Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Защита раненых, больных и военнопленных

Режим раненых и больных определен двумя названными вы­ше Конвенциями 1949 г. — об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об улучшении участи ране-

 

Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право

§ 6. Правовой режим военной оккупации

ных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, причем термин «раненые и боль­ные» включает как лиц из числа комбатантов, так и граждан­ских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или ухо­де. Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия: а) посягательство на жизнь и физиче­скую неприкосновенность; б) взятие заложников; в) посяга­тельство на человеческое достоинство; г) осуждение и примене­ние наказания без предварительного судебного решения, выне­сенного надлежащим образом учрежденным судом.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен при­меняться режим военного плена.

Медицинские учреждения и медицинский персонал пользу­ются уважением и защитой и не могут быть объектом нападе­ния.

Режим военного плена представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение военнопленных. Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. к ним относятся лица из состава регулярных и нерегу­лярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства, а не от­дельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К во­еннопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право на уважение ких личности и чести. Любые незаконные акты со стороны дер­жащего в плену государства, приводящие к смерти военно­пленного или представляющие угрозу его здоровью, рассмат­риваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероис­поведания, политических убеждений. Эти положения относят­ся и к участникам вооруженных конфликтов немеждународ­ного характера.



Военнопленные, согласно ст. 14 соответствующей Конвен­ции 1949 г., полностью сохраняют свою гражданскую право­способность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать осущест­вление прав лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Военнопленные, за исключением офицеров, могут привле­каться к работе, не носящей военного характера. Военноплен­ные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверен­ных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями Державы-По­кровительницы и Красного Креста.

Освобождение военнопленных, согласно Женевской кон­венции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая случаи привлечения к уголовной ответст­венности за военные преступления.

Правовой режим военной оккупации

Военная оккупация— это временное занятие в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими террито­риями.

Согласно нормам международного права оккупированная территория юридически продолжает оставаться территорией то­го государства, которому она принадлежала до оккупации. В период временного, фактического перехода власти из рук за­конного правительства к военным властям, занявшим террито­рию, эти власти обязаны обеспечить общественный порядок и жизнь населения, уважая существующие в этой стране законы. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны устанавливает, что лица, находящиеся на окку­пированной территории, имеют право на уважение их лично­сти, чести, семейных прав, религиозных убеждений.

Оккупирующему государству не разрешается упразднять на занятой территории действовавшие законы. Оно вправе толь­ко приостановить действие тех местных законов, которые не отвечают интересам безопасности его армии или оккупацион­ной власти, а также может издавать временные администра­тивные акты, если это необходимо для поддержания общест­венного порядка. Издаваемые оккупирующей державой уго­ловно-правовые акты вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его языке.

492 Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право

Запрещено разрушение и уничтожение не только частной, но также общественной и государственной собственности; при­знается противоправным уничтожение движимого или недви­жимого имущества, представляющего индивидуальную или коллективную собственность частных лиц или государства, об­щин либо общественных или кооперативных организаций, ко­торое не является абсолютно необходимым для военных опера­ций.

От режима военной оккупации следует отличать режим по­слевоенной оккупациикак меры ответственности государства за агрессию (например, режим оккупации в Германии и Японии, начиная с момента их безоговорочной капитуляции в 1945 г. и до отмены такого режима, который был основан на специаль­ных международно-правовых актах).

Защита культурных ценностей

Конвенция о защите культурных ценностей в случае воору­женного конфликта, принятая на международной конференции в Гааге 14 мая 1954 г., предусматривает следующие меры: а) за­прещение использования этих ценностей, сооружений для их защиты, а также непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или поврежде­нию этих ценностей в случае вооруженного конфликта; б) за­прещение, предупреждение и пресечение любых актов кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любых актов вандализма в отношении этих ценностей; в) запрещение реквизиции и при­нятия любых репрессивных мер, направленных против культур­ных ценностей. Первый Дополнительный протокол 1977 г. за­прещает какие-либо враждебные действия, направленные про­тив тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Протокол дополняет систему га­рантий защиты культурных ценностей, введенную Гаагской конвенцией 1954 г.

Наиболее важные культурные ценности берутся под специ­альную защиту и включаются в Международный реестр куль­турных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО; копия реестра хранится у Генерального секретаря

 

§ 8. Окончание войны и его правовые последствия 493

ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности по­лучают военный иммунитет и воюющие обязаны воздержи­ваться от любого враждебного акта, направленного против них.

Культурные ценности, находящиеся под специальной защи­той во время вооруженных конфликтов, должны быть обозна­чены отличительным знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение неза­конного ввоза, вывоза и передачи права собственности на куль­турные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны ино­странной державой.

