Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятия о мотивации учения и мотивах в психолого-педагогической литературе

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты изучения проблемы мотивации

познавательной деятельности в отечественной и зарубежной литературе................................................................................................................6

1.1. Содержание и структура и познавательной деятельности ……………6

1.2. Понятия о мотивации учения и мотивах

в психолого-педагогической литературе...........................................................10

1.3.Мотивация познавательной деятельности и условия ее

формирования у подростков……………………………………………..…..17

2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации

познавательной деятельности у младших подростков……………..………23

2.1. Методика эмпирического исследования и характеристика

выборки…………………………………………………………………………..23

2.2. Исследование особенностей мотивации познавательной

деятельности и типов преобладающих мотивов учения младших

подростков……………………………………………………………………….25

2.3. Анализ основных результатов исследования особенностей

мотивации познавательной деятельности в младшем

подростковом возрасте………………………………………………………..30

Заключение..........................................................................................................33

Библиография.....................................................................................................36

Приложения…………………………………………………….......................40

 

ВВЕДЕНИЕ

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Мотивация учения является проблемой, которая остро стоит перед школьниками, учителями и перед родителями. Поэтому вопросы, связанные с развитием мотивации познавательной деятельности учащихся всегда были и будут одними из самых актуальных в образовании [2].



Для успешного осуществления познавательной деятельности необходима как внутренняя, так и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация связана с психикой самого человека – например, с его потребнос­тями, интересами, а внешняя - обусловлена воздействиями извне. Однако положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения, не требует специального доказательства [9].

Между тем, современные исследователи обеспокоены тем, что познавательная мотивация современных школьников все больше приобретает внешнеориентированный характер. Поэтому общий смысл развития учебной и познавательной видов мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному [11].

Следовательно, формирование внутренней потребности учащихся к получению систематических знаний становится важнейшей задачей современной школы, а психологическое изучение мотивации познавательной деятельности школьников в виде целостного процесса необходимо в интересах внедрения научных результатов в массовую педагогическую практику.

Так как, для повышения эффективности учебно-педагогической деятельности большое значение приобретает исследование проблем, связанных с изучением особенностей мотивации учащихся, проявляющихся в учебно-познавательной деятельности, то, актуальность исследования определяется потребностями системы образования, возрастающими требованиями к процессу обучения и оптимизацией всех его сторон.

Теоретическими источниками изучения явились исследования ученых, рассматривающих проблему развития мотивации познавательной деятельности, включения учащихся в познавательную деятельность (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, Г.И. Щукина, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, А.Н.Леонтьев, А.К. Маркова, Е. Н. Кабанова-Меллер, М.И. Лукьянова, И.Ф. Харламов, И.Н. Логвинов, С.В.Сарычев, А. С. Силаков и др.).

В качестве объекта исследования выступила личность младшего подростка.

Предметом исследования явилась мотивация познавательной деятельности.

Цель данного исследования заключается в изучении особенностей мотивации познавательной деятельности у младших подростков.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ основных теоретических подходов в научной литературе по проблеме исследования;

2. Теоретически рассмотреть особенности формирования мотивации познавательной деятельности в младшем подростковом возрасте;

3. Исследовать особенности мотивации познавательной деятельности: уровни и преобладающие типы мотивов учения младших подростков;

4. Установить степень влияния условий обучения на формирование школьной мотивации.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что мотивация познавательной деятельности младших подростков имеет свои возрастные особенности, которые развиваются в определенных условиях: у учащихся с профильным типом обучения будет формироваться положительная школьная мотивация.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседа, тестирование, сравнительный анализ результатов, методы эмпирической обработки.

В ходе эмпирического исследования нами использовались такие методики, как «Анкета для определения школьной мотивации учащихся» М.И. Лукьяновой и Опросник для диагностики типа
школьной мотивации [30].

Исследование проводилось среди учащихся 6-х классов, средний возраст которых составил 12 лет.

Курсовая работа состоит из двух разделов, введения, заключения и изложена на 35 страницах машинописного текста. Список использованных источников включает в себя 48 наименований. Курсовая работа содержит 1 таблицу, 2 гистограммы и Приложения на 8 страницах.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Содержание и структура познавательной деятельности

 

Познавательная деятельность - это формирование у учащихся мотивации учения и обучения их навыкам добывания и использования информации, то есть навыкам мыслительной деятельности, которые определяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции, тем самым способствует сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность [22].

