Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Методология количественного подхода

Федеральное агентство по образованию

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОУВПО «АмГУ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой социологии

_____________ В.В.Проказин

«______»___________2007г.

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

для специальности 040201 – «Социология»

 

 

Составитель: Е.П.Селькова, ассистент

 

Благовещенск

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

факультета cсоциальных наук

Амурского государственного

университета

Селькова Е.п. (составитель)

Методология и методика социологического исследования: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 040201 «Социология». – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2007. – с.

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 040201 – «Социология». Комплекс содержит программу дисциплины, краткие конспекты лекций, вопросы к зачету, тесты, списки основной и дополнительной литературы.

 

 

Ó Амурский государственный университет, 2007

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

2. Содержание дисциплины

2.1 Стандарт (по предмету)

2.2 Наименование тем лекционных занятий, их содержание, объём в часах

2.3 Семинарские занятия, их объем в часах

2.4 Самостоятельная работа

2.5 Темы курсовых работ

2.5.1 Требования к написанию курсовой работы

2.5.2 Статистический пакет SSPS

2.6. Вопросы для подготовки к экзамену

2.7 Критерии оценки знаний студентов

2.8 Тест 1,2

3. Учебно-методические материалы по дисциплины

3.1 Рекомендуемая литература



3.2 Краткое содержание лекционного курса

4. Учебно-методическая карта дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс по дисциплине “Методология и методика социологического исследования” рассчитан на соответствующую методическую помощь студентам - социологам с акцентом на следующих проблемно-тематических направлениях:

1) теоретико-методологические основы социологического исследования: особенности предмета и метода социологических исследований, существующих теоретических подходов, понятийного аппарата, необходимого для разработки методологии социологического исследования, их использования применительно к конкретной исследовательской проблеме; структура и содержание программы социологического исследования; разработка концептуальной и операциональной исследовательской модели; определение исследовательских переменных, формулировка гипотез социологического исследования; особенности построения показателей, индикаторов, шкал, индексов и конструирование их применительно к конкретной исследовательской проблеме; особенности организации проведения отдельных видов социологического исследования;

2) методы сбора данных и обработки данных в социологическом исследовании и умение применить их в соответствии с задачами социологического исследования;

3) анализ и обобщение данных в социологическом исследовании: способы обобщения и представления данных социологического исследования; структура и логика разработки научного отчета и уметь его подготовить.

Данное пособие составлено с учетом рекомендаций учебно-методического отдела АмГУ и включает следующие разделы:

- цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе;

- содержание дисциплины;

- учебно-методические материалы по дисциплине;

- учебно-методическая карта дисциплины.

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

"Методология и методика социологического исследования" - дисциплина в системе учебной подготовки специалистов, прежде всего в области непосредственно социологической науки. Курс читается в 3 - 4 семестрах в объеме 180 аудиторных часов, где 90 часов - лекционных и 90 часов - семинарских занятий. Целями курса является формирование у студентов по специальности 020300 - "Социология":

1) достаточного комплекса знаний, умений, навыков, учета нравственно-психологических критериев и требований (при осуществлении методически и технически адекватных форм и приемов): подготовки конкретных социологических исследований (КСИ) через разработку и определение видов, программы, плана, гипотез различного уровня, логического анализа основных понятий, особенностей измерения изучаемых социальных явлений и процессов, выборочных методов;

2) сбора социологической информации ("первичных социологических данных") с использованием - в зависимости от тематической направленности КСИ - методов опроса (анкетирование, почтовый, телефонный, прессовый опросы, интервью), наблюдения, анализа документа, экспертной оценки, социологического эксперимента, социометрии, измерения социологических установок;

3) подготовки собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ или "вручную";

4) анализа обработанной информации, путем обобщения и отображения результатов КСИ, многомерного анализа данного социологического информационного материала, интерпретации полученных данных, формулировки выводов и практических рекомендаций, подготовки научных отчетов, прогнозирования возможных социальных процессов, включая методы инновационных игр, в целях использования результатов КСИ в управленческой деятельности.

