Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Приёмы руководства аппликацией в средней группе.

1. Широко используется рассматривание с детьми пред­метов непосредственно на занятиях (например, дети могут наклеить изображение снеговика без образца, рассмотрев игрушку, сделанную из ваты; внимание детей следует направить на сопоставление отдельных частей по форме, величине, уточнить их расположе­ние - лист 19). Хорошей натурой для занятий аппликацией служат иг­рушки, с которыми дети постоянно играют.

Предлагая детям наклеить изображение цыпленка (лист 22), воспитатель показывает в начале занятия игрушку и спраши­вает детей: «Какой формы тело цыпленка, на что оно похоже?»

Обычно дети отвечают: «На яичко». Одобряя такое сравне­ние, следует добавить к ответу детей: «Правильно, тело цып­ленка похоже на яичко, оно овальной формы, а головка у цып­ленка круглая». Слыша от воспитателя определение этих форм, дети приучаются правильно называть их, а главное, они лучше воспринимают и запоминают название формы.

При рассматривании используются приёмы обведения рукой основных частей и выделения некоторых признаков.

2. Показ иллюстраций.

3. Образец или показ воспитателя после рассматри­вания предмета, который сопровождается объяснением. Не всегда нужно показывать до конца весь процесс работы.

Например, при наклеивании узора с чередованием крупных и мелких кружочков воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на образец, объяс­няет и показывает наклеивание только крупных кружков (один напротив другого, ближе к краям), мелкие же кружочки дети должны наклеить без показа, следуя образцу, и расположить их между крупными.

Занятия с использованием образца для точного воспроизве­дения, показа работы должны занимать меньшее место по мере расширения опыта детей и умения воспринимать словесные указания воспитателя.



Для апплика­ции «Пирамидка» (листы 17, 19) дети получают квадраты (или прямоугольники) для 4—5 кружочков разного размера. При рассматривании пирамидки воспитатель объясняет после­довательность расположения кружочков — от большого к са­мому маленькому — и показывает, как наклеить один большой круг. Остальные круги дети наклеивают самостоятельно, пред­варительно разложив их на листе бумаги по убывающей вели­чине после вырезывания.

Аналогичные указания даются и при наклеивании изобра­жения бус (лист 18)

Занятия с использованием образца для точного воспроизве­дения, показа работы должны занимать меньшее место по мере расширения опыта детей и умения воспринимать словесные указания воспитателя.

Целесообразно предлагать детям несколько образцов.

4. Со средней группы надо чаще привлекать к показу работы детей. Ребенок, вызванный к мольберту, может показать по­следовательность наклеивания частей предмета или узора. В основном же проводится частичный показ или на листе, при­крепленном к мольберту, указывается рукой только место для наклеивания. Чем активнее будут дети в процессе показа и объ­яснения, тем легче им будет выполнить задание.

5. У детей средней группы (по сравнению с младшими) за­метно возрастает и интерес к результатам своей работы. Работы по аппликации целесообразно выполнять с дальнейшим их применением - украшение к празднику, в подарок и т.д.; из детских работ можно составить фризы. Но здесь важно: воспитатель должен продумать будущую композицию, колорит, подготовить необходимый материал.

Пример - ёлочные флажки, цветы.

6. Чтобы улучшить процесс создания детьми изображений из прямолинейных форм, важно организовывать их восприятие в сравнении друг с другом, чтобы дети увидели, что у них общее (наличие прямых сторон, углов) и что разное (количество прямых сторон и углов: у прямоугольников и квадратов по четыре, а у треугольника три). Примером может быть занятие по изображению в аппликации постройки из настольного конструктора.

Пример

7. Детям можно предложить занятия - загадки по аналогии со 2 мл.гр.

Пример

8. Можно давать детям задание самостоятельно выбирать цвет фона и цвет бумаги для вырезывания.

9. Учитывать связи с занятиями по рисованию (аппликация может предшествовать декоративному рисованию).

 

 


 

 

Следующее занятие с той же программной задачей — по­учить детей отрезать от полоски бумаги ровные квадратики — можно провести по-иному, когда каждый ребенок из нарезан­ных им квадратиков составит и наклеит несложный узор (лист 10). При этом дети должны подумать, какого цвета следует взять полоску, чтобы нарезанные из нее квадратики хорошо выделялись на фоне, подготовленном для наклеивания узора. А для этого каждому ребенку следует дать на выбор несколько разноцветных полосок (3x12 см) и квадраты размером 10Х ХЮ см или 12X12 см, нарезанные также из бумаги темных и светлых тонов. Бумагу для фона и полоски дети сами вы­бирают перед занятием.

