Принципы конструирования и выполнения психотехнических упражнений Владение арсеналом психотехник и умение быстро сочинять их под конкретную ситуацию в группе (динамическую, рефлексивную, познавательную) - одна из важнейших характеристик профессиональной компетентности ведущего. Поэтому эта тема вынесена в отдельную главу.
Мы не открываем ничего нового, мы только опираемся на положения, автором которых является Н.В. Цзен, и, в первую очередь, на его концепцию «психотехнического мифа», подробно описанную в книге Н. Цзена и Ю. Пахомова «Психотренинг: игры и упражнения».
Что же такое «психотехнический миф»? И почему —миф?
Попробуем отвлечься и перенестись на какой-нибудь далекий остров в Тихом океане.
И вот мы, европейские ученые, носители так называемых, правильных научных представлений о мире, решаем просветить членов какого-нибудь нецивилизованного племени, открыть им глаза на то, что их мифы и обряды - чистое суеверие и не имеют ничего общего с реальностью.
С чувством просвещенного превосходства мы говорим вождю: «Сейчас, милый человек, мы тебе докажем, что ваши всякие тотемы, табу разные - это все предрассудки. Вот ты говоришь, что к этому вашему идолу, прости, «богу», прикасаться нельзя. Он разгневается и убьет прикоснувшегося. Давай, мы прикоснемся, и ты убедишься, что все мы останемся
живы и здоровы. Если, конечно, вы нас не съедите от имени богов как злостных нарушителей законов.»
«Давайте, валяйте, - отвечает вождь, - коли жизнь не дорога. Нам вас убивать не придется, боги сами все сделают. А там уж - не обессудьте!»
Итак, мы руками трогаем идола. День проходит - ничего. Два - все в порядке. Неделя, месяц - никаких проблем.
«Ну как!?» - спрашиваем мы победоносно.
«А давайте-ка вот что сделаем, — отвечает вождь. - Я сейчас подстрою так, что кто-то из наших людей коснется случайно. Тут одна идейка появилась!»
«Ничего не будет!»
«А поглядим!» - отвечает новоявленный пытливый островной ученый.
И вот, кого-то «подставили», он касается и... с ужасом обнаруживает, что совершил грех. Человек угнетен и подавлен. Проходит день - все в порядке. Второй - у него открывается рвота. На третий день он умирает.
«Вот так! - говорит удачливый экспериментатор, мудрый вождь племени. - Была у меня идейка, я ее проверил. Все сходится. До вас - чужаков, нашим богам дела нет. Посмот-рзл бы я, как вы со своими шутите!»
И вождь был прав. В нашей картине мира такого события произойти не может. Прикосновение к деревянной вещи не может вызвать смерть. Но в картине мира членов того племени смерть не только может последовать за нарушение табу, но последует с неизбежностью. Наши картины мира не пересеклись. В каждом мире случается то, что должно случиться.
«Самовнушение!» - скажем мы, и облегченно вздохнем, найдя «объяснение». И тоже будем правы. В нашем представлении мира подобное событие может произойти, но в результате самовнушения, а не гнева богов. Смеем утверждать, что
почти никто из людей произносящих слово «самовнушение», толком не понимает его полного смысла. Есть «магия» в самом процессе нашего объяснения, но практически никто этого не замечает. Мы совершили действие - произнесли слово.В результате произнесения словамы как бы изменили наш мир, нам стало легче: мы поняли.Но это тоже миф. Миф, будто в результате произнесения слова наступает понимание. Это миф нашей картины мира, в которой есть место «самовнушению», но нет места для «мести богов».
Человек действует и чувствует в соответствии с представлением о мире, бессознательно усвоенным им в его культуре. Он не может его описать. Эта бессознательная «картина мира», некоторая бессознательная глубинная основа позволяет человеку ориентироваться во внешнем и внутреннем мире, структурировать и осознавать непосредственный чувственный опыт.
Так, человек из далекого племени непосредственно чувству-ет присутствие духов в ветре, языках пламени, он чувствует, как его тянут в стороны противоборствующие духи, как внутри его тела дергается вселившийся в него злой дух, заставляя дергаться и его тело. Или этот дух грызет ему желудок. Тогда нужно идти к колдуну, к шаману, чтобы он его изгнал. Колдун делает свое дело и человек чувствует, как дух уходит из его тела. Желудок нормализуется. Тело перестает дергаться.
