Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Т е м а 9 (резюме). Человечество в поисках новой

Модели социокультурного развития

1. Философия и диалог культур в современном мире.

2. Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.

Темы рефератов и докладов

 

1. Полилог культурных традиций и ценности глобализма.

2. Толерантность как ценность современного общества.

3. Культурная память как основа формирования этнотолерантности.

4. Межкультурные коммуникации и мультикультурализм в начале ХХI века.

5. Гибридизация культур в контексте современной глобализации и «вестернизации мира».

6. Концепция духовно-экологической цивилизации как альтернативный сценарий развития человечества.

7. Проблема становления управляемого мира.

8. Концепция устойчивого развития и перспективы постиндустриальной цивилизации.

9. Восточнославянские народы в эпоху современных глобальных трансформаций: выбор пути развития.

10. Культурно-цивилизационная специфика и перспективы развития Беларуси.

Контрольные вопросы и задания

 

1. «Диалог культур – это не желание создать мир, который находился бы в некоем устойчивом состоянии и в котором все культуры были бы одинаковы. … Диалог культур – это условие поиска такой системы ценностей, которая изменит ныне действующую стратегию развития, ориентированную на идеалы потребительского общества», – пишет В. Степин. Прокомментируйте, найдите примеры.

2. В чем сущность политики мультикультурализма?

3. Что собой представляет процесс аккультурации, какие факторы на него влияют и в каких формах он осуществляется?

4. Что такое «культурная диффузия»? Приведите ее примеры.

5. Почему мировые культуры в начале ХХI века оказались препятствием на пути развития человечества?



6. «Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А. Тойнби, является «творческое меньшинство», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни». Назовите крупные исторические события конца ХХ-нач.ХХI вв., которые не укладываются в схему А. Тойнби.

7. Верно ли нижеприведенное утверждение? Характерной чертой постсовременного общества, по Н. Луману, является потребность создания условий стабильного существования, а не интерес к крайним, даже невероятным альтернативам, которые разрушают условия для общественного консенсуса и подрывают основы коммуникации.

8. Каковы основные особенности восточнославянской цивилизации?

9. Каково содержание понятий: «ноосферная цивилизация», «духовная цивилизация», «духовно-экологическая цивилизация»?

10. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) была принята концепция устойчивого развития. В чем суть содержащихся в ней рекомендаций и реализуются ли они мировым сообществом?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. «Смыслы различных культур осознаются в XXI веке уже не как высшие и низшие смыслы: каждый из них по праву претендует на всеобщность, единственность, вершинность, – хотя они имеют смысл только в отношении друг к другу...». Дайте оценку приведенному высказыванию с позиций соотношения мировой и национальной культуры.

2. В работе «Закат Европы» О. Шпенглер утверждал о полной противоположности русского и западного. Согласны ли вы с этой оценкой? Как вы оцениваете место белорусской культуры в системе славянской и общеевропейской культуры?

3. «Перед нами, как неясный еще мираж, манящий и соблазнительный, и в то же время полный угроз и неизвестности, маячит век безраздельной империи человека»(А. Печчеи). К какому будущему может привести «безраздельная империя человека»?

4. Для решения глобальной проблемы предотвращения войн, установления безъядерного и ненасильственного мира существенное значение, по мнению специалистов, имеет формирование нового, справедливого и разумного мирового порядка. Каким требованиям, по вашему мнению, должен отвечать такой порядок? Сформулируйте его основания и характерные черты. Каким здесь должно быть экономическое и политическое мышление? Какое место будет в нем отведено преодолению эгоизма, индивидуализма, национализма?

5. Американский философ и поэт Р. Эмерсон писал: «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и величия городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной». Ф. Рузвельт следующим образом понимал цели общественного развития: «Наш прогресс проверяется не изобилием у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». Проанализируйте эти высказывания, соотнеся их с нынешней мировой ситуацией и политикой ведущих западных держав в отношении стран «третьего мира».

 

Глоссарий

Аккультурация – одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора); содержательно отражает различные формы коммуникации культур, по отношению к которым сама аккультурация выступает как метаформа. В процессе аккультурации представители одной культуры могут полностью принимать ценности другой, отвергать их либо подходить к ним селективно, избирательно. На характер аккультурации влияют, прежде всего, следующие факторы: степень дифференциации принимающей культуры, длительность контакта, политико-экономические условия взаимодействия; они модифицируют процесс аккультурации, придавая ему форму культурной экспансии, культурной диффузии или культурного конфликта.

