Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинарские занятия, их объём в часах

№ п/п Наименование тем семинарских занятий Объём в часах
1 Семестр
Конкретное социологическое исследование (КСИ)
Типы социологических исследований
Программа как организационная основа социологического исследования
Область целеполагания в социологическом исследовании
Концептуальная схема социологического исследования
Формулировка гипотез
Первичное измерение социальных характеристик
Выборочный метод в социологии
Итого за 1 семестр
  2 СЕМЕСТР  
Методы и техника сбора данных в КСИ (общая характеристика)
Массовый опрос
Изучение бюджетов времени
Наблюдение
Включенное наблюдение
Эксперимент
Анализ документов
Социометрическая методика исследования малых групп
Метод экспертных оценок
Фокус – группа
Фокусированное интервью
Анализ эмпирических данных (в русле классического подхода)
Итого за 2 семестр
Итого за 2 семестра

Семестр

Семинар 1Конкретное социологическое исследование (КСИ).

1. Основные вопросы теории /методологии, методов, техники / процедуры КСИ.

2. Организация работы в региональных и отраслевых социологических службах.

3. Организация работы полевой лаборатории.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Что такое КСИ?

2. Что такое методология, методика, метод, процедура, инструментарий?

3. Понятие, способы и этапы организации КСИ.

4. Каковы основные нормативные документы по организации и проведению КСИ, их содержание?

5. В чем заключаются главные принципы КСИ и требования к его реализации?



6. Что следует понимать под социологической службой, полевой социологической лабораторией (ПСЛ)?

7. Какова структура социологической службы, ПСЛ?

8. В чем заключаются цели и задачи организации социологической службы, ПСЛ, специфика их деятельности?

9. Каковы сущность и особенности работы отделов социологической службы, ПСЛ: а) основного (аналитический, опросная сеть, обработки социологической информации); б) вспомогательного (менеджеров, обеспечения научно-исследовательских работ, контроля качества полевых исследований)?

10. Как организовать взаимодействие подразделений социологической службы, ПСЛ в ходе выполнения исследовательского проекта?

11. Что собой представляет ключевой документ, регламентирующий отношения между Заказчиком и Исполнителем КСИ? Каковы его главные разделы?

12. Каковы суть, особенности и значение следующих документов (определяющих параметры КСИ): а) “техническое задание”; б) “протокол соглашения о договорной цене”; в) “календарный план”; г) “акт сдачи-приёмки работ по Договору”?

13. Что такое “Сетевой график осуществления научно-исследовательских работ”, и каковы его основные позиции?

14. Как раскрыть содержание работы социологической службы (группы), состоящей из трех взаимосвязанных подразделений: а) теоретической подгруппы (социологов-профессионалов); б) экспертной подгруппы (специалистов, имеющих прямое отношение к исследуемому объекту); в) полевой подгруппы (лиц, изъявивших желание и могущих принять участие в исследовании).

15. Организация социологической службы университета (АмГУ) по изучению особенностей студенческой жизни, учебы.

16. Организация ПСЛ (силами социологического отделения АмГУ) по исследованию аспектов проблематики развития Амурской области, г. Благовещенска.

17. Правовые, этические аспекты работы социологической службы, ПСЛ.

 

Семинар 2Типы социологических исследований.

1. Социологическое исследование, социологическое обследование и социальное исследование: сравнительный анализ понятий.

2. Основные виды социологических исследований:

а) формулятивное (разведывательное); дескриптивное (описательное); аналитическое; повторно – сравнительное;

б) теоретико-прикладное; практико-прикладное;

в) фундаментальное; прикладное; квазифундаментальное; разведывательное;

г) разовое; повторное (панельное, логитюдное)

3. Оперативные опросы как экспресс-зондаж общественного мнения.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. В чем заключается отличие понятий «социологическое исследование», «социологическое обследование» и «социальное обследование»?