У нас - свое. Заболел живот. Но пока человек еще не болен, пока он только чувствует боль в животе. Он идет к врачу и, как это ни странно звучит, именно врач делает его больным, когда ставит диагноз: «У вас, батенька, гастрит. Попейте таблеточки. Питаться надо по-другому. Смотрите-ка какие неважные анализы».
И человек начинает вести и чувствовать себя как больной, уже чувствуя свое отличие от «здоровых». Он начинает гово-
рить о своих болячках с себе подобными, которых, вдруг, оказывается великое множество, и чувствует изменение своего отношения к здоровым людям.
Таблеточки не помогают. Тогда доктор говорит: «Вот, батенька, у меня тут есть — только для вас, новейшее американское средство. Два раза в день извольте.»
И человеку становится все лучше и лучше, боли исчезают. Но пока еще он больной, хотя чувствует себя в несколько раз лучше, чем даже до болезни. Он регулярно ходит к доктору, который его выслушивает, выстукивает, осматривает. Наконец, назначает на повторные анализы. И - о, чудо! - они в полном порядке: «Вот и хорошо. Вот и славно. Вот вы и здоровы, - поздравляет доктор. - Эффект лекарства, знаете ли, просто поразительный. И очень устойчивый. И вы молодец, вовремя ко мне обратились, не затянули».
И снова меняется самочувствие бывшего больного, куда-то деваются все «близлежащие» язвенники, да и говорить с ними больше не хочется. А если и прихватит немного живот - так это просто живот заболел, а не заболевание. Чтобы стать больным, нужно опять идти к доктору. Впрочем, чтобы стать здоровым, тоже надо обращаться к нему. Но пока не следует торопиться, еще нельзя считать себя больным.
А доктор попался замечательный. Он сидит и посмеивается. Ведь под ярлыком американского лекарства был обыкновенный аспирин, произведенный на фабрике... Какая, впрочем, разница. Ведь подействовал, вылечил.
Посмотрите, сколько лежит заэтой историей «утверждений», лежащих в основе картины мира нашей культуры, которые, не присутствуя в сознании как таковые, направляют деятельность и тела, и чувств, и сознания, позволяют человеку описывать себя, ощущать свои чувства и происходящие с ним изменения.
В жизни есть люди «больные» и есть «здоровые». Причем «больной», это совсем не то, что «здоровый» с больным животом. И не потому, что на данный момент «в этих животах» происходят разные физиологические процессы. Нет. Человек превращается в «больного» только по магическому слову врача. Точно так же он превращается в «здорового», хотя на протяжении последнего периода болезнион чувствовал себя гораздо лучше себя же «здорового».
Врач - это тот профессионал, который лечит,посредством лекарств воздействуяна организм или только на больной орган. А теперь его следует сравнить с шаманом, который не лечит, например, желудок, а «воздействует» на духа, грызущего желудок.
Эффект, а он проверялся клинически, физиологически, биохимически, приблизительно один и тот же. Что уж говорить об описанном эффекте лекарства-пустышки, когда больной считает прописанное ему лекарство именно тем необходимым средством для его лечения. Если в данной картине мира того или иного человека лекарство - это то, что его лечит, воздействуя на организм, значит, такие изменения и будут происходить. Кстати, когда фармакологические препараты проходят испытания, подобный эффект обязательно принимается во внимание и учитывается в процедуре сравнения разных препаратов.
Миф нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Но это не значит, что «миф» - синоним ложности, неполноценности мифологической картины мира, мифологического знания о мире. Действия, на нем основанные, могут быть и более эффективными, чем действия, основанные на знании, построенном по научным канонам.
«Миф», «мифологическая картина мира», «мифологическое знание» - это другая форма организации и репрезента-
ции человеческого опыта, которой мы все пользуемся в повседневной жизни, но почему-то стараемся игнорировать.
Психотехнический миф назван так потому, что он работает точно так же, как и культурный миф: он задает такую картину мира, в которой возможно то или иное событие. В данном случае - психологическое событие.
