Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Методика эмпирического исследования и характеристика

Выборки

Эмпирическое исследование проводилось нами в соответствии с поставленными целью и задачами, где главное внимание уделялось изучению особенностей мотивации познавательной деятельности у младших подростков.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы был использован комплекс методов исследования, который включал в себя: тестирование; сравнительный анализ результатов; метод статистической обработки.

С целью изучения мотивации познавательной деятельности нами использовалась специальная «Анкета для определения школьной мотивации учащихся» М.И. Лукьяновой [30].

Данная методика предназначена для исследования оценки уровня мотивации познавательной деятельности и включает 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей в школе, учебному процессу. Для возможности дифференциации детей по уровню школьной мотивации в данной анкете введена система балльных оценок: ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации.

На основании различий между группами детей (по критерию Стьюдента) установлено 5 основных уровней школьной мотивации: 1 – очень высокий уровень школьной мотивации (25-30 баллов); 2 – высокий уровень школьной мотивации (20-24 балла); 3 – нормальный (средний) уровень школьной мотивации (15-19 баллов); 4 – сниженный уровень школьной мотивации (10-14 баллов); 5 – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов).



Для выявления преобладающего типа мотивации учащегося использовался «Опросник для диагностики типа школьной мотивации». Школьная мотивация в данной методике дифференцирована на множество разных типов. Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6–9-х классов и содержит 39 вопросов. В ходе диагностики необходимо на каждый вопрос ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Далее при ответе «да» начисляется один балл, при ответе «нет» — 0, то есть баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале и проводится анализ индивидуальных результатов. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата в классе, параллели, сравнение итогов одного класса и параллели с другими. Суть данного опросника в том, чтобы определить тот мотивационный механизм, который является доминирующим в учебной деятельности. Эти типы представлены 12 шкалами опросника:

Шкала 1. (1а и 1б) Престижность учебы в классе и в семье.

Шкала 2. Познавательный интерес.

Шкала 3. Мотивация достижения.

Шкала 4. Мотив социального одобрения (одноклассниками, педагогами, родителями).

Шкала 5. Боязнь наказания (со стороны школы, со стороны семьи).

Шкала 6. Осознание социальной необходимости.

Шкала 7. Мотив общения.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация.

Шкала 9. Мотив самореализации.

Шкала 10. Влияние одноклассников.

Шкала 11. Влияние семьи.

Шкала 12. Влияние школы.

Для статистической обработки используемых методик мы прибегали к пользованию таких методов, как: расчет критерия для сопоставления двух эмпирических распределений, метод U-критерия Манна-Уитни для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака и метод ранговой корреляции rs Спирмена.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Гимназия № 2 г. Гродно». В экспериментальной работе приняли участие 49 человек - учащиеся двух 6-х классов (с профильным типом обучения – 6 «М» и обычный 6 «Б»). Испытуемыми явились учащиеся, средний возраст которых составил 12 лет (младший подростковый возраст). Среди них - 28 мальчиков и 21 девочка.

Исследование особенностей мотивации познавательной деятельности и типов преобладающих мотивов учения младших

Подростков

 

Проведенное исследование по изучению мотивации познавательной деятельности у учащихся младшего подросткового возрастапозволило выявить наличие у группы испытуемых основные уровни школьной мотивации и количественно распределить их среди исследуемой выборки (Рис. 2.1).

Как показано на гистограмме, большая часть респондентов среди учащихся 6-х классов обладает средним уровнем школьной мотивации, что составляет 43% (21 человек), которая проявляется в положительном отношении к школе, но школа, как правило, таких подростков привлекает больше внеучебными сторонами. Высокий уровень школьной мотивации отмечается у 37% (18 человек) подростков, выражаемый в положительной школьной мотивации. 12% (6 человек) имеют сниженный уровень школьной мотивации, что свидетельствует о низкой школьной мотивации.

 

Рис. 2.1. Особенности мотивации познавательной деятельности

у учащихся 6-х классов в %

 

 

В 4% случаях (по 2 человека) выявлены показатели очень высокого и низкого уровней школьной мотивации, представляющих собой два противоположных полюса по отношению к познавательной деятельности. В первом случае у испытуемых отмечается высокая школьная мотивация и учебная активность. Во втором случае - негативное отношение к школе и школьная дезадаптация (различия между распределениями по уровням могут считаться статистически достоверными при χ2Эмп = 0,01).

