Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Василий Осипович Ключевский (1841–1911)

Биография. Великий историк России В.О.Ключевский родился 16 января 1841 г. в селе Воскресенское Пензенского уезда. Фамилия Ключевских символична и ассоциируется с истоком, источником, представлениями о родине. Она происходит от названия села Ключи Пензенской губернии. Слова «ключ» и «ключевой» для ученых имеют еще одно значение – метод. Обладая способностью аккумулировать в исторической мысли все лучшее, В.О.Ключевский хранил в своем сознании немало научных ключей.

Историк происходил из духовного сословия. Детские годы В.О.Ключевского прошли в деревенской глуши Пензенской губернии по месту службы отца – бедного сельского священника и законоучителя. С детства воспринимал сочувствие и понимание крестьянской жизни, интерес к исторической судьбе народа, народному творчеству.

Первым его учителем был отец, который обучал сына правильно и быстро читать, «порядочно писать» и петь по нотам. Среди прочитанных книг, помимо обязательного часослова и псалтыря, были Четьи-Минеи и книги светского содержания.

Внезапная трагическая гибель отца в 1850 г. оборвала детство Василия Осиповича. Его мать с двумя оставшимися в живых детьми (остальные четверо умерли во младенчестве) перебралась в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове священник С.В.Филаретов (друг мужа) отдал ей для проживания маленький домик. Семья ютилась в задней, худшей части дома; переднюю сдавали постояльцам за три рубля в месяц. В этом доме прошли самые трудные в материальном отношении 10 лет жизни В.О.Ключевского. В 1991 г. здесь был открыт Дом-музей В.О.Ключевского.

В Пензе В.О.Ключевский последовательно учился в приходском духовном училище, в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Очень рано, чуть ли не со 2-го класса семинарии, он вынужден был давать частные уроки, да и в дальнейшем продолжал заниматься репетиторством, зарабатывая на кусок хлеба и накапливая педагогический опыт. Рано проявившаяся любовь к истории вообще, и к русской в особенности, окрепла в ученические годы. Будучи на школьной скамье, В.О.Ключевский знал уже труды С.С.Татищева, Н.М.Карамзина, Грановского, К.Д.Кавелина, С.М.Соловьева, Костомарова; следил за журналами «Русский вестник», «Отечественные записки», «Современник». Чтобы иметь возможность поступить в университет (а начальство прочило ему будущее в Казанской духовной академии), он намеренно бросил на последнем курсе семинарию. Год юноша самостоятельно готовился к поступлению в университет и готовил к экзаменам двух сыновей пензенского фабриканта.



В 1861 г. В.О.Ключевский поступил в Московский университет. На последних курсах В.О.Ключевский начал заниматься русской историей под руководством С.М.Соловьева. Со студенческих лет Василий Осипович углубленно изучал источники: вместе с Ф.И.Буслаевым разбирал старые рукописи в Синодальной библиотеке, часами погружался в «безбрежное море архивного материала» в архиве министерства юстиции, где ему поставили стол рядом с С.М.Соловьевым. В одном из его писем к другу читаем: «Трудно резюмировать мои занятия. Черт знает, чем я не занимаюсь. И политическую экономию почитываю, и санкритский язык долблю, и по-английски кой-что поучиваю, и чешский, и болгарский язык поворачиваю – и черт знает, что еще».

Внимательно присматривался В.О.Ключевский к окружающей повседневной жизни. На каникулах он встречался с мировыми посредниками и «слушал о крестьянских делах», в часы отдыха хаживал в Кремль и водил с собою студентов-юристов, интересовавшихся расколом (среди них был А.Ф.Кони), «потолкаться между народом перед соборами» и послушать прения раскольников с православными. После напряженной университетской и самостоятельной работы В.О.Ключевский давал частные уроки в различных концах города, расстояние между которыми он обычно преодолевал пешком.

За выпускное сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве» В.О.Ключевский был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию». Через пять лет для получения права чтения лекций в Московской духовной академии он защитил эту работу как диссертацию. Таким образом, В.О.Ключевский выходил из университета уже вполне сложившимся ученым.

Магистерская диссертация «Древнерусские жития святых как исторический источник» была опубликована в 1871 г., а ее магистерская защита состоялась в 1872 г. Она привлекла внимание не только ученых, но и многочисленную публику. Соискатель блестяще защищался, демонстрируя талант полемиста.

