Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития высшего профессионального образования в вузах Украины характеризуется кардинальными изменениями в системе гуманитарной подготовки студентов. Гуманитаризация образования направлена на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня образованности специалиста, что является важным условием для его профессионального самоопределения в трудовой деятельности. Решение этих задач предполагает обновление организационных и методических форм активизации эвристического потенциала студентов.

Предлагаемое методическое пособие в определенной мере служит этой цели. Данное пособие включает материалы к изучению основных тем курса, словарь-справочник основных категорий и понятий, контрольные задания для самостоятельной подготовки, общую литературу по курсу и алгоритм организации самостоятельной работы по изучению социологии.

Тематика лекций, предлагаемая в пособии, соответствует программе курса для высших учебных заведений Украины. В кратком конспекте лекций студентам предлагаются темы, составляющие каркас курса, раскрывающие логику учебной дисциплины и науки «Социология», каждая лекция охватывает несколько тем курса. Это своего рода модели ответов. Однако эти модели не стоит воспринимать как законченные и полные, при ответах на зачетах и экзаменах необходимо обращаться к анализу реальных событий и процессов, уметь применять теорию, систему социологических понятий. Ведь социальные знания важны не сами по себе, а прежде всего как средство обеспечения более осознанного и активного участия личности в жизни общества.



Тему контрольной работы студент выбирает согласно последней цифре (одной или двум) номера зачетной книжки.

Настоящее методическое пособие предлагает студентам помощь особого рода. Оно ориентирует не только на подготовку и сдачу контрольного задания (это тактика), но и на получение упорядоченных концентрированно оформленных знаний, необходимых для специалиста (стратегия).

В системе научного знания социологии отведено особое место: она единственная из наук, изучающая общество в целом, при чем общество в его социально-человеческом измерении. Это значит не просто общество для человека, а человек в обществе – это составляет суть социологии, и это определило логику изложения материала данного пособия.

Данный алгоритм позволил сгруппировать все темы курса в два основных блока: изучение основных составляющих общества (это и есть предмет социологической науки);

история социологии, которая раскрывает, каким образом шло накопление знаний;

Содержание первого блока составляют темы, которые раскрывают объект и предмет социологии, т.е. от анализа эволюции общества к гражданскому обществу как объекту социологии, культуры, личности и социального взаимодействия до рассмотрения социализации и социальной стратификации. А также анализируются социальные институты общества, которые обеспечивают общие соглашения, выработанные людьми в общении друг с другом и при содействии которых достигается преемственность поколений, они как бы «цементируют» общественную жизнь.

Во втором блоке история социологии анализируется в трех периодах: античность, средневековье и новое время, современность (Х1Х –ХХ1 века). Отмечается, что только в современный период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донаучный этап, когда совокупность идей, объясняющих человека и общество, формировалась в рамках социальной философии.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Предметом социологии выступает совокупность теоре­тических понятий, при помощи которых ученый описы­вает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Среди основных понятий мы выделим два главных, ко­торые назовем первокирпичиками, — это статус и роль. Первое дает статическое изображение предмета социоло­гии, а второе — динамическое. Статусом называется пози­ция (положение) человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, напри­мер, в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом значит иметь формальный, или социальный, статус. Ины­ми словами, занимать определенное место в системе об­щественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов.

Любой статус состоит из ролей, а те — из совокупнос­ти прав и обязанностей, которые по традиции общество скрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанностей определены социальными нормами. У каждой роли — свой круг прав и обязаннос­тей, которые определены либо законом, либо обычаем.

Рассмотрим, например, статус мужа. У него определенный набор ролей, в частности сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специа­лист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами пове­дения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, т.е. статус.

Вывод: статус — ниша или место в социаль­ной структуре общества (группы). Он включает несколь­ко ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязан­ностей, которые определяются социальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль — на способ поведения.

Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, на­зывается ролью. Ее еще называют динамической харак­теристикой статуса.

Представим на минуту такую абстрактную ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки ты­сяч) мы оставили пустыми, наподобие незаполненных медом ячеек улья. Людей нет, есть только пустые статусы: одно название — один статус. Так вот, оказывается, что совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми, стату­сов образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каж­дую ячейку, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изуча­ет статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охот­ник, собиратель, ребенок, взрослый, старик ... В принципе их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 000, семейно брачно-родственных отношений более 200 (деверь, сноха, кузина ... ), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа — нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Итак, первокирпичики предмета социо­логии — статусы и роли. Первые дают статическую, а вторые — динамическую картину общества. Совокупность незаполненных статусов дает социальную структуру об­щества. Ее мы уподобили пчелиным сотам в улье: множе­ство пустых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Соци­альные соты скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учителя? Передавать свои знания, оценивать успехи, сле­дить за дисциплиной. Ко­нечно, это знакомые нам права и обязанности. Они относи­тельны. Почему? Статус учителя относителен статуса учени­ка, но не родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто сово­купность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот — с учите­лем, родителями, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связа­ны межличностными отношениями. Общество окутано ог­ромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть — межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, его уволят. Начальник и подчинен­ный — социальные роли.