§ 8. Окончание войны и его правовыепоследствия

Прекращение военных действий осуществляется различны­ми способами и оформляется соответствующими официальны­ми актами, порождающими правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения воен­ных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., «приостанавливает военные дейст­вия по взаимному соглашению сторон». Общее перемирие яв­ляется полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательст­во на законы и обычаи войны, влекущее международную ответ­ственность.

Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное ос­вобождение и возвращение всех военнопленных в установлен­ные сроки.

Другим способом прекращения военных действий является безоговорочная капитуляция побежденной стороны.

После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Бер­лине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет со­бой этап на пути к прекращению состояния войны.

Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право

Прекращение состояния войны— это окончательное урегули­рование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекра­щением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния вой­ны — восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительства­ми, возобновление ранее заключенных двусторонних догово­ров, действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегулиро­вания, прекращения состояния войны является заключение мир­ного договора.

После Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Па­рижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны.

В статьях договоров говорится о границах соответствующих государств, об их политических обязательствах осуществлять демократическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и рести­туциях в пользу стран антигитлеровской коалиции, о репатриа­ции военнопленных, о финансовых и экономических взаимоот­ношениях и т. д.

Послевоенной практике международных отношений извест­ны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состоя­ние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х гг. XX в. односторонними актами США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении гер­манских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вра­жеского государства, утратили силу.

Вопросы окончательного урегулирования в политической, экономической и иных областях были решены двусторонними соглашениями между СССР и ГДР, между СССР и ФРГ, дру­гими двусторонними договорами ряда государств с ГДР и с

Литература

ФРГ, а затем и многосторонним актом — Договором об окон­чательном урегулировании в отношении Германии, подписан­ным 12 сентября 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Велико­британии, США, СССР и Франции. Договор провозгласил, что «объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами» и что Великобрита­ния, США, СССР и Франция «прекращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом».

Советский Союз и Япония, подписав 19 октября 1956 г. со­вместную Декларацию, достигли соглашения о том, что состоя­ние войны между СССР и Японией прекращается со дня вступ­ления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отно­шения. Совместная Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в определенных слу­чаях акт прекращения военных действий может отождествлять­ся с актом прекращения состояния войны, т. е. охватывать сво­им содержанием не только прекращение огня, но и всесторон­нее мирное урегулирование. Характерно в этом плане Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписанное 27 января 1973 г.

Прекращение состояния войны между находившимися в конфликте государствами — это не только акт нормализации соответствующих двусторонних отношений, но и важный фак­тор упрочения международного мира.

Литература

Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

Богуславский М. М. Международная охрана культурных цен­ностей. М., 1979.

Егоров С. А. Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов // Советский еже­годник международного права. 1986. М., 1987.

Котляров И. И, Выполнение Россией договорных обяза­тельств по международному гуманитарному праву: история и

^

Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право

современность // Московский журнал международного права. 2003. № 1.

Котляров И. И. Международно-правовое регулирование воо­руженных конфликтов. М., 1984.

Мелков Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1989.

Полторак А. И., Савинский Л. И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.

Фуркало В. В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.

Глава 20 ТЕРРИТОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

§ 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму

Планету Земля — ее сушу, воздушное пространство, Миро­вой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела — с точки зрения правового режима можно раз­делить на три вида: 1) государственная территория; 2) междуна­родная территория (пространства с международным режимом); 3) пространства со смешанным правовым режимом.

Государственная территория представляет собой пространст­во, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав государственной территории вхо­дят суша, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Государство своим законодательством устанавливает правовой" режим территории в целом и ее частей. Правовой режим государственной территории включает также правила, предусмотренные международными договорами дан­ного государства (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориального моря, определен­ных участков сухопутного пространства).

Международная территория — это пространство с междуна­родным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное про­странство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрис­дикции, космическое пространство, включая Луну и другие не­бесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

Пространства со смешанным правовым режимом имеют суще­ственные особенности: прибрежные государства наделены суве­ренными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государст­вами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с

Глава 20. Территория и международное право

международными нормами и правилами прибрежных госу­дарств. К этим пространствам относятся исключительная эко­номическая зона и континентальный шельф.

Что касается Арктики, то эта северная полярная часть Земли включает различные по правовому режиму территории: государст­венные, со смешанным и международным правовыми режимами.

В состав государственной арктической территории, помимо материковой части приарктических государств (России, Дании, Норвегии, Канады и США), прилегающих внутренних морских вод, территориального моря, включаются земли и острова, на­ходящиеся в их полярных секторах.

Принято считать, что полярные сектора приарктических го­сударств находятся к северу от их побережья между меридиана­ми, проходящими по крайним точкам побережья и сходящими­ся в точке Северного полюса.

К северу от государственной территории, так же как и в дру­гих частях Мирового океана, находятся: исключительная эко­номическая зона и континентальный шельф, открытое море и район морского дна за пределами национальной юрисдикции.