Степень магистра давала официальное право преподавать в высших учебных заведениях, и В.О.Ключевский приступил к преподавательской деятельности, которая принесла ему заслуженную славу. Он преподавал в пяти высших учебных заведениях: в Александровском военном училище, где читал курс всеобщей истории в течение 17 лет; в остальных местах он читал курс русской истории: в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества; с 1879 г. главной его кафедрой стала кафедра Московского университета.

Защита докторской диссертации «Боярская дума древней Руси» В.О.Ключевского состоялась в 1882 г. Длилась она почти четыре часа и прошла с блеском.

«Курс русской истории» В.О.Ключевского получил всемирную известность. Он переведен на все основные языки мира. По признанию зарубежных историков, этот труд послужил базой и главным источником для курсов русской истории во всем мире.

В 1893/94 и 1894/95 учебные годы В.О.Ключевский вновь вернулся к преподаванию всеобщей истории, так как был откомандирован для чтения лекций Великому князю Георгию Александровичу. Курс, названный им «Новейшая история Западной Европы в связи с историей России», охватывает время от Французской революции 1789 г. до отмены крепостного права и реформ Александра II. История Западной Европы и история России рассматриваются в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Этот сложный по своему составу курс, насыщенный большим фактическим материалом, является важным источником для анализа эволюции исторических взглядов В.О.Ключевского и для исследования проблемы изучения в России всеобщей истории вообще, и истории французской революции в частности.

Василий Осипович был деятельным членом Московского археологического общества, Общества любителей российской словесности, Общества истории и древностей российских, где был четыре срока его председателем (с 1893 по 1905 г.). Современники расценивали председательство В.О.Ключевского в течение 12 лет как время наибольшего расцвета научной деятельности ОИДР. В 1889 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук, а в 1900 г. – академиком истории и древностей русских вне штата, так как не хотел покидать Москву и переезжать в Петербург, как то требовалось по положению. В 1908 г. ученый был избран почетным академиком по разряду изящной словесности.

В.О.Ключевскому довелось участвовать в ряде государственных мероприятий. В 1905 г. он входил в так называемую комиссию Д.Ф.Кобеко, которая вырабатывала проект по ослаблению цензуры. В.О.Ключевский выступал несколько раз в комиссии. В частности, полемизируя с защитниками цензуры, он дал остроумную ее историю.

В том же году В.О.Ключевский был приглашен на «Петергофские совещания» по поводу выработки проекта Государственной думы. Там он решительно выступил против выбора «на сословном начале», доказывая, что сословная организация устарела, что пользу приносит не только дворянство, но и все другие сословия. Историк последовательно высказывался за смешанные выборы.

Весной 1906 г. В.О.Ключевский неудачно баллотировался в ряды выборщиков в I Государственную думу от Сергиева Посада. А месяц спустя его избрали в члены Государственного совета от Академии наук и российских университетов. Однако он сложил с себя это звание, заявив публично через газету «Русские ведомости», что не находит положение члена Совета «достаточно независимым для свободного в интересах дела обсуждения возникающих вопросов государственной жизни».

Несмотря на огромную исследовательскую работу и педагогическую нагрузку, В.О.Ключевский безвозмездно выступал с речами и публичными лекциями, например, в пользу голодающих, в пользу пострадавших от неурожая в Поволжье, в пользу Московского комитета грамотности, а также по поводу юбилейных дат и общественных событий. В своих выступлениях историк часто касался проблем нравственности, милосердия, воспитания, образования, русской культуры. Каждое его выступление приобретало огромное общественное звучание. По силе воздействий на аудиторию люди, слышавшие В.О.Ключевского, сравнивали его не с другими профессорами или учеными вообще, а с высочайшими образцами искусства – с выступлениями Ф.И.Шаляпина, М.Н.Ермоловой, С.В.Рахманинова, со спектаклями Художественного театра.

При чрезмерной занятости В.О.Ключевский все же находил возможность общаться с художественными, литературными и театральными кругами Москвы. К Василию Осиповичу часто обращались за консультацией художники, композиторы, литераторы (например, Н.С.Лесков), артисты (среди них Ф.И.Шаляпин). Широко известно о помощи В.О.Ключевского великому артисту в создании образов Бориса Годунова и др. В.О.Ключевский ко всем относился с благосклонным вниманием, считая своей священной обязанностью помогать деятелям художественного мира.

