Выбор темы выпускной квалификационной работы Рыбинцев А.И., Балашов А.В, Подковыров И.Ю.,
Орлова Т.Ф., Гиченкова О.Г., Конотопская Т.М.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Для направления подготовки
Садоводство»
(квалификация бакалавр)
Волгоград, 2015
УДК
ББК
М-54
Рецензент заведующий кафедрой растениеводства и кормопроизводства Волгоградского ГАУ кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Михальков Д.Е.
М-54 Рыбинцев А.И., Балашов А.В, Подковыров И.Ю., Орлова Т.Ф., Гиченкова О.Г., Конотопская Т.М. Методические указания к выполнению и защите выпускных квалификационных работ для направления подготовки 35.03.05«Садоводство» (квалификация бакалавр). - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2015. – 36 с.
В методических указаниях даны рекомендации по подготовке к защите, написанию и оформлению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Методические указания предназначены для студентов по направлению подготовки 35.03.05 «Садоводство».
Рассмотрено и рекомендовано для издания на заседании кафедры садоводства, селекции и семеноводства протокол № 10 от «16» марта.2015 г. Рекомендованы учебно-методическим советом Волгоградского ГАУ (протокол № ____ от «___» _________.2015 г).
УДК
ББК
© ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», 2015
© Коллектив авторов, 2015
Содержание
|
| стр.
| 1.
| Общие положения
|
| 2.
| Цель и задачи
|
| 3.
| Выбор темы выпускной квалификационной работы
|
| 4.
| Структура и содержание выпускной квалификационной работы бакалавра
|
| 5.
| Требования к оформлению текста и подготовке рукописи
|
| 6.
| Рекомендации по подготовке доклада
|
| 7.
| Рекомендации по подготовке презентации
|
| 8.
| Представление и порядок защиты выпускной квалификационной работы
|
|
| Приложение 1. Примерные темы выпускных квалификационных работ
|
|
| Приложение 2. Образец оформления титульного листа
|
|
| Приложение 3. Образцы оформления списка использованных источников
|
|
Общие положения
Совокупность требований к выпускной квалификационной работе регламентируются федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ № 501 от 28 октября 2009 года. Её защита является итоговой государственной аттестацией студентов, оценка на соответствие присуждаемой квалификации.
В данных методических указаниях приводятся рекомендации по содержанию, объёму и структуре выпускной работы бакалавров, а также по подготовке доклада и презентации.
Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра представляет собой активную и творческую форму образовательного процесса, которая расширяет, углубляет, обобщает, систематизирует и закрепляет полученные студентами в процессе обучения общекультурные и профессиональные компетенции. Её подготовка к защите призвана содействовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, умений и навыков, приобретенных за время прохождения учебных и производственных практик на предприятиях АПК.
Процесс выполнения выпускной работы формирует способности к анализу текущей ситуации на производстве, самостоятельному и творческому мышлению, умению принимать решения в различных ситуациях, подготавливает студента к профессиональной деятельности. Поэтому выбор темы, сбор и анализ фактического материала, постановку полевых опытов и лабораторных экспериментов необходимо проводить заблаговременно (на втором-третьем курсе обучения) во время прохождения производственных и учебных практик и по согласованию с дипломным руководителем.
Цель и задачи
Целью выполнения выпускной квалификационной работы по направлению подготовки является формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранной специальности, систематизация полученных теоретических знаний, закрепление навыков самостоятельного проведения научно-исследовательской работы, закрепление профессиональных компетенций, освоенных студентами в процессе реализации всей образовательной программы. Достижение данной цели предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач, важнейшими их которых являются:
1. определение направления работы в рамках приобретаемой профессии и федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
2. обоснование актуальности и новизны выбранной темы, её оценка с позиций современного развития производства и возможности внедрения на предприятиях региона;
3. разработка методических аспектов исследования с учётом рекомендаций ведущих учёных и возможностей приборной базы университета;
4. анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта в решении производственных задач, изучение фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым в выпускной квалификационной работе;
5. обоснование технологических и экономических особенностей современного производства плодовой, ягодной, овощной продукции или предоставления садоводческих услуг;
6. доказательное формирование собственной позиции в рамках исследуемых вопросов;
7. подготовка к публичной защите выпускной квалификационной работы в виде доклада и презентации.