Большая часть Северного ледовитого океана покрыта льдом. Низкие температуры существенно снижают способность восстанов­ления природного равновесия в этом районе, а в некоторых случаях делают ее практически невозможной. С учетом таких особенностей в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. предусматривается пра­во прибрежных государств принимать законы и обеспечивать их со­блюдение в целях предотвращения загрязнения морской среды в по­крытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны. При издании законов принимаются во внимание интересы су­доходства, защиты и сохранения морской среды.

26 ноября 1984 г. в СССР был принят Указ Президиума Вер­ховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северно­му побережью СССР».

Государственная территория

Верховная власть государства, его территориальное верхо­венство — отличительная черта государственной территории.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти-

§ 2. Государственная территория

туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целост­ность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могущие быть открытыми в будущем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пре­делах между меридианами, соединяющими крайние точки по­бережья России с Северным полюсом (постановление Прези­диума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.).

Водное пространство как часть государственной территории— это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, бе­рега которых принадлежат данному государству), принадлежа­щие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, за­ливов и др.) и территориальное море, т. е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства— это та часть воздуш­ного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздушного про­странства одновременно является линией разграничения воз­душного и космического пространств. В настоящее время такая линия не определена.

Иногда применяется термин «условная территория», к кото­рой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, кос­мические корабли, станции и другие космические объекты, ис­кусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Ан­тарктике, помещения дипломатических и консульских предста­вительств.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории ино­странным государствам, их юридическим или физическим ли­цам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского

Глава 20. Территория и международное право

канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября \%2 г., До­говор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казах­стан от 10 декабря 1994 г.), транзита через государственную территорию (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монголии через территорию Российской Федерации от 19 октября 1992 г.), регулирования передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понима­нии между Российской Федерацией и США в отношении «от­крытой суши» от 17 июня 1992 г.) и др.

Потребность в транзите возникает у государства и тогда, ко­гда принадлежащий ему регион отделен от основной террито­рии территорией другого государства (других государств). Та­кой регион именуется анклавом. Примеры: Калининградская область Российской Федерации, доступ в которую по суше воз­можен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, от­деленный от США территорией Канады; округ Кабинда, отде­ленный от Анголы территорией Заира. Транзитный проезд по суше сопредельного государства в таких случаях регламентиру­ется специальными двусторонними соглашениями.

Осуществление территориального верховенства государст­вом не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия государства, позволяющего друго­му государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрес­сии, совершенный государством, предоставившим свою терри­торию (п. «f» ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.).

Государственная территория должна использоваться в соот­ветствии с нормами и принципами международного права и та­ким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится межго­сударственный договор о передаче определенной части терри­тории или об обмене ее участками.

§ 2. Государственная территория

---------------------------------,-------__

Пространство, на которое распространяется власть государ­ства в ограниченных, четко очерченных пределах, не является государственным. Оно может быть отнесено к территориям, на которые распространяется национальная юрисдикция.

Пункт 2 ст. 67 Конституции РФ гласит: «Российская Феде­рация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдик­цию на континентальном шельфе и в исключительной эконо­мической зоне Российской Федерации в порядке, определяе­мом федеральным законом и нормами международного права».

Понятие «территория, на которую распространяется нацио­нальная юрисдикция» является более широким, чем «государ­ственная территория». Оно включает как государственную тер­риторию, так и территорию, не относящуюся к таковой (приле­жащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).

Используемый в международных договорах термин «терри­тория» применительно к определенному государству-участнику не всегда означает государственную территорию (или ее часть). Он может употребляться и в более широком значении: как тер­ритория, на которую распространяется национальная юрисдик­ция.

Так, в ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о воз­душном сообщении от 2 марта 1994 г. говорится, что для целей Соглашения термин «территория» в отношении каждого госу­дарства-участника означает земные поверхности, территориаль­ные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под его суверенитетом. В этом Соглашении под термином «территория» имеется в виду государственная терри­тория.

Другой пример. Пункт 1 ст. 4 Соглашения о торговых и коммерческих отношениях между Россией и Канадой от 19 ию­ня 1992 г. обязывает Стороны обеспечить свободу транзита то­варов другой Стороны через свою территорию. «Территория» (по Соглашению, «своя») применительно к каждому государст­ву-участнику означает территорию, на которую распространя­ется действие его таможенных законов, включая любые районы за пределами его территориальных вод (т. е. за пределами госу­дарственной территории), в границах которых оно может осу­ществлять права в отношении морского дна, недр и их природ­ных ресурсов.

17 м,

еждународное право

^

Глава 20. Территория и международное право

§ 3. Государственные границы

Государственные границы

Государственная граница— это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государст­венной территории (суши, вод, недр и воздушного прггтранст-ва). Границы между сопредельными государствами обычно оп­ределяются договорами между ними.

