Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

III. Карточка регистрации общей ситуации во время выступлений

051 — президиум призывал участников собрания к активности

052 — президиум сдерживал активность участников собрания

Предложение о прекращении выступлений было внесено

053 — президиумом собрания

054 — одним или несколькими лицами из аудитории

Выступления были прекращены по решению собрания:

055 — так как выступили все просившие слова

056 — были еще желающие выступить, но они согласились с решением собрания

057 — были еще желающие выступить, и они не согласились с решением собрания

058 — предложение о прекращении прений не было принято собранием

 

Место для дополнительных заметок наблюдателя (содержание споров, конфликтных ситуаций при принятии решения о прекращении прений и т.п.)

 

Другим примером стандартизированного наблюдения может служить применявшаяся советскими социологами в 20–е годы методика исследования реакции зрительного зала. Заранее была разработана таблица (координатная сетка), в которой по вертикали заносились виды реакции зрителей, а по горизонтали — определенные моменты (эпизоды, сцены, акты) спектакля или фильма. Исследователи, находясь во время представления в зале, фиксировали на сетке реакцию публики. В таблице перечислялись следующие реакции зрителей: сочувственное вмешательство зрителей в спектакль; напряженная тишина в зале; тишина; разговоры о происходящем; сильный смех; шум и кашель; выход из зрительного зала. С помощью координатной сетки эти реакции соотносились с определенными моментами спектакля или фильма. В.Э. Мейерхольд в своем театре при проведении подобного исследования практиковал другую таблицу: тишина, шум, сильный шум, коллективное чтение, пение, кашель, стук, шарканье, возгласы, плач, смех, вздохи, содействие, аплодисменты, свист, шиканье, выход из зала, приподымание с мест, бросание предметов на сцену, вбег на сцену (4, с.84– 85).



Структурализованное наблюдение применяется практически во всех видах исследования. Оно может выступать как основной метод сбора первичной информации, с помощью которой осуществляется систематическое описание изучаемой ситуации, явления и проверяются основные гипотезы, так и дополнять другие виды социологического исследования, использоваться для проверки данных, полученных при помощи других видов социологического исследования.

 


2.4.3.2. Непосредственное (прямое) и косвенное наблюдение

Непосредственное (прямое) наблюдениепроводится тогда, когда исследователь имеет возможность непосредственно контактировать с теми объектами, явлениями, знание о которых он должен получить. По мнению многих ученых, данный вид наблюдения самый лучший, так как благодаря ему наблюдатель может увидеть изучаемое явление во всей его полноте и конкретности. Но, как подчеркивает Л.С. Кутузова, данное достоинство непосредственного наблюдения является одновременно его недостатком: «во–первых, потому, что придает исключительное значение наблюдателю, во–вторых, потому, что любое конкретное явление представляет собой сложное сплетение существенных и несущественных, случайных и закономерных явлений. Непосредственное наблюдение — это не простая фиксация органами чувств каких–то явлений, событий, поступков, а непременный анализ видимого с целью отделить существенное от несущественного»
(11, с.109).

Как уже отмечалось выше, непосредственное наблюдение все же предпочтительнее косвенного, но это не всегда можно осуществить. Обычно в социологии используется косвенное наблюдение.

Проведение непосредственного наблюдения связано с определенными трудностями, которые можно разделить на три группы: «а) неадекватность наших органов чувств (нашего восприятия); б) смешение результатов наблюдения с выводами и в) влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения» (16, т.2, с.164).

Косвенное наблюдение осуществляется тогда, когда исследователь наблюдает не само изучаемое социальное явление, событие, лицо, а его проявления через другие многочисленные социальные факторы, т.е. имеет дело с последствиями, очевидцами событий и поступков и т.д., поэтому часто свои выводы наблюдатель делает на основе ранее проведенных наблюдений. В данном случае ему необходимо очень тщательно проанализировать и оценить все полученные факты для того, чтобы вычленить из них те, которые представляют особый интерес для проводимого им исследования.

