Пиши Дома Нужные Работы


Поиск «пострадавшего» в лавине.

Коварный этап, где помимо умения и правильного оснащения, определенную роль играет и удача. Однако, чем выше умение и лучше оснащение, тем меньше роль удачи.

Оснащение. Условия конкретной задачи: размеры щита – макета 60 х 80 см, размеры района поиска –10 х 10 м. Глубина залегания макета – в пределах 60 –80 см. Следовательно, длина лавинного щупа для работы в данных условиях - порядка 1,5 м, т.е. длина лыжной палки. Плохо, что большинство коллективов ведет поиск исключительно с помощью лыжных палок. Зондировать рукояткой, (а у иных – толстой, слаломной), очень трудно. Судьи намеренно «закатывают» площадку снегоходом, снег «схватывается» и пробить его тяжело. Когда такой «щуп» упирается в макет, участник не чувствует этого: резиновая рукоятка слаломной палки не только плохо протыкает наст, но и гасит удар в фанеру.

Первый вариант решения – быстро снять кольца, и работать «штычком».Это легче, да и удобнее, чем рукояткой, для этого нужно:

А) Трем участникам взять на дистанцию простые алюминиевые палки, где кольцо крепятся одним шплинтом.

Б) заблаговременно разогнуть «усики» шплинтов так, что бы их можно было легко снять.

В) иметь в команде не менее двух сильных пассатижей.

Теперь, придя на этап, участник может быстро снять или плоскогубцами вырвать шплинты, и, конечно, надежно спрятать у себя и шплинты и кольца. Потом, до конца трассы, их ставить уже некогда, а на монтаже «волокуш», палки без колец еще и лучше (см. раздел 4).

Нужно ли участнику иметь в руках 2 палки – щупа? Вряд ли. Выше было сказано, что судьи закатывают участки, снег уплотняется, и, чтобы пробить его на большую глубину, нужно держать палку обоими руками. Поэтому трех пар палок хватит на всех шестерых.

Второй вариант, и видимо, лучший:все - таки иметь специальные щупы. Для наших условий – это всего лишь алюминиевые трубки внешним диаметром 8 - 10 мм, и толщиной стенок не менее 1,5 мм. Длина – не менее 1,5 м. Такие трубки можно купить в строительных магазинах. Для удобства, просверлите на конце 2 сквозных отверстия под винт М3, и закрепите винтами с гайками брезентовую петлю – темляк под рукавицу, как у лыжной палки. (см Рис.13) Щуп готов. Можно забить в торец тонкую палочку и заточить ее, как карандаш. Такой щуп будет легко входить в плотный снег, без труда извлекаться, и «чувствовать» макет. Сшейте для шести щупов узкий чехол, как для лыж, и «главный щуповоз» понесет его по дистанции на рюкзаке или на ремне, как винтовку.

В походе этот набор тоже не будет лишним: в шатре воткните 4 щупа в снег вокруг печки, натяните шнур – это будет сушилка и убережет Ваших рассеянных друзей от контактов с горячей печью. Или свяжите из них квадратную раму с диагоналями, и на ночь подвесьте ее под крышей шатра– получите прекрасную сушилку для носков, рукавиц, сырых рубах. Да мало ли еще применений в походе шести прочным длинным трубкам.

Только не вешайте на них ведра над костром: если не расплавятся, то уж точно погнутся, а они нужны совершенно ровные!

И особое применение щупам – при изготовлении «волокуш», но об этом в следующем разделе.

Теперь об умении. Известно, что величина макета 60 х 80 см. Значит, что бы не пропустить объект, расстояние между любыми двумя проколами не должно превышать 50 см, и не должно быть на много меньше этих величин, что бы не оказаться последними, копающимися на этапе. Все решает умение каждого участника, дисциплина и слаженность команды.Группа выстраивается в ряд у края участка (какого???), ровным строем, по линии носков обуви. Все решает точность этой линии. Расстояние между ногами участника 100 см. (потренируйтесь!) Расстояние между ботинками соседей –50 см, не больше! У крайних участников расстояние от оси ботинка до границы участка – не более 100 см. Таким образом, Вы взяли под контроль всю ширину поля (10 м.). Трудно сделать точно? Возьмите с собою десятиметровую веревочку с узелками –отметками для ног, и перед первым шагом положите ее перед собой. Потом – пойдет. По команде: «Раз. Два. Три», участники делают проколы на глубину половины щупа, точно перед носком левой, правой ноги, и посреди, между этих проколов. На счет «Четыре», крайние участники втыкают щуп посреди полосы между границей этапа и своим крайним проколом. Команда «Шаг!» Участники шагают на 45-50 см, практически так, что бы пятка чуть зашла за сделанный прокол. (Ровно!) «Раз – два – три – четыре. Шаг!» И т. д. (Рис. 14) Важно точно держать линию проколов, не отставать, и не жалеть сил – ввинчивать щуп до отметки (накрутите посреди щупа контрольное колечко из изоленты). Один недобросовестный прокол может заставить Вас перепахивать весь участок снова! Не торопитесь. На каждый шаг Вам нужно не меньше 10 сек., на весь участок (в худшем варианте) – 4 минуты.