Более 10 лет В.О.Ключевский читал лекции в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушали не только ученики всех мастерских и классов, но и преподаватели, маститые художники (В.А.Серов, А.М.Васнецов, КА.Коровин, Л.О.Пастернак и др.). Последняя лекция была прочитана им в стенах Училища 29 октября 1910 г.

Находясь в больнице, В.О.Ключевский продолжал работать – писал к 50-летию отмены крепостного права две статьи для газет «Русские ведомости» и «Речь». Говорят, что он работал и в день смерти, последовавшей 12 мая 1911 г. Похоронен В.О.Ключевский в Москве на кладбище Донского монастыря.

В знак глубочайшего признания заслуг ученого в год 150-летия со дня рождения Василия Осиповича Международной центр по малым планетам (Смитсоновская астрофизическая обсерватория, США) присвоил одной из планет его имя. Отныне малая планета № 4560, которая названа именем В.О.Ключевского, – неотъемлемая частица Солнечной системы.

Основные сочинения:

-«Сказания иностранцев о Московском государстве»,

-«Древнерусские жития святых как исторический источник»,

-«Боярская дума древней Руси»,

-лекции по русской истории.

«Сказания иностранцев о московском государстве». Для выпускного сочинения В.О.Ключевский избрал тему, связанную с историей Московской Руси XV–XVII вв., базируясь на большом круге слабо изученных тогда источников, на сказаниях иностранцев, многие из которых не были еще переведены на русский язык. В своей работе он использовал около 40 сказаний. И до В.О.Ключевского историки черпали из записок иностранцев некоторые фактические данные и характеристики; были статьи и об отдельных иностранцах, оставивших свидетельства о Руси. Но до В.О.Ключевского никто не изучал эти памятники в их совокупности. Сам подход молодого историка был принципиально иным. Он собрал воедино и тематически систематизировал содержащиеся в сказаниях конкретные сведения, критически переработал и обобщил их, создал цельную картину жизни русского государства в течение трех столетий.

Во введении В.О.Ключевский привел список своих источников, обобщенно проанализировал их, охарактеризовал авторов сказаний, обращая внимание на особенности записок в зависимости от времени их написания, а также от целей и задач, стоявших перед писавшими. В целом В.О.Ключевский подчеркивал важность записок иностранцев для изучения повседневной жизни Московского государства, хотя там можно встретить немало курьезов и неточностей. Отсюда – требование критического подхода к свидетельствам иностранных авторов. Его анализ источников был так основателен, что в последующей литературе «Сказания иностранцев о Московском государстве» часто называются источниковедческой работой. Но это – исторический труд по истории Московской Руси, написанный на обильных «свежих» источниках.

В.О.Ключевский утверждал, что известия иностранцев о домашней жизни москвитян, о нравственном состоянии общества и других вопросах внутреннего быта не могли быть достаточно достоверными и полными в устах иноземцев, так как эта сторона жизни «менее открыта для постороннего глаза». Внешние же явления, наружный порядок общественной жизни, ее материальную сторону посторонний наблюдатель мог описать с наибольшею полнотой и верностью. Поэтому В.О.Ключевский решил ограничиться только наиболее достоверными сведениями о государственной и экономической жизни страны и данными о географической среде, а именно эта сторона русской жизни больше всего интересовала автора. Но им был собран и обработан материал по значительно большему числу вопросов, о чем красноречиво говорят рукописи ученого.

Книга написана со «строгой разборчивостью в материале» и вместе с тем ярко, образно, с оттенком веселой иронии. Читатель как бы сам вместе с «наблюдательным европейцем» едет по небезопасным дорогам через обширные густые леса, степные пустынные пространства, попадает в различные перипетии. В.О.Ключевский мастерски передает прелесть живых конкретных свидетельств подлинника, сохраняя свежесть впечатлений иностранца и пересыпая собственное изложение красочными деталями и выразительными штрихами облика царя и его приближенных, церемоний приема послов, пиров, застольных речей, нравов царского двора. Автор следит за укреплением централизованного государства и самодержавия как форм правления, за постепенным усложнением аппарата государственного управления, за судопроизводством и состоянием войска, сопоставляет московское управление с порядками других стран.