В качестве примера возьмем проблему текучести кадров. Нельзя исследовать потенциальную текучесть кадров с помощью прямого наблюдения, так как она не выступает на уровне социального факта. Однако в этом случае можно провести косвенное наблюдение вербального поведения. Фиксируя высказывания рабочих о преимуществах работы на других предприятиях, можно получить информацию об интересующем исследователя непосредственно на наблюдаемом социальном явлении. В связи с этим можно отметить главную особенность косвенного наблюдения — возможность зафиксировать ненаблюдаемую величину.

 

2.4.3.3. Контролируемое и неконтролируемое наблюдение

Контролируемое наблюдение - вид наблюдения, при котором проводится серия повторных наблюдений одним или несколькими наблюдателями. Обычно контроль осуществляется с помощью интенсификации, т.е. проведения серии наблюдений за одним и тем же объектом или благодаря увеличению числа наблюдателей, с последующим сравнением полученных ими результатов, а также использованием вспомогательных технических средств (кино–, фото–, звукозаписывающей аппаратуры). Для того чтобы было возможно сравнение, должны быть разработаны стандартизированные планы наблюдения и формализованные способы записи его результатов. Главная задача контролируемого наблюдения - получить более точную информацию для проверки рабочих гипотез. Контрольное наблюдение обычно используется в аналитических исследованиях и при проведении экспериментов. Иногда контролируемое наблюдение называют структурализованным, так как для контроля за наблюдением необходима заранее определенная структура того, что же нужно наблюдать.

Как отмечает Ю.П. Воронов: “Частный случай контролируемого наблюдения - клиническое наблюдение, когда у исследователя заранее сформулированы представления о норме и патологии применительно к данному социальному явлению. Например, в настоящей социологической литературе содержатся представления о «нормальной» и «ненормальной» текучести кадров, которые могут служить основой для клинических наблюдений в этой области “(6, с.129).

Для примера рассмотрим проведенное социологической лабораторией Кемеровского университета изучение проблемы плохой работы пассажирского транспорта в г. Кемерово (3, с.88–89). Для исследования было выбрано пять остановок на основных маршрутах, соединяющих район предприятий и «районы–спальни»: по две на границе этих районов с центральным районом и одна в центральном районе, через которую проходили почти все маршруты. Часы наблюдения: в часы «пик» с 7.00 до 8.00 и 17.30 до 18.30, а также с 10.00 до 11.00 и с 29.00 до 21.00. Всего было проведено 20 наблюдений (по четыре раза на пяти остановках). Полученные данные фиксировались в специальном бланке, кодировались и обрабатывались на ЭВМ.

 

Бланк наблюдения

 

Остановка «ул. Волгоградская», время наблюдения 7.00–8.00 Петров А.А. (Ф.И.О. наблюдателя)
№№ минута Степень наполняемости
п/п маршру- отправ- пустой наполнен полный переполнен
  тов ления        
    х  
  х    
...          
           
...            

 

Примечания:

пустой - есть сидячие места;

наполнен - люди стоят, но между ними есть просвет;

полный - нет просветов, но двери на момент отправления закрываются свободно;

переполнен - на момент отправления двери не закрываются.

Проведенное структурированное наблюдение позволило получить информацию (3, с.89):

1. О числе автобусов:

- по остановкам;

- временным интервалам;

- одновременную картину движения за каждый временной период по всем пяти остановкам.

2. О среднем, минимальном и максимальном интервале в движениях одного маршрута автобусов в разные часы.

3. О степени наполненности автобусов в разные часы, по отдельным маршрутам, в целом всех автобусов на каждой остановке.

Неконтролируемое наблюдениехарактеризуется тем, что проводится исследование реальных жизненных ситуаций. Его задача — общее описание процесса или явления и описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое событие.

При проведении неконтролируемого наблюдения очень многое зависит от квалификации исследователя, так как оно обычно не имеет строгого плана, заранее определен только объект наблюдения. Неконтролируемое наблюдение используется при проведении монографических и разведывательных исследований.