Помните, что щуп нужно не вбивать, а ввинчивать в снег, нащупывая макет. Сильным ударом вы пробьете макет, будь то фанера или мешок, не почувствовав находку. К сожалению, так бывает и на настоящих спасработах.

Обнаружили щит – ближние к нему участники выдирают его из - под снега. Это тоже нелегко, обязательно нужна малая лавинная , или очень удобна складная снеговая автомобильная лопата. Остальные пакуют щупы, надевают лыжи. Как только судьям продемонстрируют вытащенный щит, можно бежать к следующему этапу.

 

Подготовка волокуш.

Лидирующие на дистанции команды, приходят на этот заключительный этап практически одновременно, поэтому здесь, как правило, и решается судьба призовых мест. Все определяет скорость подготовки волокуш, достоинство, ценное не только для соревнований. Травма может произойти на перевале, под перевалом. Обстановка холода, сильного ветра, наступающей темноты, не располагает к долгим размышлениям о способах транспортировки, кропотливому сверлению дырочек и завязыванию веревочек. Замерзающие при работе руки греть негде. Все должно быть сделано в считанные минуты, с использованием специального спасательного комплекта, по готовому, отработанному на многократных тренировках методу.

«Условия» соревнований вводят жесткие ограничения по применяемому снаряжению, ставящие этап в реальные условия похода, где группа должна продолжать движения на лыжах.

1.Волокуши должны «стоять на лыжах». Применение специальных «коконов» из текстильных материалов для «волочения» по снегу, плоских конструкций из сцепленных походных снеговых лопат, санок –«ледянок» и других приспособлений для транспортировки груза по снегу – не разрешено.

2. Количество применяемых лыж – не более 4-х (условно- 2 лыжи «пострадавшего» и 2 запасные лыжи группы).

3. Количества применяемых снеговых лопат – не более 4-х, их размер – не более 450 х 600мм (максимальный размер для реального похода).

4. Детали спаскомплекта (балки) – не длиннее 600 мм.

5. Не допускаются крупные, цельносваренные или заранее собранные конструкции, соединение в готовый узел запасных лыж. На отдельные запасные лыжи допускается крепить детали спаскомплекта (носки, скобы и.т.п.), не мешающие их использование по прямому назначению.

«Условия» предполагают тяжелую травму, волокуши должны

обеспечивать иммобилизацию, щадящие условия транспортировки, высокую прочность конструкции. «Пострадавший» должен лежать на амортизирующем настиле («гамак» или настил из лопат). Зазор между настилом и поверхностью снега должен быть не менее 10 см. Приведенная конструкция была впервые применена на соревнованиях в начале 90- х, и с тех пор претерпела ряд доработок и усовершенствований

Основной узел - лыжный носок, обязательный предмет ремнабора. Он должен быть очень прочным, выдавленным. Зарываясь в снег, слабый носок согнется, а если команда использует на спасработах лыжу с отломанным носком, то насажанный слабый металлический «носик» просто сложится пополам. Будет правильным, если внутрь отштампованного из алюминиевого листа носка вы приклепаете стальной вкладыш, он то и обеспечит нужную жесткость. Носок делается из расчета самой широкой лыжи группы.

Прижимные винты должны иметь большие головки («барашки»), позволяющие зажимать носок на лыже руками, без помощи инструментов (Рис.15).

