Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Принципы конструирования и выполнения психотехнических упражнений

Владение арсеналом психотехник и умение быстро сочи­нять их под конкретную ситуацию в группе (динамическую, рефлексивную, познавательную) - одна из важнейших харак­теристик профессиональной компетентности ведущего. По­этому эта тема вынесена в отдельную главу.

Мы не открываем ничего нового, мы только опираемся на положения, автором которых является Н.В. Цзен, и, в первую очередь, на его концепцию «психотехнического мифа», под­робно описанную в книге Н. Цзена и Ю. Пахомова «Психотре­нинг: игры и упражнения».

Что же такое «психотехнический миф»? И почему —миф?

Попробуем отвлечься и перенестись на какой-нибудь да­лекий остров в Тихом океане.

И вот мы, европейские ученые, носители так называемых, правильных научных представлений о мире, решаем просве­тить членов какого-нибудь нецивилизованного племени, от­крыть им глаза на то, что их мифы и обряды - чистое суеве­рие и не имеют ничего общего с реальностью.

С чувством просвещенного превосходства мы говорим вож­дю: «Сейчас, милый человек, мы тебе докажем, что ваши вся­кие тотемы, табу разные - это все предрассудки. Вот ты го­воришь, что к этому вашему идолу, прости, «богу», прика­саться нельзя. Он разгневается и убьет прикоснувшегося. Да­вай, мы прикоснемся, и ты убедишься, что все мы останемся

живы и здоровы. Если, конечно, вы нас не съедите от имени богов как злостных нарушителей законов.»

«Давайте, валяйте, - отвечает вождь, - коли жизнь не до­рога. Нам вас убивать не придется, боги сами все сделают. А там уж - не обессудьте!»

Итак, мы руками трогаем идола. День проходит - ничего. Два - все в порядке. Неделя, месяц - никаких проблем.



«Ну как!?» - спрашиваем мы победоносно.

«А давайте-ка вот что сделаем, — отвечает вождь. - Я сей­час подстрою так, что кто-то из наших людей коснется слу­чайно. Тут одна идейка появилась!»

«Ничего не будет!»

«А поглядим!» - отвечает новоявленный пытливый остро­вной ученый.

И вот, кого-то «подставили», он касается и... с ужасом об­наруживает, что совершил грех. Человек угнетен и подавлен. Проходит день - все в порядке. Второй - у него открывается рвота. На третий день он умирает.

«Вот так! - говорит удачливый экспериментатор, мудрый вождь племени. - Была у меня идейка, я ее проверил. Все сходится. До вас - чужаков, нашим богам дела нет. Посмот-рзл бы я, как вы со своими шутите!»

И вождь был прав. В нашей картине мира такого события произойти не может. Прикосновение к деревянной вещи не может вызвать смерть. Но в картине мира членов того племе­ни смерть не только может последовать за нарушение табу, но последует с неизбежностью. Наши картины мира не пере­секлись. В каждом мире случается то, что должно случиться.

«Самовнушение!» - скажем мы, и облегченно вздохнем, найдя «объяснение». И тоже будем правы. В нашем представ­лении мира подобное событие может произойти, но в резуль­тате самовнушения, а не гнева богов. Смеем утверждать, что

почти никто из людей произносящих слово «самовнушение», толком не понимает его полного смысла. Есть «магия» в са­мом процессе нашего объяснения, но практически никто этого не замечает. Мы совершили действие - произнесли слово.В результате произнесения словамы как бы изменили наш мир, нам стало легче: мы поняли.Но это тоже миф. Миф, будто в результате произнесения слова наступает понимание. Это миф нашей картины мира, в которой есть место «самовнушению», но нет места для «мести богов».

Человек действует и чувствует в соответствии с представ­лением о мире, бессознательно усвоенным им в его культуре. Он не может его описать. Эта бессознательная «картина ми­ра», некоторая бессознательная глубинная основа позволяет человеку ориентироваться во внешнем и внутреннем мире, структурировать и осознавать непосредственный чувствен­ный опыт.

Так, человек из далекого племени непосредственно чувству-ет присутствие духов в ветре, языках пламени, он чувствует, как его тянут в стороны противоборствующие духи, как внут­ри его тела дергается вселившийся в него злой дух, заставляя дергаться и его тело. Или этот дух грызет ему желудок. Тогда нужно идти к колдуну, к шаману, чтобы он его изгнал. Колдун делает свое дело и человек чувствует, как дух уходит из его тела. Желудок нормализуется. Тело перестает дергаться.