 

2.4.3.4. Открытое (явное) и скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение

Открытое (явное) наблюдение -при его проведении члены исследуемой группы знают, что исследователь за ними наблюдает. Он не скрывает это от группы. Присутствие наблюдателя в группе может вызвать у ее членов чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда наблюдаемая ситуация, событие, расходятся с тем, что по их представлению является общепринятой нормой. В связи с этим результаты сбора информации могут быть искажены, так как на результаты наблюдения большое значение оказывает, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают.

Проблема воздействия исследователя на объект состоит в том, что когда человек знает, что за ним наблюдают, он может на это немедленно отреагировать, изменить свое естественное поведение. В результате чего исследователь будет наблюдать уже не сам объект в его чистом виде, а его в какой-то степени превращенную форму.

Это можно проиллюстрировать на примере так называемого “хоуторнского эффекта”. В 1927-1932 гг., под руководством американского социолога Э. Мэйо, на хоуторских предприятиях компании “Вестернэлектрик” проводился социальный эксперимент. Одной из задач было выяснение факторов, от которых зависела производительность труда. В частности, был проведен ряд экспериментов с освещенностью рабочего места. Априори естественно было ожидать прямую зависимость производительности труда от степени освещенности. Но результаты эксперимента не подтвердили выдвинутую гипотезу. Естественно, что производительность труда стала возрастать в экспериментальной группе по мере увеличения освещенности в помещении, но в то же время она совершенно неожиданно начала возрастать и в контрольной группе, где освещение оставалось неизменным. Еще более поразительным был тот факт, что производительность росла и в случае уменьшения освещенности. Сокращение производительности не отмечалось и тогда, когда освещенность уменьшили до света луны в безоблачную ночь. Разгадка оказалась простой: работницы - участницы исследуемой группы - понимая, что за их работой наблюдают, попросту старались работать как можно лучше, повышая производительность труда при неизменной освещенности в контрольной группе и компенсируя дополнительными усилиями плохую освещенность в группе экспериментальной (14, с.65–66).

Открытое наблюдение эффективно при определенной заинтересованности наблюдаемых в результатах исследования. Исследователь должен постараться добиться у наблюдаемых нейтральной установки относительно целей наблюдения, для того чтобы снять возможное недоверие, предубежденность и т.п. В случае использования открытого наблюдения терпеливый и искусный исследователь может попытаться достичь состояния, при котором члены наблюдаемой группы перестанут обращать на него внимание, то есть, как удачно выразился один социолог, примелькаться как фонарный столб. Для этого он должен в первую очередь добиться максимальной стереотипности своего поведения.

Желаемой цели можно также добиться, заменяя наблюдателя какими–нибудь регистрирующими техническими средствами (магнитофон, фотоаппарат, телевизионное устройство и т.д.). Технические средства, как правило, оказывают меньшее возмущающее воздействие на членов исследуемой группы, хотя полностью оно все–таки не исчезает.

При проведении открытого наблюдения с исследователя снимается моральная ответственность за сам факт наблюдения и достигается большее взаимопонимание между ним и наблюдаемыми на будущее.

Скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение - наблюдаемые не только не знают, но и не подозревают, что за ними ведется наблюдение. При проведение такого вида наблюдения возникают некоторые этические проблемы. Так, например, американский социолог Джанкер считает, что невключенный наблюдатель инкогнито чувствует себя шпионом, а включенный — вдобавок к этому и предателем собственной группы (14, с.60). Поэтому же и многие другие исследователи иногда ставят под сомнение приемлемость скрытого наблюдения вообще.

При проведении скрытого наблюдения исследователь обязан соблюдать определенную этику. Оно должно быть морально обоснованно. Следует помнить, что никто не имеет права наблюдать те события и явления, которые люди специально скрывают от посторонних глаз. Наблюдать можно только то, что члены изучаемого коллектива не скрывают друг от друга, то, что в их поведении считается более или менее само собой разумеющимся, а фиксировать только те факты, которые характеризуют предмет исследования.

