Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Самооценка направленности контакта

Методика экспресс-диагностики невроза

К.Хека и Х.Хесса

Шкалы: вероятность невроза
Тестируем: Свойства личности ·

Возраст:Любой
Тип теста: Вербальный ·

Вопросов: 40

 

Назначение теста

 

Диагностика вероятности невроза у испытуемого.

 

Инструкция к тесту

Ознакомившись с вопросом или суждением, ответьте на него “да” или “нет”.

 

Тестовый материал

 

Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

Я чувствую себя легко ранимым.

Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?

Я довольно нервный.

Мне кажется, что меня никто не понимает.

Я довольно раздражительный.

Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

У меня были очень странные и необычные переживания.

Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

Легко ли изменить Ваше настроение?

Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?



Критика или выговор меня очень ранят.

Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

Я часто испытываю недовольство.

Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

Большей частью я счастлив.

Я недостаточно уверен в себе.

Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

Часто я чувствую себя просто скверно.

 

Чтобы увидеть материал целиком вам необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.

 

Обработка и интерпретация результатов теста

Считается количество утвердительных ответов. Если получено более 24 баллов - это говорит о высокой вероятности невроза.

Внимание! Методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.

 

Источники

Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.169-171.

 

 

Оценка суггестивности (внушаемости)

 

Шкалы: уровень суггестивности
Тестируем: Свойства личности ·

Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный ·

Вопросов: 5

Назначение теста

 

Диагностика уровня суггестивности испытуемого.

 

Инструкция к тесту

«Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг под другом пять цифр - 1, 2, 3, 4 и 5 - ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера, не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, - важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются.

Повторения заданий не будет; если вы не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее.

Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово "Пора!". Следом за этим словом немедленно диктуется следующее задание.

Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон.

Итак, внимание!»

 

Тестовый материал

 

Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь»; вообще любого писателя …Пора!

Напишите любую короткую фразу, например «лето наступило» (варианты…); вообще любую фразу …Пора!

Напишите название любого предмета, например «стол»; вообще любого предмета …Пора!

Изобразите любой предмет, например треугольник; вообще любой предмет …Пора!

Напишите любое число, например 9; вообще любое число …Пора!

 

 

Обработка и интерпретация результатов теста

Если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, ставится 4 балла.

Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера - ставится 3 балла.

Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла;

Совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу.

Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на три.

Полученные оценки внушаемости связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны:

15 - 30 баллов - пониженная внушаемость;

31 - 45 баллов - средняя внушаемость;

46 и более баллов - повышенная внушаемость.

 

Источники

Оценка суггестивности / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.224-225.

 

Самооценка направленности контакта

 

Шкалы: соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс

Тестируем: Свойства личности ·

Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный ·

Вопросов: 30

 

Назначение теста

 

Диагностика стиля поведения в общении.

Инструкция к тесту

Из двух вариантов формулировок каждого утверждения вам следует выбрать предпочтительный.

Модификация: предпочтительное утверждение нужно оценить в "4" или "3" балла, а непредпочитаемый в "2" или "1" балл в зависимости от степени вашего согласия с ним (4 - полностью согласен, 1 - полностью несогласен)

