Семинарское занятие 7. Психология юношеского возраста
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования юношеского возраста.
2. Особенности когнитивного развития в юношеском возрасте.
3. Психологические особенности профессионального самоопределения и формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
Рекомендуемая литература
9. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1998.- 379.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 4-е издание. – М.: Изд-во «УРАО», 1998. – 176с.
11. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.–173с.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.:Просвещение,1989.– 254с.
13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с.
14. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.– 1996.– №1.– С. 20-33
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.– 624с.
16. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
17. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.
18. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии – 1999.- №6. – С. 54 – 58.
Таблицы:
Инвариативные
«Сравнение основных подходов к развитию личности»
Подход
| Источник развития
| Движущие силы развития
| Условия развития
| Психоанализ
|
|
|
| Бихевиоризм
|
|
|
| Гуманистическая психология
|
|
|
| Культурно-историческая концепция
|
|
|
|
«Общая характеристика развития в детстве»
Возраст
| Границы
| Социальная ситуация развития
| Ведущая деятельность
| Основные новообразования
| Новорожденность
|
|
|
|
| Младенчество
|
|
|
|
| Ранее детство
|
|
|
|
| Дошкольный возраст
|
|
|
|
| Младший школьный возраст
|
|
|
|
| Подростковый возраст
|
|
|
|
| Юношеский возраст
|
|
|
|
|
«Характеристика кризисов развития»
Кризис
| Возрастные границы
| Противоречие, лежащие в основе кризиса
| Новообразование кризиса
| Негативная симптоматика
| 1 года
|
|
|
|
| 3 лет
|
|
|
|
| 7 лет
|
|
|
|
| Подростковый
|
|
|
|
|
Вариативные
«Авторские взгляды на предмет психологии развития»
| №
| Автор
| Определение предмета психологии развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Достоинства и недостатки методов психологии развития»
Метод
| Достоинства
| Недостатки
| Наблюдение
|
|
| Констатирующий эксперимент
|
|
| Формирующий эксперимент
|
|
| Интервью
|
|
| Тесты
|
|
| Опросники
|
|
| Проективные методы
|
|
| Лонгитюдный метод
|
|
| Метод поперечных срезов
|
|
|
«Развитие идей Л.С. Выготского отечественными психологами»
Автор
| Идея Л.С. Выготского
| Развитие идеи в концепции автора
| А.Н. Леонтьев
| Ведущая роль деятельности в психическом развитии ребенка
| Собственное методологическое направление – теория деятельности
| П.Я. Гальперин
|
|
| В.В. Давыдов
|
|
| А.Р. Лурия
|
|
| Д.Б. Эльконин
|
|
|
|
|
| Таблица «Развитие идей Ж. Пиаже его последователями»
Автор
| Идея Ж. Пиаже
| Развитие идеи в концепции автора
| Х. Хофман
|
|
| Д.Элкинд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Сравнение кризисных и стабильных возрастов»
Основание сравнения
| Кризисный период
| Стабильный период
|
|
|
|
|
|
|
Эссе́ — литературный жанр прозаического сочинения-рассуждения небольшого объема (1-2 стр.) и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»).
Структура эссе (ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств).
1. Титульный лист (указывается тема и автор).
2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.
Атлас развития – представляет собой альбом фотоматериалов, иллюстрирующих особенности развития в тот или иной возрастной период с соответствующими комментариями. При этом основной аспект атласа – хронологический (т.е. иллюстрации должны быть выстроены в хронологической последовательности). Атлас может быть представлен как в электронном, так и материальном виде (в виде альбома).
Контрольная работа № 1
Тема «Предмет, задачи и методы исследования психологии развития»
1. Перечислите задачи возрастной психологии.
2. Что такое лонгитюдный метод? Что такое метод поперечных срезов?
3. Приведите пример формирующего эксперимента.
Контрольная работа № 2
Тема «Проблема возрастного развития в психологии»
1. Что такое «эдипов комплекс»?
2. Назовите основное (принципиальное) отличие стадии формальных операций от стадии конкретных операций (по Ж. Пиаже).
3. В чем заключается суть теории рекапетуляции?
4. Что лежит в основе стадий развития, выделяемых К. Бюлером?
Контрольная работа № 3
Тема «Проблема периодизации психического развития. Закономерности психического развития»
1) Дайте определение понятиям: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования. Приведите примеры.
2) Дайте определение понятиям: неравномерность и гетерохронность
Контрольная работа № 4
Тема «Психическое развитие ребенка младенческого возраста»
Вопросник по периоду новорожденности
|