 

Пример

Интересным, несколько необычным для детей может быть занятие с использованием предметов, показанных на листах 21; 22. За несколько дней до занятия следует подобрать такие иг­рушки или сделать такие образцы на полосе плотной бумаги в виде книжки-ширмы и дать детям для рассматривания. На занятии каждый ребенок будет изображать только один из этих предметов. В начале занятия воспитатель показывает всем детям игрушки или ширму с образцами и спрашивает, все ли видели эти картинки, что на них изображено, какого цвета и формы тот или иной предмет. После такой краткой беседы детям предлагают изобразить один из рассмотренных предме­тов, а какой именно — каждый должен угадать по тем частям его, которые лежат у него в коробочке (или в конверте). Из такого расчета и заготавливают детали предмета. При раздаче их учитывают возможности каждого ребенка. Кому-то можно дать предмет посложнее, с большим количеством деталей, а тем, кто медленно наклеивает. — проще. Основные части дети вырезывают сами. В средней группе они наклеивают и мелкие детали, такие, как глаза и клюв цыпленка, подготовленные воспитателем, причем все детали несколько увеличены по срав­нению с образцом, иначе их трудно будет детям наклеивать.

 

Пример

Для занятия по украшению елочных флажков (лист 15) каждому ребенку нужно заготовить полоски бумаги для 4—6 разноцветных флажков (3,5X6 см) и несколько большее коли­чество кружков (0 2 см), вырезанных из бумаги тех же цветов, что и флажки. При вырезывании флажка с одной стороны отгибается узкая полоска (1 см) для наклеивания на нитку (или полоску бумаги размером 3,5x10 см складывают попо­лам и получается флажок, цветной с двух сторон).

Перед детьми ставится задача ~ подобрать для украшения флажка кружок контрастного цвета н наклеить его на середину флажка. Объясняя детям цель данного занятия, воспитатель показывает несколько готовых флажков, прикрепленных к нитке, предупреждает детей, для чего нужно загнуть полоску.

Чтобы дети лучше поняли, как нужно подбирать кружочки к флажкам, им можно это показать. Для этого следует при­ложить, например, синий кружок к флажку такого же цвета и спросить: «Красиво, будет видно? Нет, не видно. Так наклеи­вать не нужно. А вот этот кружок (желтого цвета) на синем флажке очень хорошо выделяется, так будет красиво».

Вначале дети раскладывают кружочки па флажки, лежащие в ряд, а затем, после проверки воспитателем, наклеивают их. Готовые, уже украшенные флажки дети вместе с воспитателем наклеивают на нитку. Когда флажками будет украшена их групповая елка, то это доставит детям еще большую радость и они почувствуют результаты коллективного труда.

 

Пример

например, узор на круге в виде восьмилепесткового цветка, нужно, чтобы дети тщательно вы­резали лепестки, отобрали одинаковые по величине, по форме. Дети получают полоски (1,5X8 см), складывают пополам. Тем детям, которые вырезывают медленно, можно предложить сделать только 4 лепестка. Чтобы ускорить подготовку поло­сок, воспитатель предлагает сложить пополам сразу 4 полоски. а потом их разрезать по. линии сгиба. Подготовив полосок на 8 (или 4) лепестков, дети закругляют уголки, получают фигуры овальной формы для изображения цветка. Воспитатель помо­гает детям точнее определить середину круга.

Последовательность наклеивания лепестков следует на­глядно показать детям, подготовив для этого 3 образца, как это дано на листе 18. Из таких цветов можно выполнить кол­лективную работу, предложив детям наклеить их на общем листе бумаги.

Пример

На листе 23 дано изображение человека (матрешки, снегу­рочки). Срезав уголки у прямоугольника (5,5x9 см), дети получают длинный сарафан или шубку. Рукава вырезывают из полоски (1,5X8 см), которую сначала складывают пополам. Из заготовленного квадрата (2,5x2,5 см) вырезывают кружок — это будет лицо. Мелкие детали (глаза, рот) воспитатель под­готавливает сам. На листе 20 показаны детали, вырезанные воспитателем. Но, учитывая особенности овладения навыками вырезывания, необходимо уже в средней группе поощрять тех детей, которые вырезывают их самостоятельно.