Тестовый материал

Вариант "а" Вариант "б"
Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Я обычно обращаю внимание на моменты согласия во мнениях, а не на расхождение их в решении спорных вопросов.
Я стараюсь находить компромиссные решения вопросов. Все интересы других людей и все мои интересы одинаково значимы.
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Иногда стоит пожертвовать своими интересами ради интересов других людей.
Стараясь найти компромиссное решение, я могу поступиться чувствами и того же ожидаю от других. В решении проблем я предпочитаю не задевать чувств других людей.
Напряженные ситуации я предпочитаю не игнорировать, а разрешать их, находя поддержку других людей. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
Я предпочитаю не иметь для себя неприятностей на работе. Я предпочитаю добиваться своего, не обращая внимания на возможные неприятности.
Лучше отложить решение спорного вопроса ради позднейшего окончательного его разрешения. В решении спорных вопросов я могу уступить ради других своих выгод и скорейшего выхода из спора.
Обычно я настойчив в своих стремлениях добиться своего. Прежде чем добиваться своего, лучше еще раз определиться в сути спорных вопросов.
В решении вопросов можно пренебречь какими-либо разногласиями, они не стоят волнений. При наличии разногласий стоит и поволноваться, лишь бы добиться утверждения своего мнения.
Добиваясь своего, необходимо твердо отстаивать свои позиции. В сложных ситуациях лучше поискать компромиссных решений.
В осложнившихся отношениях с другими людьми, главное - определить суть затронутых интересов. В сложных ситуациях главное - это успокоить других людей и сохранить нормальные отношения.
В решении проблем лучше избегать спорных позиций, и я стараюсь следовать этому правилу. Другие люди могут в чем-то и оставаться при своем мнении, но лишь продвигаясь ко мне навстречу.
Среднюю позицию в споре я считаю лучшей. В споре я настаиваю, чтобы все делалось по-моему.
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его мнении по этому поводу. Я стремлюсь показать другим логику и преимущества моих взглядов.
Успокаивая другого человека, я стараюсь сохранить обычные с ним отношения. Я предпочитаю сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь не задевать чувства других людей. Имея по какому-то вопросу собственное мнение, я стараюсь убедить других людей в его преимуществах.
Несмотря на напряженность отношений, я настойчиво добиваюсь своего. Я предпочитаю сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности отношений.
Если в этом состоит счастье другого, я позволю ему настоять на своем • мнении. Я предоставляю другому возможность сохранить свое мнение, если он готов поступить точно так же.
В споре я немедленно стремлюсь определиться в его сути. В решении спорных вопросов я склонен повременить до окончательного их разрешения.
Лучше всего немедленно преодолеть возникшие разногласия. Лучше всего поискать какого-либо равновесия потерь и выгод обеих сторон в преодолении разногласий.
При ведении переговоров стоит быть тактичным к другому. При ведении переговоров лучше всего - прямое обсуждение проблем.
В переговорах лучше стремиться к поиску средней позиции. В переговорах лучше отстаивать собственную позицию.
Я склонен заботиться об удовлетворении желаний обеих сторон, несмотря на разногласия. В решении проблем я готов предоставить другим улаживать возникшие разногласия.
Если другому кажется важным его мнение, я могу в чем-то ему уступить. В споре я склонен убеждать других пойти на компромисс.
Необходимо убеждать других в своей правоте. Необходимо быть внимательным к доводам других.
Средняя точка зрения, как правило, самая лучшая. Лучше всего удовлетворить интересы всех сторон в общей их точке.
Самое лучшее - вовсе избежать споров. Можно и поспорить вначале, но если другому это важно, согласиться затем спим.
Я предпочитаю добиваться своего самостоятельно. Я предпочитаю улаживать отношения с другими с их помощью.
В разногласиях следует всегда искать их разрешения в поиске «золотой» середины. При наличии разногласий не всегда стоит из-за них волноваться.
Важно не столько добиться успехов в переговорах, сколько при этом не задеть чувств других людей. Следует совместно добиваться успехов в переговорах и для этого вырабатывать подходящее мнение, а не заботиться о переживаниях.

Ключ к тесту

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б, 7б.

Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Компромисс: 2а, 4а, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а.

Интерпретация результатов теста

Доминирующим является стиль поведения по которому респондент набрал максимально количество баллов.

Источники

Самооценка направленности контакта / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.418-420.

Конструктивность мотивации

Шкалы: типы мотивации - "лев", "пантера", "тигр", "медведь"
Ключевые слова: вербальный, взрослым, мотивация, тест
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 28
Просмотров: 292 · Комментарии: написать

Назначение теста

Выявление основного типа мотивации (мотивационной стратегии).

