средней Азии. Их глава - Сельджук - получил титул султана (царя царей). А за халифами до 1258 г. сохранилась лишь духовная власть. Так завершилась история Багдадского халифата.

 

ТЕМА 2.

ИРАН.

НАСЕЛЕНИЕ.Согласно широко распространенному мнению, иранский язык - восточная ветвь индоевропейских языков. Он существовал в оазисах Средней Азии и принадлежал арийской этноязыковой семье. В первой половине II тыс. до н.э. одна группа арийских племен расселилась в Индии, другая - в Иране, где смешалась с древнейшим местным населением. Так возникла страна ариев - Ариана, Арьянам, от которых - Иран. В Европе и Америке до 30-х годов ХХ в. страну обычно называли Персия - от древнегреческого наименования юго-восточной области - Парс (совр. - Фарс), где находился первоначальный центр древнего иранского государства[170]. Но сами жители этой страны и их соседи всегда называли ее Иран, а в 1935 г. иранское правительство официально обратилось ко всем государствам с просьбой называть его страну именно так.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯстраны весьма суровы. Горные хребты и плоскогорья, а также пустыни занимают около половины всей территории Ирана. Только треть его территории даже теперь пригодна для обработки. Это - долины нескольких рек (прежде всего Тигра на западе). Эти земли входили в очаги древнейшего земледелия[171]. Климат, за исключением узкой низины вдоль каспийского побережья на севере - засушливый. Поэтому на большей части страны земледелие возможно только при искусственном орошении, что сыграло существенную роль в ее истории.

СТАНОВЛЕНИЕ САСАНИДСКОГО ГОСУДАРСТВА.В начале III в. н. э. распалось древнее Парфянское царство, просуществовавшее почти 500 лет. В 208 или 209 г. правитель одного из владений в Парсе - Папакиз рода Сасана захватил царскую власть. Его сын Ардешир (Арташир) распространил влияние на некоторые соседние земли, а затем на большую часть Ирана и в 226 (227) г. короновался как шахиншах (царь царей) Ирана в старой столице - Ктесифоне. Успех Сасанидов, постепенно объединивших персоязычные области в единое государство, был обусловлен тем, что Парс был издревле наиболее развитой областью Ирана и его население представляло единую народность, тогда как в соседних землях царила этническая раздробленность.

В борьбе с Римом Сасаниды укрепились. Основные черты сасанидского общества сформировались к концу IV в. Престолонаследие было нечетким, но в шахиншахском роде оно чаще производилось по старой родовой традиции наследования от брата к брату. Однако постепенно возобладал принцип малой семьи - от отца к сыну, особенно с V в.

ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В III-V вв.Основная часть населения занималась земледелием. Горные области населяли скотоводы-кочевники. Значительные по размерам города, в том числе и столица, были расположены на западе. Городское население унаследовало древние традиции высокопрофессионального ремесла и торговли. Особо ценились за пределами страны иранские ткани, ковры, оружие. Через Иран проходили и древние торговые пути с Запада в Среднюю Азию, Индию и Китай.

Труд рабов довольно интенсивно применялся в дворцовых хозяйствах у потомков древних знатных родов и на ирригации, в том числе и в хозяйствах крестьянских общин. Но в самом земледелии он был невыгоден, ибо требовал высоких профессиональных навыков и личной заинтересованности в результатах, чего от рабов нельзя было ожидать. На государственных землях, то есть землях, управлявшихся царской администрацией и в крупных владения аристократии и жречества, отмечено наделение рабов определенной хозяйственной самостоятельностью.

Основные хозяйственные изменения происходили в общине. В них еще долго сохранялись патриархальные крестьянские повинности: участие в ополчении, общественных работах, экстраординарные поборы в пользу властей. Общины состояли из больших семей, которые постепенно распадались на малые. Среди последних происходило расслоение. В течении III-V вв. из зажиточных крестьян, применявших труд рабов, сложились дехкане (деревенские господа). Те из них, кто мог выступить в поход в вооружении и на коне, составили слой азадов (свободных). Так постепенно сформировалось новое правящее военное сословие, представители которого нередко получали в управление (условную собственность) селения с крестьянами. Владельцами крестьян они не были, но непосредственно ими управляли - распределяли и контролировали их работу. Лишь в первой половине V в. новой знати удалось сформировать всеобъемлющую систему налогов: хараг - налог на земледельческую продукцию и гезит - подушная подать. Сохранялись и старые повинности, в основном натуральные. Так при Сасанидах сложилась система государственной эксплуатации крестьян, которые оставались лично свободными и платили налоги государству.

Все свободное население стало делиться сначала на 3, затем на 4 сословия; первые три - господствующий слой (воины, духовенство, чиновники), четвертое - податное (крестьяне, ремесленники, купцы). Переход из одного сословия в другое был практически невозможен. Положение ремесленников было весьма своеобразным. Они, как отмечалось, нередко славились своим ремеслом даже за пределами страны. Известны и ремесленные организации. Но сами ремесленники находились не только в угнетаемом, но даже презираемом положении. Их труд считался недостойным свободного человека. Вся их продукция поступала владельцу - обычно государству в лице его чиновников. Основная масса городских ремесленников и торговцев вообще не была иранцами, хотя в IV-V вв. в ходе расслоения общин стало увеличиваться и иранское городское население.

Основой власти Сасанидов стало крупное землевладение с государственной формой эксплуатации податного населения. Управление осуществлялось административным аппаратом без четко регламентированных функций. Провинциями управляли местные правители, покорившиеся Сасанидам и сохранявшие известную автономию. Но основные земли в государстве управлялись через наместников из представителей высшей знати.

Особое место у Сасанидов занимала государственная религия - зороастризм. Он сложился еще в VI в. до н.э. и стал так называться по имени основного легендарного пророка Заратустры(Зороастра), основы учения которого были записаны в Авесте - священной книге зороастрийцев. Основная идея учения - дуалистическое представление о наличии в мире двух начал: добра и зла, которые присутствуют во всем - и в духовной сфере, и в материальном мире. Но длительное время это учение было лишь одним из многих в древних государствах на территории Ирана. Именно при Сасанидах на смену парфянскому религиозному синкретизму пришло господство зороастризма. Уже первые шахиншахи распорядились собрать и отредактировать Авесту и она была превращена в энциклопедию тогдашних знаний. Поскольку древний язык Авесты был уже непонятен большинству, появился ее комментарий - Зенд. Для Сасанидов это религия стала как бы формой государственной консолидации.

Мир рассматривался зороастрийцами как арена борьбы добра и зла. В конце концов добро побеждает. Человек должен включиться в эту борьбу на стороне божества добра, участвуя в многочисленных обрядах, которые ограждают от зла, с которым он сталкивается в жизни. Это делалось в храмах, в которых жрецы сосредотачивали в своих руках все судопроизводство и просвещение. Они же контролировали вопросы наследования и вообще вмешивались в повседневную жизнь людей. За несоблюдение обрядов полагались штрафы. Естественно, такой тотальный контроль породил ряд выступлений, наиболее значительное из которых вылилось в движение, названное манихейством.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.