В 50-60-х годах познавательная деятельность понималась, в основном, как передача учителем готовых знаний и запоминание их учащимися. В 70-80-е годы дидакты пришли к выводу о необходимости перехода на более высокий уровень познавательной деятельности, при котором часть знаний не дается учащимся в готовом виде, а оставляется для самостоятельного поиска, обусловленного переходом от объяснительно-иллюстративного к проблемному обучению [46]. В отечественной психологии познавательная деятельность стала изучаться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся [48].

В отечественной педагогике основополагающий вклад в исследование проблем познавательной деятельности учащихся внесли работы: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, И.С. Якиманской, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной, Д.И. Фельдштейна и др. [42; 48; 16].

Ряд отечественных психологов (И.Н. Логвинов, С.В.Сарычев, А. С. Силаков) большое значение в процессе становления и развития учебно-познавательной деятельности отводят мотивации.

Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов [32].

И.Ф. Харламов характеризует познавательную деятельность как процесс, в котором мыслительная деятельность учащихся имеет характер овладения знаниями [43].

И.Я. Лернер отмечает, что активная познавательная деятельность есть условие самостоятельной работы учащихся на основе развития у них в первую очередь логического мышления [29].

Принято считать, что содержание познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе познания. Знания - это полученная и переработанная посредством познавательных процессов информация об окружающем человека внешнем и внутреннем мире. Результаты познавательной деятельности человека зафиксированы посредством речи в законах, правилах, теоремах, аксиомах, формулах, знаковых и числовых выражениях, которые использует человек в своей практической и теоретической деятельности.

Е. Н. Кабанова-Меллер на основе многолетних исследований пришла к выводу, что при решении вопроса о познавательной деятельности учащихся, наряду со знаниями, необходимо обучать рациональным приемам (способам) умственной и практической деятельности. Согласно этой точке зрения, ученик, овладевший приемом, знает способ действия при выполнении той или иной задачи и умеет им пользоваться. Иначе говоря, прием учебной работы включает знание способа (например, учащийся знает, как проводить сравнение климата двух городов, как составлять описание рельефа по карте) и умение применять это знание (например, умеет сравнить города по климату, составляет описание рельефа заданной территории). Умение в результате упражнений может перейти в навык [21].

Знания, которые приобретает человек в процессе познания, существуют в форме образов, представлений, мыслей, идей, теорий, концепций, гипотез, проектов и т. д. Все эти формы являются продуктом сенсорных, перцептивных и интеллектуальных процессов, на основе которых осуществляется познавательная деятельность [9].

Что касается структуры познавательной деятельности, то познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Внешние гностические действия могут быть поисковыми, установочными, фиксирующими и прослеживающими. Поисковые действия направлены на обнаружения объекта познания, установочные - на выделение его среди других объектов, фиксирующие - на обнаружение наиболее характерных его свойств и качеств, прослеживающие - на получение информации о тех изменениях, которые происходят в объекте. Продуктом этих действий являются сенсорные познавательные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты [9]. Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления внутренних гностических действий, на основе которых проявляются интеллектуальные процессы: память, воображение и мышление.

Принципиальная схема познавательной деятельности в исследованиях дидактов начинается с внутреннего мотива – источника познания, внутреннего организатора нашего поведения, в качестве которого выступает познавательный интерес, в первую очередь в эмоциональном виде, то есть направленность личности на познание предметной стороны окружающего мира и самого процесса овладения знаниями [11].

Изучению проблемы формирования познавательных интересов школьников и создания механизма мотивации при организации познавательной деятельности посвящены исследования Г.И. Щукиной и А.К. Марковой. В их работах внимание зафиксировано на таких дидактических, методических и психологических факторах обеспечения полноценной мотивации, как усвоение учащимися способов получения знаний, отбор своевременного содержания и методов обучения, учёт склонностей и использование возможностей учащихся [46; 32].

Большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые приемы и способы умственной деятельности. Познавательные способности могут быть сенсорными, перцептивными, мнемическими, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными [42, 6].

Таким образом, познавательная деятельность строится на основе гностических действий, которые, во-первых, направлены на познание предметов и явлений и непосредственно действуют на органы чувств, а, во-вторых, на их основе проявляются интеллектуальные процессы: память, воображение и мышление. Между сенсорными и интеллектуальными процессами существует постоянная связь.

Понятия о мотивации учения и мотивах в психолого-педагогической литературе

Мотивация – это процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения [20].

Важным компонентом мотивационной сферы является мотив, то есть направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность [9].

Л.И. Божович определила, что понятие «мотив» включает в себя намерения, представления, идеи, чувства, переживания. П.А. Рудик мотивом называет желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга. По В.С. Мерлину, мотив – это побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий [6; 2].