У нас - свое. Заболел живот. Но пока человек еще не бо­лен, пока он только чувствует боль в животе. Он идет к врачу и, как это ни странно звучит, именно врач делает его боль­ным, когда ставит диагноз: «У вас, батенька, гастрит. Попей­те таблеточки. Питаться надо по-другому. Смотрите-ка какие неважные анализы».

И человек начинает вести и чувствовать себя как больной, уже чувствуя свое отличие от «здоровых». Он начинает гово-

рить о своих болячках с себе подобными, которых, вдруг, ока­зывается великое множество, и чувствует изменение своего отношения к здоровым людям.

Таблеточки не помогают. Тогда доктор говорит: «Вот, ба­тенька, у меня тут есть — только для вас, новейшее американ­ское средство. Два раза в день извольте.»

И человеку становится все лучше и лучше, боли исчезают. Но пока еще он больной, хотя чувствует себя в несколько раз лучше, чем даже до болезни. Он регулярно ходит к доктору, который его выслушивает, выстукивает, осматривает. Нако­нец, назначает на повторные анализы. И - о, чудо! - они в полном порядке: «Вот и хорошо. Вот и славно. Вот вы и здо­ровы, - поздравляет доктор. - Эффект лекарства, знаете ли, просто поразительный. И очень устойчивый. И вы молодец, вовремя ко мне обратились, не затянули».

И снова меняется самочувствие бывшего больного, куда-то деваются все «близлежащие» язвенники, да и говорить с ними больше не хочется. А если и прихватит немного живот - так это просто живот заболел, а не заболевание. Чтобы стать больным, нужно опять идти к доктору. Впрочем, чтобы стать здоровым, тоже надо обращаться к нему. Но пока не следует торопиться, еще нельзя считать себя больным.

А доктор попался замечательный. Он сидит и посмеивает­ся. Ведь под ярлыком американского лекарства был обыкно­венный аспирин, произведенный на фабрике... Какая, впро­чем, разница. Ведь подействовал, вылечил.

Посмотрите, сколько лежит заэтой историей «утвержде­ний», лежащих в основе картины мира нашей культуры, ко­торые, не присутствуя в сознании как таковые, направляют деятельность и тела, и чувств, и сознания, позволяют челове­ку описывать себя, ощущать свои чувства и происходящие с ним изменения.

В жизни есть люди «больные» и есть «здоровые». Причем «больной», это совсем не то, что «здоровый» с больным жи­вотом. И не потому, что на данный момент «в этих животах» происходят разные физиологические процессы. Нет. Чело­век превращается в «больного» только по магическому слову врача. Точно так же он превращается в «здорового», хотя на протяжении последнего периода болезнион чувствовал себя гораздо лучше себя же «здорового».

Врач - это тот профессионал, который лечит,посредством лекарств воздействуяна организм или только на больной орган. А теперь его следует сравнить с шаманом, который не лечит, например, желудок, а «воздействует» на духа, грызу­щего желудок.

Эффект, а он проверялся клинически, физиологически, биохимически, приблизительно один и тот же. Что уж гово­рить об описанном эффекте лекарства-пустышки, когда боль­ной считает прописанное ему лекарство именно тем необхо­димым средством для его лечения. Если в данной картине мира того или иного человека лекарство - это то, что его ле­чит, воздействуя на организм, значит, такие изменения и бу­дут происходить. Кстати, когда фармакологические препа­раты проходят испытания, подобный эффект обязательно при­нимается во внимание и учитывается в процедуре сравнения разных препаратов.

Миф нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Но это не значит, что «миф» - синоним ложности, неполноценности ми­фологической картины мира, мифологического знания о ми­ре. Действия, на нем основанные, могут быть и более эффек­тивными, чем действия, основанные на знании, построенном по научным канонам.

«Миф», «мифологическая картина мира», «мифологичес­кое знание» - это другая форма организации и репрезента-

ции человеческого опыта, которой мы все пользуемся в по­вседневной жизни, но почему-то стараемся игнорировать.

Психотехнический миф назван так потому, что он работа­ет точно так же, как и культурный миф: он задает такую кар­тину мира, в которой возможно то или иное событие. В дан­ном случае - психологическое событие.