В результате такого наблюдения можно выяснить причины различных ненормальных социальных явлений, которые невозможно обнаружить в процессе проведения открытого наблюдения.

В литературе описан ряд случаев тайного наблюдения с участием. Для сбора материала о жизни бродяг американский социолог Нельс Андерсон в течение многих месяцев скитался с ними по стране. Полученные материалы изложены им в книге «Бродяга» (1923) (14, с.59). Классическим примером включенного скрытого наблюдения является исследование, которое провел в 1936–1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Уильям Уайт, изложенное в работе «Общество на углу улицы» (1943). Чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, процесс возникновения рэкета и формирование преступных шаек молодежи в их среде, он поселился в трущобах одного из американских городов, дав условное название этому району — Корневиль. Корневиль был известен как очень опасное для чужака итальянское гетто, в котором орудовало много подозрительных банд. Уайт, представившись студентом–историком, желающим описать возникновение Корневиля, вошел в местную общину. Для выполнения своей цели ему пришлось изучить особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Прожив 18 месяцев в одной эмигрантской семье, он был принят как «свой» человек. Исследователь подружился с руководителями двух соперничавших между собой групп рэкетиров, освоил местные обычаи. Если вначале он делал записи тайком, то после того, как завоевал доверие, он мог спокойно регистрировать свои впечатления в любой обстановке, порой даже не совсем для этого подходящей. Его или уже привыкли видеть всегда с блокнотом в руках, или уже перестали обращать на это внимание. Всего он прожил 3,5 года в этой общине, полностью разделяя образ жизни людей, которых изучал.

Аналогичное исследование провел в 60–е гг. американский социолог Левис Яблонски. В процессе изучения бандитских формирований исследователь установил, что для того, чтобы наладить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами», необходимо говорить на их языке. В подобной ситуации перед ученым встает нравственная проблема. Как гражданин, он должен предупредить полицию о любом готовящемся преступлении, а чтобы войти в преступную группировку, быть принятым преступниками, должен действовать как они, т.е. нарушать закон, насиловать, воровать. Профессиональные преступники не играют в преступления, а жестко, без жалости и милосердия совершают их. Завоевать их расположение очень трудно. Для этого исследователь должен доказать, что способен пойти на преступление и никакая маскировка, никакая имитация или «игра в преступление» в данном случае не помогут. Но зато, завоевав доверие преступников, исследователь может получить интересные данные о скрытых механизмах поведения и внутренней структуре криминогенной среды. В ходе проведенного исследования Яблонски установил, что если взрослые преступники способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, то подростки не способны этого понять. Для них исследователь - это полицейская ищейка. Яблонски особо подчеркивал, что исследование можно считать проваленным, если наблюдатель стал инструментом в чьей–то нелегальной деятельности или наблюдатель своей нейтральной позицией усилил преступную мотивацию наблюдаемых (12, с.46–47).

Подобные исследования проводились и в нашей стране. Одним из первых, кто использовал метод включенного наблюдения, был В.Б. Ольшанский, бывший в то время сотрудником Института философии АН СССР. Целью его исследования было изучение ценностных ориентаций и идеалов рабочих. Для этого он поступил на завод им. Владимира Ильича и в течение нескольких месяцев работал сборщиком электроаппаратуры на заводе. Собирая материал, он вел наблюдение за слесарями, монтажниками одного цеха, о чем они не знали. За это время он достаточно сблизился с рабочими, чтобы составить программу последующего формализованного обследования путем интервью, опросов и групповых дискуссий (21, т.1, с.470–472).

 

2.4.3.5. Включенное (участвующее, соучаствующее) и невключенное (внешнее, простое) наблюдение

Включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение - это такой вид наблюдения, при котором исследователь в большей или меньшей степени включен в изучаемый социальный процесс, находится в контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности, т.е. является элементом изучаемой ситуации.

