Пиши Дома Нужные Работы


Человек личность. Общество и гражданское общество.

 

От общества нужно отличать гражданское общество, однако не любое общество можно назвать гражданским обществом. Впервые гражданское общество появилось в Европе, в начале 17 в., когда на первое место стали выходить гуманистические ценности Возрождения и Просвещения (разделение светской и церковной власти, право личности на самореализацию).

Гражданское общество – это система частных лиц, групп, институтов, не зависящих от политической власти государства.

Институты гражданского общества: семья, церковь, культурные союзы и т.д. то есть гражданское общество – это совокупность не политических отношений, т.е. общественные отношения вне рамок политической структуры государства.

Однако жить в государстве и быть вне его нельзя и тогда государство выступает как закон, как рамки дозволенного поведения.

Гражданское общество – это нормальная демократическая прокладка между человеком и государством не позволяющая государству узурпировать власть.

Гражданское общество стоит на частной собственности, личной свободе и самоуправлении. Важным элементом является публичность, информация.

Создание гражданского общества – задача, стоящая перед Россией следует впустить в наш менталитет такие понятия как частная собственность, гласность и т.д. Становление гражданского общества в России предполагает формирование нового типа государства, с верховенством закона, с реальной ответственностью власти перед народом. Не быть гражданскому обществу без общего плюрализма. Нужны массовые политические партии, выражающие мысли и интересы народа.

 

Происхождение человека

Под генезисом (происхождением человека) обычно понимают происхождение и человека и общества. Есть несколько подходов к решению этого вопроса:

  1. Теологическая теория – Бог создал людей и общество.
  2. Палеовизит – человек является созданием пришельцев из космоса.
  3. Земля Шамбала – на Тибете, где скрыта таинственная энергия, которая создала человека и человечество.
  4. Эволюционизм как таковой ложен, а весь живой мир возник сразу во всем своем многообразии.

5. Однако для нас, наиболее важной представляется Дарвиновская теория, определяющая, что человек произошел от обезьяны, но не от современной, а от тех которые вымерли.

Дриопитеки - самая дальняя точка антропогенеза, т.е. ископаемые обезьяны, живших 14 миллионов лет назад.

Рамапитеки – 10-14 миллионов лет назад жили на деревьях, питались растеньями.

Австралопитеки – наземные существа непосредственно подошли к грани отделения человека от обезьяны.

2,5 миллиона лет назад – Хомохабилис – человек умелый (питекантроп) затем 110 тыс. лет назад появился неандерталец – это было время формирования человеческих рас.

Человек разумный известен как кроманьонец – вершина антропогенеза, появился 30-40 тыс. лет назад. Тоже имел свою эволюцию, но в основном социальную.

Что же сделало человека человеком?

  1. Прежде всего, прямохождение. Руки освободились, он смог пользоваться орудием труда, развилась кисть и большой палец руки.
  2. Затем мозг.

Главное отличие человека от животного состоит в том, что в основе человеческой деятельности лежит целеполагание т.е. если инстинктивный труд свойственен многим животным (бобер, пчела), то только человек видит конечную цель своего труда. Другим свойством человека является способность задумываться о себе самом, цели своего существования на земле.

Человек обладает рядом необычных свойств:

  1. Человек осуществляет предметно-преобразующую деятельность (строит дома, готовит пищу).
  2. Только человек творит мир культуры.
  3. Человек создает и изменяет формы социального порядка (власть, политика, режим).
  4. Человек отличается от других живых существ тем, что передает информацию, достижении от одного индивида к другому создавая, таким образом, историю.

В философских учениях многих народов только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться через нравственное благородство.

Греческая философия провозглашала человека как меру всего существующего.

В 17 в. Декарт высказал идею о том, что единственным свидетельством человеческого существования является мышление. И в 19 в. о человеке заговорили как о творце культуры, носителе всеобщего идеального начала духа и разума.

 

Понятие человека как бы распадается на 2 составляющее: человек индивид и личность.

Индивид – это человек как один из людей, означающий, что я являюсь представителем целой общественности, таких как я.

Термин индивидуальность, дает возможность охарактеризовать человека от других людей, подразумевая не только внешность, но и совокупность социально значимых качеств и черт . Индивидуален каждый человек, только степень индивидуальности различна.

Философия понимает под индивидуальностью неповторимое своеобразие, включая природу и общество. Если индивид рассматривать как представитель общности, то индивидуальность своеобразного человека подчеркивает неповторимость, гармоничность его действий.