Методика конструктивность мотивации может быть использована для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации, различающимся качеством (характером) конструктивной мотивации человека, индуцируемой особенностями его взаимодействия с внешним миром.

Методика конструктивность мотивации является специальным психодиагностическим инструментом, позволяющим вскрыть сущность индивидуальных различий мотивации и активности человека и построить на этом теоретически опосредованном основании причинные типологии. Причинная типология мотивации отличается от собирательных или описательных типологий тем, что не только упорядочивает отношения индивидуального к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего, которые одновременно являются ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающие собою четыре основные подструктуры внутреннего и внешнего взаимодействия, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии.

Инструкция к тесту

"Представьте себе, что вы - экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что:

неудовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой;

совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему - четверкой или пятеркой;

оценка «3» не должна использоваться вовсе.

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена.

За советами, будучи в положении экзаменатора, вам обращаться не рекомендуется - оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений".

Тестовый материал

Первый блин - всегда комом.

Чья земля - того и хлеб.

Мягко стелет - жестко спать.

Ум хорошо, а два лучше.

Руби дерево по себе.

Худую траву с поля вон.

Не подмажешь - не поедешь.

На вкус да на цвет товарищей нет.

Чужая душа - потемки.

Загнанных лошадей следует пристреливать.

Лучше поздно, чем никогда.

Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

На языке мед, а на сердце лед.

Кто смел, тот и съел.

Цыплят по осени считают.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.

Волков бояться - в лес не ходить.

Лучший способ разрешать споры - вовсе избегать их.

Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.

Чтобы увидеть материал целиком вам необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.

Ключ к тесту

Сложить количество баллов отдельно по четырем группам вопросов:

«Медведь» - вопросы №: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.

«Тигр» - вопросы №: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26.

«Пантера» - вопросы №: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27.

«Лев» - вопросы №: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28.

Инструкция для респондентов при совпадении значений сумм: "Рекомендуем вам вновь обратиться к вопросам соответствующих столбцов, по которым вы, как экзаменатор, проявили избыточную доброжелательность и тем самым невольно уравняли различное. Исправить достаточно две-три оценки. Спасибо".

 

 

Интерпретация результатов теста

В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО вполне может быть представлено следующей схемой взаимоотношения типов мотивации (см. рисунок) .

«Лев». Основной способ (мотив) взаимодействия - «да-да», то есть мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, их взаимного положительного отрицания, обусловливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале «Лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К.Томасу - стремление к сотрудничеству).

Может быть Учителем (с большой буквы), (ди)ректором, основателем (научной) школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение. Но при нетребовательном к себе отношении и общественной невостребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня».

В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру его конструктивной активности - сангвиния. Это следует понимать так, что «львом» не рождаются, им становятся. Причем, скорее всего это происходит либо в сфере общения, либо в познавательной деятельности, где для этого имеются специфические, собственно человеческие, родовые для человека разумного «тепличные» условия.

Особенно часто тип «льва» диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и производственных объединениях. В то же время вне оптимальных условий деятельности или вне специального воспитания «лев» при той же самой мотивационной стратегии проявляет себя, согласно нашей модели типологического единства личности, именно своим естественно-реактивным образом, как холерик, со всеми вытекающими из этого следствиями. В различной мере эффект самовоспитания демонстрируют такие, например, «львы», как Сергий Радонежский, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский, И.П.Павлов.

«Пантера». Основной способ (мотив) взаимодействия - «да - нет», то есть мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца.

Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К.Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют «пантеру» как интернала, но обращенного более вовнутрь,- то есть интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями - более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник.

Обычное личностное состояние по параметру активности - меланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и не обязательно в благоприятных обстоятельствах жизни.

Отсюда понятно, что в случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее - в благоприятных обстоятельствах, проявляется не меланхолия, а естественно-реактивное состояние человека, в данном варианте мотивации по нашей модели личности - состояние, выраженное темпераментом сангвиника.