Впервые термин «включенное» (участвующее) наблюдение был предложен американским социологом Эдуардом Линдерманом в середине 20–х годов (16, т.2, с.157).

Степень участия исследователя в изучаемом процессе колеблется от «активного» наблюдения, когда наблюдаемые начинают его считать членом своего коллектива, до «пассивного» наблюдения, близкого к невключенному. В зависимости от степени участия или «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации («участник»); участник ситуации как наблюдатель («участник–наблюдатель»); наблюдатель как участник («наблюдатель–участник»); полностью наблюдатель («наблюдатель»).


1.При полном участии наблюдателя в ситуации наблюдатель выступает как полноправный член изучаемой группы. Истинное лицо и цели наблюдателя не известны членам группы.

В этом случае желательно, чтобы исследователь полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе и был стихийно признан его членом. Следует помнить, что это достигается только после определенного периода адаптации. Ее срок обычно колеблется от 4–5 дней до 2–3 недель. Это может зависеть как от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста, так и состояния морально–психологической атмосферы коллектива. Необходимо учитывать, что существует практически неизбежно первая фаза адаптации, когда к исследователю относятся настороженно. В данном случае от него требуется соблюдение большого такта, умение выбрать и освоить второстепенную социальную роль, избегать роли лидера или микролидера, нейтрально относиться к происходящим событиям. Для того, чтобы нарушения были наименьшими, авторы «Рабочей книги социолога» рекомендуют исследователю руковод­ствоваться следующими правилами: «принять на себя роль рядового члена коллектива; держаться в тени и не проявлять повышенного интереса к происходящему; больше слушать и наблюдать и меньше задавать вопросов; высказывания должны быть нейтральными и не иметь оценочного характера» (30, с.328). Кроме этого, он также должен обладать определенными личными качествами - доброжелательностью, контактностью, сдержанностью.

Цель адаптации наблюдателя заключается в том, чтобы войти в коллектив и при этом существенно не изменить структуру типичных для него ситуаций. Очень важным при этом является постоянная фиксация того, что трудно установить при помощи невключенного наблюдения: конкретные мотивы поведения, групповые цели и ценности, скрытую динамику претензий к руководству и т.п.

Чтобы не принимать активного участия в коллективной деятельности, исследователь может взять на себя роль практиканта или стажера. Это даст ему возможность вести необходимые записи, не вызывая никаких
подозрений.

Если же наблюдаемый коллектив достаточно стабилен и немногочислен, то наблюдателю порой бывает сложно выполнять роль члена коллектива, не внося при этом в его деятельность определенных нарушений, которые могут привести к изменению типичных для наблюдаемого коллектива взаимосвязей и отношений.

Наблюдатель, находящийся в группе социально неустойчивой молодежи с целью проследить причины правонарушений, часто может оказаться вовлеченным в «конфликт норм» между ролью, которую занимает в группе, и своими этическими убеждениями. Он должен быть свободен от предубеждения в отношении группы, в которую ему предстоит включиться, а это нередко влечет за собой большие психологические нагрузки. Если наблюдателю не удалось скрыть своих действий, то при возможности можно продолжить исследование по оценке оказываемого им влияния на группу.

В связи с этим иногда трудно бывает найти исследователя для проведения включенного наблюдения, так как порой оно требует слишком большой степени самоотречения.

Наблюдение с полным участием, как правило, применяется в монографических исследованиях, так как такая методика наблюдения по природе своей исключает массовость, а результаты наблюдения при полном включении почти не поддаются количественному выражению.

Обычно оно проводится при исследовании социального поведения малых групп «закрытого» типа (например, спортивные команды, неформальные коллективы, совместно проводящие свободное время), которые не поддаются наблюдению извне, и при исследовании социального взаимодействия внутри малых групп.

2. При ситуации участник как наблюдатель наблюдаемые знают о научных целях исследователя, с течением времени привыкают к его присутствию и ведут себя привычным образом. Наблюдатель имеет возможность беседовать с членами коллектива и принимать участие в обсуждении проблем этого коллектива.