В период существования СССР практически со всеми сосед­ними странами были заключены договоры о прохождении госу­дарственной границы. В их числе — договор 1990 г. с КНР, за­фиксировавший линию границы на ее восточном участке. Ли­ния границы на ее западном участке определена Договором между Российской Федерацией и КНР 1994 г. С учетом догово­ров принимаются внутригосударственные правовые акты о го­сударственной границе.

В России это Закон от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» с последующими изменения­ми и дополнениями. Он характеризует государственную грани­цу как «пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Государственной грани­цей России считается граница РСФСР, закрепленная законо­дательными актами и международными договорами СССР. Границы РФ, не оформленные в международно-правовом от­ношении, подлежат, согласно этому Закону, договорному за­креплению.

Государственные границы на суше устанавливаются по ли­ниям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет со­бой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к бере­гам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: дели­митацию и демаркацию. Делимитация— это определение в до-

говоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изо­бражение). Демаркация— это обозначение линии границы на -местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При де­маркации составляются демаркационные документы: протоко­лы — описания государственной границы, пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материа­ла, номера и т. д.).

В межгосударственных отношениях и в договорах стран СНГ используется особый термин «внешние государственные границы государств — участников СНГ», которым обозначают­ся границы этих государств с не принадлежащими к Содруже­ству государствами. Существуют Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению ста­бильного положения на их внешних границах 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество 1995 г.

Режим государственной границы.Он определяется совокуп­ностью международно-правовых и внутригосударственных норм.

Международные договоры, касающиеся режима Государст­венной границы РФ, разнообразны: о прохождении государст­венной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режи­ме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об ох­ране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

Режим государственной границы включает следующие во­просы.

1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохра­нения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государствен­ной границы.

Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и види­мым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответст-

Глава 20. Территория и международное право

вовали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе соглашения между сопредельными государствами. Устанавли­ваются сроки совместных осмотров пограничных знаков и по­граничных просек. В случае повреждения или утраты погранич--ных знаков немедленно принимаются меры по их восстановле­нию.

2. Пересечение государственной границы лицами и транспорт­ными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и жи­вотных.

Переход (переезд, перелет) государственной границы лица­ми и пересечение ее транспортными средствами может осуще­ствляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами (например, Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о погранпе-реходах от 22 мая 1992 г. предусматривается открытие погран-переходов: Мамоново—Бранево, Багратионовск—Бартошице, Мамоново—Гроново и др.).

При пересечении государственной границы должен соблю­даться порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка това­ров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную гра­ницу на море) с целью осуществления права мирного прохода.

Для пересечения государственной границы воздушными су­дами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров допуска­ется только с разрешения компетентных органов соответствую­щего государства.

Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых ус­ловий, угрожающих безопасности судна, либо в целях букси­ровки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказа­ния срочной медицинской помощи членам экипажа или пасса­жирам, а также по другим вынужденным причинам.

§ 3. Государственные границы

Перемещение через государственную границу товаров, гру­зов и животных осуществляется в определенном порядке и мес­те, которые также устанавливаются международными договора­ми и внутригосударственными правилами.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и жи­вотных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и жи­вотных через государственную границу предполагает осуществ­ление пограничного контроля, а при необходимости — тамо­женного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветери­нарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государ­ственную границу и заключается в признании законности пере­сечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, то­вары и животных.

Въезд на территорию России и выезд регламентируется Фе­деральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также международными договорами РФ. Документами, дающи­ми право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (возможны дополнительные требования). В зависимости от цели въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Рос­сийской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновен­ной, транзитной и визой временно проживающего лица. Госу­дарства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизо­вых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 г. граж­дане одного государства могут выезжать и передвигаться по территории другого без виз при наличии документов, удостове­ряющих личность и подтверждающих гражданство России или Украины.

Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на терри­тории одного государства может предусматриваться для граж­дан другого государства, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.

Глава 20. Территория и международное право

4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промы­словой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сель­ское или горное дело и т. д.).

Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, соз­давать помехи обеспечению сохранности государственной гра­ницы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Феде­рации и КНР о руководящих принципах совместного хозяйст­венного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (1997 г.).

По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в кото­рых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о за­прещении на отдельных участках государственной границы оп­ределенных видов работ и промысла.

5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную грани­цу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.

В зависимости от ситуации и характера правонарушения на­рушители границы могут быть привлечены к уголовной или ад­министративной ответственности либо переданы властям госу­дарства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.

Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инци­дентов государства назначают пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их заместителей. Места их официального пребывания, полномо­чия и порядок деятельности определяются соглашениями. По­становлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федера­ции.

Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государствен­ной границы. Они обязаны провести расследование и принять

§ 3. Государственные границы






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.