Подробности же дипломатических переговоров, борьбы придворных партий и связанные с ней внешнеполитические события В.О.Ключевского не интересовали. Он сосредотачивал внимание на внутренней жизни страны. Из записок иностранцев выбирал сведения о «виде» страны и ее климате, плодородии отдельных областей Московского госисателяударства, главных посевных культурах, о скотоводстве, охоте, рыбном промысле, солеварении, огородничестве и садоводстве, о росте городов и народонаселении. Заканчивается работа рассмотрением истории торговли Московского государства XV–XVII вв. и связанного с торговлей монетного обращения. В.О.Ключевский говорил о центрах внутренней и внешней торговли, торговых трактах и путях сообщения, о ввозимых и вывозимых товарах, ценах на них.

Исследовательский интерес к экономическим вопросам и социальной истории (что было новым явлением в исторической науке того времени), внимание к географическим условиям как постоянному фактору русской истории, к движению народонаселения с целью освоения новых земель, к вопросу взаимоотношений России и Запада – в этом уже просматриваются основы концепции русского исторического процесса.

«Древнерусские жития святых как исторический источник». Магистерскую диссертацию Василий Осипович решил посвятить истории монастырского землевладения, в центре которой должна была стоять проблема колонизации, впервые поставленная в науке С.М.Соловьевым. Но в отличие от государственной школы, объясняющей колонизацию деятельностью государства, В.О.Ключевский понимал ее как процесс, обусловленный природными условиями страны и ростом народонаселения.

Для магистерского сочинения В.О.Ключевский вновь избрал однотипный комплекс источников – жития святых. И сама проблема колонизации, и жития святых притягивали в то время внимание многих историков: в житиях думали найти то, что не находили в летописях. Предполагалось, что они содержат в себе обширный материал по истории колонизации, землевладения, по истории русских нравов, обычаев, условий жизни, истории быта, частной жизни, образа мыслей общества и его воззрений на природу. Интерес к житиям усиливался их неизученностью.

Для понимания замысла В.О.Ключевского очень важны неопубликованные материалы из его архива: четыре наброска в форме лекций-бесед, черновые очерки по истории русской агиографии, первоначальный план работы и другие черновики. Эти материалы свидетельствуют, что он намеревался показать через жизнь простого русского человека историю культурного освоения той территории Северо-Восточной Руси, которая составила основу будущего Русского государства.

В.О.Ключевский проделал титанический труд по изучению текстов не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации им было написано шесть работ. Среди них такие крупные исследования, как «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (его называют первой экономической работой В.О.Ключевского) и «Псковские споры», где рассмотрены некоторые вопросы идеологической жизни на Руси XV–XVI вв. (работа писалась в момент усиливавшейся полемики между православной церковью и старообрядцами). Однако, несмотря на все затраченные усилия, В.О.Ключевский пришел к неожиданному выводу о литературном однообразии житий, при котором авторы описывали жизнь всех святых с одних и тех же сторон, забывая «о подробностях обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта. Часто кажется, что в рассказе жития таится меткое наблюдение, живая черта действительности; но при анализе остается одно общее место».

В.О.Ключевскому стало очевидно, что материалов, выявленных из источников, не хватит для исполнения задуманного. Многие коллеги советовали ему отказаться от темы, но он сумел повернуть ее в другое русло: стал подходить к житиям святых не с целью выявления содержавшихся в них фактических данных, а сами жития превратил в объект изучения. Теперь В.О.Ключевский поставил перед собой чисто источниковедческие задачи: датировка списков, определение древнейшего списка, место его возникновения, возможные источники житий, количество и характер последующих редакций; определение точности отражения источником исторической действительности и степень правдивости изложенного в нем исторического факта. Книга получила окончательное название «Древнерусские жития святых как исторический источник».

Выводы В.О.Ключевского были крайне смелы и радикально расходились с господствующими тогда воззрениями на древнерусские жития. Понятно, что отношение к его работе было неоднозначным.

«Работа над древнерусскими житиями сделала художника-творца, каким был по натуре Василий Осипович, – писал позднее его ученик М.К.Любавский, – тонким критиком-аналитиком, гармонически сочетала в нем несовместимые, обыкновенно, свойства кропотливого, аккуратного и осторожного исследователя и широкого творческого размаха писателя». Наука признала исследование В.О.Ключевского источниковедческим шедевром, непревзойденным образцом источниковедческого анализа повествовательных памятников.

