Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Феодальная экономика Франции

Франция - классическая страна феодализм. Здесь получила законченное выражение вассальная лестница, экономический смысл которой заключался в перераспределении феодальной ренты между слоями господствующего сословия. Возглавлялось государство королем (вассал Бога). Королевскими вассалами были крупнейшие феодалы - герцоги и графы, их вассалами считались средние и мелкие феодалы, владельцы поместий – рыцари. Вассал подчинялся только своему непосредственному сюзерену (по принципу: вассал моего вассала - не мой вассал). По команде сюзерена его вассалы за свой счет собирали ополчение, которое охраняло свои пределы, и представляло собой аппарат внеэкономического принуждения крестьян. Эта система часто давала сбои и Франция стала театром внутренних феодальных и национальных войн. Особенно тяжелы были экономические последствия Столетней войны с Англией (14-15 вв.), хотя именно она ускорила освобождение французских крестьян от феодальной зависимости: королю требовалась массовая наемная армия с артиллерией, а ресурсом для нее могли стать только свободные крестьяне. Но экономическое положение крестьян от выкупа вряд ли улучшилось, поскольку выкупные платежи и налоги заняли место феодальной ренты.

Феодальная экономика Англии

Главное отличие феодальной английской экономики от французской - большая централизация управления, по причине завоевания страны феодалами (1066) под руководством герцогов Нормандии (провинция Франции). Также различием между французскими и английскими феодалами было то, что владельцы английских поместий были вассалами непосредственно короля.



Другая особенность касалась технологической базы английского поместья: приморская экология способствовала развитию овцеводства и производству сырой шерсти, которая являлась объектом повышенного спроса во всей средневековой Европе. Торговля шерстью, которую вели не только феодалы, но и крестьяне, способствовала замене (к концу 13 века) натурального оброка денежной рентой, а труд крепостных - наемным трудом.

К 15 веку почти все английские крестьяне стали лично свободными: копигильдерами (платили за свои наделы денежную ренту) и фригильдерами (полностью свободные держатели земли). Так возникает новое дворянство (джентри), ведущее свое хозяйство исключительно на наемном труде.

Феодальная экономика Германии

Во-первых, это более позднее, чем в Англии и Франции, становление феодальной системы хозяйства. Во-вторых, Германия, в состав которой входили французские, славянские, итальянские регионы, не являлась национальным комплексом. В-третьих, отдельные части страны были оторваны экономически друг от друга. В-четвертых, в Германии так и не сложилось единое государство. В-пятых, движение немецких феодалов на Восток, захват земель западных славян, живущих по реке Эльба, дало значительное приращение посевных площадей. Раздулась внутренняя крестьянская колонизация территорий возле нее. Росло закрепощение крестьян.

11. Городская экономика Западной Европы в ХI – ХV вв.: причины возникновения, экономическая роль городов, городское ремесло и торговля.

Причины возникновения западноевропейских городов:

· Возобновление торговли с Востоком

· Заинтересованность феодалов в дополнительных источниках доходов

· Земледельческая революция (главная причина)

· Прогресс аграрного производства, приведший к демографическому росту

Экономические функции городов:

· феодальное поместье постепенно уступало им роль организационной основы экономики близлежащих территорий

· города навязывали сельской округе высокие цены на изделия городских ремесленников, на импортные товары

· город, стимулируя открытую экономику, втягивал производителей аграрного сектора в товарно –денежные отношения

· город становился движущей силой развития экономики

· город – производственный центр

Ремесло:

Город становился мастерской, где активно развивалось разделение труда, выражавшееся, в первую очередь, в количественном росте различных ремесел. В начале XIV в. в крупнейших городах насчитывалось более 300 видов ремесел.

Традиционные виды ремесел: товары повседневного спроса, оружие, орудия труда. Затем изысканные вещи: пища, одежда, обувь, ювелирные изделия – потребность людей в комфорте. В Англии – суконное и красильное производство, во Франции – текстильное ремесло, в немецких городах – металлургия и металлообработка. Немаловажно также каменное строительство, т.к. его грандиозный размах был феноменом западной Европы того времени. В портовых городах – судостроение.

Городские ремесленники одной специальности объединялись в цехи (обязательное условие занятия ремеслом). У цеха был устав, сословная иерархия. Жесткая регламентация цеха, направленная на сохранение мелкого товарного производства, тормозила прогресс.

Торговля:

Прогресс сельского хозяйства, успехи городского ремесла стимулировали развитие торговли.

Внутренняя торговля:

Формы организации – рынки, ярмарки.

Сдерживающие факторы – низкая покупательная способность сельских жителей, отсутствие хороших дорог, опасности для торговцев, феодальная раздробленность.

Гильдии – объединения купцов по профессиональным интересам для взаимной помощи и защиты.

«Торговые дома» - семейные купеческие компании.

Паевые товарищества – складничество, компаньонаж.

Институт торговых консулов – для защиты интересов и личности купцов в других городах.

Внешняя торговля:

1. Торговля с Востоком:

Приоритет – североитальянские города. Предоставление крестоносцам кораблей в обмен на свободный заход в восточные порты и другие привилегии при торговле и основании факторий. Ватикан запретил экспорт леса, металла, оружия и других стратегических товаров – отток золота и серебра из Европы на Восток.

2. Северный морской путь:

Зерно, скот, лес, воск, меха и другие товары. Низкая прибыль компенсировалась объемами товарооборота и малыми рисками.

Монополист – Ганза, торговое товарищество северогерманских городов, свой флот и военные отряды, во владении ряд крепостей в Дании.

Экономическая роль Ганзы:

· Способствовала развитию посреднической торговли на огромной территории

· Отстаивала свободы своих членов

· Объединяла северогерманские города

· Обособила экономические интересы городов-членов Ганзы от интересов других частей страны

· Сводила на нет конкуренцию купцов из других стран.

Ярмарки– на пересечении северного и южного торговых путей (Франция и Фландрия), основа для развития биржевой торговли.

Биржи – оптовые рынки.

Появление института нотариев (люди с юридическим образованием и особым статусом) в связи с углублением общественного разделения труда и развития товарно-денежных отношений.

12. Торговля, денежно-кредитная, налоговая системы в Западной Европе в ХI – ХV вв.

Буржуа - горожане, которые обладали собственностью, занимались торговлей и финансами (бизнесмены)

Бург - город,

Города - центры торговли и финансов

ТОРГОВЛЯ

1) Формой внутренней торговли являлись городские рынки, сельские и областные ярмарки, но ее сдерживали:

a) Низкая покупательная способность сельских жителей

b) Отсутствие приличных (грунтовых или шоссейных) дорог

c) Феодальная раздробленность (много пошлин при пересечении внутренних границ)

d) Опасности, подстерегавшие купцов - они объединялись в гильдии для сохранности (объединения купцов по профессиональным интересам)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.