Выбор темы выпускной квалификационной работы
Выполнение ВКР начинают с выбора направления профессиональной специализации и темы. В федеральном государственном образовательном стандарте направления подготовки 35.03.05 «Садоводство» определены следующие профессиональные области деятельности выпускников:
- разработка технологий выращивания садовых культур;
- организация и производство, хранение и первичная переработка продукции плодовых, овощных, лекарственных и эфиромасличных культур, винограда;
- проектирование, озеленения и эксплуатация садово-парковых и ландшафтных объектов;
- создание новых сортов.
Объектами выполнения научных исследований в рамках дипломной работы являются: плодовые деревья, плодово-ягодные кустарники, декоративные, овощные, лекарственные культуры, виноград и их сорта, генетические коллекции садовых растений, селекционный процесс, вредные организмы и средства защиты растений от них, технологии производства продукции садоводства, садово-парковые ландшафты, почва и её плодородие, сады и виноградники, культивационные сооружения для выращивания садовых культур.
При выборе направления и формулировании темы рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
Овощеводство – область науки об овощных и бахчевых растениях, изучающая разнообразие форм, особенности их биологии, эффективные приемы выращивания высоких и устойчивых урожаев при наименьших затратах труда и средств.
При формулировки темы по данному направлению необходимо использовать следующие ключевые фразы, являющиеся предметом изучения в овощеводстве.
Биологические особенности овощных и бахчевых растений и их связь с продуктивностью и качеством продуктивных органов. Агроэкологическая оценка различных видов овощных культур.
Видовые и сортовые реакции овощных растений на комплекс и отдельные факторы внешней среды, их влияние на продуктивность посевов и качество урожая.
Способы повышения продуктивности овощных растений путем воздействия на них внешних условий (оптимизация условий внешней среды, предпосевная и предпосадочная обработка семян и посадочного материала, применение росторегулирующих веществ, размещение в пространстве надземных органов и корневых систем).
Агротехнические приемы повышения качества овощной продукции (содержание витаминов, углеводов, минеральных солей, ферментов, биологически активных веществ). Разработка приемов снижения в овощах содержания токсичных веществ: нитратов, тяжелых металлов, радионуклидов и пестицидов.
Разработка низкозатратных, экологически безопасных технологий возделывания овощных культур в открытом и защищенном грунте.
Природные ресурсы овощеводства и бахчеводства и их охрана. Конвейерное поступление овощей из открытого и защищенного грунта в целях расширения сроков потребления. Расширение ассортимента и интродукция новых сортов и культур.
Разработка дифференцированного и комплексного использования природных ресурсов при минимальном воздействии на агроэкосистему.
Приспособленность овощных растений к местным почвенно-климатическим и погодным условиям. Регулирование микроклимата за счет оптимального размещения растений на склоне, использования лесополос, укрытий из полимерных материалов, посева кулис, тщательной прополки; уплотнение основной культуры дополнительной (интеркроппинг), защита посевов и посадок от вредителей и болезней.
Повышение плодородия почвы в органо-биологическом земледелии, использование адаптивного потенциала культивируемых видов и сортов овощных и бахчевых культур, почвозащитных севооборотов – центрального звена в экологическом овощеводстве; минимализации систем обработки почвы, оптимизации питания овощных растений. Разработка биологических методов зашиты основных овощных культур от вредителей, болезней и сорняков, биологической мелиорации орошаемых земель.
Реакции высокоурожайных видов (сортов) овощных и бахчевых растений на предшественники, приемы обработки почвы, способы, сроки, глубину и нормы, посева, виды, дозы и сочетания макро- и микроудобрений, приемы ухода за растениями; на способы и сроки уборки, на химические средства защиты растений.