2. Раскройте сущность понятий: а) разведывательное исследование; б) оперативные опросы, их виды; в) описательное исследование; г) аналитическое исследование?

3. Чем обусловлен вид социологического исследования?

4. Назовите этапы социологического исследования.

5. Кто из исследователей впервые провел панельное исследование?

6.Когда была разработана методика и техника конкретных социологических исследований?

 

Семинар 3Программа как организационная основа социологического исследования.

1. Понятие, функции и структура программы социологического исследования.

2. Требования к программе КСИ.

3. Понятие проблемной ситуации, проблемы социологического исследования. Гносеологический и предметный аспекты проблемы

4. Схема процесса разработки проблемы.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Что такое программа исследованияи каковы ее основные функции?

2. Назовите основные структурные компоненты программы со­циологического исследования.

3. Какие функции реализуются в каждой составной части про­граммы?

4. Подумайте, какими причинами объясняется необхо­димость составления программы социологического исследования?

5. Почему ее разрабатывают именно на первом этапе (в на­чале работ), а не одновременно со сбором информации?

6. С чем связана необходимость четкого формулирования в программе проблемы исследования?

7. Какие основные типы проблем могут изучаться социологи­ческими методами?

8. Внимательно посмотрите на приведенные ниже примеры проблем, которые можно исследовать методами прикладной социологии:

- противоречия между обществом, коллективом, личнос­тью, их негативные последствия, пути преодоления этих последствий;

- конфликты между поколениями (проблема «отцов и де­тей»); положительное и отрицательное в этом явлении профилактика негативных последствий;

- проблема повышения дисциплины в конкретном трудо­вом коллективе; пути сокращения негативных послед­ствий низкой дисциплинированности; предупреждение дисциплинарных нарушений.

9. Прокомментируйте перечисленные проблемы. К какому типу Вы бы отнесли каждую из названных проблем (теорети­ческая, прикладная, смешанного типа)?

10. Рассмотрите этот во­прос через призму конкретного объекта исследования (страны, региона, города, семьи).

 

Семинар 4Область целеполагания в социологическом исследовании.

1. Предмет и объект социологического исследования.

2. Определение его цели (целей). «Дерево целей».

3. Формулировка задач исследования. Виды задач.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Какое содержание вкладывается в понятие объекта исследования? Назовите основные характеристики, определя­ющие объект исследования. Приведите примеры возможного объекта исследования социологических проблем отклоняюще­гося поведения молодежи.

2. Определите понятие предмета исследования. Выде­лите основные признаки этого понятия. Укажите на связь объек­та и предмета в программе социологического исследования.

3. Что понимается под целью исследования и зада­чами исследования?

4. Каковы взаимосвязь и принципиальные различия этих двух понятий?

5. Какие типы целей исследования, на Ваш взгляд, наиболее часто используются в прикладной социологии?

6. Какие цели и какие задачи исследования можно сформулировать, изучая названные ниже противоречия:

- разводы в молодых семьях;

- вредные привычки школьников;

- низкая дисциплина в трудовых коллективах.

 

Семинар 5Концептуальная схема социологического исследования.

1. Уточнение основных понятий (теоретическая интерпретация).

2. Эмпирическая интерпретация основных понятий. Операциональная интерпретация. Операциональные определения.

3. Последовательный системный анализ объекта.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Объясните назначение интерпретации понятий в научном исследовании. В чем ее основной смысл?

2. Какие виды интерпретации понятий используются при изу­чении социальных явлений и процессов?

3. Назовите этапы, в рамках которых может проводиться эмпи­рическая интерпретация понятий.

4. Составьте схему эмпирической интерпретации понятия «причины девиантного поведения молодежи».

5. Составьте теоретическую интерпретацию понятия «досуг подростка». Чем, на Ваш взгляд, досуг отличается от понятия «свободное время» и «внерабочее время»? Какие основные признаки определяют эмпирическое со­держание понятия «досуг»?

