ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
“Основы психологии”
для заочной формы обучения студентов технических специальностей
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Основы психологии» предназначен для студентов I-III курсов технических специальностей. В процессе изучения дисциплины «Основы психологии» предполагается ознакомить студентов с основными понятиями психологии, дать им представление о структуре, категориальном строе и основных закономерностях этих наук, их практическом приложении.
Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов с методической и учебной литературой. Итогом изучения курса является подготовка контрольно-курсовой работы.
Общие требования к освоению материала курса "Основы психологии" следующие: студент должен иметь представления об основных категориях психологии; владеть терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы изучаемой науки в рамках, определенных государственным стандартом и рабочей программой курса.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ПРАКТИКА, ПРОФЕССИЯ
1.1.Психология как наука. Основные этапы эволюции психологических знаний. Предмет психологии. Различия житейских и научных психологических знаний.
1.2.Место психологии в системе наук. Методы психологии.
1.3. Структура современной психологии.
1.4.Психология как профессия. Прикладные направления психологии.
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
2.1.Природа психического и носители психики. Психика и организм. Теория возникновения психики А.Н.Леонтьева. Критерии психического. Этапы развития психики. Психика и поведение.
2.2.Сущность различий психики животного и человека. Онтогенетическое развитие психики человека. Периодизация жизни человека, понятие кризиса и сензитивного периода в психическом развитии. Высшие психические функции.
2.3.Возникновение и развитие сознания. Роль труда и речи в развитии сознания. Общественная природа сознания. Самосознание, его значение. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы первичные и вторичные, перцептивные и умственные; установки моторные, перцептивные, умственные и социальные; сопровождения сознательных действий), неосознаваемые побудители сознательных действий, "надсознательные" процессы.
ТЕМА 3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
3.1.Сущность уникальности человека. Индивид и индивидуальность. Понятие о личности. Личностный уровень развития человека и его социальная обусловленность. Этапы становления личности. Движущие силы и механизмы формирования личности.
3.2.Типология личности. Методы исследования личности. Структура личности. Направленность личности.
3.3.Потребностно-мотивационнная сфера личности. Типы и функции мотивов, иерархия мотивов. Убеждения, мировоззрение, личностные установки.
3.4.Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Психическое здоровье личности. Аномалии личностного развития.
ТЕМА 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
4.1.Индивидуальное и типичное в поведении человека. Понятие темперамента, проблема поиска органической основы темперамента. Теории темперамента: гуморальные концепции (взгляды Гиппократа, Галена, Канта, Лесгафта), соматические концепции (взгляды Кречмера и Шелдона), церебральные (взгляды Павлова, Теплова, Небылицына). Энергетические концепции (взгляды Стреляу). Системная концепция темперамента. Понятие об экстраверсии и интроверсии.
4.2.Влияние темперамента на поведение (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность). Психологические характеристики темперамента (сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность).
4.3. Характер, его структура, типология и проявления. Акцентуации. Симптомокомплекс свойств характера. Формирование характера. Темперамент и характер: взаимосвязь.
4.4. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Развитие способностей.
ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Понятие о деятельности. Предметный характер деятельности. Структура деятельности: деятельность, действия, операции. Психофизиологический уровень деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация.
5.2. Освоение деятельности: формирование навыка, умения, привычки. Структура навыка. Взаимодействие навыков. Принцип активности.
5.3.Основные виды деятельности и их развитие у человека. Игра. Учение. Труд. Понятие о ведущей деятельности.
5.4.Потребности и мотивы. Эмоции и личностный смысл.
ТЕМА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
6.1.Понятие о чувствах. Чувства и потребности. Функции эмоций. Базовые эмоции и средства их выражения. Высшие чувства.
6.2.Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, чувства, настроения. Переживания. Состояния эмоциональной напряженности. Стрессы. Агрессивность. Тревожность. Фрустрация. Одиночество. Скука. Астения. Фобии. Навязчивые состояния. Неврозы. Эмоциональные расстройства.
6.3.Понятие о воле. Теоретические подходы к объяснению волевого поведения. Мотивационная сфера личности и волевое поведение. Личностный смысл и волевое поведение. Цели и намерения. Механизмы волевых процессов. Борьба мотивов. Волевые усилия и самоконтроль. Локус контроля. Импульсивность. Лень. Саморегуляция. Тренировка и развитие способности к волевому поведению.
ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Ощущения. Классификация ощущений на виды. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений.
7.2. Восприятие как психический процесс. Виды восприятия. Основные особенности восприятия.
7.3. Память. Типы памяти. Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Механизмы памяти. Тренировка памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Связь памяти и эмоций. Забывание. Развитие памяти в онтогенезе.
7.4.Мышление, его формы и виды. Формирование умственных действий. Мышление и решение задач. Мышление и творчество. Способы активизации и развития мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интуиция, ее значение. Этапы решения проблем. Стратегии мышления. Пути повышения эффективности умственной деятельности.
7.5.Понятие о внимании. Внимание как внутреннее усилие и контроль. Модели внимания. Виды внимания. Характеристики внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, предметность Нарушения внимания. Тренировка и развитие внимания.
7.6.Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Механизмы воображения (агглютинация, схематизация, типизация, акцентирование). Воображение и фантазия. Фантазия и ложь. Связь воображения с действительностью. Воображение и эмоции.
ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
8.1.Понятие об общении. Общественные и межличностные отношения. Социальные и межличностные роли. Три стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Особенности человеческой коммуникации. Средства и виды коммуникации. Речь и язык. Невербальная коммуникация.
8.2.Общение как межличностное взаимодействие. Феномены интерактивной стороны общения: социальные ожидания, конформное поведение, межличностные конфликты.
8.3.Перцептивная сторона общения: механизмы, содержание, точность. Стереотипизация в общении. Обратная связь в общении.
|