Приведем пример из книги Г. А. Цукерман применения пси­хотехники при работе с чувствами. Ведущий предлагает: «Мы проведем одно целебное дело — выбросим за круг все сквер­ные чувства, которые скопились между нами». Далее был вве­ден символический жест «выбрасывания» дурных чувств: все «взвесили» на ладонях скопившийся запас раздражения и с громким вздохом облегчения «закинули» его далеко за спину. Такой ритуал помогает мгновенно разрядить атмосферу и мо­жет употребляться достаточно часто.

Что стоит за этими символическими действиями? Какую «картину мира» мы наблюдали в этой процедуре? Почему эта процедура оказывается эффективной?

Самое главное: «Эмоции - это то, что во мне,у меня, это мое, но не я сам. Я могу что-то делатьс эмоциями. И они могут что-то делатьсо мной: я могуих извлечь, отделить, выбросить; они могутскапливаться во мне, направляться на кого-то или я могу их направлять, они могут находиться междунами, разделять нас. Я могу с ними бороться, при­чем, победителями могут выйти они, а могу победить и я. Поэтому возможна процедура «извлечения, взвешивания и выбрасывания». Она полностью совпадает с моими пред­ставлениями, отношениями между эмоциями и мной. То, что выброшено, на меня уже не действует, так как не суще­ствуют в этом пространстве.Поэтому понятно: когда их нет ни в нас, ни даже в этом пространстве, реально стано­вится легче».

Какая разветвленная картина мира, сколько в ней возмож­ностей! В частности, в этой картине мира, где «Я» и его со­стояния не совпадают, где эмоции обладают волей и действо­вать могут в соответствии с этой волей, в этой картине мира можно не только бороться с эмоциями, но и разговаривать с ними. Но ведь это только один из возможных вариантов. На­пример, что было бы, если бы миф звучал так: «Чувство ра­дости охватило меня»; «Я пришел в состояние раздражения» (и теперь в нем нахожусь) и т.п.

Теперь уже «Я» целикомоказалось «задействованным» в этот процесс.

Тогда процедурыработы с этими чувствами и состояния­ми были бы иными. Например, ведущий предлагает следую­щее.

1. «Ты пришел в это состояние. Давайте попробуем выйти из него. В это состояние пришел здесь, в группе. Попробуй встать в центр нашего круга и почувствовать, в каком состоя­нии ты находишься. А теперь попробуй не торопясь двинуться в какую-нибудь сторону. Ты чувствуешь состояние сильнее? Слабее? Попробуй найти направление, двигаясь в котором, ты бы меньше чувствовал свое состояние, выходил бы из не­го. Может, нужно выйти за пределы круга?

Давайте все, кто хотел бы выйти из своего состояния, по­пробуют это сделать».

2. Можно организовать процедуру «выхода» из одного со­стояния и «входа» в другое.

3. Но можно обогатить картину мира, репрезентирован­ную этим участником, и дополнить ее мифом «смены» со­стояний.Тогда можно в качестве процедурыпредложить сле­дующее: метафорически представить состояние в виде одеж­ды: «Какая одежда соответствует твоему состоянию сейчас?

На какое состояние ты хотел бы поменять это свое состоя­ние? Представь его в виде одежды - какая она? А теперь зак­рой глаза и мысленно переоденься, не торопись, старайся по­чувствовать, как снимаешь старую одежду, почувствовать, как на теле ощущается новая».

4. «Если чувство «охватило» тебя, попробуй ощутить, как оно тебя держит? Где сильнее, где слабее? Твоя рука охваче­на этим состоянием? Нет? Прекрасно! Подвигай рукой, ощу­ти, как она свободна, чем это ощущение отличается от дру­гих? Как чувствуют себя другие части тела? Теперь попробу­ем свободной рукой освободить что-нибудь еще. Что нужно сделать? Попробуй это почувствовать - «оторвать», а, может, «стряхнуть» это твое состояние?»

5. «Как чувство охватило тебя? Держит снаружи или пере­полняет?Если переполняет, то на что похоже: жидкость, газ, что-то сыпучее? Какого цвета? Где давление изнутри боль­ше? Если это газ, то может быть он может выходить с дыха­нием? Попробуй почувствовать - уменьшается ли давление газа, когда ты вздыхаешь? Продолжай, пока не выйдет столько, сколько возможно. Потом мы посмотрим, где оно в тебе еще осталось и подумаем, что можно с этим сделать».

