Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тест «Несуществующее животное»

Цель исследования: выявления особенностей эмоционального состояния ученика.

Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите, где оно живет, чем питается, к чему стремится (чего хочет).

Обработка результатов: Прежде всего, нужно обратить внимание на размер нарисованного жи­вотного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер, фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней: тре­ти - о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеали­зации, о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оцен­ку, но не любой ценой. Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, сви­детельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях од са­мые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания не всегда оправ­данны. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ре­бенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не ста­новятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликт таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они .и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опас­ны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, обеспечить им успех в какой-то деятельности.



О неуверенности тревожности и развитии комплекса неполноценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Дети авторы таких рисунков, нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, на­пример на то, как хорошо они что-то нарисовали, или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его при­тязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На ри­сунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может распола­гаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрессией от. тре­воги", весьма распространен как у детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не; любят, часто наказывают. При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигу­ры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотря­щая влево, может свидетельствовать об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требо­ваниями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызван­ной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдви­нутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремле­нии в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также сви­детельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое. Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий, фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит 6 неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжа­тые кулаки и т.п., как и ответы детей, что, их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, появляющейся в результате трево­ги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, силь­ная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжени­ем ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штрихов­ка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изоб­ражения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свиде­тельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тре­вожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторон­них людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональ­ности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, час­то связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложив­шейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внима­ние на положение фигуры на листе бумаги, которая показывает, где ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем. Изображение ребенка антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

Тест «Дом-Дерево-Человек»

Нарисуйте дом, дерево и человека в полный рост, постарайтесь изобразить на рисунке какое-то действие. Не рисуйте карикатуру человека. Интерпретацию читайте после завершения рисунка.

Интерпретация рисунка.

Дерево символизирует жизненную энергию, ваше стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни.

Под порывом ветра дерево склонилось к дому - Вы стремитесь к безопасности и покою в домашней обстановке. Этот образ может означать и замкнутость на прошлом.

Ветки направлены вниз. Такой рисунок делают те, у кого много нерешенных проблем. Рисунок ивы часто означает депрессию и замкнутость на прошлом.

Ветви направлены вверх. Если дерево прочно стоит на земле, такой рисунок означает стремящуюся вперед личность, с достаточно удавшейся жизнью, с стремлением к власти. Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения. Если ветви, ствол нарисованы одной линией, предполагают стремление человека убежать от неприятностей реальности, отказ реально смотреть на вещи. Ветки, направленные наружу, - такой рисунок обычно делают люди, любящие оказывать помощь другим.

- изобилие веток и зелени на стороне, противоположной от дома. Такая личность стремится пустить энергию в свой собственный рост, отрицая семейные и домашние ценности.

Если пририсованы корни дерева, - вам присуще любопытство, желание видеть спрятанное под землей. Если нарисована ель, - вы склонны к доминированию, стремитесь к власти, проявляете организаторские способности, активность. Если на дереве нарисованы дупла, - признак пережитых психотравм, операций, либо физических травм.

Рисунок дома

- Городской дом, многоэтажное здание - этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, одинокого в своих проблемах.

- Небольшой дом с очень низкой крышей - человек чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

- Замок - такой рисунок дворца, замка раскрывает легкомысленность, несерьезность человека, у которого преувеличенное воображение, но который обычно не успевает справляться со своими реальными обязанностями.

- Просторный сельский дом - стремление иметь семью, растить детей, расширить свое жизненное пространство. Чем забор, ограда вокруг дома ниже, тем выше у этого человека потребность в общении с людьми, доверие к ним.

- Дверь. Отсутствие двери на рисунке предполагает психологическую недоступность, замкнутость, трудности при стремлении раскрыться перед другими. Очень маленькие двери - нежелание впускать в свое «Я». Парадные, большие двери - откровенность, общительность, зависимость от других. Двери с замком - мнительность, скрытность, защитные тенденции. Дверь, расположенная сбоку, означает бегство.

- Дом вдали нарисован - отвергнутость. Дом вблизи - открытость, гостеприимство. Если нарисована проекция дома (сверху) вместо самого дома, - признак серьезных конфликтов, проблем.

- Крыша - сфера фантазии. Если нарисован толстый контур крыши - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией. Труба - акцент на трубе предполагает озабоченность психологической атмосферой в доме, это может также означать мужественность, силу и творческое начало. Отсутствие трубы - признак нехватки психологической теплоты дома.

Водосточные трубы - признак усиленной защиты, мнительности.

Остроконечная крыша означает сильное сознание и чувство вины. Дым густой из трубы - признак значительной внутренней напряженности; если дым тонкой струйкой, - признак недостатка эмоциональной теплоты дома.

- Окна. Отсутствие окон подразумевает замкнутость, в то время как большое количество окон предполагает стремление к хорошим контактам с людьми. Окна сильно открытые - признак развязности, прямолинейности. Занавески подразумевают озабоченность красотой и стремлением сохранить дистанцию в общении. Отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Отсутствие окон на первом этаже - признак враждебности, отчужденности. Окна лишь на верхнем этаже, но их нет на первом этаже - подразумевается «пропасть» между реальной жизнью и фантазией человека. Маленькие окна предполагают стеснительность и психологическую недоступность.

