Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Специфика личностного отношения детей к живописи.

Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом — нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное про­изведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый — эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребенка, его эмоци­ями и интересом Например: «Мне понравилась картина «Новый район Ленин­града» (художник Е. А. Галунов). Мне она понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель.

Второй— это когда старший дошкольник проявляет эстетическое от­ношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно-эстетических отношений изображенных на картине людей. Рассказывая о картине «Гвардейское знамя» (художник А. В. Сафонов), ребенок говорит: «Мне понравилась картина «Гвардейское знамя», потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Вот они все раненые, а знамя не бросают. Это было нелегко. Они мужественные. Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная». (Володя Р.)

Старшие дошкольники в условиях систематической работы по ознакомлению с картиной выделяют нравственную, познавательную, эстетическуюценность ее содержания.

Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине. Например, отвечают так: «Художник рассказал о труде хлеборобов, чтобы мы знали, как они работают — с утра и до захода солнца, чтобы вырос хлеб, а мы его берегли»



Они воспри­нимают сюжетную линию, но не могут еще анализировать отношения, пере­данные художником (между образами, содержанием и средствами выразительности, между главным и деталями).

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с осо­бой эмоциональной настроенностью: «Художник показал красоту труда хле­боробов, мысли людей о хлебе.

Дети способны определить нравственную ценность содержания картины: «Картина рассказывает о дружбе в семье, учит доброте» (о картине «Семья», художник Г. П. Сорогин).

В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени и т. д. Они правильно воспринимают выразительные средства — как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произве­дении. Однако дети шестого года жизни способны воспринимать цвет и как средство для раскрытия основной мысли содержания, через цвет оценивают эстетические достоинства картины:

Рассматривая натюрморт, дети эмоционально реагируют на цвет. Од­нако некоторые воспринимают его очень поверхностно. Часть детей спо­собна воспринимать элементарные основы гармонии цвета — они замеча­ют, какие цвета сочетает художник, как он размещает в картине краски.

5-7-летние дошкольники, выбирая «самую красивую» картину, способны при этом руководствоваться эстети­ческими чувствами, вызываемыми яркостью красок, их сочетанием.

Вос­принимая картину А. Куинджи «Бе­резовая роща», ребенок мотивирует свой выбор тем, что «в картине много солнца, тепла, там хорошо гулять и по траве можно побегать босиком, мне очень нравится эта картина».

Другая же картина — «Дети, бегущие от гро­зы» К. Маковского — вызвала бурные эмоции, ребята волновались, успеют ли девочка с маленьким братиком до­бежать до своего дома: «Вон какие темно-серые тучи на небе, закрыли солнце, значит, будет сильный дождь, гроза. Даже фиолетовые цвета на картине, стало холодно девочке и ее братику».

Дети 3-4 лет, воспринимая карти­ну, как правило, еще не выделяют эс­тетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, вызван­ные элементарными эстетическими качествами изображенных предметов, ребенок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные переживания.

Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это сред­ство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нрав­ственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах прежде рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи пе­дагога) брови.

Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим под­черкнуть.

Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, ве­личиной, формой. Они самостоятельно могут «прочитать», что художник в содер­жании произведения самое главное располагает на переднем плане, пишет крупно людей, предметы.

Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в произведении жи­вописи старшие дошкольники вначале не могут, это умение формируется в систе­матической работе по ознакомлению с живописью.

Овладев умением выделять средства выразительности в жанровой живописи, старшие дошкольники легко переносят его на другие живописные жанры. Рассматривая, например, портрет, самостоятельно приходят к выводу, что в портрете люди написаны иначе: «В жанровой живописи всегда много людей и они в движении, а в портретах — неподвижные, думающие» — такие ответы можно слышать от детей.

 

Пейзажная живопись, близкая детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстети­ческое воздействие, что при воспри­ятии пейзажей проявляется в речи. Дети используют метафоры, сравнения и другие средства вы­разительности. Образная речь является показателем эстетического переживания. Поэтический текст усиливает впе­чатление от картины, оказывает положительное влияние. Текст помо­гает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использо­ванные художником, видеть в них средства характеристики образа.

На характер чувств значительное влияние оказывает стиль изображения. Лаконичная, яркая по колориту худо­жественная картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, из натюрмортов детей больше привлекают те, что по своим художественным особен­ностям близки к произведениям масте­ров народного творчества. Контрастные цветовые сочетания делают их необычайно привлекательными для детей. В бытовом жанре детям больше нравятся картины, написанные деко­ративно, плоскостно, лаконично; в пей­заже — произведения обобщенные, с использованием декоративных воз­можностей цвета.

При сопоставлении двух художе­ственных произведений на одну и ту же тему, но решенных художниками по-разному, дети отдают предпочте­ние картинам, написанным лаконич­но, условно, ярко, с использованием декоративных возможностей цвета. Однако условность принимается ими лишь до определенных пределов: изображение, граничащее со схема­тизмом, вызывает у них протест.

В настоящее время назрела необхо­димость в исследованиях жанра порт­ретной живописи. Пока о нем лишь ча­стично говорят А.М. Щетинина — изу­чая понимание дошкольниками эмоционального состояния человека, Е.Ш. Решко — рассматривая развитие восприятия ребенком действия изобра­женного на картинке человека, Т.В. Малова — в исследовании изобра­зительного искусства как средства полоролевого воспитания дошкольников.

Н.М. Зубарева выделяет три уров­ня эстетического восприятия живо­писи детьми.

На первом, низшем, уровне ребе­нок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на кар­тине. Мотив оценки носит предмет­ный, а в ряде случаев — практичес­кий, житейский характер.

На втором уровне ребенок начи­нает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведении, которые делают кар­тину привлекательной для него. Мо­тив оценки при этом элементарно-эс­тетический. Как красивое в картине они оценивают цвет, цветовые сочета­ния, форму, отдельные композицион­ные приемы.

На третьем, высоком, уровне эс­тетического восприятия дети способ­ны воспринимать не только внешние признаки изображенного явления, но и внутреннюю характеристику художественного образа произведения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.