Вывод: статусы связаны между собой социальны­ми функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪

⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪уляр­ный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодей­ствия кристаллизуются в социальные отношения. И снова — динамика и статика.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям.

 

ОБЩЕСТВО И МИРОВАЯ СИСТЕМА

 

Поскольку общество понимают в двух значениях- уз­ком и широком, то неизбежен переход от отдельно взято­го общества, рассматриваемого в единстве его территори­альных границ (страна) и политического устройства (го­сударство), к мировому сообществу, или мировой систе­ме, подразумевающей все человечество как сущностное целое. Понятия "гражданское общество", "цивилизация", "историческая динамика неравенства и бедности" тесно связаны с обоими значениями общества. Поэтому вначале мы рассмотрим весь спектр макросоциологических поня­тий: общество, страна, государство, цивилизация, миро­вая система, а также их разновидности и динамику.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Как и все социологические категории, наполненные богатым внутренним содержанием, понятие "гражданс­кое общество" не удается втиснуть в жесткие рамки точ­ного определения. Оно многозначно. Выделим два главных определения — гражданское общество как отражение ре­альности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установ­лению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обще­ством. Оно включает семейные, кровнородственные, межна­циональные, религиозные, экономические, культурные от­ношения, отношения различных классов и слоев, демогра­фический состав общества, формы общения, людей и т.д., иными словами, все то, что неподконтрольно государству.

Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действитель­ности описывает предмет социологии. Поэтому когда вам встретится выражение "предмет социологии — гражданское общество", знайте, что оно правильное. Но только в первом значении слова.

Однако у понятия "гражданское общество" есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В каче­стве социологической категории "гражданское общество" кон­статирует, что есть реальность, описываемая ею: совокуп­ность неполитических отношений. Но в качестве идеологи­ческого понятия "гражданское общество" указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как идеал "гражданское общество" олицетво­ряет собой идеальное общество — общество свободных, су­веренных личностей, наделенных самыми широкими граж­данскими и политическими правами, актив но участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мыс­ли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные по­требности, создающих любые организации и партии, наце­ленные на защиту интересов этих личностей. В экономичес­ком плане идеал означает многообразие форм собственнос­ти, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном — идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свобо­ду вероисповедания. Короче говоря, идеал де­мократического общества. Пере­ход от социализма к капитализму в нашей стране осуществ­лялся именно под лозунгом утверждения ценностей граж­данского общества. Хотя в реальности, если рассматривать его как социологическую категорию, оно никогда не исче­зало.

 

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, су­ществовавших прежде и существующих сейчас, социоло­ги разделяют на определенные типы. Несколько типов обще­ства, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письмен­ность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умею­щие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владе­ющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность воз­никла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племе­на, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Ара­вийской пустыне, не знакомы с ней. Не знающие письмен­ности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В про­стых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обще­ствах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убы­вания доходов. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, но они составляют противоположные страты — господствующую и зависимую. Возникшее когда-то сти­хийно социальное неравенство теперь закрепляется юриди­чески, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощ­ного института — государства. А произошло это примерно б тыс. лет назад. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письмен­ность, разветвленное управление и социальное неравен­ство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собира­тельство. Первобытное общество состояло из локальных род­ственных групп (триб). По времени оно было самым продол­жительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого ста­да. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и ого­родничество. Скотоводство основано на приручении (одомаш­нивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты по­степенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем просто убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земле­делие. Таким образом, огородничество ~ переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систе­матическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место об­ширным полям, примитивные деревянные мотыги ~ дере­вянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, горо­дов, классов, письменности — необходимых признаков ци­вилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни?

Земледельческую, или аграрную, цивилизацию .300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные раз­резы — отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное обще­ство. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — признаки постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типоло­гию обществ. Общества, различающиеся языком, культу­рой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признака­ми — способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Пере­довая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формаци­ям, если базируются на капиталистическом типе производ­ства. Согласно К.Марксу, человечество последовательно про­шло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятая - коммуни­стическая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объе­диняя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Д. Белла. Он под­разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна ста­дия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные ин­ституты, политический режим, культура, образ жизни, чис­ленность населения, социальная структура общ⨪⨪⨪⨪⨪⨪

⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его про­изводства и сосредоточения.

Переход от индустриального к постиндустриальному об­ществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превос­ходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место про­фессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы наблю­даются в США и Японии, завершающих переход от индуст­риального к постиндустриальному обществу. Но они не от­мечаются в Украине, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества к индустриальному.