Ступеньки и дорожки. Хорошо нарисованные дорожки означают хорошее чувство контроля за своим поведением и развитое чувство такта в отношениях с людьми. Длинные дорожки или ступени подразумевают чувство дистанции в общении. Дорожка, широкая вначале и сужающаяся у дома, - попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

- Погода - если изображена плохая погода, - восприятие среды как враждебной, тучи - признак боязливой тревоги, опасений, депрессии. Фигура человека на ветру - предполагает потребность в любви, заботе.

- Если у вас на рисунке есть другой человек, - ваша жена, или ребенок, или родители - это значит, что имен но он является движущей силой в вашей жизни. Если вы рисуете только себя, - это значит, что вы хорошо контролируете свою жизнь. Если вы находитесь внутри дома, то значит вы нуждаетесь в защите. Если на вашем рисунке дом занимает много места, это значит, что вы стремитесь к достижению материальных благ. Для лучшего понимания рисунка человека см. анализ к «Автопортрету».

Сильно выраженная штриховка рисунка свидетельствует о психологической напряженности.

Диагностика способностей к преодолевающему поведению.

Шкала SАСS С. Хобфолла

Инструкция. «Вам предлагаются 54 утверждения относи­тельно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оце­ните, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях. Для этого на листе ответов поставьте цифру от 1 до 5, кото­рая наиболее соответствует вашим действиям. Если утвержде­ние полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ - а, совершенно верно). Если утверждение совсем не подходит к вам, тогда по­ставьте 1 (ответ— нет, это совсем не так)».

1 - нет, это совсем не так

2 - скорее нет, чем да

3 - затрудняюсь ответить

4 - скорее да, чем нет

5 - да, совершенно верно

Опросник.

1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.

2. Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разре­шить ситуацию.

3. Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении.

4. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные ва­рианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).

5. Вы полагаетесь на свою интуицию.

6. Как правило, вы откладываете решение возникшей про­блемы в надежде, что она разрешится сама. Стараетесь держать все под контролем, хотя и не пока­зываете этого другим.

7. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.

8. Решая неприятные проблемы, выходите из себя и може­те «наломать немало дров».

10. Когда кто-либо из близких поступает с вами несправедливо, Вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствова­ли, что вы расстроены или обижены.

11. Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.

12. Не стесняетесь при необходимости обращаться к дру­гим людям за помощью или поддержкой.

13. Без необходимости не «выкладываетесь» полностью, предпочитая экономить свои силы.

14. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным явля­ется то решение, которое первым пришло в голову.

15. Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.

16. Для достижения своих целей вам часто приходится «подыгрывать» другим или подстраиваться под других людей (несколько «кривить душой»).

17. В определенных ситуациях вы ставите свои личные ин­тересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.

18. Как правило, препятствия для решения ваших про­блем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.

19. Вы считаете, что в сложной ситуации лучше действо­вать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.

20. Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как поступили бы в этом случае другие люди.

21. В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.

22. Считаете, что во всех случаях лучше «семь и более раз отмерить, прежде чем отрезать».

23. Вы часто проигрываете из-за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.

24. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе рассеется.

25. Позволяете другим людям думать, что они могут по­влиять на вас, но на самом деле вы — крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.

26. Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.

27. Вас можно назвать вспыльчивым человеком.

28. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи-либо требования или просьбы.

29. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше дей­ствовать сообща с другими.

30. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поде­литься с другими своими переживаниями.

31. Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».

32. Ваша интуиция вас никогда не подводит.

33. В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема «не стоит и выеденного яйца».

34. Иногда вам приходится немного манипулировать людь­ми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).

35.Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.

36.Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать от­пор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем «тянуть кота за хвост».

37.Вы легко и спокойно можете защитить себя от неспра­ведливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.

38. Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.

39. Вы полагаете, что поддержка других людей очень по­могает Вам в трудных ситуациях.

40. В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочи­таете сначала успокоиться, а потом уже действовать.

41. В сложных ситуациях лучше следовать первому им­пульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.

42. До возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за послед­ствия.

43. Для достижения своих заветных целей не грех и не­много полукавить.

44. Ищете слабости других людей и используете их со сво­ей выгодой.

45. Грубость и глупость других людей часто приводят вас в ярость (выводят вас из себя).

46. Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или го­ворят комплименты.

47. Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).

48. Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.

49. Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь».

50. Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.

51. В конфликтных ситуациях предпочитаете найти ка­кие-либо важные и неотложные дела, позволяя другим занять­ся решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.

52. Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую.

53. Цель оправдывает средство.

54. В значимых и конфликтных ситуациях вы бываете аг­рессивным.

«КЛЮЧ»

Субшкала Номера утверждений
Ассертивные действия 1, 10, 19, 28*, 37, 46*
Вступление в социальный контакт 2, 11,20, 29. 38, 47
Поиск социальной поддержки 3, 12, 21, 30, 39, 48
Осторожные действия 4, 13, 22, 31, 40, 49
Импульсивные действия 5, 14, 23, 32, 41, 50*
Избегание 6, 15 24, 33, 42, 51
   
Непрямые действия 7, 16, 25, 34, 43, 52
Асоциальные действия 8, 17, 26, 35, 44, 53
   
Агрессивные действия 9, 18, 27, 36, 45, 54

 

* Подсчитывается в обратном порядке






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.