6. Проделайте эмпирическую интерпретацию понятия «личные качества руководителя», выделив:

1) особенности стиля руководства;

2) профессиональную компетентность;

3) организаторские способности;

4) уровень социокультурной активности.

7. В качестве основы используйте пример вопросника № 2.

Бланк вопросника № 2: Ваше мнение о руководителе?

Используя пятибалльную шкалу, оцените личные качества руководителя. Самая высокая оценка - 5 баллов, самая низкая оценка - 1.

Личные качества руководителя да нет
Внимательный, интересуется жизнью и бытом подчиненных 5 4 3 2 1
Технически грамотный, знает свое дело 5 4 3 2 1
Способен быстро и самостоятельно принимать решения 5 4 3 2 1
Критически относится к своей деятельности 5 4 3 2 1
Умеет поддерживать хорошие взаимо­отношения в коллективе 5 4 3 2 1
Повышает свой технический уровень 5 4 3 2 1
Требовательный, умеет укреплять дисциплину 5 4 3 2 1
Непримирим к недостаткам в коллективе 5 4 3 2 1
Демократичный, прислушивается к мнению окружающих 5 4 3 2 1
Содействует техническому прогрессу, поддерживает рационализаторов 5 4 3 2 1
Умеет планировать, распределять и контролировать работу 5 4 3 2 1
Активен в общественной деятельности 5 4 3 2 1
Умеет привлекать подчиненных к решению служебных задач 5 4 3 2 1
Знает технологию производства 5 4 3 2 1
Стремится улучшать стиль и методы руководства 5 4 3 2 1
Разбирается в политических вопросах 5 4 3 2 1
Пользуется уважением и авторитетом среди подчиненных 5 4 3 2 1
Стремится внедрять новое, передовое 5 4 3 2 1
Способен организовать людей 5 4 3 2 1
Положительно относиться к реформам, переменам 5 4 3 2 1

 

8. Опираясь на приведенные ниже данные, выполните развернутую эмпирическую интерпретацию понятия «ценност­ные ориентации подростков в сфере досуга». Составьте структурно-логическую схему интерпретируемого понятия, выделив в ней «сетку характеристик», основные индикаторы (показатели) Укажите индексы, которые будут использоваться в анализе.

Ценностные ориентации подростков в сфере досуга:

Интересы Потребности Возможности
(Общественные, коллективные, семейные, личные. Совпадение интересов подростков, родителей, учителей, представителей правоохранительных органов, врачей. Противоречия во взглядах, точках зрения, оценках, позициях); (Потребности общества, коллектива, семьи, личности. Потребности необходимые, «по привычке», «как все». Престижные и непрестижные, разумные и неразумные, материальные и духовные, постоянные и временные, стабильные и неустойчивые); (Общества, коллектива, малой группы, подростка. Возможности финансовые, психоэмоциональные, коммуникативные. Расширение возможностей за счет личной активности, помощи друзей, родителей, государственных и общественных организаций);
а) постоянные интересы (устойчивые, повторяющиеся): - укрепление здоровья; - духовное (нравственное) совершенствование; - стремление к самовыражению; - желание занять лидирующие позиции; - социально - политические амбиции; - развлечения; - половые интересы; - занятия физкультурой и спортом; - отдых, перемена деятельности; а) позитивные потребности (общественно-полезные, безвредные): - потребность в общении; - формирование и утверждение своего «я»; - познание окружающего мира; - интеллектуальное развитие; - нравственное становление; - физическое самосовершенствование; - потребность в перемене деятельности а) объективные возможности (не зависят от подростков): - наличие родителей (полная или неполная семья); - их материальное состояние; - наличие друзей, родственников, соседей; жилищно-бытовые условия, наличие квартиры, дачи, автомобиля; - образ жизни, привычки, традиции окружающих людей;
б) временные интересы (неустойчивые, эпизодически возникаемые): - «похулиганить»; - «пошкодничать»; - «поухаживать»; - «поразвлечся» б) негативные потребности (социально неприемлемые): - развлечься в ущерб здоровью; - вредные привычки; - удовольствия в ущерб окружающим б) субъективные возможности (связанные с личностью подростка): - физические возможности (здоровье); - тип темперамента; - умственный потенциал