«Картины мира» позволяют жить в них, организовывать соответствующие процедуры,которые влекут за собой со­бытия, возможные в этой картине мира и меняющее что-то в человеке.

Мы совершенно не задумываемся о том, что в нашем обы­денном языке отражены «мифологемы» нашего сознания (точ­нее - бессознательного), что мы думаем о себе, чувствуем се­бя, действуем, и получаем результат в точном соответствии с этими мифами. И они ничуть не лучше, и ничуть не хуже, чем картина мира «дикаря» со вселяющимися духами, кото-

рые его одолевают и портят. Наши чувства и состояния дела­ют с нами то же самое. Мифы и построенные на их основе картины мира выполняют одну и ту же функцию:служат нам для ориентации во внешнем и внутреннем мире, структури­руют внешний и внутренний опыт, позволяют действовать и что-то менять во внешнем и внутреннем мире.

Может быть, кто-то из читателей и не согласится с нами. Скажет, что наша «мифологическая картина мира» сама по себе является мифом. И мы согласимся с ним. Этот вывод только льет воду на мельницу нашей мифологии.

Миф о мифе позволяет очень четко планировать психо­технические задания, создавать их. Миф о мифе необыкно­венно творческий.

Мы знаем, что для того, чтобы произошло что-то внутри человека, нам нужно задать:

1. Миф, или систему мифов, фрагмент картины мира.

2. Процедуру,основанную на этих мифах и позволяющую что-то изменять в этой картине мира.

3. Задаваемые нами мифы должны опираться на уже су­ществующие в головах участников группы картины мира.

Это очень существенное правило в конструировании пси­хотехник. Если построить психотехнику только «из своей го­ловы», исходя из картины мира ведущего, а она не будет со­впадать с картинами мира и мифами участников, то ничего не произойдет: психотехника не сработает.

Например, вы построили психотехнику на «мифе энергии». Скажем, передачу энергии от одного участника к другому. А в головах участников такого мифа может не оказаться, и, ма­ло того, миф энергии может активно отторгаться («Экстра­сенсы, колдуны - ерунда все это!») Даже если участники бу­дут выполнять процедуру, они все равно ничего не почувству-

ют, кроме ощущения глупости происходящего, досады за по­терянное время и недоверия к психологу.

Допустим, их картина мира построена на «материалисти­ческой мифологии»: нет никакой психической энергии, есть только физиологические процессы.

Прекрасно!

«Давайте попробуем сделать так. Обычно (это мы знаем по своему опыту), если человек обращает внимание на ка­кую-то часть своего тела, то ощущения в ней начинают ме­няться: появляются ощущения температурные - как прави­ло, она теплее, меняется ощущение веса и т.д. Такое явление связано с тем, что мозг посылает туда нервные импульсы и меняет поток крови, расширяя или сужая сосуды (отсюда и тепло, и ощущение пульсации). Он меняет режим работы ре­цепторов, несущей информацию о внешней и внутренней сре­де какой-то части тела. Попробуем поучиться произвольно управлять этими процессами. Давайте сосредоточимся на ла­дони и почувствуем изменение температурных ощущений.»

Участники старательно выполняют указания ведущего, по­том обмениваются впечатлениями. У кого-то получается луч­ше, у кого-то - хуже, некоторые даже сомневаются: чувству­ют ли они тепло. Кто-то сетует, что совсем не чувствует теп­ла, но зато ощутил потяжеление кисти руки. Обычно процен­тов девяносто в этой ситуации чувствуют изменение темпе­ратуры, а остальные - что-то другое. Обмен участников впе­чатлениями позволяет им обогатить и подкрепить свои ми­фы.

«А теперь давайте попробуем вызвать произвольно ощу­щение тепла и пульсации», - говорит ведущий.

Снова идет выполнение процедуры и обмен мнениями.

«А теперь давайте почувствуем усиление тепла на ладони сидящего рядом человека». «А теперь кто-нибудь пусть на-

греет свою ладонь, а потом «передаст» тепло, то есть погреет на небольшом расстоянии - сантиметра три - ладонь соседа, сидящего справа от него. А тот передаст его дальше по кругу. Это нам даст возможность лучше почувствовать друг друга.»

Ведущий должен «ловить» появляющиеся в группе «Ми­фы» - в словах, действиях, реакциях участников и строить психотехники, опираясь на них.