«Боярская дума древней Руси». Социальная история в трудах В.О.Ключевского. Докторская диссертация «Боярская дума древней Руси» явилась своеобразным итогом предшествующих исследований, и в ней давалась целостная концепция русского исторического процесса. Выбор темы диссертационной работы в полной мере отразил научные интересы историка, его социологический подход к исследованию управления судопроизводства в России. Боярскую думу В.О.Ключевский образно называл маховым колесом Московского государства и трактовал ее как конституционное учреждение «с обширным политическим влиянием, но без конституционной хартии, правительственным местом с обширным кругом дел, но без канцелярии, без архива». Это произошло в силу того, что Боярская дума – эта «правительственная пружина», все приводившая в движение, – сама оставалась невидимой перед обществом, которым она управляла, так как ее деятельность закрывалась с двух сторон: государем сверху и дьяком, «ее докладчиком и протоколистом», снизу. Отсюда проистекали трудности изучения истории думы, так как «исследователь лишен возможности восстановить на основании подлинных документов как политическое значение думы, так и порядок ее делопроизводства».

В.О.Ключевский стал по крупицам собирать необходимые данные из самых разных источников – из архивов, из частных коллекций (в том числе и своей собственной), из опубликованных документов; изучал он также труды специалистов-историков. У учеников В.О.Ключевского сложилось впечатление, что их учителя совершенно не тяготила предварительная, черная, кропотливая и неблагодарная «египетская» работа над просмотром массы источников и «груды архивного сырья», на что затрачивалось много времени и сил, а в результате находились лишь крупинки. Правда, замечали они, В.О.Ключевский «добывал крупинки чистого золота», собранные гомеопатическими дозами и проанализированные под микроскопом. И все эти скрупулезные изыскания он сводил к определенным, отчетливым выводам, составляющим завоевание науки.

Исследование охватывает весь многовековой период существования Боярской думы от Киевской Руси X в. до начала XVIII в., когда она прекратила свою деятельность в связи с созданием Петром I в 1711 г. Правительственного Сената. Но не столько история Боярской думы, как государственного учреждения, ее компетенция и работа привлекали В.О.Ключевского. Гораздо большим был его интерес к составу думы, к тем правящим классам общества, которые через думу управляли Россией, к истории общества, к взаимоотношениям классов. В этом-то и заключалась новизна замысла ученого. В журнальном варианте работа имела важный уточняющий подзаголовок: «Опыт истории правительственного учреждения в связи с историей общества». «В предлагаемом опыте, – подчеркивал автор в первом варианте введения, – Боярская дума рассматривается в связи с классами и интересами, господствовавшими в древнерусском обществе». В.О.Ключевский считал, что «в истории общественного класса различаются два главные момента, из которых один можно назвать экономическим, другой политическим». Он писал о двояком происхождении классов, которые могут формироваться как на политическом, так и на экономическом основании: сверху – волей власти и снизу – экономическим процессом. Это положение В.О.Ключевский развивал во многих работах, в частности, в специальных курсах по терминологии русской истории и по истории сословий в России.

Историки-юристы старой школы (М.Ф.Владимирский-Буданов, В.И.Сергеевич и др.) выступили в печати резко против концепции В.О.Ключевского. Но не все историки русского права (например, С.А.Котляревский) разделяли их позицию. В большинстве же случаев труд В.О.Ключевского «Боярская дума» был воспринят как художественное воплощение совершенно новой схемы русской истории. «Многие главы его книги положительно блестящи, а сама книга – целая теория, сплошь выходящая из пределов темы, близкая к философскому осмыслению всей нашей истории», – замечал тогдашний студент Петербургского университета (впоследствии академик) С.Ф.Платонов.

Помимо «Боярской думы древней Руси» исследовательский интерес В.О.Ключевского к социальной истории России, особенно к истории правящих классов (боярства и дворянства) и к истории крестьянства, отражен в его работах: «Происхождение крепостного права в России», «Подушная подать и отмена холопства в России», «История сословий в России», «Состав представительства на земских соборах древней Руси», «Отмена крепостного права» и в ряде статей. Социальная история России стоит на первом плане и в его «Курсе русской истории».

От концепции представителей государственной школы с их чисто правовым подходом к сути управления государством, позиция В.О.Ключевского отличалась, прежде всего, стремлением представить исторический процесс как процесс развития общественных классов, взаимоотношения и роль которых менялись в связи с экономическим и политическим развитием страны. Характер общественных классов и их отношения друг к другу Василий Осипович считал более или менее дружным сотрудничеством. Примиряющим началом в народном хозяйстве и политической жизни он называл государство, выступавшее выразителем общенациональных интересов.

