Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 12 Возможности и границы познания. Специфика научного познания

Цель: формирование понятия о философских основаниях познания.

План:

1.Понятие познания.

2.Специфика научного познания.

1 Человек способен осознавать бытие, то есть воспроизводить реальный мир в субъективной форме. Сознание – всегда осознанное бытие. Теория познания исследует особенности и пути субъективного освоения мира. Теория познания в философии обычно рассматривается как часть онтологии и называется гносеологией или эпистемологией (от греч. познание, знание). Термин «эпистемология» характерен для европейского философствования.

Близкие слова «знание», «познание», «сознание» несут смысловые различия. «Сознание» – это «знающее» бытие, «познание» – процесс формирования знания, «знание» – результат. Знание имеет множество оттенков, что непременно выражается в соотношении знания, познания и сознания. Анализ содержания знания обычно ведется в сопоставлении с научным знанием, мнением, оценкой, верой. В первом приближении знание - это соответствие субъективного объективному. Конкретнее: знание – это обоснованное убеждение, соответствующее реальности. Уже на этом уровне выявляется сложность проблемы знания и познания, сознания. Она предполагает выявление смыслов объективного и субъективного.

Проблема познания прямо или косвенно является стороной основного вопроса философии в любой его форме. Философствование, в том числе агностицизм, признает возможность познания. Агностицизм в конкретных формах считает непознаваемой какую-либо часть объективной реальности для какой-либо стороны субъекта познания, не отрицая познание в принципе. Философия познания имеет свою историю, связанную с историей бытия человека. Все выдающиеся мыслители отдали дань рассмотрению проблем теории познания в своих концепциях. В современной философии гносеологические проблемы рассматриваются в русле науки или вненаучных форм отношения человека к миру. Вненаучное, антисциентистское направление выражается в экзистенциализме, герменевтике, философской антропологии, феноменологии, религиозной философии. Преобладают сциентистские направления: неореализм, нео- и постпозитивизм, структурализм и другие. Сциентистской считают и отечественную диалектико-материалистическую гносеологию. Среди принципов отечественной гносеологии – познание как форма духовного производства, активное отражение объективной действительности, социальный характер познания, диалектический процесс познания, связь познания с практикой.



Связь теории и практики в познавательном процессе на основе деятельностного подхода подчеркивается многими философами. Человек познает мир в процессе целенаправленного воздействия на окружающую его действительность. В практике (активная чувственно-предметная деятельность) человек создает новую форму реальности – мир культуры («вторая природа»). Практика в процессе познания выполняет ряд функций; она является источником, основой, целью познания и критерием истины.

В понимании познания особое место отводилось роли и соотношению чувственного и рационального. Длительное время в истории философии сосуществовали противоположные позиции – рационализм и сенсуализм. Рационалисты (с латыни - разум, мышление) исходят из приоритета всеобщих истин, которые не могут быть выведены из чувственного опыта, а только из самого мышления или его сверхопытных оснований. Сенсуалисты (с латыни - чувство, ощущение) считают, что единственным источником познания являются формы чувственного освоения мира, непосредственного созерцания. Единство чувственного и рационального в познании впервые сформировал И. Кант. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств в трех основных формах: ощущение, восприятие и представление. Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении, может отождествляться с мышлением. Философская традиция выделяет два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, логикой рассудка является формальная логика. Разум – высший уровень рационального познания, - рациональное творчество возможно на основе диалектической логики. Формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.

В познании наряду с рациональным и чувственным велика роль воображения, эмоций, интуиции. Интуиция (внезапное знание-озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины. Интуитивизм – признание интуиции единственной достоверной формой познания – философское течение XIX-XX веков.

Познание тесно связано с пониманием, ставшим центральным понятием герменевтики. Проблема понимания подчеркивает социокультурную специфику познания. Понимание предполагает определенную культурную форму диалога, целью которого является смысл.

2 В классической гносеологии процесс познания рассматривается как взаимодействие субъекта и объекта познания. Философская традиция исходит из заданности объекта или субъекта познания. Приоритет объекта познания выражен в концепциях Платона, Демокрита, Гегеля. Платон устанавливает традицию понимания познания как припоминания уже известного, Демокрит – отражения как истечения копии предмета. Объединяет их производность субъекта от объекта и, соответственно, особый интерес к объекту познания, к подлинной реальности, отличной от мнения – поверхностного знания о реальности. Философия Нового Времени ориентируется на «чистый» (вне человека) субъект познания. Он задан человеку и потому объект познания, как заданный тем же основанием, что и субъект, согласован с субъектом. Процесс познания предстает как творчество субъекта. Классическая модель познания, исходящая из взаимодействия субъекта и объекта, характерна и для теории познания отечественной марксистской философии.

Типология форм знания (познания) задается общей направленностью философской концепции. Среди общепризнанных форм познания выделяют обыденное или житейское, мифологическое (миф), художественное, религиозное, философское, научное. Типология знания (познания) может осуществляться по разным основаниям. Соответственно, могут быть выделены рациональное и чувственное, эмпирическое и теоретическое, другие формы, виды познания.

