Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 6 Философия Нового времени

Цель: знакомство с достижениями философии Нового времени.

План:

1. Поиск метода познания.

2. Проблема субстанции.

1 Философия Нового Времени начинается с середины XVII века. Завершение периода связывают с XVII, XVIII, XIX и даже ХХ веками. В нашем понимании философия Нового Времени еще не завершена. С середины XIX века она находится в кризисе, в ней, и параллельно с ней формируются альтернативные концепции, которые пока не осмыслены в качестве типа иного философствования. Видимо, временной период XIX-XX веков есть время взаимодействия уходящего и формирующегося типов философии, как и типов культуры в целом. В философии Нового Времени выделяют периоды Просвещения (XVIII век), немецкой классической философии (конец XVIII - первая половина XIX вв.), неклассической философии (вторая половина XIX-XX века). Данная периодизация – одна из многих. Читателю предлагается обзор творчества выдающихся философов Нового Времени, основоположников направлений, сформировавшихся преимущественно во Франции, Англии, Германии на протяжении XVII-XIX веков. В XIX века к ним присоединились российские философы, получившие признание в современной философии России – СССР и других стран. Новизна философии Нового Времени заключается в выделении и обособлении двух сфер человеческого бытия: повседневной, конкретно-исторической и глубинной, сущностной. Этот разрыв стимулирует поиск методов приближения к целостности конкретного человека и его предельной сущности.

Среди первых разработчиков новой философии называют английского, философа, политического деятеля, ученого Френсиса Бэкона (1561-1626). В деле великого восстановления наук философ занимает позиции эмпиризма, хотя и стремится быть независимым от эмпириков и рационалистов. Прежде чем создать правильный метод познания, следует избавиться от неправильных, от идолов или призраков – ошибок познания из-за индивидуального развития или социальных условий. Среди них условия воспитания, неправильное употребление языка, преклонение перед авторитетами, особенности психики. Очистившись от ошибок, необходимо вооружиться правильным методом – индукцией: выявив факт, следует восходить к общему, уточняя путь с помощью принципов логики. В утопии «Новая Атлантида» Ф. Бэкон моделирует технократическое общество. Знание – сила, провозглашает философ и оставляет мысль-заповедь последующим поколениям сильных знанием: природу побеждают только повинуясь ее законам. Французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650) своей главной задачей считает создание правильного метода познания. Как и Бэкон, он начинает с очищения разума сомнением, но его сомнение распространяется на все истины. Цель сомнения – укрепить уверенность в возможности познания. Исходный момент мышления – самосознание: «…Я мыслю, следовательно, я существую…», – заявляет философ. На этом основании Р. Декарта считают основоположником рационализма Нового Времени. Все наиболее ясные идеи в нашем сознании, считает философ, врождены, вложены в нас Богом и потому, во-первых, истинны, во-вторых, постигаются нашей интеллектуальной интуицией. Наши заблуждения есть плод нашей свободной воли, есть наши суждения и оценки. Метод Р. Декарта – рациональная дедукция – предполагает опору на естественный свет разума, врожденные идеи. Логика выведения истины скорее методология, чем логика Аристотеля. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) в познании сочетает рационализм и сенсуализм: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума». Разум имеет врожденные способности воспринимать универсальные доопытные принципы бытия. Действительный несовершенный мир развивается к оптимальному. Лейбниц уточняет и развивает законы логики. Его творчество подготовило условия для развития немецкой классической философии. Английский философ Джон Локк (1632-1704) – сенсуалист. Врожденных идей, утверждает он, не существует. Познание начинается с внешнего опыта (ощущения), он будит рефлексию – источник внутреннего опыта. Материал, полученный из внешнего и внутреннего опыта, превращается в знание благодаря логическим процедурам разума. «Разум во всем должен быть нашим последним судьей и руководителем». Личность обладает прирожденными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Анализируя концепцию Локка, английский теолог и философ Джордж Беркли (1685-1753) делает вывод, что нам дан лишь один мир – мир нашего восприятия. «Существовать – значит быть воспринимаемым». «Внешний мир, - учит Беркли, - действительно существует и пребывает вне наших умов, но только как система идей, сотворенных и непрестанно воспринимаемых универсальным духом – Богом». Опираясь на данное понимание мира, Беркли опровергает понятие материи как вещественной субстанции, и входит в историю философии ниспровергателем материализма, подтолкнувшим материалистов к качественно новому осмыслению и обоснованию материализма. Английский философ Дэвид Юм (1711-1776) разделяет недоверие Беркли к разуму человека, но не принимает его идею о Боге как источнике и координаторе единого для людей чувственного восприятия. Юм подвергает испытанию эмпиризмом понятия причинности и субстанции. Опыт свидетельствует лишь о связи во времени, но ничего не может сказать в пользу порождения одного другим. То же самое относится и к понятию субстанции. Наше представление о носителе многих свойств не усматривается в опыте. Идеи причинности и субстанции не имеют объективного значения, они являются психологической привычкой ума, создающей иллюзии. Скептицизм Юма направлен против метафизического рационализма. «Дэвид Юм разбудил меня от догматического сна» (И. Кант).



2 В учении о субстанциях Декарт дуалист, хотя и непоследовательный; причиной и взаимосвязью его независимых субстанций (протяженная и мыслящая) выступает субстанция бесконечная – Бог. Для голландского философа Бенедикта Спинозы (1632-1677) главной является проблема взаимоотношений человека и Бога. Бог философа – это субстанция, имеющая основание в самой себе. Спиноза – пантеист, Бог или природа творящая есть причина самого себя. Выделение таких атрибутов Бога, как мышление и протяженность сближает Спинозу с картезианством (Картезий - латинизированное имя Декарта). Человек – эгоист, стремление к самосохранению ведет к саморазвитию, к развитию познающей способности и к борьбе за власть. Стремясь к свободе, познающий человек обнаруживает Бога как абсолютную свободу и как источник свободы человека. Любовь к Богу оттесняет потребность в земных благах. Жизнь человека в обществе становится центральной проблемой для английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). Природа человека определяет его способности, потребности и стремление к достижению целей. В борьбе за интересы все встают против всех. Разум контролирует природную волю и диктует необходимость в общественном договоре, которым естественный (природный) человек передает свои права искусственному Левиафану (обществу-государству) во имя самосохранения человека. Власть государства тотальна, иначе оно не сможет защищать права личности. Если власть перестает защищать естественные права человека, то допустимо восстание как крайнее средство защиты людей от самоуничтожения воссозданием общества-государства. Итог рационалистической метафизики XVII века подвел Лейбниц. Немецкий философ пришел к выводу, что материальное не может быть первичной субстанцией, поскольку делимо. Простейшее начало активно и неделимо, следовательно, оно идеально. Таким первоэлементом является монада (единая). Источником гармонии монад является воля Бога.

Контрольные вопросы:

1.Какое место в философии Нового Времени занимает проблема метода познания?

2.Какие концепции субстанции Вы можете охарактеризовать?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.