Пример: заводской социолог является членом того же предприятия, что изучаемый им коллектив. Поэтому он может довольно легко войти в состав коллектива, не скрывая своих исследовательских целей. За разъяснением непонятного он может обращаться к членам коллектива.

Чтобы достаточно хорошо понять внутреннюю логику событий, происходящих в коллективе, необходимо довольно продолжительное время участвовать в его жизни. Это имеет свои негативные стороны. Наблюдатель может так привыкнуть к поведению, действию, реакциям наблюдаемых, что все происходящее будет казаться ему «само собой разумеющимся», а особенности коллектива будут ускользать из его поля зрения. Также существует риск, что наблюдатель может принять чью–либо сторону или присоединиться к чьему–либо мнению при обсуждении существенных для коллектива вопросов. Высказав открыто свои предпочтения, он может потерять доверие тех, кого изучает. А если он внутренне примет чью–либо сторону, то полученные данные могут оказаться необъективными. В данном случае рекомендуется либо прервать на несколько дней наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, увидеть обстановку как бы новыми глазами, либо использовать различные способы проверки «извне»: анкетирование, интервью, обсудить происходящее с коллегами. Для контроля включенного наблюдения хорошо также увеличить число наблюдателей, которые одновременно изучают одну ситуацию.

Для того чтобы скорее достичь такого положения, при котором к присутствию исследователя–наблюдателя относились бы более терпимо, он должен оставаться более безучастным, более нейтральным, остерегаться высказывать какие–либо моральные суждения, заниматься своим делом, но без излишнего усердия, и приспосабливаться к нормам поведения, принятым в группе. Таким образом, главное правило состоит не в слиянии с группой, а в участии в повседневной деятельности группы (игра в карты, присутствие на собрание и т.д.)

Добиться участия в жизни какого–либо поселка или какой–либо группы рабочих часто не представляет особой трудности. В отличие от этого, часто бывает очень трудно достичь того, чтобы наблюдатель был воспринят в качестве участника спортивной команды или какой–нибудь преступной группы. В некоторых случаях бывает невозможным даже ограниченное участие.

Если исследователь по той или иной причине не имеет возможности проникнуть в какую-нибудь группу и сам вести наблюдение в качестве участника соответствующей деятельности, то он может обратиться за помощью к членам наблюдаемой группы. В данном случае участником будет не он сам, наблюдатель, а один (или несколько) член коллектива, который соглашается доставлять необходимую информацию в нужной форме, т.е. выступает в качестве своеобразного «корреспондента». Данный способ используется часто и его формулируют следующим образом: «нужно иметь союзника на месте». То, что он органично включен в жизненную структуру коллектива и отлично знает людей в нем, гарантирует богатство и точность сообщаемых сведений.

Но не следует забывать, что это возможно только в том случае, если корреспондент сам не заинтересован в сокрытии или искажении некоторых фактов. Нельзя полностью доверять наблюдениям члена группы, слишком связанного с ее жизнью и деятельностью, так как они могут быть и не объективными.

Преимущество данного вида наблюдения заключается в том, что благодаря ему можно выявить скрытые проблемы, а в некоторых случаях гораздо быстрее раскрыть мотивации тех или иных действий.

Такое включенное наблюдение является своего рода формой сотрудничества между теоретиком и практиком. Его можно рекомендовать проводить в том случае, когда это возможно и когда участник (участники) соглашается строго подчиняться данной ему инструкции.

Наблюдение с участием позволяет исследователю почувствовать и понять всю гамму переживаний, которые сопутствуют наблюдаемой деятельности, проникнуть в психологический мир изучаемого лица, лучше и полнее понять мотивы, причины разных его действий, связанных с наблюдаемой деятельностью, а это все имеет большое значение. Но участие в наблюдаемой ситуации не всегда бывает возможным. Оно предполагает, во–первых, знание исследователем соответствующей деятельности, во–вторых, более долгий период наблюдения (необходимость периода адаптации), в–третьих, приобщение к изучаемой среде.