Приведенный пример демонстрирует еще одну очень важ­ную деталь в «конструировании» психотехник.

4. «Конструируя» психотехнику, мы, как правило, должны думать: о содержаниипровоцируемого ею опыта (личност­ного или межличностного) и о его функции в динамикегруп­пового процесса (внутри- и межличностной). Соответствен­но и «миф», и процедура должны задаваться в двух планах -содержательном и динамическом.

Например: «Выполняя такое-то задание, мы работаем на сплочение (динамический план), и это сплочениепроявля­ется в том, могут ли люди достичь какого-то результата не сговариваясь(содержательный план)». Или: «Давайте один из нас встанет в центре круга, закроет глаза, и мы по очереди к нему прикоснемся. А он скажет, какое чувство вы­зовет то или иное прикосновение (содержательный миф: чув­ства вызывают прикосновениями). Тогда мы сможем лучше понять себя (динамический миф: мы сейчас понимаем себя), то, какое эмоциональное сообщение несем своим прикосно­вением другим людям (содержательный мр|ф: прикосновения несут информацию о человеке).»

И далее: «Представьте себе, что вместо «понять себя» бу­дет задан другой «динамический» миф: «Это поможет нам понять, насколько мы можем управлять состоянием челове­ка». Совсем по-иному пойдут процессы в группе, совершен­но иначе пойдет самоосознание. Будут заданы себе и другим

вопросы о силе воздействия,можно будет думать и пробо­вать, пытаясь понять, на каких людей этот человек может воз­действовать, а на каких - нет, и т.д.

Здесь мы произнесем дежурную фразу: содержательный и динамический планы неразрывны и взаимозависимы. Это со­вершенно очевидно, но от этого не менее справедливо утвер­ждение: не всякое содержание может работать на ту или иную динамику, а меняя динамический миф, можно оказаться перед необходимостью корректировать содержательный.

Итак, мы приведем четыре главных принципа «конст­руирования» и «выполнения» психотехнических упражне­ний в группе. Повторим их:

1. Задание психотехнического «мифа».

2. Задание психотехнической процедуры в соответствии с
«мифом».

3. Опора на «мифологию» участников.

4. Задавать по крайней мере двуплановость психотехни­ческого «мифа»: содержательный и динамический план.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческих вам успехов, дорогой читатель! Творите "ми­фы" и психотехники!

Однако не забывайте о нашем минимальном, но жестком требовании: все, что вы "натворите", должно быть опробова­но на себе. Не навреди!

В заключение хотелось бы сказать, что в тренинговом курсе для будущих ведущих групп саморазвития с подростками, мы предусмотрели специальный "Психотехнический прак­тикум", где участники смогут узнать о своей собственной мифологической картине мира, свою "мифологию психоло­гии", узнать, какие "мифологемы" чаще всего "витают" в группах, потренироваться в конструировании психотехник и опробовать их на себе.

Мы также предполагаем сделать одно увлекательное ис­следование: собрать воедино "мифы психологов-практиков" и "мифы" их клиентов, внимательно все проанализировать и соотнести, а потом написать об этом большую книгу. Нам са­мим читать ее было бы очень интересно. Надеемся, вам то­же.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1991.

Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978.

Кон И.С. Вкус черешни. - М., 1992.

Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.

Роджерс К. К науке о личности/ТВ кн.: История зарубежной психологии/Тексты. - М., 1986.

Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.

Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990.

Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. -М., 1988.

Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

Шостром Э. Человек - манипулятор. - М., 1992.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Риск развития и саморазвития ........................................ 7

Физический риск......................................................... 9

Социальный риск...................................................... 12

Риск несоответствия ................................................. 17

Риск выбора ............................................................... 29

Риск самораскрытия.................................................. 46

Психология занятий психологией ................................. 62

Групповая динамика.................................................. 63

Группы со спонтанной динамикой .......................... 70

Группы с управляемой динамикой ........................ 114

Особенности и «подводные камни» ведения групповых занятий с подростками ........................ 141

Индивидуальное - всеобщее, непосредст­венный опыт-рефлексия....................................... 146

Психологическая компетентность ведущего и принцип «Не навреди!» .......................................... 158

Яз'ыковая компетентность ведущего ..................... 168

Психотехника занятий психологией ........................... 176

Заключение........................................................................ 188'

Рекомендуемая литература............................................... 189






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.