Выявление сущности КСИ как системы правил о познании причин зарождения, механизма функционирования и направленности развития социальных явлений и процессов в опросе на эвристические принципы принятой в общественной науке некоторой (определенной) теоретической парадигмы. Ознакомление студентов с методами и формализованными процедурами проведения КСИ, социоинженерной деятельности, верифицированных практическим опытом. Раскрытие студентам содержательной сути методологического, методического и процедурно-технического уровней КСИ, ради получения некой социологической эвристической модели, как основы для объяснения и применения на практике изученного социального явления. Обучение студентов строить максимально валидные прогностические модели социальных явлений соответствующие (с допустимыми погрешностями) объективным гносеологическим реалиям, не зависящих от существующего состояния массового сознания либо социальных институтов и пригодных для достаточно адекватных научных прогнозов. Аргументированные доказательства важности для позитивных социальных изменений объективного процесса развития социологической теории и эмпирики, логика становления и прогресса которых качественно отлична от логики становления естественных наук. Глубокое изучение и овладение студентами определенной суммы знаний о понятии КСИ, правилах (законах) подготовки и осуществлении КСИ, обработки, анализа, интерпретации их результатов с последующими объективными прогнозами в русле тех или иных социальных явлений, а также уяснение реальных возможностей КСИ для удовлетворения различных общественных потребностей в целях недопущения "социологических иллюзий" и проведения данного КСИ в теоретически выдержанном, методически и технически грамотном аспекте. Верное представление о понятиях метода, методики, техники, процедуры, инструментария в КСИ. Перечень основных умений и навыков, приобретаемых студентами при изучении "Методологии и методики КСИ":

1) полноценное представление о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о взаимосвязанных социальных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;

2) глубинное представление о тенденциях изменения российского общества, основных факторах, влияющих на образование новых страт; понимание механизма горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияния на изменение социальной структуры общества;

3) знание основных составляющих структуры личности, понятие социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института;

4) знание основных видов социальных общностей, основ их формирования и характера функционирования, в т.ч. квазигрупп, как неустойчивых, кратковременных социальных образований; знание особенностей групповых взаимодействий, способов изучения групповой динамики, групповой организации;

5) знание специфики изменения организации (системных подход, открытые и закрытые системы, функциональный подход, социально-психологический подход);

6) определение характера взаимодействия организации с внешней средой;

7) знание основных характеристик структуры управления, сущности управленческого контроля, его видов, методов, пределов;

8) умение и знание выделения в социальной реальности основных типов социальных процессов;

9) владение ситуативным, структурно-функциональным и факторным анализом, определение понятия "метод", "техника", "методика", "процедура" применительно к КСИ;

10) владение системной КСИ, знание их основных этапов;

11) владение основными методами и техникой измерения социологической информации, признаков, характеризующих объект исследования, используя шкалы

12) свободное и уверенное владение основными методами КСИ; умение разрабатывать необходимый для этого инструментарий и осуществлять контроль факторов в социальном эксперименте;

13) владеть навыками формирования выборочной совокупности, ее оценок и видов, умение рассчитывать ошибку выбора, репрезентативности, степень достоверности;

14) умение на базе адекватного представления о понятии КСИ, методе, методике, технике и процедуре в КСИ определить программу КСИ, выборку КСИ, социальные показатели и их измерения, осуществить анализ документов, применить метод наблюдения, опрос, социометрию, социальный эксперимент, реализовать методы и процедуру инновационных игр, методы анализа и обработки социологической информации, подготовить научные основы, аналитические справки.

Междисциплинарные логические связи

Данная дисциплина взаимосвязана с такими дисциплинами как "Социология", "Философия", "Психология", "Социальная психология", "Логика", усвоение которых студентами необходимо для изучения основ "Методологии и методики конкретного социологического исследования".

Социология

Разделы: "Эмпирическое в социологическом исследовании".

"КСИ: от мифологии к науке".

"Теоретико-методологические основы КСИ".

"Подготовка КСИ."

"Сбор социологической информации (первичных социологических данных)".

"Подготовка первичной социологической информации к обработке и её обработка на ЭВМ и вручную".

"Анализ и использование результатов КСИ".

"Социологический практикум (задачник) в сфере КСИ".

Философия

Разделы: "Человек во вселенной и в информационно-техническом мире".

"Личность".

"Общество".

"Культура и цивилизация".

"Познание".

"Наука".

"Мир повседневности".

"Проблемы и перспективы современной цивилизации".

Психология

Разделы: "Практика психологии труда, инженерии и управления".

"Педагогическая психология и психология развития".

"Психологические тесты и психологический практикум".

"Сознательное и подсознательное (бессознательное) в личности".

Социальная психология

Разделы: "Социометрия. Тесты и тестирование".

"Трансактный анализ".

"Стратометрия".

"Основные методы социальной психологии".

"Системное применение методов социальной психологии".

"Конфликт. Исследование и диагностика, коррекция и управление конфликтом и социальной напряжённостью".

"Методы психотерапии и коррекции семейных отношений".

"Методика выявления социометрической структуры группы".

"Психогеометрическая методика экспрес-диагностики типа личности (респондента) на основе наблюдения элементов поведения".

"Практическое руководство по менеджменту личности".

