Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Работа с источниками и литературой

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

(ГБОУВОРК «КУКИиТ»)

 

Кафедра дизайна

 

 

Методические рекомендации

по выполнению курсовых работ по дисциплине

Б2.В.ОД.7 Цветоведение

Направление подготовки

Дизайн

 

 

Профиль подготовки

Дизайн интерьера

Дизайн одежды

Графический дизайн

квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

 

Факультет искусств


Симферополь - 2016

 

 


 

Печатается по решению

Ученого совета ГБОУ ВО РК

«Крымский университет

культуры, искусств и

туризма» г. Симферополь

 

 

Автор-составитель методических рекомендаций:

кандидат педагогических наук Котляревская Н.В.

 

Методические рекомендации выполнены на кафедре дизайна и утверждены на Ученом совете ГБОУВОРК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» г. Симферополь

_____________2016 г. /протокол № ______ /

 

 

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Цветоведение» предназначены для студентов 2-го курса дневного и заочного отделения ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» обучающихся по специальности 54.03.01 «Дизайн».

 

 

© Сост. Н.В. Котляревская, 2016


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....4
ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
………………………………. 6

1.1 Выбор темы……………………………………………………………... 6

1.2 Работа с источниками и литературой……………………………….... 10



ЧАСТЬ II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ

РАБОТЫ……………………………………………………………………. 12

2.1. Работа над текстом……………………………………………………. 12

2.2. О содержании основной части курсовой работы…………………… 15
ЧАСТЬ III. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………... 19

3.1. Требования к стилистике изложения текстовой части……………... 19
3.2. Основные требования к оформлению курсовой работы…………… 20

3.3. Оформление ссылок в тексте курсовой работы…………………….. 21

3.4. Оформление списка литературы и источников………………….…. 22

3.5. Оформление приложений……………………………………………. 23

ЧАСТЬ IV. ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…. 24

ЧАСТЬ V. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………… 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 31

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 33

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, освоение основной образовательной программы по специальности 54.03.01 «Дизайн» предполагает наряду с различными видами аудиторной работы (лекциями, практическими и семинарскими занятиями) обучение самостоятельное, внеаудиторное. Курсовая работа является одной из основных форм самостоятельной работы студентов и средством контроля усвоения ими учебного материала.

Курсовая работа по дисциплине «Цветоведение» является обязательной формой контроля формирования умений и навыков научно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки квалифицированного специалиста высшей школы.

Курсовая работа студента представляет собой законченную разработку, в которой систематизированы знания умения и навыки, полученные в ходе освоения дисциплины «Цветоведение», а также дисциплин гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов.

Курсовая работа по дисциплине «Цветоведение» выполняется на 2-м курсе, в третьем семестре дневного и заочного отделения ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», на заключительном этапе изучения дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов. Одной из задач дисциплины «Цветоведение» в начале третьего семестра, является выбор темы курсовой работы. Апробация курсовых работ может производиться на внутри- и межвузовских студенческих конференциях.

Основная специфика курсовой работы, в отличие от выполненного реферата, – это ее исследовательский характер. Как известно, в реферате последовательно излагаются идеи и мысли, заимствованные из книг и статей разных авторов, собранных и осмысленных студентом.

Целью курсовой работы является развитие навыков научно-исследовательской работы. Курсовая работа должна обучить студента методике исследования того или иного вопроса в теории цвета, сформировать у студентов основы системного подхода в работе с цветом и цветовыми композициями в процессе проектирования изделий различного назначения, выработать первичные навыки научного подхода к материалу, научить пользоваться существующими источниками научной информации, самостоятельно формулировать выводы.

Задачи выполнения курсовой работы:

· развитие научного мышления и создание основы для дальнейшей работы над выпускной квалификационной работой;

· систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине;

· применение полученных знаний при решении конкретных научно-практических задач;

· развитие навыков ведения самостоятельной работы;

· развитие навыков сравнительного анализа исходного материала в области цветоведения;

· выработка умения логически выстраивать материал, согласуя его с темой исследования;

· выработка и закрепление умений по оформлению научно-исследовательских работ.

