Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространст­ве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства — участники Договора осуществляют деятель­ность по исследованию и использованию космического про­странства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответ­ствии с международным правом, включая Устав ООН, в инте­ресах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. III). Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Зем­ле, но и внеземное — космическое — пространство. Это обу­словлено интересами всех государств, всего человечества.

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономиче­ского или научного развития, и являются достоянием всего че­ловечества. Это означает, что достоянием всего человечества яв­ляются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса. В соглашении о деятельности госу­дарств на Луне и других небесных телах устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием чело­вечества.

Содержание понятия «общее наследие человечества» в кон­тексте содержания международных норм позволяет сделать вы­вод, согласно которому космос и небесные тела не могут рас­сматриваться в качестве «общей вещи» или «общей собствен­ности» человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества, недопустимо. Такие объ­екты должны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.



Применительно к Луне и другим небесным телам общим на­следием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор

Глава 23. Международное космическое право

1967 г. по космосу закрепил положение о том, что «космиче­ское пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглаше­ния на них суверенитета, ни путем использования или оккупа­ции, ни любыми'другими средствами» (ст. II). Идентичное по­ложение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провоз­глашается свобода научных исследований, проводимых с уче­том равенства всеми участниками Соглашения о Луне без ка­кой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вы­возить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: «Поверхность или недра Луны, а также участки ее по­верхности или недр или природные ресурсы там, где они нахо­дятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительствен­ной организации, национальной организации или неправитель­ственного учреждения или любого физического лица».

Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации при­родных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая экс­плуатация возможна. Целями данного режима, в частности, бу­дут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, «справедливое распре­деление между всеми государствами-участниками благ, полу­чаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые пря­мо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».

Вопрос о границе между воздушным и космическим про­странством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на вы­соте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100—110 км над уровнем океана. Надзем­ное пространство на уровне и выше пределов минимально низ­ких орбит спутников не подпадает под суверенитет государств, находящихся под этим пространством, и считается открытым космосом.

§ 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 561

Космическое пространство, включая Луну и другие небес­ные тела, открыто для исследования и использования всеми го­сударствами без какой бы то ни было дискриминации, на осно­ве равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космиче­ского пространства и небесных тел охватывает и научные ис­следования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического простран­ства и полной демилитаризации небесных тел.

Это означает, что государства — участники Договора обязу­ются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массо­вого уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является час­тично (в отношении оружия массового уничтожения) демили­таризованным.

Исключительно в мирных целях используются Луна и дру­гие небесные тела: запрещается создание военных баз, соору­жений и укреплений, испытание любых типов оружия и прове­дение военных маневров. Следовательно, на Луне и других не­бесных телах установлен режим полной демилитаризации. Соглашением о деятельности государств на Луне и других не­бесных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнитель­ные ограничения военной деятельности государств: на Луне за­прещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусствен­ных космических объектов. Допускается использование на Лу­не военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

Ограничение военной деятельности в космосе и на небес­ных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности в Договоре о запрещении испытаний ядерного ору­жия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном исследо­вании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально воз-

Глава 23. Международное космическое право

можной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и меж­дународное научное сообщество о характере, ходе, местах и ре­зультатах космической деятельности.

К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изме­нений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство — участник Договора имеет основание пола­гать, что запланированные им или его гражданами деятель­ность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного ис­следования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консульта­ции. Подобные консультации могут запросить любые другие участники Договора. Государства за свою деятельность в кос­мическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, что­бы их национальная деятельность проводилась в строгом соот­ветствии с положениями Договора. Деятельность в космосе не­правительственных юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства — участника Дого­вора и под его постоянным наблюдением. В случае деятельно­сти в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участ­вующие в ней государства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.