 

Ценностные ориентации подростков в сфере досуга
9. Попытайтесь графически изобразить выполненную Вами эм­пирическую интерпретацию понятия, взяв за основу приведен­ную ниже схему:

 

               
     
 
 
   

 

 


Продолжите расчленение интерпретируемого понятия по основным индикаторам (показателям). При определении ин­дексов используйте пятибалльную шкалу.

 

Семинар 6Формулировка гипотез.

1. Понятие гипотезы. Требования, которым должна удовлетворять «хорошая» гипотеза.

2. Типы гипотез.

3. Принципиальный (стратегический) план КСИ.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Что такое гипотезы исследования?

2. Почему их наличие обязательно в социологическом иссле­довании?

3. Какие типыгипотез чаще используются в социологическом исследовании?

4. Какие из них наиболее уместны при исследовании теоре­тических и прикладных проблем, на первоначальном этапе ра­бот и в процессе их завершения, в работе опытных и начинаю­щих социологов?

5. Назовите основные приемыформулирования гипотез, по­следовательность (очередность) процедур выдвижения гипотез.

6. Каким требованиямдолжны соответствовать сформулиро­ванные гипотезы?

7. Что такое «стратегический планисследования», его назначение, виды и формы?

8. Особенности разведывательного, аналитического и экспе­риментального планов исследования.

9. Календарный план, его возможные виды. Какие стороны (аспекты) исследования отражает календарный план?

10. Составьте примерный вариант календарного плана КСИ.

11. Какие мероприятия по подготовке исполнителей к предстоящим исследованиям обычно планируются в программе исследования?

12. Составьте краткий план таких мероприятий.

13. К каким последствиямможет привести отсутствие или недостаточно полное изложение каждого из разделов программы?

14. Какая зависимость прослеживается между отдельными со­ставными элементами программы исследования?

15. Назовите типичные ошибки вразработ­ке программы исследования.

16. Можно ли и в какой степени предотвратить возможные трудности в сборе, обработке и анализе информации на этапе разработки программы?

 

Семинар 7Первичное измерение социальных характеристик.

1. Понятие измерения в социологии. Конструирование эталона измерения.

2. Способы проверки процедуры первичного измерения на надёжность.

3. Номинальная шкала.

4. Порядковая шкала.

5. Интервальная шкала.

6. Шкала Л. Гутмана (упорядоченная номинальная шкала) и шкала равных интервалов Л. Терстоуна.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Что такое социальные показатели?

2. Что такое шкала?

3. Что лежит в основе определения шкалы?

4. Каковы основные типы используемых в социологии шкал?

5. Что из себя представляют следующие характеристики шкал измерения: а) валидность, б) чувствительность, в) полнота, г) точность, д) надёжность?

6. В чем заключается суть кафетерия Лайкерта?

7. Что общего и в чем различие шкалы Гутмана и шкалы Терстоуна?

8. Зачем нужно создание теории социологического измерения?

9. Приведите пример абсолютной социологической шкалы.

 

Семинар 8Выборочный метод в социологии.

1. Выборочный метод: основное назначение, основные нормативные требования.

2. Основные понятия и идея выборочного метода.

3. Класс строго вероятностных способов отбора.

4. Класс нестрого вероятностных способов отбора.

5. Расчет выборочной совокупности. Дисперсия

6. Ошибки выборки: случайные и систематические. Средняя ошибка выборки. Предельная ошибка выборки. Относительная ошибка выборки. Расчет средней ошибки выборки.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Что такое выборка исследования?

2. Уточните соотношение понятий «генеральная совокупность» и «выборочная совокупность».