3. При ситуации наблюдатель как участник наблюдатель в первую очередь является исследователем и при взаимодействии с участниками социального процесса не претендует быть действительным его участником. Исследователь не скрывает своих научных целей, а контакт между наблюдателем и членами наблюдаемого коллектива минимален. Например, наблюдение за респондентами в процессе одноразового интервью, хронометраж затрат времени.

4. В ситуации полного наблюдения исследователь выполняет только функцию наблюдателя, наблюдаемым не известны задачи проводимого исследования, они даже могут не знать, что являются объектами наблюдения. Наблюдатель не взаимодействует с участниками социального процесса, контакт с ними происходит лишь в той мере, в какой этого требует ситуация. Например, объяснение причины присутствия исследователя в коллективе. Такое наблюдение во многом сходно с невключенным наблюдением.

Можно выделить и другие разновидности включенного наблюдения. Так, возможность проведения «наблюдающего участия» отмечал в начале 80–х гг. ленинградский социолог А.Н. Алексеев. Под «наблюдающим участием» понимается, в отличие от сложившегося методического стереотипа, активная позиция так называемого «включенного наблюдателя» в процессе научно–практического освоения социальной среды и овладения его. При реализации данного метода социальная реальность исследуется не только в ее «естественном виде», но и через анализ реакций среды и последствий, вызываемых целенаправленными, избирательно активными действиями наблюдателя (1, с.169–170).

Болгарский социолог С. Михайлов также считает, что необходимо чаще использовать стимулирующее наблюдение (модификация включенного наблюдения). В процессе этого наблюдения наблюдатель создает соответствующую экспериментальную обстановку, чтобы можно было выявить состояния изучаемого объекта, «непросматриваемые» в обычной ситуации.

В отличие от эксперимента в собственном смысле слова, при котором вводится новая социальная форма, которая раньше не существовала, при проведении стимулирующего наблюдения исследователь создает ситуацию, которая известна или в которой людям уже приходилось принимать участие (учебная тревога, ограничение скорости движения автотранспорта без объективной необходимости и т.п.). Проведение такого вида наблюдения целесообразно, когда целью исследования является выявление таких качеств у наблюдаемых, которые не проявляются в обычных условиях, или когда необходимо проверить наличие и силу каких–то качеств. Например, необходимо выяснить, обладает ли наблюдаемый таким качеством, как смелость. Естественно, что в обычных условиях такое качество проявляется редко, поэтому искусственно создается ситуация, в которой исследуемый проявляет свою смелость, если он ей обладает, или покажет, в какой степени он является смелым.

Главным образом такой вид наблюдения используется для раскрытия психофизиологических качеств, а также выяснения ценностных ориентаций (политических взглядов, морали, эстетического вкуса и т.д.). Следует учитывать, что он и по своему предмету, и по своему охвату является очень ограниченным.

Перед проведением стимулирующего наблюдения Михайлов рекомендует заранее хорошо подготовить и решить три следующих вопроса:

«Первый. Как подготовить такую искусственную ситуацию, которая ничем не будет отличаться от естественной и непременно вызовет реакцию исследуемого лица по вопросам, интересующим анкетера. Если искусственная ситуация создана, но не вызывает реакцию исследуемого лица, вся работа пропала. Очевидно, между ситуацией и интересами исследуемого лица должна быть какая–то тесная, существенная связь, чтобы оно не осталось безразличным к тому, что вокруг него происходит.

Второй. Необходимо обеспечить полную тайну этого эксперимента. В частности, это требует найти достаточно естественный повод для того, чтобы втянуть исследуемое лицо в данную ситуацию.

Третий. Надо определить порядок наблюдения и записи результатов. При наблюдении нельзя ничего упускать из поведения исследуемого лица в искусственно созданной обстановке. Присутствие анкетера должно быть «узаконено», оно также должно быть естественным и ни в коем случае не влиять на поведение исследуемого лица. Если нужно, для этой цели наблюдение может быть организовано скрытно» (19, с.246–247).