Приведем пример из книги Г. А. Цукерман применения психотехники при работе с чувствами. Ведущий предлагает: «Мы проведем одно целебное дело — выбросим за круг все скверные чувства, которые скопились между нами». Далее был введен символический жест «выбрасывания» дурных чувств: все «взвесили» на ладонях скопившийся запас раздражения и с громким вздохом облегчения «закинули» его далеко за спину. Такой ритуал помогает мгновенно разрядить атмосферу и может употребляться достаточно часто.
Что стоит за этими символическими действиями? Какую «картину мира» мы наблюдали в этой процедуре? Почему эта процедура оказывается эффективной?
Самое главное: «Эмоции - это то, что во мне,у меня, это мое, но не я сам. Я могу что-то делатьс эмоциями. И они могут что-то делатьсо мной: я могуих извлечь, отделить, выбросить; они могутскапливаться во мне, направляться на кого-то или я могу их направлять, они могут находиться междунами, разделять нас. Я могу с ними бороться, причем, победителями могут выйти они, а могу победить и я. Поэтому возможна процедура «извлечения, взвешивания и выбрасывания». Она полностью совпадает с моими представлениями, отношениями между эмоциями и мной. То, что выброшено, на меня уже не действует, так как не существуют в этом пространстве.Поэтому понятно: когда их нет ни в нас, ни даже в этом пространстве, реально становится легче».
Какая разветвленная картина мира, сколько в ней возможностей! В частности, в этой картине мира, где «Я» и его состояния не совпадают, где эмоции обладают волей и действовать могут в соответствии с этой волей, в этой картине мира можно не только бороться с эмоциями, но и разговаривать с ними. Но ведь это только один из возможных вариантов. Например, что было бы, если бы миф звучал так: «Чувство радости охватило меня»; «Я пришел в состояние раздражения» (и теперь в нем нахожусь) и т.п.
Теперь уже «Я» целикомоказалось «задействованным» в этот процесс.
Тогда процедурыработы с этими чувствами и состояниями были бы иными. Например, ведущий предлагает следующее.
1. «Ты пришел в это состояние. Давайте попробуем выйти из него. В это состояние пришел здесь, в группе. Попробуй встать в центр нашего круга и почувствовать, в каком состоянии ты находишься. А теперь попробуй не торопясь двинуться в какую-нибудь сторону. Ты чувствуешь состояние сильнее? Слабее? Попробуй найти направление, двигаясь в котором, ты бы меньше чувствовал свое состояние, выходил бы из него. Может, нужно выйти за пределы круга?
Давайте все, кто хотел бы выйти из своего состояния, попробуют это сделать».
2. Можно организовать процедуру «выхода» из одного состояния и «входа» в другое.
3. Но можно обогатить картину мира, репрезентированную этим участником, и дополнить ее мифом «смены» состояний.Тогда можно в качестве процедурыпредложить следующее: метафорически представить состояние в виде одежды: «Какая одежда соответствует твоему состоянию сейчас?
На какое состояние ты хотел бы поменять это свое состояние? Представь его в виде одежды - какая она? А теперь закрой глаза и мысленно переоденься, не торопись, старайся почувствовать, как снимаешь старую одежду, почувствовать, как на теле ощущается новая».
4. «Если чувство «охватило» тебя, попробуй ощутить, как оно тебя держит? Где сильнее, где слабее? Твоя рука охвачена этим состоянием? Нет? Прекрасно! Подвигай рукой, ощути, как она свободна, чем это ощущение отличается от других? Как чувствуют себя другие части тела? Теперь попробуем свободной рукой освободить что-нибудь еще. Что нужно сделать? Попробуй это почувствовать - «оторвать», а, может, «стряхнуть» это твое состояние?»
5. «Как чувство охватило тебя? Держит снаружи или переполняет?Если переполняет, то на что похоже: жидкость, газ, что-то сыпучее? Какого цвета? Где давление изнутри больше? Если это газ, то может быть он может выходить с дыханием? Попробуй почувствовать - уменьшается ли давление газа, когда ты вздыхаешь? Продолжай, пока не выйдет столько, сколько возможно. Потом мы посмотрим, где оно в тебе еще осталось и подумаем, что можно с этим сделать».