3. Какие типы выборки используются в социоло­гическом исследовании?

4. На основании каких данных можно сформировать выборку конкретного социологического исследования, например, если объектом исследования является город (поселок, деревня), в котором Вы сейчас проживаете?

5. Чем отличается эмпирическая выборочная совокуп­ность от стихийной?

6. Какие бывают виды эмпирической и стихийной выборок?

7. Что такое районированная выборка, многоступенчатая вы­борка и многофазовый отбор?

8. Основное требование, предъявляемое к выборке?

9. Как обеспечивается репрезентативность выборки?

10. Какие ошибки выборки наиболее часто встречаются в со­циологическом исследовании?

11. Назовите способы определения (расчета) выборки в не­больших по объему исследованиях.

12. Что такое доверительный интервал?

13. Что такое доверительная вероятность?

14. Для чего нужны таблицы случайных чисел, таблица Стьюдента?

15. Какова процедура построения случайной выборки и от чего зависит её достоверность?

16. В каких случаях применяется квотная выборка и в чем её преимущества перед случайной выборкой?

17. В чем различие в отборе единиц исследования в панельном и лонгитюдном исследовании?

Семестр

Семинар 1 Методы и техника сбора данных в КСИ (общая характеристика).

1. Понятие метода, методики, техники и процедуры КСИ.

2. Классификация методов КСИ.

3. Методы сбора социологической информации.

4. Процедура выбора метода сбора данных.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. К каким последствиям может привести не­достаток знанийметодики сбора социологической информации у членов социологической группы?

2. Какую негативную роль может сыграть в результативности проводимых исследований отсутствие практического опытау социологов, участвующих в сборе информации?

3. Перечислите важнейшие методысбора социологи­ческой информации, используемые в прикладных социологичес­ких исследованиях.

4. Какие из них, на Ваш взгляд, применяются чаще? Почему?

5. С помощью каких методов сбора информации можно до­биться наибольших результатов?

6. Что лучше: провести глубокое и всестороннее исследова­ние, применяя только один метод (например, анкетный опрос) или использовать одновременно различные методы, но в не­большом объеме?

7. Как Вы думаете, от чего зависит выбор методов сбора информации?

 

Семинар 2 Массовый опрос.

1. Опрос как метод сбора информации (общая характеристика).

2. Определение и истоки, выбор исследовательского плана.

3. Концептуализация и измерение: общий обзор, уровни измерения.

4. Конструкция вопроса и интерпретация ответа; общие правила конструирования опросников (виды вопросов).

5. Специфика анкетного опроса (основные принципы).

6. Макет анкеты. Выбор формата для ответа.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Какие задачи решаются с помощью социологичес­кого опроса?

2. Основные структурные компоненты процедуры опроса. Какую роль играет в нем:

- наличие анкеты или плана интервью;

- присутствие анкетера или интервьюера;

- соответствующая ситуация опроса?

3. Какие важнейшие требования предъявляются к анкетеру (интервьюеру)?

4. Какими знаниями и навыками должен обладать социолог, проводящий опросы?

5. Перечислите основные виды социологического оп­роса. Дайте характеристику каждому из них.

6. Какие из видов (форм) опросов наиболее часто применяются в прикладной социологии? Почему?

7. Назовите особенности метода анкетного опроса.

8. Что может выступать в качестве предмета опроса? Приведите примеры.

9. Перечислите основные виды анкетного опроса. Какие из них наиболее популярны у социологов? Чем это вызвано?

10. Укажите преимущества и недостатки каждого из видов ан­кетного опроса.

11. Какие условия необходимо соблюдать, приступая к конструированию анкеты?

12. Какие составные части обычно содержит бланк социологи­ческой анкеты?

13. Назовите примеры закрытых, открытых и полузакрытых (полу­открытых) вопросов, используемых при конструировании анкет.

