Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Восприятие графики детьми дошкольного возраста

Восприятие произведений графи­ческого искусства может достигать различной степени сложности и пол­ноты.

Оно зависит:

— от подго­товленности человека: его эстетического опыта, круга интересов, психоло­гического состояния;

— от самого произведения ис­кусства: его художественного содержания, идей, чувств, которые оно вы­ражает.

Ребенок раннего возраста эмоциональ­ного реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе кни­гу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персона­жем, нарисованным художником, как с живым. В этом — огромная сила воздействия графического искусства. Оно конкретно, доступно, понятно де­тям дошкольного возраста и оказыва­ет на них огромное воспитательное воздействие.

Изучая восприятие детьми графи­ческих образов педагоги и ученые раскрыли его психологическую сущ­ность, специфику, структуру, этапы развития эстетического восприятия детьми графики.

А.В. Запорожец, А.А. Люблинская отмечали, что художественное вос­приятие произведений искусства в дошкольном возрасте носит эмоцио­нальный характер, содействует разви­тию творческих способностей ребенка. Однако восприятие предмета и вос­приятие рисунка нельзя отождеств­лять, они различны по своей приро­де. Если восприятие предмета — это прямое отражение, то восприятие ри­сунка является «отражением отраже­ния» (Н.Н. Волков).

Психоло­ги, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми гра­фических изображений: тяготение к красочному рисунку, причем с воз­растом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении реалистич­ности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрица­тельно относятся к условности форм.



Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмо­ционально откликаются на цвет и фор­му, но и осмысливают то, что изобра­жено. Средства художественно-образ­ной выразительности (линия, форма, цвет, композиция) помогают им узна­вать содержание картинки. При вос­приятии иллюстраций они эмоцио­нально воспринимают образ, прояв­ляют желание еще раз рассмотреть изображение. Исследования доступности воспри­ятия дошкольником средств вырази­тельности в графике показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой обра­за. Рисунок служит наиболее важным фактором в установлении отношения ребенка к персонажам произведения (рассказа, сказки).

Главным в понимании содержания рисунка для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек соверша­ет действие, а для детей 5-7 летпоза изображенного человека и раз­личные композиционные приемы пере­дачи движения. Перспективно умень­шенные на рисунке предметы млад­шие дошкольники воспринимают маленькими в действительности и только к 5-6 годам начинают пони­мать уменьшение удаленного предме­та (ближе — дальше). Дошкольники понимают сложные по композиции иллюстрации только при слиянии их смыслового и структурного центров.

Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать ее в един­стве с текстом является одним из по­казателей эстетического восприятия, так как графическое изображение дает возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Р.И. Жуковская, Т.А. Репина под­черкивали необходимость соотнесе­ния текста и картинки. Бла­годаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоциональ­но передать идею произведения, об­разы в иллюстрациях оказывают ог­ромное воздействие на понимание ребенком текста. Они отмечают, что отношение детей к герою книги ме­няется после показа иллюстраций. Не случайно дети выби­рают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью.

Художественный образ иллюстра­ций воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами они часто подражают персо­нажам, с любопытством рассматрива­ют необычную позу, выражение чело­веческого лица. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глу­бину наблюдений. Яркий динамичес­кий рисунок без загромождающих деталей, без резкого отклонения от действительности более доступен восприятию детей 5-7 лет.

Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен для ребенка, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персона­жи, — рисунок, цвет, композицию, своеобразное использование которых в свою очередь определяет творчес­кую манеру автора.

Понятные, доступные и в то же время высокохудожественные графические образы созданы в произведениях книжной графики В.М. Конашевичем, В.В. Лебедевым, А.Ф. Пахомовыад, Е.И. Чарушиным, Ю.А. Васнецовым, Е.М. Рачевым.

Однако если дети не научатся воспринимать графический «язык», огромные возможности по формированию эстетического воспри­ятия иллюстраций могут так и не реализоваться. С другой стороны, и дет­ское изобразительное творчество не получит стимула для развития, так как ребенок в своих рисунках пользу­ется теми же средствами, что и ху­дожник (форма, линия, цвет, компози­ция). Дети очень любят иллюстрации в книгах о животных. Они предпочи­тают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство («как настоящие», «поправдашные», «лохматые»).

Дети могут воспринимать харак­терные черты, существенные для выразительного образа данного животного. «Такого же слона с длинным хоботом я видела в зоопарке, — говорит девочка, рассматривая книгу С. Мар­шака «Детки в клетке» с иллюстраци­ями Е.И. Чарушина; хочу нарисовать слона и маленького слоненка, чтобы у меня получилась книжка. Можно срисовать много животных — и тигра, и жирафа, и волка». Рассматрива­ние иллюстраций побудило ребенка к собственному творчеству. При описа­нии характерных признаков графических образов дети часто сравнива­ют их по цвету и форме.

В восприятии графического изоб­ражения различают две стороны: а) целостный охват художественно­го образа произведения; б) воспри­ятие отдельных характерных черт образа, сюжета и композиции произ­ведения. Исследователи подчеркивают, что в основе восприя­тия произведений искусства детьми лежат эстетические эмоции, эстети­ческие чувства, переживания, эсте­тическое отношение к окружающему.

В.Я. Кионовой определены показа­тели развития восприятия книжной иллюстрации старшими дошкольни­ками:

— понимание содержания иллю­страций;

— осознание ребенком средств выразительности (жест, поза, мими­ка, цвет, композиция);

— эмоциональ­ное отношение к изображенным об­разам; понимание выразительности как в традиционной манере исполнения, так и с элементами условности.

Таким образом, эстетическое восприятие иллюст­рации проявляется в умении ребенка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произ­ведения.

Следует высоко оценить зна­чение иллюстрации в детской книге, так как с ее рассматривания начинает­ся другой этап в познании окружающего - дети охотно и с интересом включаются в творческий процесс создания иллюстраций.

Еще раз отметим, что, иллюстра­ция — наиболее понятное по содержа­нию произведение изобразительного ис­кусства, с которым ребенок встречается уже в раннем возрасте.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.