 

В квартале дети все части круглой и овальной формы вырезывают без помощи взрослого.

 

Пример

Первым занятием, на котором дети встретятся со всеми этими формами, может быть Дети получают готовые бумажные прямоугольники и квадраты (треугольники дети могут сделать сами, разрезав квадрат по диагонали или сначала разрезав прямоугольник пополам на два квадрата, а затем каждый квадрат — по диагонали). Самостоятельное преобразование фигуры и получение из одной фигуры другой путем ее разрезания имеет важное значение для сенсорного, умственного и эстетического развития ребенка; позволяет в дальнейшем быстрее определять форму предметов и их частей и точнее передавать ее в изображении. Овладение способом преобразования фигур - важное условие развития творчества детей в изобразительной деятельности, конструировании, ручном труде. Предложенная в качестве образца постройка должна быть простой и включать кирпичики, кубики, трехгранные призмы. Сначала дети рассматривают готовую постройку, называют ее части, их расположение в пространстве и по отношению друг к другу. Затем воспитатель направляет их внимание на величину частей постройки и предлагает найти нужные фигуры среди готовых, а недостающие нарезать; назвать детали (элементы), соответствующие по форме частям постройки, и разложить их на листе так, как потом будут наклеивать. В конце занятия готовые работы выставляются на доске, рассматриваются, сравниваются с постройкой; одновременно педагог уточняет названия формы частей; подчеркивает, что красота постройки состоит в точности формы и правильной композиции на листе.

Старшая группа

С первых занятий аппликацией в старшей группе дети полу­чают ножницы и продолжают осваивать приемы вырезывания примерно на том же содержании, что и в средней группе.

Сложность передачи формы в аппликации состоит в том, что при вырезывании ребенок одновременно выполняет техни­чески сложную для пего работу и следит взглядом за полу­чающейся формой. Овладение этим процессом связано с уме­нием анализировать форму предмета при наблюдении и с тем, насколько правильно дети будут пользоваться ножницами.

В I квартале дети закрепляют навыки и умения, полученные в средней группе. В возрасте пяти лет движения рук еще не­достаточно координированы, поэтому часть занятий предшест­вующей группы должна быть повторена. Дети могут поупраж­няться в разрезании полосок, подготовить билеты для игр, фи­гуры для изображения постройки (прямоугольники, квадраты, треугольники и пр.), флажков {листы 10, 11, 15).

Для вырезывания флажков каждый ребенок выбирает 2—3 полоски двух цветов (10x12 см). Разрезая полоски по сгибам, дети смогут в течение одного занятия заготовить довольно большое количество флажков, часть которых потом можно бу­дет приклеить к тонким палочкам для использования в игре с мелким строительным материалом и на занятиях по матема­тике, а остальные подарить младшей группе для оформления построек на участке. Об использовании флажков следует по­говорить с детьми до занятия, тогда они с большим интересом и старанием будут вырезывать их

Для упражнения в поперечном разрезании широких полос можно предложить детям нарезать узкие, ровные полоски дли выкладывании различных предметов и узоров (листы 12, 26). Полоски, нарезанные на занятии, дети собирают в коробку и используют их для выкладывания в свободное от занятий время.

Таким образом, на простых, но интересных по своему на­значению работах дети закрепляют навыки и умения, получен­ные в средней группе по вырезыванию ножницами, приучаются их правильно держать и резать бумагу по прямой линии. Это уже дает возможность внести в содержание занятий по аппли­кации большее разнообразие (лист 29).

После первых занятий, когда воспитатель проверит, на­сколько правильно дети владеют ножницами, переходят к за­креплению навыка вырезывания изображений предметов круг­лой и овальной формы — овощи, фрукты, грибы (листы 27, 28).

При этом важно обращать внимание детей на особенности формы изображаемого предмета. Так, например, вырезывая морковку, воспитатель говорит: «Один конец морковки толстый и закругленный, а второй— тонкий и острый. Чтобы вырезать такую морковку, я возьму полоску в левую руку и разрежу ее вдоль с угла на угол — вот так, у меня получится треугольник с острым, как у морковки, концом. А вот здесь будет верхняя часть морковки. Чтобы она была закругленной, надо срезать уголки. Посмотрите, как я буду это делать. Ножницы не по­вертываю, а держу прямо, а вот бумагу осторожно поверты­ваю и режу так, чтобы закруглить уголки, сначала один, потом другой. Вот н получилась морковка».