 

І. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы

Начальный этап курсовой работы связан с выбором темы, которая может отражать проблемы использования цвета в дизайнерской деятельности (см. Приложение 1). Это могут быть темы, связанные с основами цветоведения, символикой цвета, с применением цвета в различных областях дизайна, воздействием цвета на человека и многие другие. Важным требованием при выборе темы является знакомство с материалом будущего исследования в оригинале (для исследования художественных произведений – возможно использование репродукций или фотографий).

Тема курсовой работы утверждается не менее чем за четыре месяца до защиты. Выбор темы должен базироваться на личном интересе студента, его желаниях и возможностях. Этому будет способствовать обдумывание студентом ответов на следующие вопросы:

1) применение цвета в каком виде искусства вас больше всего интересует: живопись, графика, декоративное искусство?

2) какой жанр: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой и т.п.?

3) какие категории и средства цветовой гармонии и композиции Вас привлекают (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс и др.)?

4) попытайтесь определить конкретный период, автора (авторов) и круг произведений, которые представляются вам особенно значимыми.

Дальнейшая конкретизация темы должна быть проведена во время индивидуальной консультации с руководителем, который поможет сформулировать проблему курсовой работы, выявить ее актуальность, определить границы исследования.

При всем возможном тематическом разнообразии можно выделить три типа курсовых работ:

1) исследование психологического аспекта цвета;

2) работа по теории цвета;

3) работа по критике.

Исследование психологического аспекта цвета может быть посвящено основным теоретическим аспектам научного цветоведения и колористики: физические факторы, влияющие на восприятие цвета зрительным аппаратом человека; психологическое и физиологическое воздействие цвета окружающей природной и антропогенной среды; проблемы цветовой гармонизации и целенаправленного использования возможностей цвета как средства художественной выразительности в изобразительном искусстве и архитектурном дизайне.

Исследование психологического аспекта цвета предполагает по возможности более полный сбор материала по теме, который позволит решить задачи, поставленные в курсовой работе. Например, об особенностях воздействия цвета на человека. В этом случае важно не только найти материалы, отражающие основы цветоведения, научные знания о структуре цвета, эстетическое и психологическое восприятие цвета человеком, но и постараться понять, каким образом применялись и применяются эти знания в работе художников и дизайнеров всех направлений, а значит необходимо обратиться к музейным экспонатам, записям дневников художников и исследователей, к воспоминаниям современников и т.д.

Таким образом, избрав тему психологического аспекта цвета, воздействия его на человека, студент должен исследовать ту или иную теорию цвета не обособлено, а, во-первых, выяснить по возможности весь процесс ее возникновения и, во-вторых, изучить весь комплекс условий (историко-политических, социальных, художественных и др.), которые повлияли на содержательно-формальную сущность данного явления.

Так, например, работая над темой «Значение психологического аспекта цвета в творчестве дизайнера одежды», следует выяснить специфику существования теории цвета в начале XX века (именно тогда впервые появилось искусство дизайна), проанализировать биографические сведения о первых дизайнерах одежды, чтобы составить представление о той среде, в которой они жили, определить, как трансформировалась теория цвета и какое значение она имела для творчества дизайнеров одежды, каким образом психологический аспект цвета влияет на творчество современных дизайнеров.

Темой курсовой работы может стать исследование об особенностях восприятия цвета на различных фактурных поверхностях и его значении в процессе формообразования; о психологическом воздействии цвета, применяемого в рекламе; о визуальных эффектах в цветоведении и их применении в формировании предметной среды и т.д.

Работа по теории цветапредполагает осмысление теоретических и прикладных вопросов цветоведения, рассматривает принципы цветовой гармонизации, законы композиции и цвета и т.д.

Выбирая это направление для курсовой работы, можно рассматривать какую-то проблему или этап эволюции самой теории цвета. Например: «Древний Египет и греко-римская античность, отношение к цвету»; «Семантика цвета и цветовых сочетаний в культурах различных народов»; «Параметры цвета и характеристики цветовых тонов».

Сложные, но интересные теоретические проблемы могут быть рассмотрены в работах на темы: «Принципы цветовой гармонизации пейзажных мотивов»; «Локальный цвет как выразительное средство декоративной композиции»; «Моделирование объема и пространства в академических постановках с помощью цвета» и др. Подобные работы предполагают изучение литературы не только по теории искусства, но и знакомство с современными концепциями и положениями, существующими в искусствознании.