«Картины мира» позволяют жить в них, организовывать соответствующие процедуры,которые влекут за собой события, возможные в этой картине мира и меняющее что-то в человеке.
Мы совершенно не задумываемся о том, что в нашем обыденном языке отражены «мифологемы» нашего сознания (точнее - бессознательного), что мы думаем о себе, чувствуем себя, действуем, и получаем результат в точном соответствии с этими мифами. И они ничуть не лучше, и ничуть не хуже, чем картина мира «дикаря» со вселяющимися духами, кото-
рые его одолевают и портят. Наши чувства и состояния делают с нами то же самое. Мифы и построенные на их основе картины мира выполняют одну и ту же функцию:служат нам для ориентации во внешнем и внутреннем мире, структурируют внешний и внутренний опыт, позволяют действовать и что-то менять во внешнем и внутреннем мире.
Может быть, кто-то из читателей и не согласится с нами. Скажет, что наша «мифологическая картина мира» сама по себе является мифом. И мы согласимся с ним. Этот вывод только льет воду на мельницу нашей мифологии.
Миф о мифе позволяет очень четко планировать психотехнические задания, создавать их. Миф о мифе необыкновенно творческий.
Мы знаем, что для того, чтобы произошло что-то внутри человека, нам нужно задать:
1. Миф, или систему мифов, фрагмент картины мира.
2. Процедуру,основанную на этих мифах и позволяющую что-то изменять в этой картине мира.
3. Задаваемые нами мифы должны опираться на уже существующие в головах участников группы картины мира.
Это очень существенное правило в конструировании психотехник. Если построить психотехнику только «из своей головы», исходя из картины мира ведущего, а она не будет совпадать с картинами мира и мифами участников, то ничего не произойдет: психотехника не сработает.
Например, вы построили психотехнику на «мифе энергии». Скажем, передачу энергии от одного участника к другому. А в головах участников такого мифа может не оказаться, и, мало того, миф энергии может активно отторгаться («Экстрасенсы, колдуны - ерунда все это!») Даже если участники будут выполнять процедуру, они все равно ничего не почувству-
ют, кроме ощущения глупости происходящего, досады за потерянное время и недоверия к психологу.
Допустим, их картина мира построена на «материалистической мифологии»: нет никакой психической энергии, есть только физиологические процессы.
Прекрасно!
«Давайте попробуем сделать так. Обычно (это мы знаем по своему опыту), если человек обращает внимание на какую-то часть своего тела, то ощущения в ней начинают меняться: появляются ощущения температурные - как правило, она теплее, меняется ощущение веса и т.д. Такое явление связано с тем, что мозг посылает туда нервные импульсы и меняет поток крови, расширяя или сужая сосуды (отсюда и тепло, и ощущение пульсации). Он меняет режим работы рецепторов, несущей информацию о внешней и внутренней среде какой-то части тела. Попробуем поучиться произвольно управлять этими процессами. Давайте сосредоточимся на ладони и почувствуем изменение температурных ощущений.»
Участники старательно выполняют указания ведущего, потом обмениваются впечатлениями. У кого-то получается лучше, у кого-то - хуже, некоторые даже сомневаются: чувствуют ли они тепло. Кто-то сетует, что совсем не чувствует тепла, но зато ощутил потяжеление кисти руки. Обычно процентов девяносто в этой ситуации чувствуют изменение температуры, а остальные - что-то другое. Обмен участников впечатлениями позволяет им обогатить и подкрепить свои мифы.
«А теперь давайте попробуем вызвать произвольно ощущение тепла и пульсации», - говорит ведущий.
Снова идет выполнение процедуры и обмен мнениями.
«А теперь давайте почувствуем усиление тепла на ладони сидящего рядом человека». «А теперь кто-нибудь пусть на-
греет свою ладонь, а потом «передаст» тепло, то есть погреет на небольшом расстоянии - сантиметра три - ладонь соседа, сидящего справа от него. А тот передаст его дальше по кругу. Это нам даст возможность лучше почувствовать друг друга.»
Ведущий должен «ловить» появляющиеся в группе «Мифы» - в словах, действиях, реакциях участников и строить психотехники, опираясь на них.
