Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Систематизирующая функции науки

Функция анализа знаний также значима, так как неисследованные информационные массивы едва ли могут принести много пользы. Именно анализ, детальное исследование информации составляет основу для последующих аналогий, сравнений, индукции, дедукции, наконец, синтеза нового знания.

Как мы видим, под аналитической функцией понимается не только собственно логическая операция анализа, но и комплекс общенаучных теоретических методов мышления. Именно аналитическая функция науки обеспечивает открытие научных законов и закономерностей и обеспечивает последующий рост знаний.

Осуществление наукой функции систематизации знаний позволяет оперативнее подготавливать новые открытия, позволяет их лучше сохранять и, что очень важно, быстрее извлекать необходимую информацию. Превращение несистематизированных информационных массивов в информационные системы знаний не только добавляют удобств их пользователям, сам процесс систематизации порой становится творческим процессом созидания нового знания. Систематизация знаний также подготавливает открытие повторяющегося, закономерного в исследуемых явлениях и процессах.

 

Функции трансляции и

Обмена научными знаниями

Функция трансляции (передачи) знаний другим людям и, что очень важно – новым поколениям исключительно важна для поддержания научного уровня и избегания потерь значимой научной информации. Основная проблема заключается в том, что, в отличие от обыденного знания, значимость научного знания не всегда очевидна. Это касается не только тех знаний, которые пока не ясно, как применять, но и знаний фундаментальных. К примеру, первоклассник не вполне осознает роль изучения алфавита или таблицы умножения в последующей жизни и профессиональной деятельности, поэтому может лениться и пренебрегать изучением этих и других основополагающих научных истин. Именно поэтому важно обеспечить его справочной информацией, которой, при необходимости, он мог бы воспользоваться.



Представляется, что в древние эпохи человечество развивалось гораздо медленнее, именно потому, что было лишено эффективных форм передачи и обмена информацией: знания передавались из уст в уста и с исчезновением носителей информации (вследствие многочисленных войн, рабства, особенностей устройства социальной жизнедеятельности, неразвитых форм взаимопомощи и солидарности) многие знания часто полностью утрачивались, и проходили столетия, пока их вновь не открывали.

Функция обмена научными знаниями реализуется в форме различных научных мероприятий (научных, научно-теоретических научно-практических симпозиумов, конференций и семинаров, а также в форме научных публикаций в научных монографиях, диссертациях и специализированных научных периодических изданиях). Оперативный обмен научной информацией позволяет не только ускорить научные исследования, но и изыскивать возможности для объединения усилий ученых из различных стран и сфер научно-практической деятельности в целях достижения более значимых научных результатов. Например, одним из препятствий интенсивного развития современной социальной психологии является необходимость следования требованию крос-культурного подтверждения результатов исследований в области психологии, предполагающего проведение исследований в рамках различных государств, культур и этносов.

Для обеспечения процессов трансляции и обмена информацией особенно важными оказались:

· изобретение письменности;

· изобретение книгопечатания;

· изобретение технических средств передачи информации (радио, телефон, телевидение);

· изобретение компьютерных средств хранения и передачи информации (компьютеры, электронная почта, интернет, интранет).

Ускорение способов и упрощение форм передачи информации позволяет оптимизировать научный обмен, применять новые, мобильные формы обмена информацией. Например, стали возможными такие эффективные формы:

· организация оперативной переписки и тиражирования информации;

· практически моментальный обмен значительными объемами текстовой информации;

· дистантные формы подготовки специалистов;

· научные интернет-конференции;

· использование справочных интернет-систем и баз данных, включая известнейшие библиотеки мира и проч.

Новые формы обмена информацией:

· более экономичны;

· не требуют поездок в отдаленные регионы и решения связанных с ними бытовых проблем (проживание, адаптация);

· минимизируют потери времени;

· позволяют если не убрать вовсе, то минимизировать социальные дистанции.

 

Теоретическая функция науки и

Функция выявления научных законов,

Закономерностей и тенденций

Теоретическая функция предполагает разработку научных идей, гипотез, положений, моделей, концепций и теорий. Рассмотрим основные понятия, описывающие результаты теоретических научных исследований.

Научная идея (от греч. idea – буквально: то, что видно, на виду, а также – образ) – это суждение, отражающее сущность, значение или важное свойство какого-либо (исследуемого) объекта. Научная идея – это значимая мысль, которая в той или иной форме обосновывается в научном исследовании. Близким по содержанию является термин «научный концепт» (от лат. conceptus – понятие) – научная формулировка, отражающая целостный образ исследуемого объекта.

Научная гипотеза (от греч. hipothesis) – это «утверждение о фактах, эмпирических связях или принципах функционирования и развития социальных явлений, не имеющее эмпирического или логического обоснования либо признаваемое недостаточно обоснованным»[14]. Гипотезы представляют собой либо одно утверждение, либо логически связанную систему утверждений (гипотетическая теория).

