Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)

Краткая биография. Родился 16 января 1853 г. в Москве. Сын известного историка С. М. Соловьева, по материнской линии находился в родстве с украинским философом Г. С. Сковородой. Окончил московскую гимназию и в 1869–1873 гг. учился на физмате Московского университета. В 1873 г. В.С.Соловьев блестяще выдерживает экзамен на получение степени кандидата по историко-филологическому факультету. Уже в юности В.С.Соловьев проделал сложный путь духовных исканий: от увлечения атеизмом и позитивизмом до христианства и желания преобразовать мир сообразно христианской морали. В 1874 г. защищена магистерская диссертация («Кризис западной философии (против позитивистов)»). В марте 1877 г. переезжает в Петербург, где становится членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения, преподает философию в университете и на Бестужевских курсах, выступает с публичными лекциями, получившими широкий резонанс у просвещенной общественности того времени. В 1880 г. защищена докторская диссертация («Критика отвлеченных начал»). После публичной лекции 28 марта 1881 г., в которой он выступил против смертной казни народовольцев, совершивших покушение на Александра II, ему было временно запрещено публично выступать, а в конце 1881 г. он был вынужден выйти в отставку. Последующие годы он проводит как настоящий скиталец, «рыцарь-монах» (А.А.Блок). Не имея собственного дома и семьи, он попеременно живет в Москве, Петербурге, в деревне у своих друзей (А.А.Фета, С.А.Толстой) и за границей (Хорватия (Загреб), Финляндия, Франция). С 1891 г. редактирует философский отдел в Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, для которого написал свыше 60 статей. В 1898 г. В.С.Соловьев возобновляет свои публичные чтения, которые пользуются не меньшей популярностью, чем предыдущие. Умер 31 июля 1900 г. в имении Узкое, принадлежавшем его последователям – братьям Евгению и Сергею Трубецким.



Основные труды:

-«Чтения о богочеловечестве» (1877–1881),

-«Критика отвлеченных начал» (1880),

-«Духовные основы жизни» (1882–1884),

-«Национальный вопрос в России» (1883–1891),

-«История и будущность теократии» (1885–1887),

-«Русская идея» (1888),

-«Россия и вселенская церковь» (1889),

-«Оправдание добра» (1897–1899),

-«Теоретическая философия» (1897–1899),

-«Три разговора» (1899–1900).

Историософия В.С.Соловьева. Построение своей историософической концепции В.С.Соловьев начал с дистанцирования от позитивистской западной философии, основанной, по его мнению, на «отвлеченных началах», разводящих разум и веру. В этом заключалась «неполнота» этих представлений, невозможность понять мир в его целостности, поскольку понимание это возможно только при помощи веры и разума одновременно.

Основой историософииВ.С.Соловьева является представление об историческом процессе как о воплощении идеи Бога через становление всеединства. Он разделяет этот процесс на две стадии: 1) до появления человека. Эту стадию можно охарактеризовать как естественную эволюцию; 2) собственно исторический процесс, идеальной целью которого является восстановление всеединства человека в мире и мира с Богом путем построения Царства Божия на земле.

Человек в концепции В.С.Соловьева является венцом мироздания, с появлением человека развитие мироздания неразрывно связано с человеческой историей. Мыслитель считал, что человек способен победить сначала свою разобщенность, затем разрыв между собой и природой, между материальным и идеальным и, наконец, воссоединиться с абсолютно-сущим, то есть с Богом. Но совершить это он может не в одиночку, а при соучастии со стороны Бога. Во имя этого божественный Логос снисходит в поток исторических событий, воплотившись в личности Христа. В результате центр всеединства переходит в историю, а душа мира воплощается в образе Софии, Премудрости Божьей, в «идеальном совершенном человечестве». Поэтому В.С.Соловьев и характеризует этот процесс как Богочеловеческий, который совпадает с собственно историческим процессом. Результатом этого процесса истории является всеединство с Богом, которое трактуется В.С.Соловьевым как возможность воплощения Царства Божьего на земле. Идеал такого общества В.С.Соловьев видел в свободной теократии, при которой нравственная власть принадлежит Церкви и ее первосвященнику, сила – царю, как персонифицированному выразителю государственности, а право живого совета с Богом – пророкам, «обладателям ключей будущего».

