Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 5: Выборочный метод в КСИ

Выборка исследования- это часть объекта исследова­ния, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Вы­борка (или выборочная совокупность) представляет собой уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генераль­ной совокупности). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки со­трудников обследуемой организации, домовые книги, избира­тельные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог.

Если генеральнаясовокупность - это множество (совокуп­ность) всех элементов объектов исследования, ограниченных ес­тественными территориально-временными рамками и програм­мой исследования, то выборочнаясовокупность - это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность,то есть способность выбо­рочной совокупности отражать характеристики генеральной.

Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:

Случайная (вероятностная) и неслучай­ная (направленная) выборки. Случайные выборки наиболее точные, в них репрезентативность достигается в основном математическими методами. Особенностью случайной выборки яв­ляется то, что все единицы генеральной совокупности имеют рав­ную вероятность попасть в выборочную. Для случайных отборов необходимо построение основы выборки — списка, перечня всех единиц исходной совокупности. Он должен удов­летворять требованиям полноты, адекватности, точности, отсутствия дублирования, удобства работы.



Для упрощения процедуры отбора обычно используют таблицы случайных чисел. Отбор номеров изтаблицы случайных чисел формирует выборочную совокупность. Таблицы устроены таким образом, что отбор можно осуществлять с начала, с конца, из середины, по горизонтали, по вертикали, поскольку числа от 0 до 9 имеют равную вероятность появиться в любой позиции таблицы.

Простой случайный отбор применяется, как правило, в сочетании со стратифицированным, систематическим и другими видами отбора.

Стратифицированный отбор используется в том случае, когда имеем дело с неоднородной совокупностью.

Для повышения точности результатов отбора социологи проводят предварительную стратификацию (расслоение) совокупности на од­нородные группы (слои). Он может быть реализован тремя способами. Во-первых, из каждого слоя отбирается определенный процент (5—10%); этот способ, называемым пропорциональным размещением выборки, используется чаще нечто в силу своей простоты и надежно­сти. Во-вторых, из каждого слоя отбирается одинаковое, число еди­ниц (например, по 200), это равномерное размещение выбор­ки. Данный способ обычно применяют тогда, когда неизвестны объемы слоев исходной совокупности. И, наконец, в-третьих, пред­полагается, что самые неоднородные слои будут представлены в выборке наибольшим объемом единиц, однородные же наименьшим. Это — оптимальное размещение выборки.

Систематический отбор предполагает, что из основы вы­борки, представляющей собой алфавитные списки, отбираются рес­понденты с помощью определенного интервала (шага) - например
каждый второй, третий или десятый.

Гнездовой (кластерный) отбор отличается тем, что его единицами являются группы (гнез­да). Гнездом могут служить семьи, бригады, классы, студенческие группы и более крупные образования (районы, города и т.д.). Сово­купность обычно расчленяют на естественные гнезда. Гнезда должны быть одинаковыми (однородными), каждый элемент генеральной со­вокупности должен принадлежать только одному гнезду.

Достоинства гнездового отбора заключаются в организационной простоте и удобстве опроса респондентов, находящихся имеете, а не разбросанных пространственно. Кроме того, респонденты изучаются в своем естественном окружении, что влияет на качество собираемой первичной информации.

Тем не менее, репрезентативная выборка не всегда обязательна, особенно и тех случаях, когда количественные параметры объекта не играют решающей роли в исследовании, а его целью становится уг­лубленное качественное описание какого-либо отдельного социаль­ного феномена. Тогда формирование выборочной совокупности про­водится с учетом включения в нее всех элементов структуры объекта для качественного описания. В этих исследованиях отдается пред­почтение неслучайным видам отбора.

К неслучайным видам отбора, которые базируются во многом на «произволе» исследователя в выборе единиц наблюдения, относят стихийный и направленный, а к последнему - квотный и целевой.

Стихийный отбор используют при ограниченности ресурсов исследования, сложности доступа к респондентам.

Одна из разновидностей стихийного отбора - отбор «первого встречного», т.е. тех, кто попадается исследователю па улице, в уч­реждении и т.д. При выборе респондентов исследователь руководст­вуется соображениями удобства реализации опроса и чувствами сим­патии/антипатии к респондентам. Другая разновидность — «отбор себе подобных», т.е. тех, кого исследователь подбирает в своем ок­ружении, в профессиональной, деловой либо досуговой, дружеской среде.

К стихийным видам отбора относятся и все интерактивные опросы на телевидении, радио, а также прессовые, Internet-опросы и т.д. Ре­зультаты стихийных опросов в лучшем случае могут быть использо­ваны для разведывательных исследований, для углубления информа­ции об изучаемом объекте.