Также, нами была сделана попытка сравнить показатели школьной мотивации учащихся с разным типом обучения (Рис. 2.2.). Как выяснилось, в каждом классе имеются свои особенности в мотивации познавательной деятельности. Учащиеся с профильным типом обучения («М» класс) чаще демонстрируют положительную мотивацию, т.е. высокий (42%) и очень высокий (8%) уровни школьной мотивации. У учащихся из обычного класса («Б» класс) высокий уровень составляет 32%, а очень высокий вообще отсутствует. В показателях среднего уровня школьной мотивации испытуемые этого класса доминируют (44%). В профильном классе средний уровень имеется у 42% учащихся. Сниженный уровень школьной мотивации у учащихся с профильным типом обучения на половину меньше (8%), чем в обычном классе (16%), а низкий уровень в «М» классе не обнаружен. Тогда, как в «Б» классе он составил 8% (различия между распределениями по уровням могут считаться статистически достоверными при χ2Эмп = 0,01).

Рис. 2.2. Сравнительный анализ показателей школьной мотивации учащихся

С разным типом обучения

Кроме того, проведение эмпирического исследования с помощью «Опросника для диагностики типа школьной мотивации» позволило дифференцировать мотивацию на множество разных типов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывалось количество выборов ими каждогомотива.

По результатам данной методики выяснилось, что ведущим школьным мотивом для шестиклассников является осознание социальной необходимости (2,5 балла), который показывает у учащихся тенденцию к стремлению быть образованным человеком (см. Таблица 2.1.). За ним, по степени выраженности, следует мотив социального одобрения родителями (2,4 балла). Для таких учащихся важным является наличие одобрения, внимания к их учебным успехам со стороны семьи. Также, для выборки испытуемых значимым в учебе является такой тип школьной мотивации, как познавательный интерес (2,3 балла), проявляющийся к собственно новому знанию, новой информации. Наименьшее значение для учащихся имеет внеучебная школьная мотивация (0,9 баллов), которая касается различных внеучебных дел, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.).

Как показал сравнительный анализ средних значений по классам, общим для всех испытуемых и наиболее актуальным является такой тип школьной мотивации, как осознание социальной необходимости (2,5 балла). Мотив социального одобрения родителями и познавательный интерес также считаются важными для учащихся данных классов. Основным отличием учащихся с профильным типом обучения является выраженность таких типов мотивации, как мотив общения и престижность учебы в семье (2,3 балла). У учащихся с обычным типом обучения ориентация на общение со сверстниками, отражаемая в мотиве общения, и престижность учебы в семье также имеют место в учебной деятельности (2,1 балла).

Что касается мотива самореализации, то в профильном классе данный тип мотивации более развит (2,0 балла) и показывает значимость познавательной деятельности для учащихся как ведущей сферы самореализации, тогда, как в обычном классе, мотивация самореализации получила 1,6 баллов.

Таблица 2.1. Типы школьной мотивации у учащихся 6-х классов (средний балл по шкалам)

Шкалы / Типы школьной мотивации «М» класс «Б» класс Общее среднее
Шкала 1а — Престижность учебы в классе. 1,5 1,5 1,5
Шкала 1б — Престижность учебы в семье. 2,3 2,1 1,9
Шкала 2. Познавательный интерес. 2,4 2,3 2,3
Шкала 3. Мотивация достижения. 1,8 1,9 1,8
Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). 1,6 1,8 1,7
Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). 1,6 1,9 1,7
Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). 2,4 2,4 2,4
Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. 1,8 1,9 1,8
Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. 1,5 1,4 1,5
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. 2,5 2,5 2,5
Шкала 7. Мотив общения. 2,3 2,1 2,2
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. 0,9 0,9 0,9
Шкала 9. Мотив самореализации. 2,0 1,6 1,8
Шкала 10. Влияние одноклассников. 1,9 2,0 2,0
Шкала 11. Влияние семьи. 2,0 1,9 1,9
Шкала 12. Влияние школы. 1,8 1,8 1,8

Шкалы 10–12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы — одноклассников, семьи или школы.

Так, для учащихся с профильным типом обучения влияние семьи на учебную успешность оказывается чуть сильнее (2,0 балла), в отличие от других. Для учащихся с обычным типом обучения влияние одноклассников на учебную деятельность считается также значимым, когда в классном коллективе обращается внимание на такую характеристику, как учебная успешность (2,0 балла). Влияние школы на мотивацию познавательную деятельности для всех шестиклассников отмечается в равной степени выраженности и не очень ярко (1,8 балла). С помощью U-критерия Манна — Уитни была выполнена оценка различий между двумя выборками. Значения, полученные в тесте позволяют признать различия между группами статистически значимыми (р=0,01).

Таким образом, для всей выборки испытуемых характерно проявление всех уровней и типов школьной мотивации, встречающиеся в познавательной деятельности. Средний уровень мотивации в обучении оказался доминирующим, а ведущими типами школьной мотивации для большинства учащихся явились «осознание социальной необходимости», мотив социального одобрения родителями и познавательный интерес.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.