Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

“Основы психологии”

для заочной формы обучения студентов технических специальностей

 

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Основы психологии» предназначен для студентов I-III курсов технических специальностей. В процессе изучения дисциплины «Основы психологии» предполагается ознакомить студентов с основными понятиями психологии, дать им представление о структуре, категориальном строе и основных закономерностях этих наук, их практическом приложении.

Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов с методической и учебной литературой. Итогом изучения курса является подготовка контрольно-курсовой работы.

Общие требования к освоению материала курса "Основы психологии" следующие: студент должен иметь представления об основных категориях психологии; владеть терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы изучаемой науки в рамках, определенных государственным стандартом и рабочей программой курса.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ПРАКТИКА, ПРОФЕССИЯ

1.1.Психология как наука. Основные этапы эволюции психологических знаний. Предмет психологии. Различия житейских и научных психологических знаний.

1.2.Место психологии в системе наук. Методы психологии.

1.3. Структура современной психологии.

1.4.Психология как профессия. Прикладные направления психологии.

 

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

2.1.Природа психического и носители психики. Психика и организм. Теория возникновения психики А.Н.Леонтьева. Критерии психического. Этапы развития психики. Психика и поведение.



2.2.Сущность различий психики животного и человека. Онтогенетическое развитие психики человека. Периодизация жизни человека, понятие кризиса и сензитивного периода в психическом развитии. Высшие психические функции.

2.3.Возникновение и развитие сознания. Роль труда и речи в развитии сознания. Общественная природа сознания. Самосознание, его значение. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы первичные и вторичные, перцептивные и умственные; установки моторные, перцептивные, умственные и социальные; сопровождения сознательных действий), неосознаваемые побудители сознательных действий, "надсознательные" процессы.

 

ТЕМА 3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

3.1.Сущность уникальности человека. Индивид и индивидуальность. Понятие о личности. Личностный уровень развития человека и его социальная обусловленность. Этапы становления личности. Движущие силы и механизмы формирования личности.

3.2.Типология личности. Методы исследования личности. Структура личности. Направленность личности.

3.3.Потребностно-мотивационнная сфера личности. Типы и функции мотивов, иерархия мотивов. Убеждения, мировоззрение, личностные установки.

3.4.Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Психическое здоровье личности. Аномалии личностного развития.

ТЕМА 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

4.1.Индивидуальное и типичное в поведении человека. Понятие темперамента, проблема поиска органической основы темперамента. Теории темперамента: гуморальные концепции (взгляды Гиппократа, Галена, Канта, Лесгафта), соматические концепции (взгляды Кречмера и Шелдона), церебральные (взгляды Павлова, Теплова, Небылицына). Энергетические концепции (взгляды Стреляу). Системная концепция темперамента. Понятие об экстраверсии и интроверсии.

4.2.Влияние темперамента на поведение (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность). Психологические характеристики темперамента (сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность).

4.3. Характер, его структура, типология и проявления. Акцентуации. Симптомокомплекс свойств характера. Формирование характера. Темперамент и характер: взаимосвязь.

4.4. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Развитие способностей.

 

ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1.Понятие о деятельности. Предметный характер деятельности. Структура деятельности: деятельность, действия, операции. Психофизиологический уровень деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация.

5.2. Освоение деятельности: формирование навыка, умения, привычки. Структура навыка. Взаимодействие навыков. Принцип активности.

5.3.Основные виды деятельности и их развитие у человека. Игра. Учение. Труд. Понятие о ведущей деятельности.

5.4.Потребности и мотивы. Эмоции и личностный смысл.

 

ТЕМА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

6.1.Понятие о чувствах. Чувства и потребности. Функции эмоций. Базовые эмоции и средства их выражения. Высшие чувства.

6.2.Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, чувства, настроения. Переживания. Состояния эмоциональной напряженности. Стрессы. Агрессивность. Тревожность. Фрустрация. Одиночество. Скука. Астения. Фобии. Навязчивые состояния. Неврозы. Эмоциональные расстройства.

6.3.Понятие о воле. Теоретические подходы к объяснению волевого поведения. Мотивационная сфера личности и волевое поведение. Личностный смысл и волевое поведение. Цели и намерения. Механизмы волевых процессов. Борьба мотивов. Волевые усилия и самоконтроль. Локус контроля. Импульсивность. Лень. Саморегуляция. Тренировка и развитие способности к волевому поведению.

 

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1. Ощущения. Классификация ощущений на виды. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений.

7.2. Восприятие как психический процесс. Виды восприятия. Основные особенности восприятия.

7.3. Память. Типы памяти. Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Механизмы памяти. Тренировка памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Связь памяти и эмоций. Забывание. Развитие памяти в онтогенезе.

7.4.Мышление, его формы и виды. Формирование умственных действий. Мышление и решение задач. Мышление и творчество. Способы активизации и развития мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интуиция, ее значение. Этапы решения проблем. Стратегии мышления. Пути повышения эффективности умственной деятельности.

7.5.Понятие о внимании. Внимание как внутреннее усилие и контроль. Модели внимания. Виды внимания. Характеристики внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, предметность Нарушения внимания. Тренировка и развитие внимания.

7.6.Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Механизмы воображения (агглютинация, схематизация, типизация, акцентирование). Воображение и фантазия. Фантазия и ложь. Связь воображения с действительностью. Воображение и эмоции.

 

ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

 

8.1.Понятие об общении. Общественные и межличностные отношения. Социальные и межличностные роли. Три стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Особенности человеческой коммуникации. Средства и виды коммуникации. Речь и язык. Невербальная коммуникация.

8.2.Общение как межличностное взаимодействие. Феномены интерактивной стороны общения: социальные ожидания, конформное поведение, межличностные конфликты.

8.3.Перцептивная сторона общения: механизмы, содержание, точность. Стереотипизация в общении. Обратная связь в общении.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.