 

Второй, важной деталью являются стойки– легкие пружинящие детали, плотно по ширине вставляемые внутрь носка и прижимаемые винтом воедино с лыжей. Стойки , высотой 120 мм, должны быть прочными, выполнены из толстой (не менее 1мм) жесткой пружинящей стали. Мягкие (алюминиевые) стойки будут смяты усилием транспортировки. Много времени занимает установка средних стоек, которые обычно привинчивают к лыже шурупами на грузовую площадку в упор к креплениям. Ряд команды заранее привинчивают эти стойки на запасные лыжи. Способ рискованный: если у участника на дистанции будет сломана лыжа, заменить ее такой «манюней» будет сложно. Эффективным будет применение специальных средних скоб. Это тот же «носок», но без передней, собственно «носковой» части. Она делается по ширине и толщине грузовой площадки лыжи, так же надевается (через «пятку»), и также прижимается винтами, вместе со средней стойкой (Рис. 16).

Балки – жестко соединяют две параллельные стойки на обеих лыжах. Балки определяют ширину, а значит и комфортность волокуш, оптимально -500-600мм.

Балки выполняют из алюминиевого П-образного профиля или литого уголка из алюминиевых сплавов, не менее 40х40 мм. В балках и стойках по единому шаблону сверлятся отверстия для болтового соединения. На концах балок вырезаются прорези для фиксации лаг.

Укосины –не позволяют волокушам изменять форму (складываться в параллелограмм) в результате неодинаковой нагрузки на полозья –лыжи при их тяге. Выполняются из двух лыжных палок, прикрученных крест - накрест между передней и средней стойками.

Настил. Приведенный в пособии метод плетения гамака репшнуром, является классикой альпинистской литературы. Гамак (Рис. 17) очень комфортен, но его изготовление требует не менее 10 минут времени, и предварительной установки укосин, (Рис. 18), т.к. он не обеспечивает жесткости конструкции.

Есть более «быстрые» модели конструкции:

А. Команда стелет на лаги 3 лопаты и прикручивает их шнуром (проволокой), используя небольшие отверстия, заранее сделанные по краям лопаты. Такая конструкция выполняет задачи и настила и укосин.

Б. Вернемся к снаряжению, применяемому на этапе «Поиск в лавине». В нашем распоряжении или 6 лыжных палок (теперь – без колец), или – 6 тонких длинных (!) щупов. Они и обеспечат «жесткость» конструкции. Средняя балка делается не из П – образного профиля, а из мощного литого дюралевого уголка, не менее 30 х30 мм. Уголок крепить к стойке гораздо удобнее, чем П – образный профиль. В передней и задней балках – поперечинах просверлите по 3 отверстия под диаметр Вашего щупа (палки), из рисунка 19 ясно, что совпадать они не должны. В средней балке-уголке должен идти сплошной ряд таких же отверстий, примерно через 25 мм. Теперь остается лишь вдвинуть щупы (палки) навстречу: три–сквозь переднюю и среднюю балки, три–сквозь заднюю и среднюю. Даже искривленная палка найдет себе «парное» отверстие в среднем угольнике .

До противоположной балки щуп, скорее всего не дойдет, т.к. он короче. Уложите, закрепите лаги. Положите лопаты на свободные концы щупов. Репшнуром стяните волокушу крест- на крест через все стыки «стойка – балка», и у Вас получится жесткий настил, связывающий всю конструкцию, фактически не требующий дополнительных укосин. Получилось пожестче, чем гамак , но у нас есть толстые «коврики» и спальный мешок. Конструкцию можно собрать быстро, и даже в рукавицах, что немаловажно при экстремальных условиях.

В. При наличии жесткого «уголка», мы можем все сделать из него 3 балки (Рис.20). Если у нас 6 длинных (более полутора метров) щупов, мы можем обойтись и без крайних лаг. Важно туго, по диагоналям, стянуть шнуром волокушу, предварительно застелив ее лопатами и ковриками.

Последние годы наши умельцы изготавливают все более хитроумные конструкции балок, позволяющие собрать волокуши из лыж за считанные минуты.

Укладка «пострадавшего».Требования изложеныв «Условиях». Напомним: голова и ноги «пострадавшего» не должны выходить за габарит волокуш. Это опасно, и судьи это не пропустят. Если волокуши коротки, согните в коленях ноги «пострадавшего», и закрепите их в этом положении. Обязательно наличие у «пострадавшего» каски, страховочного пояса, больших защитных слаломных очков. Обязательно, поверх каски, на голову должен быть одет и закреплен мягкий капюшон пуховки, или спального мешка, в котором он должен находиться. Тело закрепляется на волокуше по груди и бедрам.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.