В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналам чувства ответственности за себя и других.

Примеры воспитанной меланхолии являли собою А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, А.А.Ухтомский, Г.В.Ф.Гегель и Л.С.Выготский.

«Тигр». Основной способ (мотив) взаимодействия, противоположный мотиву «пантеры» - «нет-да», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу-норме, цели и т.д. - как инструкции.

Деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К.Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем.

Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, по экстернальным представлениям «тигра», мало зависит от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств. Психологическое при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека.

Показательно, что Наполеон, являющий собою «тигра», именно инструментально определяет талант полководца как квадрат, одна сторона которого - ум, а другая - мужество. В противоположность духовной пассионарности «льва» выступает, таким образом, пассионарность конкретно материализуемая. Этот пример показывает, что в экстернально-экстравертной (объектной) стратегии поведения «тигров» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно-реактивному состоянию флегматика, когда возникает реальная ситуация опасности, или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного, флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный «тигр». Его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инертность активности на индивидно-индивидуальном уровне личности.

Неукротимость, бьющая через край энергия личностной холерии «тигров» позволяет им достигнуть в своей самоотверженности очень многого в общественном служении, в том числе и на поприще искусств. «Тигры» часто являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, горящими на работе или на алтаре семьи «воинами», «поэтами». В отрицательном плане они являют собою типы вроде Хлестакова или Ноздрева. Им необходимо в принципе более дорожить своим здоровьем, поскольку по своему темпераменту флегматика они реактивны, то есть достаточно чувствительны и потому действительно «сгорают» в переживаниях от собственного пламени холерии.

«Воспитанными» в той или иной мере «тиграми» можно назвать Наполеона, А.С.Пушкина, А.С.Суворова, Э.В.Ильенкова.

«Медведь». Основной способ взаимодействия и его мотив - «нет-нет», то есть мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, отрицательного отрицания, обусловливающего известную стабильность и равновесность обстоятельного, неспешного развития личности.

В принципе инструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К.Томасу). Первая из них - это форма подавления, властвования над другими и над собою во взаимном отрицании внутреннего мира - как своего, так и мира других людей. Вторая форма - приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования.

Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом,- иногда в буквальном смысле последнего - совершенно непредсказуемо.

«Медведь» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Поэтому «медведь» либо проявляет себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, реально и несколько пессимистически представляющий жизнь. Его флегматия, однако, является личностным состоянием, плодом отношения к нему в семье или в ближайшем окружении.

В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «медведь» - меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «медведь» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь». Его спасает обычно достаточно хорошая репутация надежного, постоянного человека, так что этот «панцирь» можно понимать и как авторитет, как обладание властью или мастерством.

В качестве примеров «медведей» можно назвать имена О. де Бальзака, И.Ньютона.

Источники

Конструктивность мотивации / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.403-412.

 

Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева)

 

Шкалы: интернальность, тревога, нозогнозия, контроль активности, общая напряженность
Ключевые слова: вербальный, взрослым, отношения, семья, тест
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 40
Просмотров: 522 · Комментарии: 1

Назначение теста

Опросник может использоваться в индивидуальной и семейной диагностике отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка, оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейных отношений, мало- и многодетности семьи и т.д. Может быть полезен при изучении формирования здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических отношений.

Описание теста

Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале.

С целью балансировки опросника, повышающей достоверность результатов:

утверждения даны в виде эмоционально-позитивных и эмоционально-негативных суждений;

формулируются в 1 и 3 лице;

выражают одно и то же качество через отрицательные и через утвердительные ответы.

Инструкция к тесту

Определите свое отношение к приведенным ниже утверждениям используя следующую шкалу:

-3 – совершенно не согласен;

-2 – не согласен;

-1 – скорее не согласен, чем согласен;

+1 – скорее согласен, чем не согласен;

+2 – согласен;

+3 - полностью согласен.

Тестовый материал

На свете так много разных болезней, что родители просто не в состоянии уберечь от них ребенка.