«Курс русской истории» (с древнейших времен до Александра II). В напряженные годы работы над докторской диссертацией и создания первых лекционных курсов по всеобщей и русской истории, В.О.Ключевский заменил на университетской кафедре русской истории скончавшегося С.М.Соловьева (1879 г.). Первая лекция была посвящена памяти учителя, затем В.О.Ключевский продолжил начатый С.М.Соловьевым курс. По своей программе он впервые приступил к чтению лекций в Московском университете через год, с осени 1880 г. Параллельно с основным курсом В.О.Ключевский проводил со студентами семинарские занятия по изучению отдельных памятников древней Руси, а позднее и по историографии. Василий Осипович «покорил нас сразу», признавались студенты, и не только потому, что он красиво и эффектно говорил, а потому, что «мы искали и нашли в нем, прежде всего, мыслителя и исследователя»; «за художником скрывался мыслитель».

В течение всей жизни В.О.Ключевский непрерывно совершенствовал свой общий курс русской истории, но не ограничивался им. Для студентов университета ученым была создана целостная система курсов. В центре – общий курс русской истории и пять специальных курсов вокруг него. Каждый из них имеет свою специфику и самостоятельное значение, однако, главная ценность заключается в их совокупности. Все они непосредственно связаны с курсом русской истории, добавляя и углубляя его отдельные стороны, и все направлены на выработку профессионализма будущих историков.

Специальные курсы выстроены В.О.Ключевским в логическом порядке. Открывал цикл теоретический курс «Методология русской истории», являвшийся «шапкой» для всех остальных. То был первый в России опыт создания учебного курса методологического характера – до того бывали лишь отдельные вводные лекции. В советской литературе курс по методологии подвергался особо резкой критике. В.О.Ключевского упрекали в том, что его философские и социологические взгляды не были достаточно определенными и четкими, отличались эклектизмом; что В.О.Ключевский рассматривал исторический процесс в идеалистическом плане; что ему чуждо понятие классовой структуры общества; что он воспринимал общество как явление, лишенное антагонистических противоречий, и ничего не говорил о классовой борьбе; что он неверно трактовал такие понятия, как «класс», «капитал», «труд», «формация» и т.п. Упрекали В.О.Ключевского и за то, что ему не удалось перейти «порог к марксизму». Этому курсу предъявлялись требования исторической науки другой эпохи. Но и тогда, при негативной в целом оценке методологии В.О.Ключевского, названный курс ценился как научный поиск ученого, подчеркивался новаторский для своего времени характер постановки проблемы.

Три последующих курса в значительной степени посвящались источниковедческим вопросам. Изучались и получали толкование термины древнерусских памятников в курсе «Терминология русской истории» (ни до, ни после В.О.Ключевского нет другого целостного изложения древнерусской терминологии; данный курс уникален). В курсе лекций «История сословий в России» В.О.Ключевский показывал несправедливость сложившихся отношений сословного неравенства. Тема истории сословий была для Василия Осиповича остро современной в связи с крестьянской реформой 1861г. Поясняя «понятие о сословии», В.О.Ключевский, также как в терминологическом курсе, в «Боярской думе» и других работах, говорил об их двояком происхождении: политическом и экономическом. Первое он связывал с насильственным порабощением общества вооруженной силой, второе – с «добровольным политическим подчинением его классу, достигшему хозяйственного господства в стране». Историк проводил мысль о временном характере сословного деления общества, подчеркивал его преходящее значение, обращал внимание на то, что «бывали времена, когда сословий еще не было, и наступает время, когда их уже не бывает». Он утверждал, что сословное неравенство – явление историческое (то есть не вечное, а временное состояние общества), «исчезающее почти всюду в Европе; сословные различия все более сглаживаются в праве», «уравнение сословий есть одновременное торжество и общего государственного интереса, и личной свободы. Значит, история сословий вскрывает нам два наиболее скрытые и тесно связанные друг с другом исторические процесса: движение сознания общих интересов и высвобождение личности из-под сословного гнета во имя общего интереса».

Положение крестьян в России, происхождение крепостного права и этапы развития крепостничества, экономическое развитие страны и вопросы управления были постоянными темами В.О.Ключевского. В науке существовала теория о «закрепощении и раскрепощении сословий» всесильным государством в зависимости от его потребностей. В.О.Ключевский же пришел к выводу, что «крепостное право в России было создано не государством, а только с участием государства; последнему принадлежали не основания права, а его границы». По мнению ученого, основная причина возникновения крепостного права – экономическая, она проистекала из-за задолженности крестьян землевладельцам. Тем самым вопрос передвигался из государственной сферы в область частноправовых отношений. Таким образом, и в этом вопросе В.О.Ключевский выходил за рамки историко-государственной школы.