Диалог культур – процесс взаимного обмена и совершенствования культурных программ разных сообществ. Активизация взаимодействия различных обществ, начиная с XIX в, привела к формированию единого пространства диалога культур, затрагивающего практически все общества.

Духовно-экологическая цивилизация – концепция (и сценарий буду-щего), согласно которой научно-технический прогресс, производство товаров и услуг, политическое и экономическое развитие должны ста-

ть не целью, а лишь средством гармонизации отношений между обще-

ством и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов чело-

веческого существования: бесконечного познания, всестороннего тво-рческого развития и нравственного совершенствования. Это осущест-вимо в случае перехода от техногенно-потребительской к ноосферной цивилизации, в которой будут разрешены глобальные противоречия современности, а также обеспечено соборно-общинное единение лю-дей и агиократическая (на основе святынь, базовых ценностей челове-

ческого существования) гармонизация их интересов. Концепция бази-

руется на недостаточно критическом синтезе ранее разработанных идей и концептов: ноосферы, благоговения перед жизннью, коэволю-ции, евразийства, пределов роста, устойчивого развития.

Культурная диффузия – форма межкультурной коммуникации, представляющая собой взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их культурном контакте.В отличие от культурной экспансии культурная диффузия – многонаправленный процесс, зависящий от количества взаимодействующих культур; его механизмами служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, войны, торговля, выставки и ярмарки, научные конференции, обмен студентами и специалистами и т.п. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но и между группами (социальными, демографическими, профессиональными, конфессиональными и др.) – носителями субкультур.

Культурный империализм – практика продвижения, искусственного привнесения и распространения культурных ценностей одного общества (государства) в другом. Обычно свою культуру привносит и продвигает большое, экономически, политически или военно мощное государство. Культурный империализм может быть как активным, формальной политикой, так и общим отношением. Исследованиями культурного империализма как формы не военной гегемонии занимаются теоретики постколониализма, в частности его основатель Э. Саид. Само понятие ввел в употребление Ф. Фанон .

Мультикультурализм – концепция, которая рассматривает все культуры как равные и имеющие одинаковое право на жизнь; предлагается интеграция (объединение) культур без их ассимиляции (слияния).

Полилог культурных традиций – ценностно-информационное и экзистенциальное взаимодействие трех и более агентов социокультурных отношений, в процессе которого достигается адекватное понимание другого и сохраняется национальная идентичность.

Cелективность культуры – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую; она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной. Страна, заимствующая чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором. Культурные заимствования тесно связаны культурной вариабельностью, зависящей от особенностей национального характера и национальной психологии (восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста и др.).

Толерантность – терпимость к взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которых придерживается индивид или определенная общность людей.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development правильное, сбалансированное, поддерживаемое развитие) – концепция развития человечества, принцип которой – «удовлетворение потребностей настоящего без создания угрозы удовлетворению потребностей будущих поколений» был определен в отчете "Наше общее будущее" (1987 г.) Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. В качестве основы для согласованных действий мирового сообщества эта концепция принята на проведенной в рамках ООН международной конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.). В ней утверждается, что в условиях глобального многоаспектного кризиса человечество должно жить в гармонии и равновесном взаимодействии с природой. Внутри сообщества людей, в соответствии с принципами гуманизма и демократии, необходимо обеспечить равное удовлетворение потребностей в развитии и качестве жизни, включая качество окружающей среды, уровень жизни, культуры и образования, возможности для будущих поколений.

Устойчивое развитие человеческих поселений – процесс стимулирования местного экономического развития (расширение экономического потенциала территории, регулирование демографических процессов, создание рабочих мест, инфраструктуры для бизнеса, повышения конкурентоспособности предприятий и т.д.); землепользование, основанное на оценке социального воздействия и воздействия на окружающую среду; предотвращение дальнейшей деградации окружающей среды, преодоление нездоровых условий проживания людей.

 

Тесты для самоконтроля

1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии наиболее разумной?

а) диалог культур;

б) нивелировка культур;

в) поглощение культур;

г) слияние культур.

2. Феномен многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса:

а) глобализм;

б) мультикультурализм;

в) этноренессанс;

г) секуляризация.

3. Процесс самоотождествления человека с определенной культурой – это:

а) культурная коммуникация;

б) культурная идентичность;

в) культурная адаптация;

г) культурная интервенция.

4. Сценарий столкновения цивилизаций (и культур) в XXI в. выдвинул и обосновал:

а) Д. Белл;

б) С. Хантингтон;

в) Т. Парсонс;

г) А. Тойнби.

