Работа с литературными источниками Методические указания по выполнению
Письменной экзаменационной работы
По специальности
Оператор связи»
Учебное пособие
г. Киров 2015г
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОНОЙ РАБОТЫ
Введение
Письменная экзаменационная работа – это самостоятельная работа технологического характера, которая состоит из технологической и практической части. Сроки её выполнения могут варьироваться в зависимости от сложности работы до 6 месяцев. Цель выполнения такого вида состоит в закреплении полученных навыков в процессе учёбы и их самостоятельном применении.
Письменная экзаменационная работа должна базироваться на теоретических знаниях, содержать элементы новизны.
Письменная экзаменационная работа предусмотрена учебным планом колледжа и потому является неотъемлемой частью учебного процесса. Тематика письменных экзаменационных работ разрабатывается преподавателем МДК и рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебно-методической или учебной работе.
Определение цели и задачи работы
Педагогическая цель работы, по сути своей - одна: углубление знаний студента, развитие навыков поиска необходимых источников информации и работы с ними. Студенты должны осознать, что дело не столько в выполнении формальных требований к работе, сколько в том, чтобы чему научится каждый из них, что поймет, чем овладеет, и сделает ли он шаг вперед в своем профессиональном становлении.
Итак, цель письменной экзаменационной работы - закрепление полученных теоретических знаний.
Основные задачи выполнения работы:
• углубить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины;
• выработать практические навыки в оформлении технологического процесса оказания услуги;
• выработать умение логически грамотно проиллюстрировать собранную и обобщенную информацию;
Из цели и задач письменной экзаменационной работы вытекает следующее: требование к ней значительно более серьезные, чем к контрольной работе или рефератам.
Выбор темы и составление плана работы
Темы письменных экзаменационных работ по МДК разрабатываются преподавателем, рассматриваются на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебно-методической или учебной работе. Студент должен выбрать тему не позднее, чем за шесть месяцев до срока защитыписьменнойэкзаменационнойработы.
При выборе темы каждый студент, разумеется, исходит из своих учебных интересов и наклонностей. Ведь очевидно, что более продуктивной будет работа, выполненная с удовольствием, дающая какое-то удовлетворение, позволяющая человеку проверить, на что он способен. Далее, выбирая тему, нужно исходить из реальных возможностей студента собрать необходимый материал - фактический, библиографический и т.д. Нет возможностей собрать нужный материал - незачем браться за тему, сколь бы интересной она ни была.
Наконец, тема должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение для сегодняшнего дня.
Одновременно с выбором темы целесообразно сразу же определить основные направления и идеи, которые получат развитие в работе, и приступить к составлению предварительного плана. Первоначально он представляет собой набросок , который в дальнейшем может меняться, приобретая более конкретные очертания.
Окончательный вариант плана должен быть согласован с преподавателем. Все вопросы плана должны быть логически связаны, каждый предыдущий этап (пункт) должен обуславливать последующим и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы.
Если обобщить требования, предъявляемые к плану курсовой работы, они будут выглядеть так:
• план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы и концентрированно отражать содержание работы;
• план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие технологического процесса;
• не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;
• нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;
• план должен быть написан в форме неразрывных предложений, а не в форме вопросительных.
Слово «план» используется и на предварительном (подготовительном) этапе в процессе написания работы. Но при оформлении письменной экзаменационной работы «план» не пишется. На странице вверху пишут прописными буквами: «СОДЕРЖАНИЕ». А под ним - то, что собственно и составляет план работы.
Работа с литературными источниками
Следующий этап подготовки работы – обзор основной и дополнительной литературы. Без глубокого изучения освещенных в литературе технологических процессов написать качественную работу невозможно. Наряду с базовыми знаниями в определенной области необходимо владеть информацией о современных тенденциях развития данного направления, о позициях ведущих специалистов, о проблемах, обсуждаемых на страницах периодической литературы и т.д.
Изучение основной и дополнительной литературы желательно проводить по этапам:
• общее ознакомление с текстом по его оглавлению;
• беглый просмотр всего содержания;
• чтение в порядке последовательности расположения материала;
• выборочное чтение какой-либо части произведения;
• выписка представляющих интерес материалов.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.
При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:
- начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические основы изучаемого вопроса;
- детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам письменной экзаменационной работы, предусмотренным планом;
- при изучении литературы не стремитесь освоить всю информацию, в ней заключённую, а отбирайте только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в письменной экзаменационной работе;
- изучая литературные источники, тщательно следите за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;
- не расстраивайтесь, если часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью;
- старайтесь ориентироваться на последние данные, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.
Содержание разделов работы.
Содержание
Стр.
Раздел 1. Введение. «История развития почтовой связи»……….5
Раздел 2. Технологическая часть. «Новое в связи, перспективы
развития почтовой связи»…………………………………………7
Раздел 3. Расчетно-пояснительная записка. «Прием почтовых
отправлений с уведомлением о вручении»……………………..10
3.1. Услуга уведомление о вручении.
3.2. Порядок приема РПО с уведомлением о вручении.
3.3. Приписка и отправка РПО с уведомлением о вручении.
3.4. Обработка РПО с уведомлением о вручении.
3.5. Вручение РПО с уведомлением о вручении.
Раздел 4. Техника безопасности…………………………………….23
Раздел 5. Отчёт о прохождении практики……………………...…..26
Раздел 6. Список используемой литературы. ……..………………27
Приложения.
Работа над содержанием
Когда план в основном готов, начинается работа над содержанием. Мы говорим «в основном» потому, что окончательный вариант плана может выработаться и в процессе написания работы, вплоть до ее завершения.
Материал, составляющий содержание работы, должен быть не только тщательно собран, но и правильно организован. Такая организация достигается четкой структуризацией работы:
1. Введение
2. Технологическая часть
3. Расчетно-пояснительная записка
4. Техника безопасности
5. Отчёт о прохождении практики
6. Список используемой литературы
7. Приложения
Объем работы, как правило, составляет 30-35 страниц машинописного текста.
Введение начинается с истории развития почтовой связи.
Раздел не должен занимать большой объем работы. Здесь необходимо показать развитие почты от первобытных людей до наших дней.
Технологическая часть представляет собой информацию о новых услугах почты, перспективах развития почтовой связи.
Расчетно-пояснительная записка состоит, как правило, из нескольких пунктов, содержание которых зависит от темы. Здесь подробно раскрывается тема работы.
Техника безопасности представляет собой информацию о требованиях охраны труда, о правилах пользования различным оборудованием, контрольно-кассовой техникой.
Отчёт о прохождении практики оформляется обучающимся в произвольной форме по мере прохождения производственной практики.
Список использованной литературы составляет одну из частей письменной экзаменационной работы и отражает самостоятельную работу студента.
Список использованной литературы источников формируется параллельно ходу выполнения работы. В конце необходимо произвести лишь его систематизацию и оформить в соответствии с требованиями (приложение1)
Приложения ( схемы, образцы упаковки, адресных ярлыков, бланков и т.д.) усиливают наглядность работы, глубже раскрывают суть технологического процесса.
Приложения располагают в конце работы после списка использованной литературы. Каждое приложение должно иметь заголовок.
|