В старшей группе совершенствуются навыки, следует учить детей более плавному вырезыванию, добиваться быстроты и точности.

При выполнении работ необходимо развивать у детей умение чувствовать форму изображаемого предмета, подмечать соотно­шение его частей по величине и расположению, вырезывать из развернутого листа бумаги, подчиняя действия рук контролю глаза.

*В старшей группе вводится аппликация с натуры. Дети пере­дают, кроме общей формы предмета, характерные признаки, детали, цвет (листы 27, 28, 31, 36).

Цвет в аппликации всегда условный, но нужно подводить детей к передаче реального цвета в изображении тех предметов, для которых цвет является присущим признаком. Поэтому в старшей группе нужно обеспечить детей бумагой разнообраз­ных цветов и оттенков. При изображении предметов, не имею­щих постоянной окраски, дети передают разнообразие цвета — нарядное платье куклы, костюм петрушки, сказочная птица (листы 30, 35, 37)

Для усиления выразительности образа, кроме бумаги основ пых цветов и оттенков, детям дают фактурную бумагу, кото­рая имеет неровно окрашенную поверхность или мелкий рису­нок в виде полосок, точек, черточек, цветочков (лист 37).

Для того чтобы подвести детей к пониманию и относительно правильной передаче пропорциональных отношений изображае­мого предмета, воспитатель подготавливает для вырезывании бумагу соответствующей формы и величины. Так, для вырезыва­ния изображений овощей (огурца, моркови и др.) подготавли­вают бумагу прямоугольной формы.

Во II квартале дети начинают осваивать быстрые способы вырезывания. С этой целью воспитатель уже в начале года может показать, как вырезать две одинаковые фигуры, напри­мер два кружка — колеса для машины. Полосу бумаги склады­вают пополам, чтобы получился квадрат, затем закругляют углы. Так же можно показать, как вырезать одновременно несколько одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой. В зависи­мости от того, сколько нужно изображений, столько раз и скла­дывают бумагу. Из полученного квадрата или прямоугольника дети вырезывают необходимое изображение. Например, чтобы вырезать листья овальной формы, надо срезать уголки у прямо­угольника. После вырезывания окажется сразу несколько листь­ев. Этот прием ускоряет процесс вырезывания (листы 33, 34).

Детей старшей группы обучают вырезыванию предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое, — посуды, ракеты, елки, самолета, снегурочки и пр. (листы 38—41).

Этот прием также наиболее легкий и рациональный для ускорения процесса вырезывания и получения правильной формы. Например, для передачи формы крыши дома с одина­ковым наклоном с двух противоположных сторон нужно взять бумагу в виде прямой полоски, сложить ее пополам и одно­временно отрезать два уголка. Из бумаги, сложенной вдвое, вырезывают крылья самолета, стрекозы, бабочки.

Сначала дети пытаются вырезать из бумаги, сложенной вдвое, изображение предмета целиком. Поэтому после рас­сматривания предмета важно показать только одну его поло­вину, закрыв листом бумаги другую. Когда объясняется после­довательность вырезывания, следует обвести рукой контур по­ловины предмета от исходной точки до конца, чтобы дети поняли, откуда удобнее начинать вырезывание.

Необходимо обратить внимание детей на то, что лист бу­маги надо держать за место сгиба. Правильность выполнения данных указаний следует проверить. Целесообразно сначала дать возможность поупражняться в вырезывании симметрич­ных фигур из белой бумаги, а затем из цветной бумаги тем детям, у которых это получилось.

По мере овладения этим приемом дети смогут вырезать более сложные изображения предметов (весь самолет, ракету, шубку снегурочки, елку).

Во II квартале дети вырезывают изображения, используя разные способы; по частям, из бумаги, сложенной вдвое и гар­мошкой.

Содержание работ может быть различным: здания, автомо­били, птицы, животные, человек (листы 31, 32, 35, 37).