Сорта и элементы сортовой агротехники и влияние агротехнических приемов на возможность механизированного выращивания и уборки, урожайность и товарные качества продукции, в том числе сохраняемость. Способы снижения потерь и повышения качества овощей (стандартно-товарная обработка, хранение и транспортировка). Роль сорта в индустриальной технологии.
Экологический и технологический паспорт сорта.
Рассадный и другие способы выращивания овощных растений. Биологические и организационные основы метода рассады и их значение для крупного промышленного производства. Интенсивные технологии производства рассады для открытого и защищенного грунта.
Площади питания, применяемые схемы размещения растений и их обоснование. Современные тенденции в совершенствовании размещения растений.
Научные основы и промышленные технологии производства овощей в защищенном грунте. Организационно-технические основы, агротехнические приемы защищенного грунта. Влияние систем использования и особенностей эксплуатации сооружений (культурообороты, уход за сооружениями, грунтами, мероприятия по защите от вредителей и болезней) на микроклимат и урожайность. Интенсивные технологии выращивания отдельных культур (огурец, томат, перец, грибы, зеленные и т.д.)
Агротехническая оценка (технологические показатели, влияние на урожайность и качество продукции) культивационных и других сооружений, оборудования, материалов (субстраты, пленка), систем использования культивационных сооружений (культурообороты).
Плодоводство, виноградарство – научная область, объединяющая проблемы, связанные с производством продукции плодоводства, виноградарства и декоративного растениеводства (цветоводства, древоводства и газоноводства), выращиванием посадочного материала и разработкой основ размножения садовых культур.
Формулировка темы по плодоводству, виноградарству или декоративному садоводству, а также содержание выпускной работы должны отражать одно или несколько следующих направлений:
Биологические особенности пород и сортов плодовых, декоративных растений, газонных трав и винограда, их хозяйственных признаков и свойств в связи с обоснованием возделывания в различных почвенно-климатических зонах и разработкой систем и отдельных приемов агротехники; обоснованием использования садовых растений в городских и сельских ландшафтах, а также в интерьере.
Биологические основы размножения винограда, плодовых, декоративных растений и газонных трав, разработка отдельных приемов и технологических циклов выращивания посевного и посадочного материала.
Разработка основ агротехнических систем и приемов, повышающих устойчивость плодовых, декоративных растений, газонных трав и винограда к неблагоприятным условиям среды.
Разработка приемов контроля над сортовыми признаками и качеством посевного и посадочного материала плодовых, декоративных растений, газонных трав и винограда в процессе его выращивания в открытом и защищенном грунте.
Обоснование структуры и конструкций различных типов насаждений винограда, плодовых, декоративных растений и газонов.
Разработка систем мероприятий и отдельных приемов закладки насаждений винограда, плодовых, декоративных растений и газонов (выбор и оценка места, предпосадочная подготовка почвы, организация территории, размещение растений).
Изучение систем и отдельных приемов выращивания высоких и устойчивых урожаев плодов, ягод, винограда и декоративной продукции высокого качества (системы содержания почвы, удобрение, орошение, формирование и обрезка растений).
Разработка эффективной технологии уборки урожая плодовых культур и продукции декоративного садоводства.
Комплексная оценка сортов винограда, плодовых, декоративных растений и газонных трав для использования в садах, ландшафте и интерьере, разработка сортовой агротехники.
Введение винограда в культуру и распространение ее по районам Нижнего Поволжья и Дона. Формирование коллекций и очагов и сортимента культурного винограда.
Влияние экологических и антропогенных факторов на рост, развитие, плодоношение виноградного растения, его урожайность и качество виноградной продукции. Специализация зон возделывания по направлению использования различных видов продукции виноградарства.
Совершенствование сортимента винограда с учетом обеспечения получения экологически-безопасной и конкурентноспособной продукции.
Разработка прогрессивных экономически рентабельных способов реконструкции и ремонта садов и виноградников, элементов технологии возделывания плодовых, ягодных растений и винограда на склонах.
Разработка биологических основ и технологических приемов выращивания винограда в защищенном грунте.
