Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и правовые основы производства по делам об административных правонарушениях.

Введение.

В ходе выполнения данной работы нам предстоит рассмотреть на мой взгляд одну из важнейших тем административного права РФ «производство по делам об административных правонарушениях». Существует несколько видов производств: производство по применению административных актов управления, производство по предложениям граждан и обращениям организаций, производство по административно-правовым жалобам, производство по делам о поощрении, производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях – единственный вид производства, который кодифицирован. Оно занимает важное место в структуре административного права. Данный вид производства устанавливает определенный порядок возбуждения, рассмотрения, и прекращения дел, связанных с административными правонарушениями, устанавливает круг лиц, участвующих в производстве и др., с целью правильного разрешения дела.


Понятие и правовые основы производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушени­ях — это урегулированная административно-процессуальными нор­мами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.

Административно-процессуальные нормы, регулирующие про­изводство, содержатся в административно-процессуальном законо­дательстве, отнесенном к совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью законодательства об администра­тивных правонарушениях.



На производство в минимальной степени влияют региональные особенности. Поэтому регулирующие его административно-правовые нормы сосредоточены главным образом в Кодексе об Административных Правонарушениях РФ (далее КоАП РФ). Уместно вспом­нить, что КоАП РФ к ведению РФ отнес установление порядка производства, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний и т.д.

КоАП РФ определил в основном систему субъектов производ­ства, не исключает создание других в субъектах РФ, но не конк­ретизирует их формы.

Производство характеризуется множественностью и разнооб­разием осуществляющих его субъектов, которые могут быть клас­сифицированы по различным критериям.

Выделяются в зависимости:

а) от компетенции, во-первых, субъекты, уполномоченные рас­сматривать дела об административных правонарушениях. По сути дела — это субъекты административной юрисдикции. В обобщен­ном виде к ним отнесены судьи, органы, должностные лица; во-вто­рых, субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела. Среди субъектов данной группы имеются такие, которые в пределах сво­ей компетенции могут и возбуждать, и рассматривать эти дела, а также субъекты, которые уполномочены рассматривать дела, но не вправе возбуждать их, и наоборот, вправе возбуждать дела, но не рассматривать их (прокурор и др.);

б) от федеративного устройства РФ — субъекты производства,
во-первых, по делам, предусмотренным КоАП РФ. Это судьи (ми­ровые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них законами либо нормативны­
ми правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; во-вторых, субъекты, осуществляющие производство по делам, предус­мотренным законами субъектов РФ. Это мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законодательством субъектов РФ;

в) от способа разрешения дел — индивидуальные и коллеги­альные субъекты;

г) от правового статуса — субъекты, относящиеся и не относящиеся к судебной системе. К первым принадлежат судьи судов общей юрисдикции, гарнизонных военных судов; арбитражных су­дов; мировые судьи; ко второй — все остальные субъекты.

От имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных ор­ганов дела могут рассматривать соответствующие руководители и их заместители, а также иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными пра­вовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

От имени уполномоченных органов и учреждений органов ис­полнительной власти субъектов РФ дела рассматривают уполномо­ченные должностные лица органов исполнительной власти субъек­тов РФ.

В КоАП РФ определены как дела, подведомственные указан­ным органам, так и должностные лица, уполномоченные их рассмат­ривать. По общему правилу, должностные лица обладают полномо­чиями по рассмотрению подведомственных данному органу дел в полном объеме. Иногда их полномочия конкретизируются примени­тельно к видам административных правонарушений в зависимос­ти от должностного положения.

Судьи судов общей юрисдикции, помимо непосредственно под­ведомственных дел, рассматривают также дела о многих, но опре­деленных в КоАП РФ административных правонарушениях, в слу­чаях если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о соответствующем административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Субъекты административной юрисдикции, независимо от их правового положения и подведомственных им дел об административных правонарушениях, должны руководствоваться тем, что за­дачами производства по этим делам являются всестороннее, пол­ное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение испол­нения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного право­нарушения (ст. 24.1 КоАП РФ).

Производство должно осуществляться с соблюдением вытека­ющих из законодательства принципов. Наиболее общими из них являются следующие.

Принцип равенства лиц, совершивших административные пра­вонарушения, перед законом. Это означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должно­стного положения, места жительства, Отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А юридические лица — независимо от мес­та нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депу­татов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Консти­туцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в от­ношении которого ведется производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.

Принцип родного языка. Производство ведется на русском языке — государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство может вестись на государственном язы­ке республики, на территории которой находится субъект админи­стративной юрисдикции, уполномоченный рассматривать дело. Ли­цам, участвующим в производстве, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом, свободно избранном ука­занными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а так­же защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закры­том рассмотрении дела выносится субъектом административной юрисдикции, рассматривающим дело, в виде определения.

Принцип законности. Это универсальный принцип, требования которого должны выполняться от начала до завершения производ­ства. Частная его конкретизация в отношении рассматриваемого производства состоит в том, что лицо, привлекаемое к администра­тивной ответственности, не может быть подвергнуто администра­тивному наказанию и мерам административного обеспечения ина­че, как на основаниях и в порядке, установленных законом. При­менение административного наказания и мер обеспечения производ­ства осуществляется уполномоченными на то органами и должно­стными лицами в пределах их компетенции.

На Генерального прокурора и назначаемых им прокуроров возложен надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве, за ис­ключением дел, находящихся в производстве суда.

КоАП РФ закрепил право лиц, участвующих в производстве, заявлять в письменной форме ходатайства, подлежащие обязатель­ному и немедленному рассмотрению, субъектам административной юрисдикции. Решение об отказе в его удовлетворении выносится в форме определения.

При наличии хотя бы одного из предусмотренных КоАП РФ обстоятельств по конкретному делу производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся: отсут­ствие события административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противо­правных действий (бездействия), предусмотренного КоАП РФ для привлечения к ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего их; действия лица в состоянии крайней необ­ходимости; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство, постановления о назна­чении административного наказания, либо постановления о прекра­щении производства, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется про­изводство.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.