14. Дайте классификацию возможных вариантов ответов, кото­рые наиболее часто используются при составлении анкет. Проиллюстрируйте примерами.

15. Какими критериями следует руководствоваться при анали­зе вопросов в процессе конструирования анкеты?

16. Перечислите основные социально-психологические требо­вания, которым должна соответствовать составленная анкета. К каким негативным последствиям может привести нарушение этих требований?

17. Какие существуют приемы (способы, средства), помогающие предупредить типичные ошибки в анкетных оп­росах?

18. Приведите перечень традиционных советов, рекомендаций, которые целесообразно включать в текст инструкции анкетеру. Попробуйте составить макет инструкции.

 

Семинар 3 Изучение бюджетов времени.

1. Значение фактора времени в общественной жизни.

2. Понятие бюджета времени.

3. История изучения бюджетов времени.

4. Методы изучения бюджетов времени.

5. Изучение частных бюджетов времени.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Что такое социальное время?

2. Каковы цели исследования бюджетов времени?

3. Кто первым начал изучать бюджеты времени в России? И с чем это связано?

4. Охарактеризуйте этапы истории изучения бюджетов времени в России?

5. В чем суть правила «888» Струмилина?

6. Каков вклад школы Пруденского в изучение бюджетов времени?

7. Назовите основные направления изучения бюджетов времени.

8. Назовите методические приемы изучения бюджетов времени?

Семинар 4Наблюдение.

1. Понятие метода наблюдения в социологическом исследовании: общая характеристика (особенности: объект, предмет, условия наблюдения, виды).

2. Прямое наблюдение. Что наблюдать? Следует ли наблюдателю вмешиваться в изучаемый процесс?

3. Разработка программы наблюдения и ее согласование с гипотезами исследования. Карточка. Протокол. Дневник.

4. Пути повышения надежности данных наблюдений.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Дайте определение термина наблюдение, используе­мого в социологии.

2. Укажите основные черты наблюдения как метода сбо­ра социологической информации.

3. Опишите основные классификации этого метода.

4. Охарактеризуйте виды наблюдения в зависимости от степени включенности наблюдателя в изучаемую си­туацию.

5. Что такое программа структурированного наблюде­ния, из каких элементов она состоит?

6. Как происходит процесс выделения элементов наб­людаемого поведения в этом виде наблюдения?

7. Как повысить надежность данных наблюдения?

8. Как осуществляется подготовка профессиональных наблюдателей?

9. Как правильно вести Дневник наблюдения, чтобы ре­ализовать цели качественного исследования?

10. Как можно структурировать контекст наблюдаемой ситуации для фиксации в Дневнике?

11. В чем специфика применения метода наблюдения в разных типах исследования?

 

Семинар 5 Включенное наблюдение.

1. Определение включенного наблюдения.

2. Включенное наблюдение и этнографический метод.

3. Планирование исследования: определение проблемы, отбор случаев, ситуаций и групп.

4. Вхождение в ситуацию наблюдения, роли наблюдателя, взаимоотношения «в поле».

5. Процесс анализа и описания результатов.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Что означает термин включенное наблюдение в ши­роком и узком смыслах?

2. Каково соотношение включенного наблюдения и этнографического метода?

3. Приведите примеры применений включенного наблюдения.

4. В чем заключаются недостатки полного включения и как их преодолеть?

5. Какая этическая проблема встает перед социологом, использующим включенное наблюдение?

6. В чем специфика анализа и описания результатов включенного наблюдения?

 

Семинар 6 Эксперимент.

1. Понятие и виды экспериментов, основные принципы экспериментирования в социальных науках.

2. Основные этапы деятельности социолога в проведении социологического эксперимента.

3. Логическая структура эксперимента. Понятие и виды переменной в эксперименте.

4. Планирование и основные схемы эксперимента. Контрольные и экспериментальные группы.

5. Способы выравнивания характеристик в контрольных и экспериментальных группах. Виды отбора: попарный, частотный, случайный.