Что касается познавательной мотивации, то ее часто рассматривают, как систему мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности и подразделяют на: непосредственно побуждающие мотивы; перспективно побуждающие мотивы; познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного, инициативного поиска знания. Эти мотивы формируются и развиваются в ходе познавательной активной деятельности обучающегося [22].

Школьная мотивация является одним из важных аспектов исследования в психолого-педагогических работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.И. Селиванова, А.И. Высоцкого, К.Н. Волкова, Н.В., Н.Ф. Талызиной, Афанасьевой, Д. Г. Левитеса, Х. Хекхаузена, В.К. Вилюнаса [28; 6; 39; 13; 12; 42; 4; 8].

Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из основных моментов является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников [6].

Основываясь на специфике учебных мотивов, Н.Ф. Талызина указывает на то, что развитие мотивов учения может идти двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его [42].

А.К. Марковой разработаны уровни развития учебной мотивации у школьников:

1. Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.

3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности [32].

А.Н. Леонтьев выделял две группы мотивов в зависимости от их содержания. Во-первых, мотивы социального признания, с которыми связана деятельность человека, в частности его трудовая деятельность, а также повседневное общение с окружающими, и, во-вторых, мотивы получения удовлетворения от непосредственного процесса достижения цели, решения задачи, осуществления той или иной деятельности. В первом случае главным является результат, то во втором случае на первом месте оказывается непосредственный процесс деятельности, процесс движения к более или менее значимой и привлекательной цели [28].

А.Г. Ковалев выделял четыре основные группы мотивов: ситуационные, деятельностные, коллективистические и общественные [9].

Мотивом в обучении является направленность ученика на разные стороны учебной деятельности [32]. Фактически сюда входит направленность ученика на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками [32]. Соответственно, мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учебной деятельности, и социальными, если связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми [2]. Познавательные мотивы включают:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Проявлениями этих мотивов в учебном процессе являются: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы могут различаться по уровням.

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Проявлениями этих мотивов в учебном процессе являются: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности.

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Проявлениями этих мотивов в учебном процессе являются обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия дошкольников по осуществлению самообразования [2].

Социальные мотивы также включают ряд мотивов:

Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье.

Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявлениями этих мотивов в учебном процессе являются стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарища; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле.

Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, воспитателей, родителей и товарищей; социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми. Проявлениями этих мотивов в учебном процессе являются стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно [32].

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др. [28; 47] подразделяют мотивы по источнику появления на внешние и внутренние – в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.

Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь – самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Развитие внутренней мотивации учения – это движение вверх.

Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника». Педагогическая практика и данные исследований указывают на то, что успеха в учебе добиваются те, чья мотивация сильная, устойчивая, вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, а не внешними мотиваторами; процессом учения и ожидаемыми результатами, а также потребностями в самореализации через включение в познавательную деятельность. Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у неё имеются свои плюсы и минусы. Известно, что престижная и соревновательная мотивации широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учёбе. Однако нужно видеть и слабые стороны учебной деятельности, поддерживаемые внешними мотивами, когда устойчивые представления о мире не образуются. В то же время, внешняя мотивация может быть направлена на определённые стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ним.

В. Г. Асеев выделяет осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Основу целенаправленного процесса учения составляют осознаваемые мотивы. Вместе с тем мотивация учения определяется и разного рода не вполне осознаваемыми учеником установками и потребностями [4].

Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.

Мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий, поскольку именно усвоение способов преобразования изучаемого объекта приводит к обогащению субъекта учебной деятельности и потому составляет специфику, отличие учебной деятельности от всех других видов деятельности [15; 38].

Но возникновение мотивов учения недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде. Кроме того, необходимо, чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены.

Существует еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, – интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. По-видимому, связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых порах возникновения любознательности ученика (в новой теме, в новом учебном предмете), но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению [20].

Так, выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения. Отрицательная мотивация – побуждения ребенка, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, воспитателей и т. п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам.

Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности, выступает в двух формах [11]. В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство долга перед близкими). Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т. п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности; приобретение определенных знаний; расширение кругозора.

Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности. К таким мотивам относятся: преодоление препятствий; интеллектуальная активность; реализация своих способностей и пр.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. [40; 6].

Таким образом, в отечественной и зарубежной психологии стало общепринятым представление о том, что личность обучающегося определяется системой мотивов, имеющей иерархическое строение. Учебная познавательная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью. Мотивы и такие мотивационные образования как интересы и склонности рассматриваются как внутренние условия психического развития человека. Следовательно, формирование положительной мотивации к учению является важнейшим условием гармоничного развития личности ребенка.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.