Задача воспитателя—учить детей рассматривать эти пред­меты, выделять основные части, определять форму, величину, цвет, замечать характерные признаки. Сначала дети вырезы­вают изображения из бумаги определенного размера для каж­дой части предмета. Затем они получают наборы бумаги одина­кового размера, примерно 10x12 см или большего, в зависи­мости от задания. На занятии, рассмотрев предмет, воспитатель вместе с детьми определяет, какой формы бумагу нужно под­готовить. Например, для изображения высокой вазы надо взять прямоугольник, для круглой вазы — квадрат (лист 38).

Со второй половины года воспитатель привлекает детей к подготовке бумаги в свободное время.

Изображение сюжета пока еще сложно для детей 5—6 лет. За одно занятие они не успевают вырезать несколько предметов. Поэтому для подведения детей к передаче сюжета используется такой прием, как изображение дополнительных предметов. На­пример, дети изобразили грузовую машину. Когда они заканчи­вают работу, воспитатель предлагает нагрузить машину любым грузом (яблоками, арбузами, кубиками и др.).

Так, при изображении снеговика (лист 19) воспитатель пред­лагает вырезать и наклеить дополнительно другие предметы (дерево, елку, солнце и пр.). чтобы получилась зимняя кар­тина — несложный сюжет.

В течение года дети выполняют %—5 коллективных работ. Эти занятия имеют большое воспитательное значение, так как дети объединяются для решения общей задачи, а это требует умения договориться с товарищем, прислушаться к его советам, выполнить общую работу.

На занятии каждый ребенок вырезывает один предмет. Детям, которые быстро справятся с работой, воспитатель пред­лагает вырезать еще такое же изображение или несложное дополнительное (водоросли в аквариум, светофор для улицы и пр.).

Объединяя работы вместе на одном листе, дети передают сюжет, они продумывают композицию аппликации, учатся рас­полагать изображения на полосе или на всем листе. Конечно, воспитатель намечает последовательность работы, помогает детям при расположении изображений на листе.

При выполнении коллективной аппликации меняется после­довательность выполнения работы. Дети как бы собирают изо- сражение на столе, приклеивая к крупным частям более мел­кие детали, а затем наклеивают все это на общий лист бумаги.

Организация занятий может быть самой разнообразной. На одном листе бумаги можно объединить работы разного количества детей или наклеить на один лист работы детей од­ного ряда или всей группы. Если объединяются работы всех детей, лист бумаги удобнее располагать на отдельном столе или прикрепить к доске (стенду, мольберту). Рядом подготав­ливается все необходимое для наклеивания (2—3 набора — кисти, салфеточки, пластина, ножницы, клей), чтобы могли работать одновременно сразу несколько человек.

Лист бумаги подготавливают такого размера, чтобы помес­тились все изображения. Дети могут уже выполнить аппликации на темы: аквариум (рыбы, водоросли), улица города (дома, автомобили и пр.), хоровод около елки, птицы на ветке и др.

Одной из первых коллективных работ в старшей группе может быть аппликация «Наш аквариум» или «Птицы па вет­ке» (лист 35), так как она не требует вырезывания сложных изображений. Для выполнения работы детям дают разноцвет­ную бумагу соответствующих размеров (2X5 см, 3X5 см, 3X6 см). Выразительные изображения получаются при вырезы­вании из фактурной бумаги.

После вырезывания основных частей птицы дети приклеи­вают к ним крылья, хвост, глаз, клюв. Затем они наклеивают птицу на лист, находящийся на мольберте или на отдельном столе.

Воспитатель подготавливает 1 или 2 листа бумаги (40 X 50 см) голубого или серого цвета — это небо. Дети подходят (по 3—4) к столу к наклеивают свои работы на лист. Воспита­тель помогает выбирать лучшее расположение для птицы, пред­лагает каждому ребенку подумать и сказать, куда полетит его птица (в сторону, вверх или вниз).

Продумывая содержание коллективной работы, воспитатель учитывает ее трудоемкость и если зто необходимо, то делит выполнение задания на 2 занятия, предупредив об этом детей. Например, на одном занятии дети вырезывают и наклеивают изображения домов, которые располагают в один ряд на листе. На втором занятии на этом же листе они наклеивают изобра­жения разных автомобилей. В результате получится апплика­ция «Улица города». Важно еще подготовить детей к этой работе, чтобы у них появилось желание выполнить ее вместе, сделать одну общую картину.