Ничто не тревожит меня так, как здоровье моего ребенка.

Врачи часто преувеличивают тяжесть болезни моего ребенка.

Правильно поступают те, кто ничего не требует от больного ребенка.

Дети болеют тогда, когда они обделены заботой и вниманием в семье.

Все дети болеют, и это не повод для отчаяния.

Думаю, что здоровье моего ребенка хуже, чем говорят врачи.

Болезнь - это не повод для ничегонеделания и праздности ребенка.

Если ребенок болезненный, с этим уже ничего не поделаешь.

Когда ребенок болен, у меня все валится из рук.

Болезнь моего ребенка серьезнее, чем может показаться со стороны,

Не понимаю тех, кто запрещает больному ребенку делать то, что ему по силам.

У хороших родителей дети почти не болеют.

Даже когда я знаю, что в болезни ребенка нет ничего страшного, я не могу избавиться от страха за него.

Не могу согласиться с теми, кто любую болезнь ребенка считает тяжелой.

Когда ребенок болен, я стараюсь любой ценой избавить его от всяких усилий.

Каковы бы ни были причины болезней, болеет ребенок или нет - зависит от родителей.

Не понимаю родителей, которые при заболевании ребенка теряют голову от страха.

Нет легких болезней у детей, а есть легкомысленное отношение родителей к ним.

Из-за болезни ребенок не должен забрасывать учебу.

Чем меньше бережешь ребенка от болезней, тем он здоровее.

В жизни ребенка не бывает периодов, когда можно быть спокойным за его здоровье.

Чаще всего я думаю, что болезнь ребенка не слишком тяжела.

Ребенок в отличие от взрослого не может активно бороться с болезнью.

Болезни детей - следствие несовершенства медицины.

Детские болезни совсем не так опасны, как о них порой говорят.

Врачи слишком привыкают видеть больных детей и потому часто недооценивают тяжесть болезни.

Всегда стараюсь, чтобы ребёнок и во время болезни жил полноценной и активной жизнью.

Если бы воспитатели и учителя были так же заботливы, как родители, то дети бы не болели.

Мой ребенок не так здоров, чтобы можно было не тревожиться за его будущее.

Обследование детей чаще всего слишком поверхностно, чтобы увидеть как серьезно болен ребенок.

Есть обязанности, от которых ребенок не освобождается и во время болезни,

Не понимаю тех, кто винит себя в болезни ребенка.

Я не могу позволить себе впадать в панику из-за болезней ребенка.

Чтобы увидеть материал целиком вам необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.

Ключ к тесту

Интернальность : 1+, 5-, 9+, 13-, 17-, 21-, 25+, 29+, 33+, 37+;

Тревога : 2+, 6-, 10+, 14+, 18-, 22+, 26-, 30+, 34-, 38-;

Нозогнозия : 3-, 7+, 11+, 15-, 19-, 23-, 27+, 31+, 35+, 39+;

Контроль активности : 4+, 8-, 12-, 16+, 20-, 24+, 28-, 32-, 36-, 40-.

Общая напряженность рассчитывается как суммарный показатель по всему опроснику в целом.

Для удобства сопоставления с частными шкалами общую напряженность (О) удобнее определять как их среднее арифметическое. Тогда максимальный разброс по каждой из пяти шкал составляет от +30 до -30.

Обработка результатов теста

По каждому вопросу шкалы определяются баллы, совпадающие с ключом (например, по 1-му вопросу - со знаком «+», по 5-му - со знаком «-» и т.д.). Баллы по всем пунктам арифметически суммируются, а затем из них вычитается арифметическая сумма баллов по всем пунктам шкалы, где оценки испытуемых не совпадают с ключом (например, по 9-му вопросу со знаком «-», по 13-му - со знаком «+»). Полученный результат и есть показатель шкалы. Частное от деления суммы И, Т, Н и А на 4 образует показатель О.

