Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Восприятие скульптуры детьми дошкольного возраста

В теории дошкольного воспитания очень незначительная часть работ посвящена изучению роли произведений скульптуры в эстетическом воспитании дошкольни­ков (исследования Г.М. Вишневой, Н.Б. Халезовой, М.А. Гончаровой).

В окружающей действительности дети встречаются с разными видами произведений скульптуры (монумен­тальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии ими пластического образа необходимо научить детей понимать специфику «языка» скульптуры, дающей трех­мерное изображение предмета в реальном пространстве и обогащающей новыми способами художественного видения. В отличие от живописи и графики образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Скульп­тура относится к пространственным видам изобразительного искусства: ее образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Выразительность образа передается контурной линией, силуэтом, статикой или дина­микой композиции, фактурой и цве­том материала.

Учитывая возрастные особеннос­ти детей дошкольного возраста (спе­цифику психики, малый жизненный и художественный опыт), в работе с детьми целесообразно использовать прежде всего скульптуру малых форм анималистического жанра.

По данным Г.М. Вишневой, в некоторых детских садах скульптура малых форм используется для обучения на занятиях, а также для украшения групповых комнат. Однако методикой работы с нею вос­питатели не владеют.

Дети седьмого года жизни правиль­но определяют назначение скульпту­ры («для памяти», «для украшения»), вспоминают (по фотографиям) от­дельные образы монументальной, станковой скульптуры, а мелкую пла­стику, как правило, не смешивают с игрушкой. Дети шестого года жиз­ни чаще смешивают скульптуру с иг­рушкой, не всегда понимают декора­тивную функцию мелкой пластики. У тех и других отсутствуют в речи слова: «скульптура», «скульптор». Они заменяют их другими: «памят­ник», «сувенир», «делают люди на за­воде», «на работе». Данные представления о скульптуре сложились у детей в их стихийном образе.



Не понимая выразительнос­ти объемных форм «языка» скульптурной композиции, значение круго­вого обзора при ее восприятии, дети не всегда могут достаточно полно выра­зить свой замысел в лепке.

При рас­сматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного: «она как настоящая», «эта лиса похожа на живую, а другая очень тонкая, палочная лиса» (условное изображение лисы).

Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры часто вводит дошкольников к неправильным суждениям. Например, рассматривая скульптуру из чугуна, ребёнок замечает: «Черный олень, как молоток, не может быть красивым».

Восприятие же фигурок из фарфора не вызвало у детей отрицательных реакций, им нравится его белый цвет, гладкая фактура, яркость окраски.

В процессе восприятия скульптуры дети часто самостоятельно характеризуют ее с помощью сенсорных эталонов формы, цвета, фактуры: «У большого оленя голова, спина, ноги более гладкие (плавная линия), видно, что он спокоен. У олененка горбинки на спине, ноги согнуты.., он боится, дрожит.., он не спокоен».

У детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано эстетическое восприятие скульптуры малых форм как пластического вида изобразительного искусства. Для них характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа.

Педагоги в своих исследованиях отмечают существенные различия эстетическо­го восприятия скульптуры у младших и старших дошколь­ников. В.А. Езикеева установила, что для малышей 3-4 лет характерно «действенно-игровое» отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональные впечат­ления у них возникают чаще от сен­сорных свойств и качеств. Только в старшем дошколь­ном возрасте появляется способность воспринимать выразительные сред­ства художественного произведения. При восприятии скульптуры дети по­нимают ее назначение, узнают образ.

Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, от­дельными яркими сенсорными при­знаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре проявляется в мимике, активных действиях-обследованиях. Дошкольники могут самостоятельно характеризовать скульптуру, пони­мают пластику движения, вырази­тельность окраски. У них возникают эстетические эмоции, оценки скульп­турного образа: «Корова кажется доб­рой, она голову повернула и не бода­ется», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному пе­редает образы животных, помогает детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, услов­ность цветовой окраски, вниматель­нее рассмотреть скульптуру с разных сторон. Н.Б. Халезова считает, что предварительное обследование ребенком скульптуры малых форм дол­жно быть не только зрительным, но и тактильным. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребенок запоминает ее при помощи мышечного чувства пальцев и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По ее мнению, в формировании пластического обра­за в лепке наиболее значим этап об­следования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем вни­мание ребенка направляется на отдельные части, детали. Важность восприятия целостного образа отме­чали в своих исследованиях Э.Г. Пи­люгина, Н.А. Курочкина и Г.В. Пантюхина, изучавшие сенсорные осно­вы лепки.

Н.Б. Халезова предлагала детям принимать позу ка­кого-нибудь персонажа после слуша­ния текста и рассматривания скульп­туры. Подобный прием помогал им лучше понять и увидеть образ.

Изучение педагогического опыта И.Я. Котовой свидетельствует о дей­ственности такого приема. Так, перед занятием по лепке фигурок «лыжни­ков», дети катались с горы. Обучая их различным приемам ходьбы на лыжах — спуску с гор, подъему на гору, педагог фиксировал внимание на по­ложении рук, ног, правильности осан­ки. Этот метод помог детям в процес­се творчества: каждый ребенок старался передать уже знакомую ему пластику движений, позу, наклон фигуры лыжника и т.д. Использование скульптуры на за­нятиях по лепке значительно обога­щает процесс создания детьми плас­тического образа, выбор ими наиболее выразительных средств для переда­чи своего замысла.

Обучение способам эстетического восприятия скульптуры малых форм представляет собой последователь­ный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выра­зительных средств (материал, компо­зиция, силуэт) помогает осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают детям возможность делать выво­ды, рассуждать, сравнивать пласти­ческие образы. Разнообразие скульп­турных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обо­гащает детский сенсорный опыт, а не­большие размеры скульптуры малых форм делают ее доступной восприя­тию каждого ребенка.

Скульптура малых форм анима­листического жанра эсте­тически обогащает старших до­школьников, дает им возмож­ность получать новые знания о животных, у детей формируются гуманные чувства к ним.

Специально отобранные педагогом произведения скульптуры малых форм доступны эстетическому вос­приятию дошкольников благодаря ее специфике, так как:

• выполненные в лучших традици­ях реалистического искусства об­разы этой скульптуры не содер­жат непонятных символов, алле­горий; обобщенность, типичность персонажей передается автором в узнаваемой художественной фор­ме, что помогает детям понять индивидуальность образа;

• особая эмоциональность анима­листической скульптуры малых форм, камерность ее содержа­ния, выраженная интимность по­ведения персонажей делают эту скульптуру близкой ребенку, по­буждают к общению с ней;

• жизненность и условность скуль­птурных образов животных, вы­полненных в декоративном мате­риале сильно уменьшенными, де­лает их «нестрашными» для детей;

• скульптурный материал мелкой пластики может вызвать у детей желание любоваться декоратив­ностью цвета, окраской, факту­рой поверхности и т.д.;

• небольшие размеры позволяют видеть скульптуру мелкой плас­тики в совокупности всех частей, а приближенность к детям во вре­мя рассматривания создает усло­вия для общения с ней не только зрительным, но и тактильным способом, что значительно обога­щает эстетическое восприятие ребенка.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.