Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мотивы человеческой деятельности

Лекция 4

Тема 4. Психология деятельности и познавательных процессов

Часть 1

Понятие и строение человеческой деятельности

Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших –– в наличии движения. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения.

Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека –– самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру ив конечном счете преобразовал самого себя.



Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. (Немов)

Отличие деятельности человека от активности животных

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказа­лись в той или иной степени приложенными руки и разум че­ловека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены дости­жения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собст­венное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни­чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные поль­зуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и про­должается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потреб­ления, человек кроме способностей развивает свои потребно­сти. Оказавшись связанными с предметами материальной и ду­ховной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от актив­ности животных и в другом отношении. Если активность живо­тных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусст­венными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоя­щего и предшествующих поколений. Это — потребности в по­знании (научном и художественном), творчестве, в нравствен­ном самосовершенствовании и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потреби­тельскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материаль­ной и духовной культуры, которые используются им или в ка­честве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его спо­собности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность живо­тных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе исполь­зования окружающих предметов. Такую деятельность необхо­димо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практи­ческой деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естест­венного анатомо-физиологического созревания организма. (Немов)

Мотивы человеческой деятельности

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельностимогут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом.

Материальные моти­вы побуждают человека к деятельности, направленной на со­здание предметов домашнего обихода, различных вещей и инс­трументов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уваже­ние со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека.

Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами). (Немов)

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрес­сивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным). (Немов)

В качестве цели деятельностивыступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей.

Предметом деятельностиназывается то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт. (Немов)

В качестве средств осуществления деятельностидля человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной. (Немов)

Структура деятельности

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составля­ющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познаватель­ной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инстру­ментов и материалов, разработку проекта, технологии изготов­ления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уме­ний и навыков, от наличных инструментов и средств осущест­вления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написа­нию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком опе­рации характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутреннимотносятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентамможно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией[1] и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация[2]: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми. (Немов)

 

Основные виды деятельности

У современного человека имеется множество различных ви­дов деятельности, число которых примерно соответствует ко­личеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивирован­ности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важ­ные для данного человека потребности. Но такая задача на прак­тике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, они будут соответст­вовать общим потребностям, которые можно обнаружить практи­чески у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общениепервый вид деятельности, возникающий в про­цессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направлен­ной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальнойили невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Игра— это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или иде­ального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер раз­влечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, воз­никших под влиянием актуальных потребностей человека, ко­торые он не в состоянии ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповыевключают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого яв­ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специ­альных образовательных учреждениях. Оно может быть неорга­низованным и происходить попутно, в других видах деятельно­сти как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она пря­мо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занима­ет труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной куль­туры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неог­раниченного развития. С трудом, прежде всего, связано созда­ние и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, раз­вития науки, промышленного производства, технического и ху­дожественного творчества. (Немов)

Ощущения и восприятия

Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы.

Структура приема информации включает следующие этапы:

 

Р → ОЧ → НИ → ГМ → ОЩ → ЦВ → ЭП → ОП → М →ОС ВН

Р – Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на
ОЧ – органы чувств, в результате чего возникают
НИ – нервные импульсы, которые по нервным проводящим путям поступают в
ГМ – головной мозг, обрабатываются там и формируются
ОЩ – отдельные ощущения, на основе которых складывается
ЦВ – целостный образ восприятия предмета, который сопоставляется с
ЭП – эталонами памяти, в результате чего происходит
ОП – опознание предмета,
М – а затем, посредством мыслительной деятельности (при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта),
ОС – происходит осмысление, понимание информации.
ВН Внимание должно быть направлено на прием и понимание информации.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов иявлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Физиологическая основа ощущений сложная деятельность органов чувств. И. П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, — анализаторами.

Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их вощущения называют анализатором.Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептор,или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; 2) проводящиенервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; 3) мозговой центр в кореполушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

Таким образом, первичный психологический процесс в познании окружающего мира — ощущения. Ощущенияэто отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. (Столяренко)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.