Степень включения наблюдателя в исследуемую ситуацию во многом зависит от характера самого исследования и его задач. В исследованиях разведывательного плана, для того, чтобы лучше понять исследуемое явление, предпочтительнее осуществлять полное включение. В исследованиях экспериментального плана на этапе проверки гипотезы рекомендуется применять наблюдение с меньшей степенью участия. Как отмечал американский социолог А. Сикурел в книге «Метод и измерение в социологии»: «Интенсивное участие должно иметь место на первой стадии исследования, при определении того, какого рода данные нам необходимы для проверки гипотезы, а более формальное наблюдение — при проверке рабочей гипотезы и последующей интерпретации» (16, т.2, с.159–160).

При проведении включенного наблюдения необходимо соблюдать следующие важнейшие требования: «Во–первых, социолог–наблюдатель должен работать в изучаемом коллективе по специальности не очень сложной. В противном случае не остается времени на наблюдение — все внимание сосредоточивается на производственных операциях. Во–вторых, работа, которую выполняет социолог–наблюдатель, должна давать возможность контактировать со многими членами коллектива, чтобы наблюдать их в различных производственных ситуациях. В–третьих, социолог должен иметь исходную профессиональную подготовку для вхождения в наблюдаемый коллектив» (2, вып.2, с.8).

При организации включенного наблюдения И.А. Ряжских, опираясь на свой опыт, рекомендует следующее:

«1. Необходимо четко определить не только цели исследования, но и ту конкретную роль, которую должно сыграть включенное наблюдение. Им не следует пользоваться, если задачи исследования могут быть решены другим путем.

2. Поскольку само по себе включенное наблюдение не устраняет возможности пройти мимо важных деталей наблюдаемой ситуации, следует продумать, как выразить все те впечатления и факты, которые помогут затем воссоздать реальное явление. В нашем исследовании социальные факты редко использовались как самостоятельное доказательство, но чаще всего они сопоставлялись с соответствующими статистическими данными. Преимущество включенного наблюдения проявлялось здесь в том, что оно подсказывало, где и в каком направлении эти данные нужно искать.

3. Включенное наблюдение только тогда дает ожидаемый эффект, когда уделено должное внимание подготовке научного сотрудника, направляемого в производственный коллектив ...

4. Соблюдать принцип инкогнито во что бы то ни стало необязательно. Выбор между публичным и скрытым положением исследователя в коллективе диктуется характером решаемых задач.

5. Должен быть тщательно продуман способ связи научного работника, осуществляющего включенное наблюдение, с «внешним миром». Мы понимаем под этим возможность перепроверки информации, получение необходимых справок, консультаций и т.п.» (32, с.98).

Увеличение числа наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию, позволяет хорошо контролировать включенное наблюдение. Результат сравнения их записей, которые они должны вести независимо друг от друга, дает возможность, во–первых, устранить следствия каких–либо побочных влияний (субъективных и объективных), а во–вторых, обнаружить у того или иного наблюдателя «мертвые точки», т.е. не увиденные им события. Одновременно с этим, наблюдатели имеют возможность видеть действия друг друга и реакцию на наблюдаемых, на присутствие исследователей, что позволяет им проверить правильность своих действий (16, т.2, с.160).

Невключенное (внешнее, простое) наблюдение -вид наблюдения, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Он старается до минимума свести свое вмешательство в ход происходящих событий, не задает никаких вопросов. Данное наблюдение практически сводится к регистрации событий. Наблюдатель остается неизвестным для наблюдаемого, потому что либо наблюдатель не может быть замечен наблюдаемым, либо наблюдатель не бросается наблюдаемому в глаза, представляясь безучастным посторонним лицом, не обнаруживает своих функций.

Например, исследователь находится за односторонне прозрачной стеной, проводит сбор данных с помощью промежуточного включения технических средств






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.