Пиши Дома Нужные Работы


Этапы проведения контент-анализа

 

Основные этапы проведения контент-анализа, хотя и имеют свои специфические особенности, в основном все-таки совпадают с основными этапами проведения других видов социологических исследований. На подготовительном этапе так же, как и любое другое социологическое исследование, контент-аналитическое исследование начинается с постановки исследуемой проблемы, формулируются цели, задачи и гипотезы предстоящего исследования. От этого в дальнейшем в свою очередь будет зависеть выбор конкретного эмпирического материала, содержание категориальной схемы, типы единиц счета и единиц анализа, а также основания для анализа.

После этого происходит выбор эмпирического материала для исследования, т.е. выбирается конкретный источник информации. В качестве него могут выступать разного рода материалы - официальные и личные документы, журналы, газеты, художественная литература, телепередачи и т.п. При необходимости может быть выбрано несколько типов источника
информации.

При этом исследователь должен решить, какие именно материалы, содержащиеся в нем, будут анализироваться. Или это будут все материалы без исключения (например, цель исследования - изучить структуру и особенности функционирования данного источника) или только материалы, освещающие какую-либо одну интересующую исследователя проблему. Важно правильно выбрать и временной период. Он может быть очень длинным (несколько лет), если исследуется динамика развития какого-либо социального явления, или очень коротким (несколько дней, неделя), если необходимо получить мгновенный ситуационный срез.

В основном контент-анализ проводят на годичной выборке: если это изучение сообщений средств массовой информации, то достаточно 12-16 номеров газет, а если изучение протоколов собраний, то 12 протоколов (по числу месяцев). Обычно выборка сообщений средств массовой информации содержит около 200-600 текстов. Таким образом, проблема выборки включает в себя выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания (33, с.343). Данные параметры выборки зависят от задач и масштабов исследования.

Обычно при проведении контент-анализа, так же, как и при проведении опроса, используется выборочный метод изучения. Разница заключается только в выборе единиц анализа и отбора. Если в контент-анализе в качестве единиц отбора выступают слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи, то в выборочных опросах - люди.

Предъявляемое к анализу требование объективности делает необходимым перевод исследовательского материала на язык гипотез в единицах, позволяющих точно описать характеристики текста. В существующей в настоящее время в нашей стране литературе ученые описывают две техники проведения контент-анализа, сводящихся к определенным последовательным действиям, которые в конечном итоге представляют одно и то же, хотя терминология разная.

В первом случае исследователю приходится решать ряд проблем, связанных: 1) с выработкой категорий анализа; 2) выделением единиц анализа; 3) выделением единиц счета (29, с.110, 122-123; 36, 55-57; 34, 295-299; 33, 337-347), а во втором случае исследователь: 1) выделяет единицы анализа; 2) отыскивает их индикаторы в тексте; 3) выделяет единицы счета
(1, с. 84-88; 12, 179-180; 43, 135-139). Остановимся подробнее на первом подходе.

 

2.5.7.1. Выработка категорий анализа

Выбор категорий при проведении контент-анализа является очень важной процедурой. Благодаря категориям образуется связь между целями исследования и его результатами. От данной процедуры в дальнейшем зависит успех или неуспех всех действий.

Категории анализа - это наиболее общие ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий выполняет ту же роль, что и вопросы в анкете, указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории обычно подразумевают деление на подкатегории (более частные понятия). Например, "герой" публицистики может подразделяться на реального и вымышленного героя, а его признаками будет пол, профессия, образование, семейное положение и т.д. Так, если в социально-психологическом исследовании посредством анализа содержания документа выясняются особенности того или иного коммуникатора, то соответствующими категориями могут быть: "предмет сообщения", "оценки" (которые коммуникатор дает этому предмету), "ценности" и "нормы" (которых он придерживается и пропагандирует), "референтные группы" (на которые он ориентируется, и т.д) (36, с.55).

Несмотря на то что темы и задачи проводимых анализов разнообразны, некоторые типы категорий встречаются довольно часто и поэтому в ряде областей возможна постоянная стандартизация. Но чаще всего в связи с тем, что отсутствует надежная система, сводящая в одно целое различные взгляды, исследователям приходится интуитивно подбирать категории по своему усмотрению.

Авторы книги “Методы социальных наук” приводят некоторые типы и формы категорий (33, с. 340-341). Широко употребляется категория, отвечающая на вопрос: о чем говорит данная коммуникация? Например, подобный вопрос очень часто возникает при определении места какой-нибудь темы в газетных рубриках.

Категория “ценности“ (по Берельсону) объясняет или направление коммуникации, или цели, которые она преследует. Категории ценности могут быть различными. Например, при опросе респондентов категориями ценности могут быть: семья, деньги, социальное положение, автомобиль и т.д., а при анализе ценностей, употребляемых в прессе: любовь, средства, деньги, риск, героизм и т.д.