Работа по анализу и критикеобращается к исследованию современного или вновь собранного материала, строится на примере одной из выставок или музейных коллекций с углубленным изучением отдельных аспектов и проблем.

Специфическая особенность этого вида курсовой работы заключается в том, что она занимается рассмотрением и изучением современного материала, который еще не имеет устоявшейся, однозначной оценки, зачастую вызывая дискуссии и споры. Тем интереснее попробовать осмыслить и проанализировать новый материал, сопоставить свою точку зрения с мнением зрителей и специалистов.

Это может быть работа, посвященная критическому анализу одной из современных художественных выставок. Однако это должен быть не обзор и поверхностная эмоциональная оценка материала выставки, а углубленное изучение произведений искусства, рассмотрение каких-то актуальных аспектов цветоведения, связанных с представленными на выставке работами.

Например: «Особенности цветового решения при раскрытии художественных образов в произведениях Крымских художников»; «Синтез традиций и семантического восприятия цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства (на примере русских художественных промыслов России – хохлома, гжель, палехская роспись, городецкая роспись)» и др. Также может быть рассмотрено творчество местных молодых художников, изучены их отдельные произведения, тематические циклы и т.д. Конечно, невозможно предусмотреть все возможное разнообразие тем для исследования. Предложенные разновидности должны лишь дать толчок для размышлений и поисков проблемы, полностью соответствовать личным интересам, способностям и возможностям студента.

Выбирая тему, необходимо помнить, что в ней должна быть сформулирована проблема, не имеющая на сегодняшний день однозначного решения или решенная, на ваш взгляд, неверно, либо недостаточно полно исследована. Обращаясь к какой-либо теме, студент уже должен в достаточной степени быть знаком с материалом, чтобы высказывать какие-то предположения относительно ее решения, иными словами, создать определенную рабочую гипотезу. Доказательство этой гипотезы и будет главной задачей курсовой работы.

 

Работа с источниками и литературой

Выбирая тему курсовой работы, студент, как уже было сказано выше, должен достаточно свободно ориентироваться в проблематике избранного раздела теории цвета и иметь общее представление о тематике, с которой ему предстоит работать. На этом этапе, так же необходимо составить предварительный список литературы по теме, который составляется на основе информации отдела каталогов библиотек. Работу с библиографией нужно начинать с самых последних изданий, которые обычно суммируют все, что было сделано ранее, дают самые точные и проверенные сведения.

Все это представляет собой первоначальный этап работы с источниками. По отношению к предмету исследования курсовой работы источники делятся на прямые и косвенные. Если выбранная тема направлена на изучение отдельной теории определенного периода, прямыми источниками являются сами исследуемые оригиналы, документы и эпистолярное наследие, журнальные и газетные статьи, архивные материалы и т.д. Труды, посвященные решению избранной проблемы, освещающие те разделы истории или теории цвета, которые были избраны для исследования, будут являться косвенными источниками. Их значение особенно велико для верного понимания исторической обстановки и условий, в которых жил и работал художник или дизайнер.

Работа в библиотеках, архивах, музеях, которая предстоит студенту, имеет ряд правил, с которыми необходимо ознакомиться на месте. Остановимся, лишь на некоторых практических советах. Прежде чем пойти в архив или музей, необходимо оформить так называемое отношение (см. прил. 2). Оно выполняется на фирменном бланке ГБОУ ВО РК «КУКИиТ» на имя руководителя архива или музея с точным названием учреждения. Документ должен иметь две подписи: декана факультета и ректора (проректора по научной работе).

Изучая литературу в библиотеке, обязательно аннотируйте каждую прочитанную книгу или статью и делайте выписки всего, что имеет отношение к вашей теме (определение понятий, анализы произведений, интересные мысли и т.д.). Все выписки должны быть оснащены точной сноской, в которой не только точно и полностью указаны все данные об издании, но и страница (см. прил. 3). Это позволит избежать ненужной траты времени на поиск потерянного «адреса» важной цитаты.

Собранный материал желательно систематизировать, например, разложив его в отдельные папки или конверты, соответствующие основным вопросам исследования, что в дальнейшем значительно облегчит работу.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.