 

Личность

Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательность деятельности, как члена того или другого общества.

Личность подразумевается в 2 характерах:

  1. Личность – отличный участник своих действий, субъект познания и изменения мира.
  2. Личность – можно рассмотреть через набор функций или ролей выполняемых человеком.

Причем через эти ролевые характеристики устанавливается связь человека с обществом.

 

 

Деятельность человека и ее сущность

 

Развитие общества результат развития и деятельности людей.

Деятельность – особая форма отношения человека к окружающему миру и к самому себе, что проявляется в целесообразном изменении и преобразовании мира, человеческого сознания.

Деятельность представляет собой процесс, включающий цель, средство, результат.

Деятельность отличается по субъектам (индивид, общество) и объектам (производство, наука), функциям (воспитательная, образовательная, идеалистическая). Воспроизводящая что-то новое ранее не существовавшее.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не организованна к приспособлению к окружающей среде, а преобразует ее. При этом человеческая деятельность характеризуется историческими программами.

Структура деятельности: Различают Субъект и объект.

Субъект – осуществляет деятельность. Объект – то на что она направлена.

В структуре деятельности определяют: цель, средства, результаты.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.

Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом поставленной деятельности.

Средство – то чем осуществляется деятельность.

Результат – то, что получается в результате деятельности.

Деятельность состоит из действий, поведение из поступков.

 

 

Мотивы деятельности

 

На мотивы деятельности играют разные факторы такие так, Монтескье считал, что климатические условия обусловлены индивидуальной особенностью человека его характер, и склонности, т.е. люди из теплого климата легче становятся рабами, потому что для них главное получение урожая, любой ценой, на севере же наоборот главное свобода, поскольку земля ценности не представляет.

Другим мотивом человеческой деятельности является развитие материальной деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Потребности – переживаемая и осознаваемая нужда человека в том чтобы поддерживать организм и в развитии его личности.

Потребности:

  1. Переживание нужды в питании, воде, и т.д.
  2. Социальные потребности, порожденные обществом (нужда в связи с другими людьми, в самореализации).
  3. Идеальные потребности познавать окружающий мир, осознавать место в нем, смысл существования.

Эта классификация не единственная, так, Маслоу выделял:

Врожденные и приобретенные потребности:

Врожденные:

  1. Физиологические – пища, дыхание, одежда и т.д.
  2. Экзистенциональные – в безопасности существования, комфорте.

Приобретенные:

  1. Социальные – в общении, заботе о другом.
  2. Престижные – в самоуважении, служебном росте.
  3. Духовные – в самовыражении.

Наряду с потребностями важнейшем в деятельности являются социальные установки. Под ними разумеется общая ориентация человека на определенный объект. Выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения.

Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление осуществить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы людей, поскольку они имеют в своей основе потребности.

Интересы людей состоят в сохранении и формировании тех условий, от которых зависят их благо. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Потребности и интересы занимает ведущее место в мотивах деятельности.

Потребности и интересы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность человека. Однако в деятельности проявляется, и бессознательное, что означает психологическую жизнь, совершенную без участия сознания. Большее внимание бессознательной деятельности уделяли Фрейд и Юнг.

Фрейд, под бессознательным понимал – обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета, причем Фрейд основной упор делал на сексуальное в человеке или либидо.

Юнг считал – что бессознательное - источник фантазии духа, оно существует не только в личности, но и в общественной психологии. На деятельность могут оказать большое влияние его влечения, т.е. психические состояния, выражающее его потребности.

Вебер, говоря о деятельности, разделял действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное – характеризуются рационально поставленной и обдуманной целью.

Ценностно-рациональные – характеризуются осознанным определением своей направленности и последовательностью своей ориентации, в отношении какой либо деятельности.

Аффективное – обусловлено эмоциональным состоянием индивида (душевное волнение).

Традиционное – основано на длительной привычке.

Однако Вебер отмечает, что в чистом виде они встречаются редко.

Итак, деятельность – это особая форма отношений человека к окружающему миру и самому себе, что проявляется в целесообразном изменении и преобразование мира и человеческого осознания.

 

Виды деятельности

 

Прежде всего, деятельность делится на:

  1. Духовная
  2. Практическая

Практическая деятельность - направлена на преобразование реальных объектов природы и общества, включающие в себя материальное и социальное преобразование мира.

