Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 14: Социологический эксперимент в КСИ

Общая логика социального эксперимента заимствована из психологии и социальной психологии, где в качестве модели используются малые (10-15 человек) группы, являющиеся объектом экспериментальной ситуации. Выводы по итогам эксперимента в таких группах считаются репрезентативны­ми для данной и аналогичных по составу других малых групп, но не экстраполируются на генеральную совокупность. В отли­чие от этого, в прикладной социологии модель эксперимента должна служить основой для выводов, распространимых на массовые явления.

При достаточно большой свободе выбора эксперименталь­ных групп исследователь тем не менее обязан придерживать­ся определенных критериев.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав экспериментальную группу (или группы) и поместив ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздей­ствие определенного фактора), проследить направление, ве­личину и устойчивость изменения характеристик, называемых контрольными.

При формировании эксперимента следует соблюдать три тре­бования:

1) в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой про­блемы;

2) изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы (либо среды проведения эксперимента), которые вво­дятся или изменяются самим исследователем. Такие харак­теристики называются факторными. Характеристики, «не участвующие» в эксперименте, носят название нейтраль­ных. Они в процессе эксперимента может сложить­ся по-разному. В одних случаях они могут без «посторонне­го» воздействия измениться (тогда они получают название переменных), в других - остаться неизменными (тогда их на­зывают постоянными). Для конечных результатов экспери­мента и то, и другое не имеет большого значения. Главное, чтобы изменения в нейтральных характеристиках не отра­жались на контрольных;



3) на протекание экспе­римента не должны оказывать воздействие те явления, кото­рые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее.

Виды эксперимента.

По характеру экспериментальной ситуации экспе­рименты делятся на полевые и лабораторные.

В полевом эксперименте объект (группа) нахо­дится в естественных условиях своего функци­онирования. При этом члены группы могут быть осведомлены, либо не осведом­лены о том, что они участвуют в эксперименте. Соответствую­щее решение в каждом конкретном случае зависит от того, на сколько осведомленность может повлиять на ход эксперимента.

В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и сами группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

По логической структуре доказательства гипотез различа­ют линейный и параллельный эксперимент.

В линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (еесостояние после изме­нения одной или нескольких характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования) и по истечении определенно­го, заранее заданного срока вновь измеряется состояние объек­та по его контрольным характеристикам.

Очень важно, чтобы в процессе линейного эксперимента было исключено воздействие мешающих факторов на объект анализа.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтраль­ным характеристикам, которые могут повлиять на исход экс­перимента (в первую очередь это социально-демографические признаки). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспе­риментальной - изменяются. По итогам эксперимента конт­рольные характеристики двух групп сравниваются, и делает­ся вывод о причинах и величине происшедших изменений.

Для успешного проведения эксперимента большую роль играет правильный подбор его участников. Используют три метода: попарного отбора, струк­турной идентификации и случайного отбора (рандомизация).

Ко всем трем методам предъявляется одно общее требова­ние: они должны гарантировать правомерность распростране­ния результатов эксперимента на тот объект, изменение ха­рактеристик (или условий функционирования) которого предусматривается в последующем. Этот объект выступает как генеральная совокупность, из состава которой выбирается эк­спериментальная группа. Кроме того, использование соответ­ствующего метода отбора группы (групп) в некоторой степени предопределено моделью планируемого эксперимента.

Метод попарного отбора используется преимуществен­но в параллельном эксперименте. Суть его заключается в сле­дующем. Из генеральной совокупности отбираются две груп­пы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но отличались по факторным характеристи­кам. Для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время измеряется эффект эксперимента путем фик­сации и сравнения параметров контрольных признаков в обе­их группах.

Как в линейном, так и в параллельном эксперименте мож­но использовать метод структурной идентификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, что­бы она представляла собой микромодель генеральной совокуп­ности по нейтральным и контрольным характеристикам. Та­кой отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В свою очередь, в параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры эксперимен­тальной и контрольной групп.