Описание шкал теста

Шкала интернальности (И)

Высокие показатели по ней описывают экстернальный родительский контроль болезни ребенка - причины болезни воспринимаются как нечто, не зависящее от родителей, что они не могут контролировать и чем не могут управлять.

Низкие показатели описывают интернальный контроль, при котором родители воспринимают себя как ответственных за болезнь ребенка.

Шкала тревоги (Т)

Описывает тревожные реакции на болезнь ребенка.

Чем больше показатель , тем более выражена тревога. Умеренное отрицание тревоги характеризует относительно нейтральное отношение к. болезни ребенка.

Крайние степени отрицания тревоги расходятся с конвенциональными стереотипами отношения к детям и указывают чаще всего на вытеснение тревоги.

Шкала нозогнозии (Н)

Высокие показатели описывают преувеличение родителями тяжести болезни ребенка (гипернозогнозия).

Низкие показатели – описывают преуменьшение родителями тяжести болезни ребенка (гипонозогнозия и анозогнозия).

Шкала контроля активности (А)

Высокие показатели описывают тенденцию родителей устанавливать на время болезни максимальные ограничения активности ребенка («покой лечит»).

Низкие показатели - тенденцию недооценки соблюдения необходимых ограничений активности.

Шкала общей напряженности (О)

Суммарный результат по всему опроснику в целом.

Высокие показатели характеризуют напряженное отношение к заболеванию ребенка.

Валидность теста

При обследовании однородных групп шкалы опросника имеют распределение, близкое к нормальному.

При обследовании 75 матерей детей поликлинического контингента коррелировали между собой показатели интернальности (И) и тревоги (Т) (0,34; ρ < 0,01). Все четыре частных показателя (И, Т, Н, А) коррелировали с показателем общей напряженности (О): 0,44-0,60; ρ< 0,001.

Опрос 10 экспертов подтвердил содержательную валидность шкал и входящих в них вопросов. Конструктивная валидность изучалась по сопоставлению с 4-мя факторами опросника Кеттела (О, Q3, Q4 и С). Поскольку задача опросника ДОБР - изучение реакции на болезнь ребенка, а не проявлений характера родителей в ситуации болезни ребенка, предполагалось, что подтверждать конструктивную валидность должны не столько высокодостоверные корреляции, сколько корреляционные тенденции. Корреляции приведены в таблице:

ДОБР Кетелл
О Q3 Q4 C
О     0,22  
И     0,22  
Т   -0,22    
Н -0,22      
А   -0,39***   -0,25*

* ρ< 0,05 (пороговое значение 0,23);

*** ρ< 0,001;

n = 75.

Как видно из таблицы, общий показатель ДОБР тяготеет к корреляции с напряженностью - расслабленностью (фактор Q4). На этом же уровне связаны показатель интернальности (И) и напряженность- расслабленность (Q4), высокий показатель тревоги (Т) - с низким самоконтролем (Q3), а гипернозогнозия (Н) - с самоуверенностью (О). Склонность же к ограничению активности (А) достоверно связана с неустойчивостью (С) и низким самоконтролем (Q3).

Таким образом, не игнорируя характер личности родителей, опросник диагностирует, прежде всего, именно их отношение к болезни ребенка. Так, родители детей с неврозами (n = 30) выявили достоверно более иитернальное отношение к болезни ребенка, чем родители детей общеполиклинического контингента (n = 75): -8,6 против +2,4; ρ<0,001 по критерию Стьюдента.

Надежность опросника проверена по критериям внутренней согласованности шкал у 75 родителей и по устойчивости во времени (интервал между опросами - 4-6 недель) у 35 родителей. Данные приведены в таблице:

  И Т Н А О
Внутренняя согласованность 0,83 0,67 0,65 0,46 0,52
Стабильность 0,73 0,72 0,91 0,42 0,72

Источники

Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева) / Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Методическое пособие. Под ред. Д.Н.Исаев, В.Е.Каган - СПб.- 1991.- С.30-34.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.