История денежного обращения и финансов России разрабатывалась В.О.Ключевским во многих трудах, начиная со студенческого сочинения «Сказания иностранцев» (главы «Доходы казны», «Торговля», «Монета»), в спецкурсе «Терминология русской истории» (лекция XI, посвященная денежной системе), в исследовательской статье «Русский рубль XVI–XVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), где, сопоставляя хлебные цены в прошлом и настоящем, автор определял покупательную способность рубля в разные периоды русской истории; в статье о подушной подати (1886), в «Курсе русской истории». Основанные на тонком анализе источников, эти работы внесли весомый вклад в изучение данного круга проблем.

Четвертый курс – лекции по источникам русской истории. Пятый курс – лекции по русской историографии. Р.А. Киреева обратила внимание на то, что В.О.Ключевский не выработал сколько-нибудь устойчивого понимания и, соответственно, определения предмета историографии. На практике он был близок к современной трактовке, а именно в значении истории исторической науки, но его формулировки менялись и понимание предмета претерпевало изменение: оно было близко то к понятию «источниковедение», то «история», то «самосознание», но чаще все же В.О.Ключевский имел в виду под термином «историография» писание истории, исторического труда, а не историю развития исторических знаний, исторической науки.

В его рассмотрении историографии четко прослеживается культурологический ракурс. Он рассматривал историю российской науки в рамках проблемы западного влияния и в теснейшей связи с проблемой образования. До XVII в. русское общество, по В.О.Ключевскому, жило влиянием туземного происхождения, условиями собственной жизни и указаниями природы своей страны. С XVII в. на это общество стала действовать иноземная культура, богатая опытом и знаниями. Это пришлое влияние встретилось с доморощенными порядками и вступило с ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя их жизнь, сообщая ей усиленное и неровное движение. На Европу стал устанавливаться взгляд как на школу, в которой можно поучиться не только мастерству, но и умению жить и мыслить. Дальнейшее развитие европейской научной традиции В.О.Ключевский связывал с Польшей. Русь не изменила своей обычной осторожности: она не решилась заимствовать западное образование прямо из его месторождений, от его мастеров и работников, а искала посредников. Западноевропейская цивилизация в XVII в. приходила в Москву в польской обработке и шляхетской одежде. Понятно, что это влияние было более традиционным и сильным в Малороссии и, как следствие этого, – писал В.О.Ключевский, – фигурой-проводником западной науки был, как правило, западно-русский православный монах, выученный в латинской школе.

Однако этот процесс был полон драматизма и противоречий. Потребность в новой науке, по его мнению, встретилась с неодолимой антипатией и подозрительностью ко всему, что шло с католического и протестантского Запада. При этом едва московское общество отведало плодов этой науки, как им уже начало овладевать тяжелое раздумье, безопасна ли она, не повредит ли чистоте веры и нравов. Протест против новой науки В.О.Ключевский рассматривал как результат столкновения национальной научной традиции с европейской. Русскую научную традицию историк характеризовал с точки зрения ценностных ориентиров общества, в котором наука и искусство ценились по их связи с церковью, как средства познания Слова Божия и душевного спасения. Знания и художественные украшения жизни, не имевшие такой связи и такого значения, рассматривались как праздное любопытство неглубокого ума или как лишние несерьезные забавы, потехи, ни такому знанию, ни такому искусству не придавали образовательской силы, их относили к низменному порядку жизни, считали если не прямым пороком, то слабостями падкой ко греху природы человеческой.

В русском обществе, подводил итог В.О.Ключевский, установилось подозрительное отношение к участию разума и научного знания в вопросах веры, и как следствие этого он выделил такую черту русской ментальности, как самоуверенность незнания. Это построение усиливалось тем, что европейская наука входила в русскую жизнь соперницей или в лучшем случае сотрудницей церкви в деле устроения людского счастья. Протест против западного влияния и европейской науки объяснялся В.О.Ключевским религиозным мировоззрением, ведь учителями вслед за православными учеными были протестанты и католики. «Судорожное движение вперед и раздумье с пугливой оглядкой назад – так можно обозначить культурную походку русского общества в XVII веке», – писал В.О.Ключевский.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.