Квотный отбор наиболее распространен среди неслучайных и конкурирует по точности с вероятностными видами. Он представляет собой целенаправленное формирование выборочной совокупнос­ти на основе имеющихся статистических данных о структуре объекта (генеральной совокупности). Его суть заключается в том, что по ос­новным параметрам выборочная совокупность конструируется про­порционально генеральной, а для единиц отбора задается система квот.

Для этого вида отбора важно наличие статистических данных об основных парамет­рах генеральной совокупности, в соответствии с которыми составля­ются квоты для выборки. Число характеристик, выбранных и качест­ве квот, как правило, не превышает четырех, поскольку в противном случае процедура отбора становится очень сложной.

К недостаткам квотного отбора можно отнести то, что для напол­нения квот интервьюеры подбирают тех, кто наиболее доступен для опроса, именно поэтому в выборке соблюдаются только пропорции признаков, но которым заданы квоты, по количественные характери­стики остальных признаков могут не совпадать, со структурой гене­ральной совокупности.

Целевые выборки. Основная задача этого типа отбора — выявить информационно богатые случаи для глубокого многостороннего изучения. На отбор решающее воздействие ока­зывают цели исследования. Целевые выборки разнообразны.

Выборка типичных случаев предполагает выявление «средних» в статистическом отношении единиц наблюдения и осуще­ствляется на основе анализа демографических данных и предвари­тельных социологических опросов. Цель этого типа выборки иллюстративная, она предполагает качественное описание типичного, т.е. описание типичного социального феномена с помощью качественных методов.

Другим типом целевого отбора является выборка максимальной вариации. В нее попадают единицы отбора, исследование которых обеспечивает максимальное разнообразие материала, т.е. целе­направленно отбираются респонденты, которые дадут информацию, позволяющую охарактеризовать изучаемую проблему с разных сторон.

Еще одним примером, который можно назвать прямой противоположностью предыдущему, могут служить гомогенные выборки.

В них респонденты имеют одинаковые социально-демографические характеристики. Их цель — описать определенную группу с максимальной полнотой.

Цепная выборка по методу «снежного ко­ма» применяется в экспертных опросах, при исследовании марги­нальных групп, когда поиск респондентов затруднен и т.п. Процесс формирования выборки предполагает, что у нескольких респонден­тов, которые подходят для целей исследования выясняют кто, по их мнению, мог бы еще принять участие в исследовании, как и где можно найти этих потенциальных респондентов. Сначала, как правило, число рекомендованных резко возрастает, потом стабилизируется, круг претенденток па опрос замы­кается. Рост «снежного кома» прекращается и в случае информацион­ного насыщения. Как только опрос перестает приносить новую информацию, и респонденты начинают «повторяться», их дальнейший поиск можно остановить и завершить формирование выборки иссле­дования.

Выборка может строиться как одно - или многоступенчатая.

При многоступенчатом отборе па каждой ступени меняется еди­ница отбора. Необходимость многоступенчатого отбора вызвана, как правило, отсутствием информации обо всех единицах генеральной совокупности. При многоступенчатом отборе для организации первой ступени не­обходимо иметь информацию о распределении того или иного приз­нака по всей совокупности единиц отбора первой ступени. Для организации второй ступени нужна уже только информация об отобранных единицах первой ступени.

На первой ступени, как правило, используется случайный отбор, а начиная со второй ступени, случайно отбирается количество еди­ниц, пропорциональное размеру соответствующей единицы преды­дущей ступени и т. д.

Доли отбора на каждой ступени комбинируются таким образом, чтобы в целом доля отбора выборки обеспечивала всем единицам генеральной совокупности равные шансы попасть в выборку.

Многофазовый отбор является особым ви­дом многоступенчатого отбора. Он заключается в том, что из сфор­мированной выборки большего объема производится новая выборка (подвыборка) меньшего объема и т. д.

Особенностью этого способа формирования выборочной совокуп­ности является то, что независимо от числа фаз в последующих подвыборках используется неизменно одна и та же единица отбора, что и в основной выборке.

Комбинированные выборки. Соединение в многоступенчатой вы­порке различных приемов отбора (простого случайного, системати­ческого или серийного) делает выборку комбинированной.

Любая выборка в большей или меньшей степени отклоня­ется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки.

Выделяют два вида ошибок:

1) случайные ошибки, - связанные со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых при­знаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);

2) систематические ошибки, — возникшие из-за непол­ной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удобных» для исследования элемен­тов генеральной совокупности), а также из-за несоот­ветствия выборки целям и задачам исследования.

Репрезентативность выборки оценивают на основе предва­рительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, примени­мы, как правило, только при крупных исследованиях на значи­тельных территориях, с охватом населения страны или региона.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.