Приведенный пример демонстрирует еще одну очень важную деталь в «конструировании» психотехник.
4. «Конструируя» психотехнику, мы, как правило, должны думать: о содержаниипровоцируемого ею опыта (личностного или межличностного) и о его функции в динамикегруппового процесса (внутри- и межличностной). Соответственно и «миф», и процедура должны задаваться в двух планах -содержательном и динамическом.
Например: «Выполняя такое-то задание, мы работаем на сплочение (динамический план), и это сплочениепроявляется в том, могут ли люди достичь какого-то результата не сговариваясь(содержательный план)». Или: «Давайте один из нас встанет в центре круга, закроет глаза, и мы по очереди к нему прикоснемся. А он скажет, какое чувство вызовет то или иное прикосновение (содержательный миф: чувства вызывают прикосновениями). Тогда мы сможем лучше понять себя (динамический миф: мы сейчас понимаем себя), то, какое эмоциональное сообщение несем своим прикосновением другим людям (содержательный мр|ф: прикосновения несут информацию о человеке).»
И далее: «Представьте себе, что вместо «понять себя» будет задан другой «динамический» миф: «Это поможет нам понять, насколько мы можем управлять состоянием человека». Совсем по-иному пойдут процессы в группе, совершенно иначе пойдет самоосознание. Будут заданы себе и другим
вопросы о силе воздействия,можно будет думать и пробовать, пытаясь понять, на каких людей этот человек может воздействовать, а на каких - нет, и т.д.
Здесь мы произнесем дежурную фразу: содержательный и динамический планы неразрывны и взаимозависимы. Это совершенно очевидно, но от этого не менее справедливо утверждение: не всякое содержание может работать на ту или иную динамику, а меняя динамический миф, можно оказаться перед необходимостью корректировать содержательный.
Итак, мы приведем четыре главных принципа «конструирования» и «выполнения» психотехнических упражнений в группе. Повторим их:
1. Задание психотехнического «мифа».
2. Задание психотехнической процедуры в соответствии с «мифом».
3. Опора на «мифологию» участников.
4. Задавать по крайней мере двуплановость психотехнического «мифа»: содержательный и динамический план.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческих вам успехов, дорогой читатель! Творите "мифы" и психотехники!
Однако не забывайте о нашем минимальном, но жестком требовании: все, что вы "натворите", должно быть опробовано на себе. Не навреди!
В заключение хотелось бы сказать, что в тренинговом курсе для будущих ведущих групп саморазвития с подростками, мы предусмотрели специальный "Психотехнический практикум", где участники смогут узнать о своей собственной мифологической картине мира, свою "мифологию психологии", узнать, какие "мифологемы" чаще всего "витают" в группах, потренироваться в конструировании психотехник и опробовать их на себе.
Мы также предполагаем сделать одно увлекательное исследование: собрать воедино "мифы психологов-практиков" и "мифы" их клиентов, внимательно все проанализировать и соотнести, а потом написать об этом большую книгу. Нам самим читать ее было бы очень интересно. Надеемся, вам тоже.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1991.
Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978.
Кон И.С. Вкус черешни. - М., 1992.
Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.
Роджерс К. К науке о личности/ТВ кн.: История зарубежной психологии/Тексты. - М., 1986.
Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.
Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990.
Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. -М., 1988.
Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.
Шостром Э. Человек - манипулятор. - М., 1992.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Риск развития и саморазвития ........................................ 7
Физический риск......................................................... 9
Социальный риск...................................................... 12
Риск несоответствия ................................................. 17
Риск выбора ............................................................... 29
Риск самораскрытия.................................................. 46
Психология занятий психологией ................................. 62
Групповая динамика.................................................. 63
Группы со спонтанной динамикой .......................... 70
Группы с управляемой динамикой ........................ 114
Особенности и «подводные камни» ведения групповых занятий с подростками ........................ 141
Индивидуальное - всеобщее, непосредственный опыт-рефлексия....................................... 146
Психологическая компетентность ведущего и принцип «Не навреди!» .......................................... 158
Яз'ыковая компетентность ведущего ..................... 168
Психотехника занятий психологией ........................... 176
Заключение........................................................................ 188'
Рекомендуемая литература............................................... 189
|