Классическое познание является основой классического идеала научности. Научное (проверяемая объективность) познание становится высшей формой познания, критерием совершенного познания. Научное познание обладает рядом особенностей и свойств. Прежде всего, оно должно быть обосновано. В теории научного познания единство и субординация чувственного и рационального познания преобразуется в эмпирический и теоретический уровни познания. На эмпирическом уровне познания господствует факт и описание. Знание получается из опыта с помощью рациональных форм описания. Теоретическое познание обращается к закономерностям предмета исследования с целью построения гипотезы и теории как высшей формы теоретического познания. Идеал научности сторонники рационализма видели в математике (Декарт, Лейбниц), а эмпиристы – в опытном естествознании.

«Прозрачность», заданность научного познания и в целом модели взаимодействия субъекта и объекта познания отразилась в тривиальном суждении «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает». Здесь все исходит из целесообразности: совпадение объекта и субъекта познания, доступность истинного познания всем и каждому, тождество понимания и общения, соблазн быть понятным для всех и опасение быть уличенным в непонимании чего-либо. Изящная ирония в адрес данной модели оформилась в анекдот из жизни великих. Альберт Эйнштейн телеграфирует Чарли Чаплину: «Вы великий человек; Ваше искусство понятно каждому». Чарли Чаплин – Альберту Эйнштейну: «Вы – самый великий человек, поскольку Вашу теорию относительности никто не понимает, но все в восторге от нее».

В философии познания самым серьезным оппонентом объективно-научного знания остается не символ искусства, а вера. Наряду с определенностью приоритета за знанием либо верой, есть осмысление единства веры и знания. К. Ясперс обосновывает «философскую веру», в которой совмещаются вера в науку с верой в Бога. Знание есть вера, вера есть знание – указывает Н. Бердяев. Идею о синтезе теологии, философии и эмпирической науки развивает В. Соловьев, выдвигая определенные объективные основания синтеза. В современной теории все чаще высказываются суждения о необходимости учета многообразного опыта человечества. Нужно стремиться к диалогу межу всеми формами культуры, познания, изучая особенности и возможности каждой из них. Лозунг «все дозволено», американского философа Пола Карла Фейерабенда (р. 1924) несет именно этот смысл.

Непосредственная цель познания в любой его форме – истина. Философия как любовь к мудрости (Древняя Греция) есть поиск Добра, Истины и Красоты. Истина есть соответствие знания объекту познания. В истории философии истине придается духовное и материальное основание, она рассматривается в качестве абсолютной и относительной (догматизм и релятивизм), ей придаются свойства субъективности и объективности. Истина соотносится с антиподом – заблуждением. Заблуждение – это содержание сознания, принимаемое за истинное, но таковым не являющееся. Ложь – это заинтересованное искажение реальности. С позиций единства субъективного и объективного в познании, истина, ложь и заблуждение могут быть определены, как истинное субъективно и объективно (истина), неистинное субъективно и объективно (ложь), как истинное субъективно и неистинное объективно (заблуждение).

Истина объективна по содержанию, то есть по соответствию знания своему предмету. Но истина не является свойством внешнего мира. Истина субъективна по форме, то есть существует в форме знания людей, но не в произвольном суждении отдельного человека. Это распространяется и на ценностное отношение к миру: моя истина–правда всегда имеет объективные основания. Истина есть процесс; даже интуитивное прозрение имеет предпосылки. Абсолютное и относительное – необходимые стороны любого истинного знания. Абсолютное в истине – гносеологический «идеал» и исчерпывающее знание о чем-либо. Относительное в истине – это изменчивость в знании по мере развития познания. Гегель, а за ним Ленин подчеркивали, что истина всегда конкретна.

Конкретность истины – диалектический принцип, предполагающий стремление к учету всех условий бытия предмета познания. Графиком: конкретная истина есть пересечение линий «абсолютное-относительное» и «объективное-субъективное».

Разграничение истины и заблуждения предполагает критерий (мера) истины. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предположили в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. В философии прагматизма критерием истины предлагается полезность, успех, в конвенциализме – соответствие условному соглашению. В каждом критерии есть достоинства, но ни один не является всеобщим. В диалектико-материалистической философии осуществлена попытка совместить всеобщность критерия истины с действительностью посредством введения понятия «общественно-историческая практика». Общественно-историческая практика соотносится с теорией, она включает моменты относительного и абсолютного, объективного и субъективного. Диалектика практики как критерия истины является основанием критериев для разных форм знания. Поэтому общественно-историческая практика может претендовать на статус универсального критерия. В современной философии наряду, с признанием возможности универсального критерия истины, есть убежденность в отсутствии такового.

Контрольные вопросы:

1.Какая специфика у познавательного отношения человека к миру?

2.Что есть истина?

3.Как соотносятся познание и научное познание?

4.Какие методы познания, научного познания известны Вам?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.