Итак, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, инду­стриальную, постиндустриальную. Переход от первобыт­ной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие позиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации. Она опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком бы регионе они ни располагались, вовлечены в единый, все поглощающий, уни­версальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных про­блем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет — система общечеловеческих ценностей.

Термин "модернизация" относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — со­временному. В переводе с английского "модернизация" озна­чает "осовременивание". Поскольку современный период че­ловеческой истории датируют с момента зарождения, а за­тем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают с всемирным распространением по земному шару ценнос­тей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индуст­риализации. Лидеры модернизации — США и Западная Ев­ропа - целиком и полностью приобщились к ним и доби­лись потрясающих экономических результатов. Но ничто не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать этих лидеров, используя за­падные технологии, капиталовложения и опыт, как это сде­лала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.

Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая эко­номическая система капитализма.

Итак, под модернизаций понимается революционный переход от доиндустриального к индустри­альному, или капиталистическому, обществу, осуществля­ющийся путем комплексных реформ, растянутых во време­ни. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Различают два вида модернизации .

Органическая модернизация является моментом собствен­ного развития страны и подготовлена всем ходом предше­ствующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализ­ма к капитализму, окончательно утвердившийся в результа­те промышленной революции XVIII века, и преобразование американского производства в результате внедрения мето­дов поточного производства (фордизма) в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капита­лизм возник как естественное следствие изменений в укла­де жизни, традициях, мировоззрении и ориентация людей.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на вне­шний вызов со стороны более развитых стран. Она представ­ляет собой способ "догоняющего" развития, предпринимае­мый правительством с целью преодолеть историческую от­сталость и избежать иностранной зависимости. Наша страна, в том числе и вследствие татаро-монгольского наше­ствия, была отброшена в своем развитии на несколько сто­летий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, пе­рестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.

Неорганическая модернизация совершается путем закуп­ки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии (нередко методом экономического шпио­нажа), приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в со­циальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конститу­ция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во мно­гом именно так происходило в Японии в XIX и XX веках. Стране Восходящего солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За корот­кий период неорганическая модернизация сменилась орга­нической. Сейчас Япония развивается на собственной осно­ве и в свою очередь служит образцом для подражания.

Неорганическая модернизация начинается не с культу­ры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет "снизу", а неорганическая — "сверху". Принципы "модернити" не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной со­циальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в России в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на "западников" и "славянофилов". Первые выступили за ускоренную модер­низацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т.е. органи­ческую модернизацию. Численность первых оказалась недо­статочной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.

Итак, модернизация имеет две раз­новидности — органическую и неорганическую. Первая пред­полагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе, а вторая — что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.

 

Продолжающийся всю жизнь процесс обу­чения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. А какая же личность без культуры? Культура в социологии понимается как совокупность тра­диций, обычаев, социальных норм, правил, регулирую­щих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А "надзирает" за тем, правильно или неправильно про­ходит социализация, особый механизм, который пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознагражде­ний и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль — механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции.

Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек от­клоняется от норм либо их нарушает, его поведение на­зывают девиантным.

Когда мы заполняем пустые ячейки-статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы. Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными катего­риями) называется социальным составом населения. Им занимаются не только социологи, но и статистики.

У каждого человека есть потребности, без удовлетво­рения которых он не может обойтись: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаменталь­ные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему на­селению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институ­тами.

Семья, производство, религия, образование, государ­ство — фундаментальные институты человеческого обще­ства, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетель­ству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моно­гамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная се­мья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тыс. лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст.

Социальный институт — очень сложное учреждение и, са­мое главное, реально существующее. Ведь социальную струк­туру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьи, религии, образования, государства или производства, и представить их как один из институтов — тоже непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один ин­ститут представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различ­ных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образова­ния. Во-вторых, основные или общие институты, в свою оче­редь, состоят из множества неосновных, или частных, ин­ститутов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, ин­ститут парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется соци­альной системой общества. Однако к ней относятся не только социальные институты, но и социальные организации, и социальное взаимодействие, и социальные роли. Одним сло­вом, то, что движется, работает, действует.

Вывод: статусы, роли, социальный контроль су­ществуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают соци­альные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образова­ние и религия) и неосновные (их гораздо больше), назы­ваемые еще социальными практиками.

Вот мы и получили целостную картину общества, опи­санную при помощи социологических понятий. У этой кар­тины две стороны — статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпи­чики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий — социальной стратификации и социальной мо­бильности.

Социальная стратификация — совокупность больших со­циальных групп, расположенных иерархически по крите­рию социального неравенства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры. Статусы здесь рас­положены не горизонтально, а вертикально. Только на вер­тикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, бо­гатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего пе­рейти к частному, вертикальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов , шкалу образования , шкалу власти, шкалу профессионального престижа. Место любого статуса легко найти на этих шка­лах и тем самым определить общее место в системе страти­фикации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонталь­ной, восходящей и нисходящей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.