6. Основные экспериментальные планы с контрольной группой и рандомизацией.

7. Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. В каких случаях эксперимент целесообразно использо­вать в качестве метода сбора социологической информации?

2. Назовите важнейшие составные части социального экспе­римента.

3. Определите место экспериментального фактора в про­ведении эксперимента.

4. Что может выступать в качестве экспериментального объекта?

5. В результате каких условий формируется эксперименталь­ная ситуация? Какая роль отводится экспериментатору в про­ведении эксперимента?

6. Перечислите основные виды экспериментов, приме­няемых в социологических исследованиях.

7. Назовите достоинства и недостатки эксперимента как ме­тода сбора информации.

8. Укажите основные этапы проведения социального эксперимента.

9. Подумайте и предложите 2-3 варианта экспериментов, помогающих выяснить причины и способы профилактики девиантного поведения молодежи. Выберите из них один, на Ваш взгляд, наиболее результативный. Обоснуйте свой вы­бор.

10. Составьте программу (план) эксперимента. Какие задачи и гипотезы можно здесь сформулировать?

11. Что в данном случае будет выступать в качестве экспери­ментального объекта и экспериментального фактора?

12. Какая экспериментальная ситуация может при этом возник­нуть?

 

Семинар 7 Анализ документов.

1. Документальные источники. Виды документов. Проблемы надежности и достоверности документальной информации.

2. Методы анализа документов (общая характеристика).

3. Контент – анализ документов: определение, смысловые единицы, объект и предмет, единицы счета, единицы анализа.

4. Разработка бланка контент – анализа (классификатор, бланк (протокол)). Процедура подсчета.

5. Способы контроля за достоверностью и надежностью результатов анализа документов.

6. Сочетание использования метода анализа документов с другими методами.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Как понимается термин документ в социологии?

2. Опишите основания классификации видов документов.

3. Что такое «человеческие» документы?

4. Перечислите основные методы изучения документов. Ка­кие возможны варианты их комбинирования?

5. В чем суть традиционного метода изучения доку­ментов. Почему его иногда называют классическим?

6. Назовите основные этапы в процедурах традиционного ана­лиза документов, особенности внешнего и внутреннего анали­за документов.

7. Какие возможны способы фиксации информации, получен­ной в результате традиционного анализа документов?

8. Укажите достоинства и недостатки традиционного метода изучения документов.

9. Сформулируйте особенности контент-анализа как одного из методов изучения документов. Почему его называют формализованным или количественным методом?

10. Какие этапы можно выделить в процедуре контент-анализа?

11. В каких случаях уместно использовать традиционный анализ, и в каких – контент-анализ?

 

Семинар 8 Социометрическая методика исследования малых групп.

1. Сущность социометрического метода: понятие малой группы, основное назначение, области применения, основные нормативные требования, ограничения в применении.

2. Типы связей изучаемых социометрическими методами. Выбор. Социометрический критерий. Составление социометрической карточки.

А) уточнение заданий к проекту карточки;

Б) вид состава социометрического критерия, оценка их значимости;

В) определение формы и вида выборов;

Г) определение способов фиксации выборов;

Д) экспертиза;

Е) составление инструктажа.

3. Социометрическая матрица. Социограмма.

4. Понятие социометрического индекса, виды (персональные, групповые).

5. Анализ результатов социометрических измерений.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Кто автор этого метода?

2. В каких группах респондентов и с какой целью рекомендуется использовать метод социометрического опроса?

3. Какие задачи можно решать с помощью данного вида оп­роса?

4. Перечислите типичные просчеты, ошибки, труд­ности, наиболее часто встречающиеся в социометрическом опросе, способы их минимизации (локализации).

5. Как использу­ются в ходе обработки информации карточки социометрического опроса? В каких формах может быть составлена социоматрица?

6. Какова роль в обработке данных социометрических индексов?