Метод случайного отбора идентичен методам вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы.

Планирование и логика осуществления эксперимента.

Подготовка и проведение эксперимента пред­полагает последовательное решение ряда воп­росов:

1) определение цели эксперимента;

2) выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной, а также конт­рольной группы (групп);

3) выделение предмета эксперимента;

4) выбор контрольных, факторных и нейтральных призна­ков;

5) определение условий эксперимента и создание экспери­ментальной ситуации;

6) формулировку гипотез и определение задач;

7) выбор индикаторов и способа контроля протекания эк­сперимента;

8) определение метода фиксации результатов;

9) выбор критерия оценки эффективности эксперимента.

Логика эксперимента всегда подчинена поиску причин, характера изменения интересующего исследователя соци­ального явления или процесса. Непременное условие их на­хождения — изменение параметров экспериментальной группы под воздействием некоторого фактора. Так, выбран­ная нами группа имеет состояние А. В процессе эксперимен­та вводится фактор Ф (изменение одного из обычных усло­вий функционирования группы, либо каких-то собственных ее характеристик). В результате группа приобретает состо­яние А1. Тогда задача исследователя заключается в опреде­лении величины этого изменения, а также в выяснении сте­пени воздействия фактора Ф на изменение характеристик группы.

Рассмотрим логическую модель проведения линейного и параллельного видов эксперимента. Линейный эксперимент.

Схематично процесс изменения состояния объекта в линей­ном эксперименте удобно изобразить так:

Ф

А А1

Под новым состоянием объекта подразумевается изменение одной или нескольких его характеристик. В соответствии с этим процесс определения воздействующего фактора (основ­ной причины изменения характеристик объекта), а также эф­фекта его воздействия (степени изменения контрольных ха­рактеристик) может быть отображен при помощи следующей схематической модели:

А (а, б, в) А1 (г, д)

А (а, б, в1) А1 (г, д1)

Следствие: Ф = в1 д1

Здесь а, б, в, г, д - различные характеристики эксперимен­тальной группы (пол, возраст, стаж работы, профессия, про­изводительность труда, этнические установки и т.д.).

Приведенная модель расшифровывается следующим обра­зом: под влиянием характеристик а, б, в исходного состояния (А) экспериментального объекта получаем его результирую­щее состояние (А1) с характеристиками г и д, после измене­ния характеристики в результирующее состояние объекта из­менилось по характеристике д. Следовательно, вывод - причиной изменения характеристики д на д1 является изменение характеристики в на в1

Параллельный эксперимент. Логическая модель параллельного эксперимента имеет две разновидности: модель по методу единственного сходства и модель единственного различия.

Модель по методу единственного сходства может быть про­иллюстрирована при помощи следующей логической схемы сравнения некоторой экспериментальной группы А и конт­рольной группы Б:

А (а, б, в) А1 (г, д)

Б (е, ж, в) Б1 (з, д)

Следствие: Ф = в д

Приведенная модель имеет следующую расшифровку: пусть некоторая экспериментальная группа (А) с характери­стиками а, б и в в некотором ином состоянии имеет свойства г и д, а некоторая контрольная группа (Б) с характеристика­ми е, ж и в в том же ином состоянии имеет свойства з и д. В соответствии с этим уместно предположить, что единствен­ной причиной качества д является характеристика в, так как только она неизменно присутствует среди характеристик обо­их объектов.

Модель по методу единственного различия имеет следую­щую логическую схему:

А (а, б, в) А1 (г, д)

Б (а, б, е) Б1 (г, ж)

Следствие: Ф = е ж

Приведенная модель имеет следующую расшифровку: пусть некоторая экспериментальная группа (А) с характери­стиками а, б и в в некотором ином состоянии имеет свойства г и д, а некоторая контрольная группа (Б) с характеристика­ми а, б и е в том же ином состоянии имеет свойства г и ж. В соответствии с этим уместно предположить, что единствен­ной причиной качества ж является характеристика е, так как именно она отсутствует среди характеристик первого объекта.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.