Научное положение – это относительно завершенный результат научного исследования, который включает четкую содержательную характеристику предмета суждения. Научное положение включает одно (как правило, сложное) или несколько высказываний, связанных между собой по смыслу и раскрывающих определенное свойство исследуемого объекта.

Научная модель представляет собой результат научного моделирования – воспроизведения «характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения»[15] (модели). Различают модели: физические, математические и проч.; чувственные и логические; полные и частичные; отражающие свойства и функции. Модели позволяют исследовать комплексы свойств исследуемого объекта и реализовывать научные принципы целостности, системности, комплексности и др.

Научная концепция есть относительно целостное описание, объяснение и исследование (возможно, не полностью завершенное или недостаточно обоснованное, например, непроверенное на практике) какого-либо феномена или процесса, выполненное в соответствии с существующими требованиями и критериями научности и имеющая элементы новизны.

Научная теория – это целостная, вполне завершенная, систематизированная и всесторонне обоснованная система знаний об объекте исследования, отличающаяся новизной результата.

В качестве примера высших результатов научного исследования – разработки научной концепции и научной теории – рассмотрим концепцию научной парадигмы и теорию научных революций профессора философии и истории науки Томаса Куна (1922-1994).

Концепцию научной парадигмы Т. Кун представил в книге «Структура научных революций», после чего термин «научная парадигма» прочно вошел в научный обиход.

Научная парадигма – это совокупность общепринятых для данной науки основополагающих идей, считающихся непреложными истин и теорий, а также признанные способы деятельности, установления, правила. Развивающиеся, незрелые научные дисциплины являются допарадигмальными (до-парадигматическими). С точки зрения Т. Куна, парадигма в широком смысле слова есть не что иное, как дисциплинарная матрица, включающая четыре основных элемента:

1) «символические генерализации (обобщения), определяемые в качестве формальных элементов или легко поддающиеся формализации, как, например, второй закон Ньютона: f = ma. Такие выражения являются ориентирами для логических и математических приемов, частично функционируя в качестве законов природы и частично в качестве определений»[16];

2) метафизические предположения или верования в модели, образы, конструкции, позволяющие создавать легитимные метафоры, аналогии, ассоциации для определения того, что «должно быть принято в качестве разрешения головоломки и в качестве объяснения»[17]; к примеру, верование в то, что молекулы газа похожи на микроскопические, хаотично перемещающиеся бильярдные шары;

3) ценности, устойчивые утверждения или убеждения, разделяемые большинством членов сообщества, но по-разному ими интерпретируемые; например, ценность простоты научной теории;

4) образцовые исследовательские результаты, являющиеся эталонными способами решения конкретных проблем.

В «Структуре научных революций» Т. Кун представил также ставшую впоследствии необычайно популярной теорию научных революций. Т. Кун сделал следующий вывод: «Последовательный переход от одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития зрелой науки»[18]. Теория Куна становится более понятной, если ее представить в виде таблицы.

Таблица 4

Основные идеи теории научных революций Томаса Куна[19]

 

Фазы Теоретический уровень Социологический Уровень
До-парадигматический период Нет общей парадигмы. Разногласия по поводу типологии изучаемых феноменов. Отсутствие общепризнанных наблюдений и стандартных методик. Несистематический сбор данных. Множество конкурирующих школ и институтов, существующих рядом друг с другом. Низкий уровень коммуникаций между участниками. Книги – важнейшее средство коммуникации.
Основание парадигмы Появление типовых результатов исследований. Соглашения относительно легитимных проблем и методов решений. Соглашения относительно фундаментальных метафизических вопросов. Начало профессионализации. Основание специализированных журналов, ассоциаций и научных сообществ. Проводятся научные конференции. Журнальные статьи становятся важнейшим средством коммуникации.
Нормальная наука Исследования – в виде дальнейшей разработки парадигмы, «зачисток» и решения недостающих вопросов. Цель исследований – не теоретические инновации или открытие новых типов феноменов. Учебники, университетские дисциплины. Дисциплина получает контроль над социализацией своих новых членов.
Аномалии Кризис ожиданий: возникновение новых феноменов, не вписывающихся в традиционную парадигму. Зарождение критики и обсуждение основ. Первые признаки недостатка коммуникации между учеными.
Кризис Размывание парадигмы и начало развития её нескольких версий. Экстраординарные исследования. Всё под сомнением. Философские споры и попытки развития новых теорий. Поляризация научного сообщества, жаркие споры, начало сдвига лояльности от старой к новой парадигме.
Революция Отрицание старо и возникновение новой парадигмы. Конверсия, смещение лояльности у большой группы исследователей, профессиональная гражданская война, закрытие старых и открытие новых научных журналов.
Новая парадигма Всеобщее признание новых типовых научных достижений, новое соглашение по «основам». Новое проблемное восприятие, новые решения, новые методики. Новые публикации, «перепрофилированные» старые журналы, новая социализация, новая групповая структура, новые «авторитеты». сторонники старой парадигмы маргинализируются и исчезают с научной сцены.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.