"Тренинг умения вести разговор (беседу), в том числе проблемной ситуации психологического консультирования".

"Методика проведения брейнстроминга (групповой метод порождения идей)".

"Нейролингвистическое программирование, оптимизация общения и принятия решений".

"Социально-психологическая сущность толпы и характеристика различных её видов".

"Методы социально-психологического воздействия".

"Социально-психологические аспекты общественного мнения и массовой коммуникации".

"Социальная психология в маркетинге".

"Социальная психология в политике".

"Качественные методы в социальной психологии.

Фокус-группы".

Логика

Разделы: "Диалектическая и формальная логика".

"Логика как наука о правилах умозрения".

"Виды логических знаков и соотношения между ними".

"Пути и способы доказательств".

"Понятия, их структура и виды".

"Общие сведения о суждениях и умозаключениях".

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Госстандарт по дисциплине "Методология и методика социологического исследования"

Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования; методологическая роль теории в социологическом исследовании; виды социологического исследования; программа социологического исследования; концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования; переменные в социологическом исследовании; гипотезы социологического исследования; измерение в социологическом исследовании; социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании; шкалы и индексы в социологическом исследовании; выборка в социологическом исследовании; методика, техника и процедура в социологическом исследовании; количественные и качественные методы в социологическом исследовании; метод наблюдения; метод опроса; метод интервью; метод экспертных оценок; социометрия; социальный эксперимент; метод фокус-групп; метод исследования случая (case study); биографический метод; анализ и обработка данных в социологии; многомерные методы анализа данных; обобщение данных и представление результатов; подготовка и представление научного отчета.

2.2 Наименование тем лекционных занятий, их содержание, объём в часах

№ п/п Наименование тем лекционных занятий Объём в часах
1 Семестр
Методология количественного подхода
Программа и план КСИ: основные элементы и блоки.
Логический анализ основных понятий на этапе подготовки КСИ.
Измерение социальных явлений и процессов в ходе КСИ.
Выборочный метод в КСИ.
Основные виды исследований в количественном подходе
Методология качественного подхода
Итого за 1 семестр
  2 Семестр  
Методология качественного подхода
Основные виды социологического исследования в качественном подходе.
Процесс сбора социологической информации.
Опрос в КСИ.
Наблюдение в КСИ.
Анализ документов в КСИ.
Метод экспертной оценки в ходе КСИ.
Социологический эксперимент в КСИ.
Методы социометрии в КСИ.
Измерение социальных установок в КСИ.
Проблемы анализа и использования результатов КСИ в общественной практике.
Обобщение и отображение результатов КСИ
Многомерный анализ социологической информации
Интерпретация данных КСИ
Прогнозирование социальных процессов
Применение результатов КСИ в сфере управленческой деятельности
Итого за 2 семестр
Итого за 2 семестра
       

Семестр

Тема 1. Методология количественного подхода

Уровни методологического познания в социологическом исследовании. Методология количественного подхода (общая характеристика) История становления количественного подхода. Критерии научного знания. Фокус исследовательского интереса количественного подхода. Исследовательская ориентация количественного подхода. Объект исследования в русле количеств6енного подхода.

Качество исследования в количественном подходе. «Асимметрия приписывания» в социологическом исследовании. Методы проверки качества.

Тема 2: Программа и план КСИ: основные элементы и блоки

Формулирование проблемы соответствующего КСИ. Предмет и объект исследования. Определение предварительных понятий и гипотез. Выбор методов КСИ. Процедура и организация конкретного социологического исследования (с приведением примеров: из сферы социологии труда, экономики или управления).

Понятие программы КСИ и определение плана его реализации. Программа КСИ - реализация общетеоретических и методологических принципов теории познания, общесоциологической и специальных социологических теорий. Программа как теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Теоретическое осмысление исследуемой проблемы - исходная посылка составления программы КСИ. Структура программы.

Определение целей и задач в КСИ. Типы задач: основные, не основные, теоретические, прикладные. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта.

Гипотезы в КСИ, их научная обоснованность. Принцип проверяем ости гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования. Типы гипотез.

Концептуальный аппарат исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Зависимость концептуального аппарата от теоретического уровня разработки исследуемой проблемы.

Метод, методика, техника и процедуры как органически составные части КСИ. Понятие метода в социологии. Функции и статус метода в исследовании и решении проблемы построения и организации исследовательской деятельности. Философские, логические, общенаучные методы и методы социологии в КСИ. Принцип адекватности методов задачам, предмету и концепции исследования. Метод как правило действия. Практическое и эвристическое значение метода в социологии. Понятие методического комплекса в КСИ. Классификация социологических методов.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.