Так же можно проводить занятия по декоративной аппли­кации, создавая панно для украшения, фриз, ковер.

В старшей группе один раз в месяц проводятся занятия по замыслу, на которых дети закрепляют полученные навыки, проявляют самостоятельность в выборе содержания работы и цвета бумаги, способов вырезывания.

Основным приемом обучения остается рассматривание пред­метов в начале занятия. Там, где невозможно показать натуру, используются иллюстрации или образцы, выполненные воспи­тателем. На иллюстрациях предмет должен быть показан крупно, чтобы было хорошо видно строение, без сложных ракурсов. Животные, птицы, автомобили изображаются в профиль.

Чаще используется не одна иллюстрация (образец), а не­сколько, чтобы дети могли по-разному решать одну и ту же задачу. Так, для изображения в аппликации сказочного домика можно показать одновременно все три образца, помещенные на листе 30, или подобрать иллюстрации с изображением ска­зочных домиков, выполненных разными художниками.

Воспитатель учит детей понимать особенности сказочного образа, условность в изображении его по сравнению с реаль­ным предметом. При рассматривании сказочных домиков дети выделяют необычность строения и разнообразие в украшениях, яркость цвета. Рассмотрев все изображения, они придумывают сами новый вариант, используя отдельные элементы образцов, иллюстраций. Такие занятия очень полезны для развития у де­тей творческой инициативы и самостоятельности.

К занятию воспитатель подготавливает наборы цветной бумаги (холодные или теплые цвета и их оттенки). Дети вы­бирают цвета бумаги в зависимости от содержания апплика­ции: холодные цвета для изображения домика снегурочки, деда-мороза, а теплые — для домика девочки.

В старших группах чаще используется частичный показ от­дельных приемов вырезывания. Сначала внимание детей обра­щают на вырезывание основных частей, на новый прием, затем проводят показ только вырезывания отдельных частей, деталей, показ разных способов вырезывания.

Например, ножки грибов или ботву моркови, состоящих из прямых полос, дети смогут вырезать без показа. Прием выре­зывания травы, представляющей полоску с зубчатым краем, следует показать, так как для детей он является новым. Чтобы вырезать зубцы, полоску нужно ритмично повертывать левой рукой, непрерывно действуя ножницами (лист 27).

С первых занятий необходимо к показу привлекать детей, учить* каждого ребенка правилам вырезывания. Чем активнее дети в процессе объяснения, тем осознаннее они выполняют задание,

В Ш квартале дети продолжают выполнять работы с натуры (ваза с весенними цветами и др.), изображения игрушек (ра­кета, космонавт и т. п.). Изображения предметов в детских работах приобретают большее сходство с натурой, так как дети уже лучше владеют техникой вырезывания, передавая особен­ности формы и большее количество деталей.

Содержанием детских работ могут быть и сказочные образы (аленький цветочек, пряничный домик), а также несложные сюжетные композиции — мишки гуляют на полянке, зайцы на траве, цветущий луг, праздничный город и др. (листы 30, 36).

Подбирая темы для детских работ, воспитатель учитывает ближайшее окружение, что дети наблюдают, какие литератур­ные образы для них интересны и доступны для выполнения. В пособии дана примерная тематика детских работ.

В изображении птиц, животных, человека дети передают не­сложное движение рук, ног —девочка танцует, мы делаем гим­настику, мы гуляем на участке, птицы летят (листы 35—37).

Большую помощь в освоении детьми передачи движения оказывает рассматривание иллюстраций с изображением, на­пример, человека в разных движениях — идет, поднял руку н пр.

Наклеивание частей предмета, вырезанных по отдельности, позволяет детям передать некоторые движения. На первых порах они допускают ошибки, нарушая пропорции отдельных частей, особенно рук и ног, вырезывают их очень короткими. Поэтому воспитателю приходится обращать внимание детей на соотношение основных частей предмета по величине, например, руки и ноги у куклы такой же длины, как и туловище (лист 37).

Все больше внимания уделяется передаче колорита в аппли­кации, для чего важно разнообразить подбор цветной бумаги. При изображении праздничного города нужно взять яркие цвета для украшения, светлые — для зданий и серые, светло-голубые— для окон; при изображении вечернего города —тем­ные цвета для зданий, яркие —для окоп.