Царство Божие для своего действительного явления в этой жизни требует совершеннейшей общественной организации, которая и вырабатывается всемирной историей. Нормальным обществом В.С.Соловьев считал то, в котором все сферы общественной жизни, сохраняя свою относительную самостоятельность, взаимно дополняют друг друга как составные части одного органического существа, необходимые друг для друга так, что их положительные действия взаимно усиливают друг друга, а отрицательные – нейтрализуют. Практическую реализацию Божественного замысла свободной теократии в земной истории В.С.Соловьев связывал с гармоническим единением трех, разорванных в реальном историческом процессе, сфер деятельности: экономической – общество, политической – государство и духовной – вселенская церковь, которая и объединит, «покроет» два других, иерархически более низких, начала. Оптимальным вариантом такого взаимодействия в современном ему российском обществе он считал взаимодействие церкви, государства и земства; церковь при этом обеспечивает нравственное, государство – политическое, а земство – экономическое руководство обществом.

Главным препятствием на пути построения свободной теократии является раздвоенность, разделенность мира на две полярные крайности – восточную (мусульманскую) и западно-европейскую. Восток чрезмерно подчиняет личное начало общему, видит в Богочеловечестве только Бога, не замечая человека. Запад же утверждает чрезмерную независимость частного от общего, доходя до полного отрицания последнего и видения в Богочеловечестве только человека. В наибольшей степени противоречия между Востоком и Западом проявились в расколе единой христианской церкви, суть которого заключалась в том, что «христианский Восток был слишком созерцателен, а Запад слишком практичен».

Но история не сводится к постоянной борьбе этих двух крайностей, которая ведет в дурную бесконечность, в никуда. Поэтому в истории действует «третья сила», сила-посредница, которая дает положительное содержание двум первым, освобождает от их односторонности, примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов. Народ, на который Провидением возложена эта ответственная историческая миссия, согласно В.С.Соловьеву, действует не от себя, осуществляет не свое. Через органический синтез этих трех сил и реализуется сокровенный смысл истории. Таким образом создается цельность общечеловеческого организма, или всечеловечества, обеспечивается его постепенная эволюция в формах «нормальной жизни».

В 70–80-х гг. XIX в. В.С.Соловьев верил, что на роль третьей силы, через которую осуществится Промысел Божий, призвано славянство, в первую очередь, русский народ. В этом заключалась мессианская идея В.С.Соловьева, то есть представление об особой миссии России в мировой истории. Но возможность реализации Россией своей миссии отнюдь не предопределена. Если первые две силы уже вполне выразили себя в западном и мусульманском мире, то России еще надлежит стать достойной своего призвания, много потрудиться на этом поприще. Дальнейший прогресс истории зависит от того, сможет ли Россия понять и осуществить свое призвание «тихим и умным деланием».

Но в силу исторических обстоятельств на Западе сохранила свою независимость католическая церковь, возвышающаяся над государствами и народами, что делает ее оплотом духовной жизни общества. В России приоритетное развитие получило православное государство во главе с белым Монархом, то есть монархом милостью Божией, уже объединившее в своем лоне множество народов различных верований. Оно и призвано стать политической опорой общества свободной теократии на земле.

К концу жизни В.С.Соловьева стало постигать разочарование в мессианском предназначении России, во вселенской теократии. Реакцией на это разочарование стало сочинение «Три разговора» с включенной в него «Повестью об антихристе».

Таким образом, историософская проблематика совершает у В.С.Соловьева полный цикл развития: начав с поиска смысла истории, пройдя через идею теократии, она завершается апокалипсисом конца истории. Надежда на Царство Божие переносится в эсхатологическое безвременье по ту сторону земной жизни.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.