Предприятие как основное звено экономики
Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект эконо-мики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказыва-ющий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Правовые аспекты и понятия:
1) предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринима-тельской деятельности;
2) предприятие в целом как имущественный комплекс призна-ется недвижимостью;
3) предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав;
4) в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, обору-дование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 132 Гражданского кодекса РФ).
Предприятие– в условиях развития рыночного хозяйства –центр экономической деятельности. Это самая важная структурная часть и основное звено экономики.
Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собой четкую
и ясную цель. Целью деятельности является удовлетворение обще-ственных потребностей и получение прибыли. Эта цель должна быть подкреплена системой получения заказов на свою продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми трудовыми, материальными
и финансовыми ресурсами.
На предприятии решаются вопросы:
объема и ассортимента выпускаемой продукции;
выбора поставщиков и покупателей;
формирования цен;
экономного расходования ресурсов;
применения кадров;
высокопроизводительной техники и технологии.
Внешние факторывоздействия на деятельность предприятияподразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относятся государство (го-сударственные органы); поставщики; конкуренты; потребители.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на принятие
решений предприятием в сфере хозяйственной деятельности. Государство. Общество, через государственные учреждения,
устанавливает правовую среду, обеспечивая условия существования
и функционирования предприятия. Этими условиями являются:
экономическая обособленность производителей как непре-менное условие эквивалентного обмена;
свобода предпринимательства;
справедливое (в рамках существующего мировоззрения и ми-ропонимания) распределение и перераспределение ограни-ченных благ.
Государственные органы обеспечивают принудительное выпол-нение законов в сферах своей компетенции, а также вводят собствен-ные требования. Государство, устанавливая разнообразные формы налоговых льгот, субсидий, юридического контроля на нерегулиру-емом рынке, ставки процента и т.п., выступает регулирующим, за-
щищающим и руководящим звеном для предприятий.
Под поставщиками понимаются предприятия и отдельные лица, поставляющие материально-техническое обеспечение для деятель-ности предприятия. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть, например, цены на материальные ресурсы, качество поставля-
емых товаров, услуг и сырья, договорные условия.
К конкурентам относятся предприятия, которые производят либо аналогичный продукт, либо продукт – субститут. Ограничениями со стороны конкурентов могут быть, например, объем, номенклатура и ассортимент продуктов, цены и качество поставляемых товаров,
услуг, договорные условия и т.п.
Потребители являются главным ограничительным или стиму-лирующим фактором. Поскольку именно спрос рождает предложе-ние, постольку изменение во вкусах и предпочтениях, возможностях
и т.п. потребителей напрямую влияет на деятельность предприятия.
К факторам косвенного воздействия относятся: состояние эко-номики (экономические факторы); техника и технология (техниче-ские факторы); социальные (социокультурные) факторы; политиче-ские факторы.
Состояние экономики характеризуется в основном традицион-ными категориями: темп экономического роста; платежный баланс; уровень занятости. В силу своих динамических изменений эти пара-метры оказывают влияние на предприятие, причем это влияние мо-
жет иметь как негативные, так и позитивные последствия. Экономический рост предполагает рост национального продук-
та на душу населения, а следовательно, достижение более высокого
уровня жизни для всех.
Платежный баланс. При стабильно положительном сальдо ба-ланса укрепляется национальная валюта и одновременно создается база для вывоза капитала из страны. Стабильно отрицательное саль-до баланса по текущим операциям ослабляет позиции национальной валюты и создает условия к все большему привлечению иностран-
ного капитала.
Уровень занятости или уровень безработицы существенно вли-яет на деятельность предприятия. С одной стороны, безработица предполагает богатый рынок рабочей силы ввиду ее потенциальной доступности и низкой цены предложения, с другой стороны, чем выше безработица, тем ниже платежеспособный спрос и тем больше
проблем с продажей продукта.
Технические факторы оказывают большое влияние как на ско-рость устаревания продукции, так и на технологии ее изготовления. Для успешного функционирования предприятие должно приспоса-бливаться к техническим и технологическим изменениям, в против-
ном случае оно потеряет конкурентоспособность.
Социальные (социокультурные) факторы определяют специ-фичные установки для предприятий. Поскольку экономика – это отношения между людьми, постольку менталитет общества, жиз-ненные ценности и традиции влияют на характер этих отноше-ний. Экономические факторы в совокупности с социокультурны-ми в конечном итоге оказывают влияние на политическую обста-
новку.
Политические факторы определяют политическую обстановкув стране и политическую стабильность общества. С одной стороны, политическую обстановку в стране определяет настроение феде-
ральных, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. С другой стороны, эти настроения, обусловленные социокультур-ными факторами, выливаются в политические решения правитель-ства и законодателей: налогообложение доходов, контроль цен, по-литика доходов и заработной платы, установление налоговых льгот, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды и т.п. Эти же настроения обусловливают поли-тическую стабильность, которая дает возможность разрабатывать долгосрочные планы развития предприятия, планировать доходы и расходы. Нестабильность заставляет предприятия жить сегодняш-ним днем.
Внутренниефакторы развития производства многочисленны,условно их можно разделить на следующие:
1) факторы ресурсного обеспечения производства (здания, со-оружения, земля, рабочая сила, информация и т.д.);
2) факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономическо-го и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции);
3) факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность
производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снаб-женческую деятельность).
Реализация факторов 3-й группы происходит по нескольким на-правлениям:
а) обеспечение ритмичности производства путем организации его снабжения всеми необходимыми ресурсами для произ-водства товаров в качестве и количестве, позволяющем удо-влетворить требования рынка;
б) снижение издержек производства или их удержание на опре-деленном уровне посредством проведения эффективной ком-мерческой политики;
в) получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.
|