Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Как эффективнее использовать

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

____________________________________________________

Кафедра «Менеджмент»

Г.в. чЕРНЯЕВА

Научные методы

В управлении

Персоналом

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МОСКВА – 2009


УДК

Ч

Черняева Г.В. Научные методы в управлении персоналом: Методические указания. (Часть 1. Наука и научные методы.)– М.: МИИТ, 2009. – 43 с.

 

Методические указания включают анализ науки как социального феномена: наука рассматривается как система знаний, как социальный институт и сфера профессиональной деятельности. Рассматриваются функции науки и возможность применения научных методов в управлении персоналом.

Методические указания предназначены для студентов, специализирующихся в сфере управления персоналом, а также могут быть полезными для специалистов других управленческих специальностей.

 

Рецензенты:

старший преподаватель кафедры управления персоналом факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук Е.В. Батоврина;

зав. кафедрой международного бизнеса Московского государственного университета путей сообщения, доктор экономических наук А.Т. Романова

 

 

Ó Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2009

 


Наука и научные методы

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. НАУКА И ОНАУЧЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.....................................................................................................
1. Понятие и специфика науки.....................................
§ 1.1 Отличие науки от ненаучных форм знания......................  
§ 1.2 Наука как система знаний.....................................................  
§ 1.3 Наука как социальный институт.........................................  
§ 1.4 Наука как сфера профессиональной деятельности..........  
2. Функции современной науки...................................  
§ 2.1 Генерирующая функция науки и функция накопления знаний.................................................................................................  
§ 2.2 Аналитическая и систематизирующая функции науки.........................................................................................................  
§ 2.3 Функции трансляции и обмена научными знаниями.........................................................................................................  
§ 2.4 Теоретическая функция науки и функция выявления научных законов, закономерностей и тенденций......................  
§ 2.5 Функции научного объяснения и научного обоснования.......................................................................................................  
§ 2.6 Методологическая и прогностическая функции науки.....................................................................................,,,,,,,.............  
3. ОБЩЕНаучные методы на службе управления персоналом......................................................................  
§ 3.1 Общенаучные теоретические методы исследования персонала организаций...................................................................  
§ 3.2 Общенаучные эмпирические методы исследования персонала организаций...................................................................  
4. Вопросы, задания и упражнения по теме: «Наука и научные методы»............................................  
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.........................................................  
§ 5.1 Особенности подготовки научных докладов и рефератов........................................................................................................  
§ 5.2 Темы научных докладов и рефератов.................................  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................  
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................  

ПРЕДИСЛОВИЕ. НАУКА И



ОНАУЧЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Главной целью данных методических разработок является ознакомление студентов с некоторыми ключевыми тезисами, помогающими изучению ключевой и достаточно сложной для понимания темы дисциплины «Научные методы в управлении персоналом» – «Наука и научные методы».

Наука и свойственные ей методы научного исследования в современном мире занимают совершенно особое место. Они стали выступать необходимым элементом, обязательным атрибутом и своего рода флагом любой и, прежде всего, управленческой деятельности.

Именно поэтому известный современный философ, социолог и политолог Юрген Хабермас констатировал, что «... с 18-го века констелляция догматизма, разума и решения претерпела глубокие изменения, а именно в той мере, в какой позитивные науки стали производительными силами общественного развития. По мере онаучнения нашей цивилизации сокращалось как раз то измерение, в котором только теория и направлялась на практику. От индустриально развитого общества законы самовоспроизводства требуют, чтобы оно поддерживало жизнь на шкале постоянно расширяющегося технического господства над природой и постоянно усовершенствуемого социально-организационного управления людьми и их отношениями между собой. В этой системе наука, техника, индустрия и управление объединяются в один круговой процесс. В ней впредь отношение теории к практике может стать значимым только как целерациональное применение опытно-научно гарантированных техник. Общественная потенция наук редуцирована до силы технического господства – они больше не рассматриваются как потенция просвещенного действия. Эмпирико-аналитические науки производят технические рекомендации, но они не отвечают на практические вопросы. Притязание, с которым некогда теория относилась к практике, стало апокрифичным. На место эмансипации через просвещение заступает обучение (Instruktion) господству над предметными и опредмеченными процессами. Адресатом общественно эффективной теории отныне является не сознание совместно проживающих и разговаривающих друг с другом граждан, а поведение занятых [производительным – прим. состав.] делом людей. В качестве производительной силы индустриального общества она изменяет базис человеческой жизни, но она более не выходит критически за пределы этого базиса, чтобы поднять саму жизнь и ради неё подняться на другую ступень.

<...> В индустриально развитом обществе исследование, техника, производство и управление совместно выросли в неясную, но функционально ограниченную систему. Эта система стала буквально основой нашей жизни. С ней мы связаны примечательным – одновременно интимным и все же отчужденным образом. С одной стороны, мы внешне завязаны на этот базис через сеть организаций и цепь потребительских благ, с другой стороны, этот базис остается недоступным познаванию и тем более рефлексии. Однако при такой сути дела только сама теория, направленная на практику, будет познавать очевидный парадокс: чем более рост и изменение общества определяются внешней рациональностью основанных на разделении труда процессов исследования, тем менее онаучненная цивилизация укореняется в знании и совести ее граждан. В этом ложном отношении социально-научно управляемые и выбираемые в терминах теории решений, в конечном счете, даже кибернетически управляемые, техники обнаруживают свои непреодолимые границы; это может быть исправлено только путем изменения самого состояния сознания, то есть практического действия теории, которая должна манипулировать не вещами и овеществленными [процессами – прим. состав.], а, напротив, с помощью проникающих представлений настойчивой критики, отстаивать процесс разума в зрелости, автономиии действия и освобождения от догматизма»[1]. Несмотря на сложность языка, используемого немецким мыслителем, из приведенного фрагмента ясно, что автор ставит ряд фундаментальных для современного управления проблем:

· Как возможно научное управление обществом?

· Насколько адекватны современные технологии «обучения господству»?

· Как избежать опасности, возникающие вследствие «онаучения цивилизации»?

· Как преодолеть технологически ограниченную рациональность в практике управления?

Со всеми перечисленными проблемами в той или иной форме сталкивается каждый менеджер, каждый руководитель организации, когда предполагает задействовать современные научные знания в процессе своей работы в управлении персоналом. Поэтому данная работа помимо описания терминов, концептуальных схем, систематизации материала и проч. нацелена на оказание помощи в формулировке управленческого научного мировоззрения, подготовку будущим управленцем собственной убедительной и хорошо аргументированной позиции по данным проблемам.

 

Как эффективнее использовать






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.