Лернер, И.Я., Зорина, Л.Я., Батурина, И.И. и др. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /под ред. М.И. Скаткина, В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1978. - 208 с. 30. Лукьянова, М.И., Калинина, Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. М.: Сфера, 2004.
31. Магун, В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983; он же. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. 1985. № 2.
32. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
33. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1.977.- 240 с.
34. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
35. Новикова, Т.Г., Прутченков, А.С. Организация предпрофильной подготовки в старших классах основной общеобразовательной школы / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков. - М.: Новая школа, 2005.
36. Огурцов, Н.Т., Бунтовская, Т.М. Дифференцированное обучение в школе: опыт, проблемы, перспективы / Н.Т. Огурцов, Т.М. Бунтовская. - Минск, 1990. - С. 4.
37. Омельяненко, Б.П. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах / Б.П. Омельяненко. - М.: Высшая школа, 1989.
38. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / под ред. И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972. - 239 с.
39. Селиванов, В.И. Психология волевой активности / В.И. Селиванов. - Рязань, 1974.
25. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики /М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
40. Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Л. Смирнов. – М. : СоциС, 2005.
41. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
42. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина.- М.: Знание, 1983. - 96 с.
43. Харламов, И. Ф. Как активизировать учение школьников: пособие для учителя / И. Ф. Харламов – М.: Просвещение, 1993. – 156 с.
44. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986; его же. Психология мотивации достижения. - СПб.: «Речь», 2001.
45. Шубочкина, Е. Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентации школьников // Народное образование. 2007. № 1. – С. 152-154.
46. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
47. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : МОДЭК, 2011. – 532 с.
48. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979.-144 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждый вопрос и предлагаемые варианты ответов к нему. Выбери один из вариантов, который совпадает с твоим собственным мнением.
1.Тебе нравится в школе или не очень?
– не очень (1балл)
– нравится (3 балла)
– не нравится (0 баллов)
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
– чаще хочется остаться дома (0 баллов)
– бывает по-разному (1балл)
– иду с радостью (3 балла)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
– не знаю (1 балл)
– остался бы дома (0 баллов)
–пошел бы в школу (3 балла)
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
– не нравится (3 балла)
– бывает по-разному (1балл)
– нравится (0 баллов)
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
– хотел бы (0 баллов)
– не хотел бы (3 балла)
– не знаю (1 балл)
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
– не знаю (1 балл)
– не хотел бы (3 балла)
– хотел бы (0 баллов)
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
– часто (3 балла)
– редко (1 балл)
– не рассказываю (0 баллов)
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
– точно не знаю (1 балл)
– хотел бы (0 баллов)
– не хотел бы (3 балла)
9. У тебя в классе много друзей?
– мало (1 балл)
– много (3 балла)
– нет друзей (0 баллов)
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
– нравятся (3 балла)
– не очень (1 балл)
– не нравятся (0 баллов)
Методика диагностики типа школьной мотивации
Уважаемый учащийся! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1) Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
2) Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
3) Я очень люблю узнавать что-то новое.
4) Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
5) Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
6) Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
7) Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.
8) Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.
9) Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.
10) Я учусь прежде всего потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
11) Школа для меня прежде всего место общения с друзьями.
12) Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки.
13) Учеба для меня сейчас — одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
14) Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
15) Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.
16) Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
17) Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
18) Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
19) Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
20) Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.
21) Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.
22) Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.
23) Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
24) Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
25) Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
26) Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
27) Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
28) Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.
29) Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
30) Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
31) Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
32) Мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
33) Мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником.
34) Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.
35) Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.
36) Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся.
37) Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
38) Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
39) Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.
|