Совершенствование методов биотехнологии в плодоводстве, декоративном садоводстве и виноградарстве (регуляторы роста, микроклонального размножения и др.).
Совершенствование способов уборки урожая винограда, товарной обработки и первичной переработки.
Разработка биологических основ и технологических приемов частного виноградарства (столовое виноградарство, производство сушеного винограда, других видов безалкогольной продукции).
Выбирая тему, следует учитывать требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам. Они должны:
- иметь научное и практическое значение, давать конкретные решения вопросов плодоводства, овощеводства и виноградарства, декоративного садоводства и ландшафтного озеленения, селекции и семеноводства применительно к разным типам хозяйств и формам собственности.
- более глубоко прорабатывать технологические приемы производства в данных отраслях.
- выполняться в условиях, обеспечивающих научную достоверность экспериментальных и расчетных данных.
Тема выпускной квалификационной работы должна содержать наименование хозяйства, на базе которого проводились исследования, а также его территориальное местоположение.
Студентам, имеющим связь с сельскохозяйственным производством, целесообразно выбирать темы, актуальные в решении складывающихся проблем. При формулировке заглавия работы следует опираться на примерные темы, приведённые в приложении 1.
Студент совместно с предполагаемым дипломным руководителем, должны выбрать тему, наиболее удовлетворяющую их интересам и возможностям успешного выполнения. Целесообразно выбирать тему до выезда на учебные и производственные практики на втором-третьем курсе обучения.
Для утверждения сформулированного заглавия, студент подает заявление в деканат, в котором указывает:
- свои фамилию, имя, отчество, курс и группу;
- тему выпускной квалификационной работы;
- название выпускающей кафедры;
- фамилию, имя, отчество и должность предполагаемого руководителя.
Заявление подписывает заведующий кафедрой, к которой прикрепляется студент для выполнения выпускной квалификационной работы и декан факультета.
На основании этого заявления издаётся соответствующее распоряжение о закреплении темы, назначении руководителя и консультанта.
4. Структура и содержание выпускной квалификационной работы бакалавра
Объем выпускной квалификационной работы должен составлять 60-80 страниц компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала. Выпускная квалификационная работа состоит их следующих основных разделов:
Введение:(1-3 стр.) – является важной частью работы. В нем должно отражаться следующее: новизна и актуальность темы для совершенствования производства продукции или расширения и углубления научных знаний в изучаемой области (для работ поискового и исследовательского направления); перспективы изучения вопроса на современном уровне.
Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным проблемам, решение которых может обеспечить значительный вклад в развитие АПК региона и России. Рекомендуется отметить, в какой степени исследуемые вопросы рассмотрены в научной литературе. Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то необходимо указать, какие вопросы в ней решены не полностью, а каким уделено особое внимание;
Обзор литературы(10-15 стр.) В соответствии с темой ВКР дается обзор литературы по изучаемому вопросу, излагаются данные науки и передового опыта. Этот раздел строится по принципу постепенного суживания диапазона рассматриваемых вопросов от общих данных к более конкретным по теме работы.
Работу следует начинать с изучения состояния вопроса, что позволит определить основное направление и содержание работы.
С начала работы студент должен завести библиографическую картотеку и заносить в нее каждую выделенную по теме книгу, журнальную статью и др. Указываются фамилия, автора, инициалы, полное название книги или статьи, место и год издания; для журнальных статей – дополнительно название журнала, номер, место, год выпуска.
В обзоре литературы помещаются сведения о биологических и экологических особенностях культуры, ареалах естественного произрастания в природе и районах культивирования, как в мире, так и в России, приводится хозяйственное значение изучаемых растений, описываются сорта и их питательная ценность, область применения. Если объектом изучения являются технологии, приёмы и способы культивирования, то приводится эволюция их возникновения и развития, тенденции мирового производства.
Ссылки на используемые источники помещаются после их упоминания в квадратных скобках цифрой, которая обозначает номер библиографической ссылки по списку литературы, приведённому в алфавитном порядке в конце выпускной квалификационной работы.
Пример оформления ссылки на литературный источник:
|