Эти задачи легче решаются в аппликации, чем в рисунке. Дети сначала выбирают цвет бумаги и только потом начинают вырезывать. У воспитателя есть возможность проверить пра­вильность выбора.

Наряду с предметной аппликацией в старшей группе важно поддерживать у детей интерес к декоративным работам. Для этого следует иметь наборы готовых декоративных элементов, из которых дети смогут составлять узоры в свободное от заня­тий время (листы 44, 45).

На занятиях дети составляют узоры па бумаге разной гео­метрической формы из кругов, фигур овальной формы, квадра­тов, треугольников (по типу узоров, выполняемых в средней группе) и растительных элементов: листьев, ягод, цветов, в ос­нове которых имеются те же знакомые формы, как круг — ягода, фигура овальной формы — листья и др. (лист 43).

Задача воспитателя —показать сходство и различие в пост­роении узора на разных геометрических формах, общие прин­ципы: выделение углов одинаковыми элементами, украшение середины и каймы. Дети продолжают составлять симметричный узор, располагая его с учетом формы и величины листа бумаги. Больше внимания уделяется подбору цветного фона и элемен­тов узора (лист 42).

Немалую помощь в этом отношении оказывает рассматри­вание с детьми предметов народного декоративно-прикладного искусства, которые имеются в детском саду. Это дымковские игрушки, жостовские подносы, Городецкие доски, кони и др. Ис­пользуются и иллюстрации, пособие Ю. В. Максимова, В. И. Чу-раковой «Русское народное декоративно-прикладное искусство» (М., Советский художник, 1980), диапозитивы и др.

В первую очередь воспитатель создает интерес к приклад­ному искусству той местности, где находится детский сад. В про­цессе рассматривания воспитатель учит детей выделять эле­менты узора, определять их расположение, колорит.

Наиболее доступны в аппликации элементы городецкой, дым­ковской росписи. Они ярки, красочны, имеют простые формы.

На листе 43 представлено несколько образцов, созданных на основе городецкой росписи. Для работы с детьми лучше исполь­зовать не образцы, а предметы с этой росписью. Показ вырезы­вания листьев и цветов одинаковой величины и цвета прово­дится из бумаги, сложенной гармошкой. Все детали украшения дети вырезать не могут, поэтому воспитатель выбирает наи­более простые цветы.

Городецкий узор дети составляют на цветном фоне (желтом, красном, черном и пр.) в соответствии с тем узором, который они рассматривали. Цветные полоски для изображения цветов дети выбирают сами (красные и розовые или синие и голубые). Чем больше разнообразных оттенков синего и красного цвета подберет воспитатель, тем красочнее будут детские работы. Полоски зеленого цвета дети берут для изображения листьев, а белые — для украшения.

Декоративные работы хорошо использовать для оформления помещений в детском саду и дома, а также для подарков роди­телям и детям других групп.

В течение года дети выполняют пригласительные билеты или поздравительные открытки. На листах 33, 34 представлено не­сколько их вариантов. Содержанием открытки, билета может быть любое изображение, которое показано в пособии. Важно подобрать тему, отображающую праздник или событие, к кото­рому готовится это изображение (листы 35, 39—41 и др.).

 

В старшей группе продолжается обучение детей аппликации; благодаря освоению ножниц совершенствуются приемы резания бумаги по прямой и наискосок, преобразования одной фигуры в другие путем разрезания прямоугольников, квадратов, кругов на две и более частей. Дети приобретают возможность вырезать разные по форме и строению предметы, учатся вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников. В этой группе отпадает необходимость давать им для аппликации вырезанные воспитателем формы.

Сначала нужно предлагать детям создавать в аппликации изображения тех предметов, которые они видят ежедневно. Детям легче передать форму и строение машин, вагонов именно в аппликации, так как в этом виде деятельности резание по прямой освоено детьми лучше, чем вырезание круглых форм. Сначала можно предложить вырезать и наклеить поезд, автобус, троллейбус или грузовую машину. Воспитатель должен найти игрушку или картинку, рассматривание которой поможет уточнить представления, полученные детьми во время прогулки. При этом рекомендуется отбирать те предметы, которые встречаются детям в окружающей жизни.