Также категория может указывать пути, которые предполагаются для приобретения данных ценностей. Например, изучаемые речи могут содержать убеждение, угрозу, примирение, насилие и т.д.

Категория “деятели“, может возникнуть, когда есть необходимость выяснить некоторые индивидуальные черты исторических или литературных персонажей или просто анкетируемых лиц. В данном случае это будут следующие классические категории: возраст, пол, профессия, вероисповедание, национальность, уровень образования, которые дополняются, естественно, в зависимости от поставленной цели исследования. Можно изучать, к какой группе принадлежат интересующие нас лица.

С помощью категории “происхождение“ представляется возможным классифицировать историческую документацию по ее источникам, а исследование избирательной кампании - по речам, объявлениям, листовкам, газетам; газетные сообщения могут разделяться на местные, национальные, международные.

Вышеуказанные категории касались содержания, но имеются также категории, относящиеся к форме, например в радиопрограммах музыкальные передачи могут различаться следующим образом: оперетты, классическая музыка, джаз.

Можно применять качественные категории, позволяющие квантифицировать разные манеры речи. Она может быть юмористической, трагической и т.д. Данные категории часто употребляются для того, чтобы отличить эмоциональное, сентиментальное и измерить их эффективность по сравнению с более рациональными сообщениями (33, с.341).

В соответствии с категориями анализа в дальнейшем будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). Следует помнить, что от выбора категорий в значительной степени будет зависеть характер полученных результатов. Обычно при разработке категорий исследователю приходится по несколько раз переходить от теоретической схемы к документальным данным, а от них снова к схеме для того, чтобы выработанные категории анализа соответствовали задачам исследования.

В настоящее время широкое распространение получило использование контент-анализа сообщений средств массовой информации, основанного на парадигматическом подходе, сущность которого заключается в том, что изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, степень напряженности проблемы, проблемообразующий субъект, пути решения проблемы и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. В связи с этим к категориям контент-анализа предъявляется ряд следующих требований. Они должны быть:

исчерпывающими - охватывать все части содержания, определяемые задачами проводимого исследования;

взаимоисключающими - одни и те же элементы содержания не должны принадлежать к нескольким категориям;

уместными - соответствовать поставленной цели и исследуемому содержанию;

надежными - между различными исследователями не должно возникать разногласий по поводу того, какие части содержания относить к той или иной категории.

При выборе категорий следует избегать двух крайностей: выбора или слишком крупных категорий, так как это может привести к упрощенному, поверхностному анализу; или слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст для того, чтобы, якобы, ничего не
пропустить.

При анализе документов категории должны вытекать из двух источников - из самого документа и из некоторых общих знаний в той области, которую он раскрывает. Например, при проведении анкетирования - из ответов или целей и замыслов коммуникатора. Следует учитывать, что в некоторых случаях, в зависимости от ситуации, могут приниматься во внимание и отсутствующие элементы, которые также могут быть значимыми (33, с.339).

 

2.5.7.2. Выделение единиц анализа

После выработки категорий анализа необходимо выбрать соответствующую единицу анализа (смысловую единицу) - лингвистическую единицу речи или элемент содержания, которая будет выступать в тексте индикатором интересующего исследователя явления, т.е. четко указывать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям. Выделение смысловых единиц контент-анализа осуществляется на основе содержания цели, гипотез исследования, а также зависит от исходных теоретических посылок исследователя и его мировоззренческих принципов.

Самым простым и заманчивым, на первый взгляд, было бы выделять в качестве единицы определенное слово (термин), отражающее понятие, частоту употребления которого необходимо установить в тексте. Например, для выяснения того, в какой степени изучаемый документ касается милосердия, можно найти в тексте слово "милосердие" и провести подсчет частоты его употребления. Но это будет самый худший вид анализа, не столько формализованный, сколько просто формальный. Значительная часть информации неизбежно будет утеряна, что в свою очередь неизбежно приведет к искажению содержания документа. Поэтому, во-первых, единица анализа обязательно должна быть смысловой единицей, а во-вторых, необходимо выяснить, как проявляется в тексте интересующая исследователя определенная смысловая нагрузка.

В тексте смысловая единица может быть выражена по-разному, в одном случае одним словом (термином), а в другом случае некоторым устойчивым сочетанием слов, т.е. посредством определенных суждений, а может вообще не присутствовать в явной терминологической форме и преподноситься описательно или быть скрытой под заголовком раздела, главы и т.д.

В связи с этим перед исследователем встает задача выделить признаки (показатели, индикаторы), по которым можно определить наличие в тексте темы или идеи, наиболее значимой с точки зрения целей исследователя. По своему характеру признаки могут быть многообразными (слово, словосочетание, имена людей, географические названия и т.п.).

Широкое использование контент-аналитических исследований сообщений массовой коммуникации позволяет выделить следующие наиболее употребительные "стандартные" смысловые единицы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.