Обратная связь
|
Как эффективнее использовать МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(МИИТ)
____________________________________________________
Кафедра «Менеджмент»
Г.в. чЕРНЯЕВА
Научные методы
В управлении
Персоналом
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МОСКВА – 2009
УДК
Ч
Черняева Г.В. Научные методы в управлении персоналом: Методические указания. (Часть 1. Наука и научные методы.)– М.: МИИТ, 2009. – 43 с.
Методические указания включают анализ науки как социального феномена: наука рассматривается как система знаний, как социальный институт и сфера профессиональной деятельности. Рассматриваются функции науки и возможность применения научных методов в управлении персоналом.
Методические указания предназначены для студентов, специализирующихся в сфере управления персоналом, а также могут быть полезными для специалистов других управленческих специальностей.
Рецензенты:
старший преподаватель кафедры управления персоналом факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук Е.В. Батоврина;
зав. кафедрой международного бизнеса Московского государственного университета путей сообщения, доктор экономических наук А.Т. Романова
Ó Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2009
Наука и научные методы
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. НАУКА И ОНАУЧЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.....................................................................................................
|
| 1. Понятие и специфика науки.....................................
|
| § 1.1 Отличие науки от ненаучных форм знания......................
| | § 1.2 Наука как система знаний.....................................................
| | § 1.3 Наука как социальный институт.........................................
| | § 1.4 Наука как сфера профессиональной деятельности..........
| | 2. Функции современной науки...................................
| | § 2.1 Генерирующая функция науки и функция накопления знаний.................................................................................................
| | § 2.2 Аналитическая и систематизирующая функции науки.........................................................................................................
| | § 2.3 Функции трансляции и обмена научными знаниями.........................................................................................................
| | § 2.4 Теоретическая функция науки и функция выявления научных законов, закономерностей и тенденций......................
| | § 2.5 Функции научного объяснения и научного обоснования.......................................................................................................
| | § 2.6 Методологическая и прогностическая функции науки.....................................................................................,,,,,,,.............
| | 3. ОБЩЕНаучные методы на службе управления персоналом......................................................................
| | § 3.1 Общенаучные теоретические методы исследования персонала организаций...................................................................
| | § 3.2 Общенаучные эмпирические методы исследования персонала организаций...................................................................
| | 4. Вопросы, задания и упражнения по теме: «Наука и научные методы»............................................
| | 5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.........................................................
| | § 5.1 Особенности подготовки научных докладов и рефератов........................................................................................................
| | § 5.2 Темы научных докладов и рефератов.................................
| | ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................
| | ЛИТЕРАТУРА...................................................................................
| |
ПРЕДИСЛОВИЕ. НАУКА И
ОНАУЧЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Главной целью данных методических разработок является ознакомление студентов с некоторыми ключевыми тезисами, помогающими изучению ключевой и достаточно сложной для понимания темы дисциплины «Научные методы в управлении персоналом» – «Наука и научные методы».
Наука и свойственные ей методы научного исследования в современном мире занимают совершенно особое место. Они стали выступать необходимым элементом, обязательным атрибутом и своего рода флагом любой и, прежде всего, управленческой деятельности.
Именно поэтому известный современный философ, социолог и политолог Юрген Хабермас констатировал, что «... с 18-го века констелляция догматизма, разума и решения претерпела глубокие изменения, а именно в той мере, в какой позитивные науки стали производительными силами общественного развития. По мере онаучнения нашей цивилизации сокращалось как раз то измерение, в котором только теория и направлялась на практику. От индустриально развитого общества законы самовоспроизводства требуют, чтобы оно поддерживало жизнь на шкале постоянно расширяющегося технического господства над природой и постоянно усовершенствуемого социально-организационного управления людьми и их отношениями между собой. В этой системе наука, техника, индустрия и управление объединяются в один круговой процесс. В ней впредь отношение теории к практике может стать значимым только как целерациональное применение опытно-научно гарантированных техник. Общественная потенция наук редуцирована до силы технического господства – они больше не рассматриваются как потенция просвещенного действия. Эмпирико-аналитические науки производят технические рекомендации, но они не отвечают на практические вопросы. Притязание, с которым некогда теория относилась к практике, стало апокрифичным. На место эмансипации через просвещение заступает обучение (Instruktion) господству над предметными и опредмеченными процессами. Адресатом общественно эффективной теории отныне является не сознание совместно проживающих и разговаривающих друг с другом граждан, а поведение занятых [производительным – прим. состав.] делом людей. В качестве производительной силы индустриального общества она изменяет базис человеческой жизни, но она более не выходит критически за пределы этого базиса, чтобы поднять саму жизнь и ради неё подняться на другую ступень.
<...> В индустриально развитом обществе исследование, техника, производство и управление совместно выросли в неясную, но функционально ограниченную систему. Эта система стала буквально основой нашей жизни. С ней мы связаны примечательным – одновременно интимным и все же отчужденным образом. С одной стороны, мы внешне завязаны на этот базис через сеть организаций и цепь потребительских благ, с другой стороны, этот базис остается недоступным познаванию и тем более рефлексии. Однако при такой сути дела только сама теория, направленная на практику, будет познавать очевидный парадокс: чем более рост и изменение общества определяются внешней рациональностью основанных на разделении труда процессов исследования, тем менее онаучненная цивилизация укореняется в знании и совести ее граждан. В этом ложном отношении социально-научно управляемые и выбираемые в терминах теории решений, в конечном счете, даже кибернетически управляемые, техники обнаруживают свои непреодолимые границы; это может быть исправлено только путем изменения самого состояния сознания, то есть практического действия теории, которая должна манипулировать не вещами и овеществленными [процессами – прим. состав.], а, напротив, с помощью проникающих представлений настойчивой критики, отстаивать процесс разума в зрелости, автономиии действия и освобождения от догматизма»[1]. Несмотря на сложность языка, используемого немецким мыслителем, из приведенного фрагмента ясно, что автор ставит ряд фундаментальных для современного управления проблем:
· Как возможно научное управление обществом?
· Насколько адекватны современные технологии «обучения господству»?
· Как избежать опасности, возникающие вследствие «онаучения цивилизации»?
· Как преодолеть технологически ограниченную рациональность в практике управления?
Со всеми перечисленными проблемами в той или иной форме сталкивается каждый менеджер, каждый руководитель организации, когда предполагает задействовать современные научные знания в процессе своей работы в управлении персоналом. Поэтому данная работа помимо описания терминов, концептуальных схем, систематизации материала и проч. нацелена на оказание помощи в формулировке управленческого научного мировоззрения, подготовку будущим управленцем собственной убедительной и хорошо аргументированной позиции по данным проблемам.
Как эффективнее использовать
|
|