7. Проведите социометрический опрос в параллель­ной группе студентов с целью выявления неформального лиде­ра в сфере досуга. Составьте формы социометрических карточек. Проведите опрос. При обработке данных используйте бланк социоматрицы. Постройте социограмму. Попробуйте вычислить социометрические индексы, харак­теризующие особенности взаимоотношений в обследованной группе. Сделайте практические выводы.

 

Семинар 9Метод экспертных оценок.

1. Понятие метода экспертных оценок: общая характеристика.

2. Методы отбора экспертов. Проверка их компетентности. Обеспечение надежности, объективности, достоверности ответов экспертов.

3. Подготовка документов для экспертов, виды вопросов.

4. Прогноз, как основная функция экспертных оценок.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Каковы причины появление метода экспертных оценок?

2. Понятие экспертного опроса и экспертных оценок.

3. Назовите особенности экспертного опроса.

4. Назовите основные функции экспертизы.

5. Назовите основные методы отбора экспертов. По каким критериям необходимо проводить отбор экспертов?

6. Сколько экспертов должно входить в экспертную группу?

7. Дайте характеристику метода «соотнесенной оценки».

8. Назовите особенности применения «мозгового штурма».

9. Определите достоинства и недостатки «дельфийской техники»?

10. На каких этапах социологического исследования целесообразнее применение опроса экспертов?

 

Семинар 10Фокус – группа.

1. Основные понятия, сущность метода фокус-групп.

2. Критерии отбора. Формирование групп при использовании метода фокус-групп.

3. Преимущества и недостатки метода фокус-групп. Условия использования данного метода.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Сформулируйте примерные предметные области применения фокус-групповой методики.

2. Опишите особенности процедуры фокус-группового интервью.

3. Что такое сценарий фокус-группы?

4. Назовите основные требования к поведению модератора.

 

Семинар 11 Фокусированное интервью.

1. Профессиональные качества интервьюеров, практическое обучение интервьюеров, практическое обучение интервьюирования.

2. Подготовка интервью. Выбор респондентов, типы респондентов.

3. Вопросник интервью. Время, место и способ записи. Начало интервью, основная часть интервью (помощники общения). Раскрытие темы. Переходы в темах. Контроль над темой.

4. Поддержание мотивации. Искажения в интервью. Ошибки интервьюеров. Завершение интервью.

5. Обработка материалов интервью. Осмысление результатов интервью.

6. Принципы фокусировки интервью: фокусировка на эмоциональных реакциях. Фокусировка на когнитивных структурах.

7. Структура обыденного сознания. Обыденное сознание как источник достоверного знания.

8. Ведение интервью в пределах зоны компетентности. Несогласованность высказываний респондентов. Фокусированное интервью и эксперт опросы.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Кто впервые применил метод фокусированного интервью?

2. В чем заключается общая подготовка к фокусированному интервью?

3. В чем заключается специальная подготовка к фокусированному интервью?

4. Назовите ингибиторы общения респондента с интервьюером.

5. Что такое тема в фокусированном интервью?

6. Опишите основные формы изложения тем в фокусированном интервью?

7. Что такое «зона компетентности» и «зона некомпетентности» респондента?

8. В чем заключается специфика обработки результатов фокусированного интервью?

 

Семинар 12 Анализ эмпирических данных (в русле классического подхода).

1. Обработка информации. Подготовка первичной информации к обработке на ЭВМ. Расчет индексов.

2. Описательная статистика. Средние величины. Дисперсия. Поиск взаимосвязей между переменными. Коэффициенты корреляции.

3. Класс описательных процедур: группировка, типологизация.

4. Класс логико – аналитических процедур (процедура объяснения).

5. Анализ данных повторных и сравнительных исследований. Процедура прогноза.

Вопросы // задания для самоконтроля:

1. Какие из перечисленных ниже переменных, характери­зующих социально-демографические показатели выбо­рочной совокупности, измеряются с п






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.