Духовная деятельность – связана с изменением сознания человека. В нее входят: познавательная, ценостно-ориентировочная и прогностическая деятельность. Прогностическая деятельность (предвидит, планирует). Кроме этих видов деятельности выделяют: трудовую, высшую, нервную, творческую, образовательную, рекреационную (восстановительную), досуговую.

Техническая – изначально связана с созданием и преобразованием орудий и устройств позволяющих осуществлять самые разные виды целенаправленной деятельности.

Культурная – направлена на создание, усвоение, распространение культурных ценностей.

Творческая деятельность

Творчество – порождает нечто качественно новое никогда ранее не существовавшее, причем это может быть новая цель, результат, средства и способы их достижения. Творчество заключено не в той деятельности, где все регламентировано, а в той, где такой регламентации нет. Творчество заключается в деятельности создающей новую информацию и предполагает самоорганизацию. Важное место в творчестве занимает комбинирование, варьирование уже имеющих знаний известных способов действий.

Потребность, побуждающая к деятельности, может быть

фантазией, т.е. отражением в сознании человека необычных явлений действительности в новых необычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Воображение – позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения.

Фантазия – необходимый компонент творческой деятельности человека, которая выражается в построении образа предвидимого результата, в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.

Важнейшим механизмом творчества являются знания и интуиция. Интуиция – это знания, условия, получения которых не осознаются, однако на пустом месте интуиции нет.

Бессознательность в творчестве тесно связана с сознательными усилиями, направленными на решение возможных проблем.

Бердяев связывал тайну творчества с Богом, т.е. творчество божье веленье. Первый творческий акт – это интуиция, второй – реализация продуктов творчества – мастерство.

Другими видами деятельности является труд, игра, учеба.

Труд – отличается тем, что у него есть обязательная практическая полезность и результат. Другой особенностью труда является своеобразие его мотивов. Труд всегда направлен на достижение запрограммированного заранее результата.

Труд – вид человеческой деятельности, которая направляется на достижение практически полезного результата. Осуществляется под влиянием необходимости и имеющий целью приобрести определенные средства и результаты.

Игра – в отличие от труда, ориентируется не сколько на результат, сколько на интерес. Наиболее существенной особенностью игры является ее двуплановость. Во-первых – играющие осуществляют реальные действия, во-вторых, многие моменты деятельности носят условный характер. Позволяют отвлечься от реальной ситуации и действовать в воображаемой обстановке.

 

Деятельность и общение

 

Существует несколько подходов в понимании взаимосвязи деятельности и общения.

Деятельность рассматривается как общение и общение как деятельность. Сторонники этого подхода отмечают, что деятельность тоже что общение, а общение то же, что и деятельность.

Сторонники другого, противопоставляют их, т.е. общение может выступать как условие деятельности, но это не является деятельностью.

Третью точку зрения можно определить как рассмотрение общения наряду с деятельностью как самостоятельное равноправное явление, существующее в действительности.

Отличительным признаком общения является то, что если в деятельности взаимодействует субъект с объектом, то в общении субъект взаимодействует с субъектом.

Общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передает информацию получателю, а получателем является объект (телефон, или человек который только принимает информацию, но не реагирует на нее.)

Коммуникация - это однонаправленный поток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи (ничего не прибавляет к первоначальной информации).

Коммуникация как передача информации предполагает, что тот кто передает ее, лишается информации и не получает полноценной обратной связи в то время как общение не только предполагает обмен информацией, но и существенно ее обогащает и дополняет.

 

Диалог

Диалог – это разговор между двумя или более лицами, связан с обменом информации.

Монолог – речь одного человека при активной позиции слушающих.

Реплика – краткое высказывание, дополняющее или опровергающее позицию выступающего.

Подлинный диалог предполагает, что каждый участник самостоятелен, активен, несет личное своеобразие. В диалоге непременно предполагается ожидание ответа, его предвосхищение в собственном высказывании. Участники диалога дополняют друг друга, вырабатывая общее понимание. Общий диалог как по форме так и, по сути, предполагает столкновение, сопоставление точек зрения.

Виды общения:

1. Между реальными субъектами в процессе труда, отдыха, игры.

2. Общение реального субъекта с иллюзорным партнером, которому присваивают качества субъекта.

3. Общение реального субъекта с воображаемым партнером.

4. Общение воображаемых партнеров, художественных персонажей.

 

 

Функции общения:

a. Общение обслуживает предметную деятельность, помогая ее сделать радостней и интереснее.

b. Другая функция состоит в самом общении, как в самом факте.

c. Общение может, служит целью приобщить партнера к опыту и знаниям.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.