5. Наиболее перспективным направлением для развития человечества в XXI в. является:

а) «холодная война»;

б) социально-культурная изоляция;

в) доминирование одних и подчиненное положение других государств;

г) общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия.

 

 

6. Ненасилие, терпимость, ответственность, благоговение перед жизнью и ноосферность – это ценности какой цивилизации?

а) космогенной;

б) техногенной;

г) постиндустриальной;

д) антропогенной (духовно-экологической).

7. Концепция устойчивого развития в качестве основы для согласованных практических действий мирового сообщества была принята в 1992 г. на проведенной в рамках ООН международной конференции, которая проходила:

а) в Сантьяго;

б) в Париже;

в) в Рио-де-Жанейро;

г) в Лондоне.

8. Среди трех основных аспектов устойчивого развития, установленных в декларации Йоханненсбурского «Саммита Земли», отсутствует:

а) экономическое развитие;

б) этно-национальное развитие;

в) социальное развитие;

г) охрана окружающей среды.

9. Когда была разработана и принята первая национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь?

а) 1994 г.;

б) 1997 г.;

в) 2000 г.;

г) 2004 г.

10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) принята:

а) в 2000 г.;

б) в 1997 г.;

в) в 2010 г.;

г) в 2004 г.

 

Л и т е р а т у р а: [5; 7, с. 463–467; 15, с. 443–446; 16, с. 450–524; 17, с. 325–330, 405–411, 420–425, 449–469; 18, ч. 2, с. 465–472, 493–512, 558–585; 27; 29, с.537–554; 31; 35,

с. 109-119; 43; 47; 48; 60; 65; 67; 73; 74].


 

Рис. 9.1. Триадичная модель устойчивого развития


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

 

           
   
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
 
   

 


 

Рис. 9.2.Основные цели устойчивого развития

 

Т а б л и ц а 9.1. Определения понятия «устойчивое развитие»

 

№ п/п ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИК (АВТОРСТВО)
1. Развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности Доклад Комиссии Брундтланд (1987 г.)
2. Такая модель развития общества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений В. Коптюг
3. Такое развитие, которое обеспечивает реальное улучшение качества жизни людей и в то же самое время сохраняет природное разнообразие Земли Всемирная стратегия охраны природы (World Conser­vation Strategy. IUCN, UNEP and WWF), 1980 г.
4. Управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей Всемирный банк
5. Управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации А. Урсул
6. Целенаправленный процесс управления социально-экономической системой муниципального образования, обеспечивающий устойчивость связей, элементов и структуры системы в целом в направлениях роста уровня качества жизни населения в рамках баланса с окружающей средой М. Кувшинов
7. Такое развитие, которое не влечет за собой необратимого изменения среды обитания человека Н. Давыдова, О. Тимофеева
8. Реализация стратегии человека, его пути к эпохе ноосферы, то есть к состоянию коэволюции общества и природы Н. Моисеев
9. Переход от «экономики использования ресурсов» к экономике их системного воспроизводства О. Пчелинцев
10. Процесс, ориентированный на постоянное сохранение динамического равновесия посредством целенаправленного использования имеющегося потенциала и условий внешней среды А. Цвикилевич

Приложение 1

Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине

«Философия» (обязательный модуль «Философия»)

1. Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.

2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

3. Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.

4. Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.

5. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Основные школы и направления философии древнего Востока.

6. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.

7. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

8. Особенности философии эпохи Возрождения.

9. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания.

10. Немецкая классическая философия.

11. Основные достижения философии марксизма.

12. Классическая и неклассическая философия. Неклассическая философия XIX века.

13. Важнейшие направления неклассической философии XX-XXI вв., их общая характеристика.

14. Философия постмодернизма.

15. Философская мысль в Беларуси.

16. Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.

17. Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.

18. Диалектика как философская теория развития.

19. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.

20. Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики, и ее роль в постижении бытия.

21. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования. Проблема сущности и существования человека в современной философии.

22. Деятельность как сущностная характеристика природы человека, основные направления деятельности. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

23. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Структура, свойства, признаки и функции сознания. Философско-антропологические проблемы психоанализа.

24. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.

25. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.

26. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

27. Познание как постижение истины. Основные концепции истины.

28. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.

29. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания.

30. Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.

31. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная, политическая и социальная сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества, ее уровни и области.

32. Философия истории и основные подходы к ее исследованию.

33. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.

34. Философия культуры.

35. Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества. Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.

 

Приложение 2.

 

Критерии оценки знаний студентов






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.