Так, если они не видели троллейбус, можно предложить им вырезать и наклеить трамвай, автобус или микроавтобус. Рассмотрев с детьми игрушку, картинку, уточнив положение частей предмета, их форму и величину, педагог предлагает им подумать, как нужно вырезать те или иные части машины. В средней группе дети научились резать по прямой, закругляя углы у прямоугольника или квадрата, вырезать овальные и округлые формы, поэтому нужен не прямой показ способа вырезывания тех или иных частей, а напоминание. Если окажется, что большинство детей не знают, как нужно вырезать отдельные части машины, педагог вызывает кого-либо из ребят к доске для показа, который необходимо сопровождать объяснением (слово позволяет лучше воспринимать показ, осознанно усваивать приемы изображения). В ходе занятия педагог обращает внимание детей на четкость передачи формы, частей предмета, их правильное расположение по отношению к главной части; в случае необходимости оказывает индивидуальную помощь (напоминание, совет, показ).

Можно предложить детям вырезать из бумаги разных цветов вагончики, вырезать и приклеить на вагоны окна и двери, а затем составить из вагончиков коллективную композицию «Веселый поезд». На следующем занятии работу над картиной можно продолжить: изобразить, где едет поезд, что видят из окон пассажиры и т. д.

Следующая работа на данную тему может быть выполнена коллективно: «Машины едут по улице города (поселка)», «Машины везут зерно (или овощи и фрукты)». Каждый ребенок вырезает свой предмет, склеивает его части (слегка накладывая одну часть на другую), а потом наклеивает на общий лист. С таким видом работы дети уже встречались в сред- ней группе, но следует обязательно напомнить им о необходимости работать аккуратно, бережно относиться к материалам, складывать обрезки на отдельный поднос или в коробочку; аккуратно намазывать фигуры клеем, прижимать их салфеткой или мягкой тряпочкой, впитывающей клей. Собранные обрезки можно использовать для вырезания дополнительных деталей на последующих занятиях, а также для создания мозаичных изображений.

Во второй половине года следует научить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Овладение этим приемом представляет известную трудность: ребенок должен не только иметь отчетливое представление о предмете в целом, но и уметь мысленно разделить его симметрично и, представив половину предмета, вырезать. Это часто вызывает затруднения. Многие дети, сложив бумагу пополам, вырезают изображение целого предмета. Следует на первом же занятии уделить особое внимание объяснению и показу приема вырезывания симметричных предметов. Объяснение должно быть четко продуманным и немногословным. Учить детей этому способу вырезывания следует на примере самых простых предметов (бокальчик, сужающийся книзу; разнообразные вазы, кувшины).

Сначала можно предложить детям вырезать бокальчик. На занятии рассмотреть с ними бокальчик, сужающийся книзу; обратить внимание на его форму; предложить детям показать в воздухе руками, как бокальчик сужается. Объяснить, как можно передать сужение бокальчика одинаково с двух сторон: сложить аккуратно пополам (вдоль) прямоугольный листок бумаги, взять его пальцами той руки, которой ребенок не держит ножницы, и, начав с верхнего угла, противоположного линии сгиба, срезать по косой линии, сужая прямоугольник книзу. Развернув прямоугольник, показать детям, какой получился бокальчик. Затем предложить кому-либо из ребят вырезать бокальчик у доски, чтобы видели все остальные. После показа все дети приступают к вырезыванию. Ребятам, быстро справившимся с заданием, можно предложить прямоугольники (другого цвета).

Тем, кто испытывает затруднения, нужно помочь, показав жестом линию среза. На следующем занятии педагог предлагает вырезать простой кувшинчик. В процессе рассматривания кувшинчика следует обратить внимание детей на одинаковость линии контура с обеих сторон.

Для того чтобы дети могли представить половину предмета, целесообразно при обследовании обвести его рукой по контуру, а затем, закрыв половину предмета, предложить детям обвести по контуру половину предмета с внешней стороны (а не со стороны линии деления); повторить движение несколько раз, подчеркивая, что именно эту часть надо будет вырезать. Затем следует показать процесс вырезывания, обращая их внимание на то, что держать бумагу нужно за линию сгиба. Процесс вырезывания требует тщательного зрительного контроля за действиями рук; необходимо напоминать детям о том, что нужно внимательно следить глазами за ножницами. Если у кого-то нужная форма не получается, педагог должен проанализировать вместе с ребенком, что он сделал неверно, и предложить вырезать предмет снова.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.