Пиши Дома Нужные Работы


Стоит ли всю Псалтирь прочитывать за день?

 

Недавно встретил цитату из книги «На земле мы только учимся жить», где говорится о прочте­нии всей Псалтири за день: «А пробовал ли кто-то когда-нибудь, хоть раз в жизни, — полный Псал­тирь прочитать за день? Кто из нас так старался? За полный световой день прочитать полный Псал­тирь — 20 кафизм. Я читал. Прекрасно. Легко. Пря­мо как будто из бани вышел — так хорошо. Попро­буйте, люди Божии, найдите время и внимание. И читать надо не как-нибудь, как газету, а впитывать каждое словечко, размышлять — чтобы оно вошло в душу, освятило, очистило. Тогда вся бесовская сила из нас выскочит».

Наивно думать, что объем главный показа­тель качества и что если читать такой объем, то все проблемы сразу уйдут. Наоборот, много про­блем сразу может начаться, так пойдут помыслы гордости и тщеславия и будет усталость и неудов­летворенность от такой чрезмерной нагрузки. Та­кие нагрузки не берут сразу. Как же может обычный любитель выйти на чемпионат мира? Здесь нужна подготовка и т.д. Лучше читать, но так, чтобы не было в тягость и все разбирать. А хвалиться здесь нечем, что была прочитана вся Псалтирь за день. Главное, как это послужило к нашему спасению, очищению от страстей. А то можно читать и быть в гордости, тщеславии. И, кроме того, обычно не раскрывается сколько ты читаешь, иначе уже здесь примешивается тщеславие. А если такой сильный молитвенник человек, то пусть читает, но зачем об этом говорить, чтобы другие знали. И для справки. Псалтирь вычитывают ночью обычно, а не только днем, если действительно молиться за мир, но сей­час таких примеров уже практически нет (это мы больше читаем в житиях святых) — нам хотя бы днем по кафизмочке или нескольким кафизмочкам читать, думаю. И еще важный момент. И если мно­го читать по книге, то могут начать уставать глаза, может потом все это быстро нарушиться и легко будет выйти из системы. В старости будет немощь и такое рвение прекратится. Чтобы читать уже действительно качественно и на долгую перспек­тиву, то намного эффективнее заучивать псалмы и читать напамять, как делали древние подвижни­ки (они знали все псалмы, нам — хотя бы избран­ные). Тогда можно хоть непрестанно читать, если есть такое рвение. Важно брать не количеством, а качеством. И тот человек, кто читает очень мало Псалтири, но творит непрестанную молитву тоже преуспевает. Важно, чтобы все это не сводилось лишь к формальностям, а чтобы прямым образом влияло на улучшения качества нашей духовной жизни. И, конечно, хорошо получить благослове­ние на особое чтение (значительную часть Псал­тири или всю Псалтирь, чтение Псалтири ночью, поминовение больших списков людей). А то мне вспоминается один интересный случай.

 

Письмо прп. Амвросия Оптинского:

 

Самочинное подвижничество опасно. «Пи­сала ты мне, что прочитываешь до десяти кафизм Псалтири в келье, кроме церковных служб, а со сто­роны слышу, что ты очень изнурилась. Напиши мне искренно тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения, а самочинное под­вижничество и опасно и душевредно. — Если добро это, то зачем оно тайно от духовного отца? Смотри — душа у тебя одна и ум один, повредить то и дру­гое опасно, а подсады вражий повсюду, разумеется, под видом добра и пользы душевной. Напиши мне искренно... Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния».

 

Чтение Псалтири и взаимоотношение с окружающими

 

Некоторые люди думают, что вот они занима­ются духовной жизнью, а многие нет. И вот еще по­читывают Писание, непрестанно молятся, а осталь­ные люди не разделяют их позицию, и они как бы чужие. И лицо не очень довольное, нет радости внешней и внутренней. Дело в том, что мерило пра­вильной духовной жизни — в том числе увеличение любви к окружающим, когда нами движет любовь. И не может быть безразличен никакой человек. Хо­рошо самому излучать больше любви, больше све­та окружающим, больше тепла. Тогда это действи­тельно жизнь во Христе. А просто так делать все время недовольную физиономию или немного рав­нодушно себя вести — значит свидетельствовать о недостатке любви с нашей стороны. Очень частая ошибка, что все сводится к формальностям. Не надо выделяться внешне формально. Христианин должен отличаться внутренне и в первую очередь дарить людям любовь, радость, нести добро. Чем отличается доброта от благочестия? Благочестие о праведности? Праведность от святости?

 

Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский:

 

«Святость — это не просто праведность, но достижение такой духовной высоты, что благодать Божия, наполняющая святого, от него переливает­ся и на тех, кто общается с ним. Велико блажен­ство святых, в котором они пребывают, созерцая славу Божию. Будучи полны любви к Богу и людям, они отзывчивы на людские нужды и ходатайству­ют перед Богом и помогают тем, кто к ним обраща­ется». Благодать не знает равнодушия, нелюбви.

Благодать, наполняющая человека, научает его любить. Нет любви — нет благодати.

Открытие подвигов относится и к чтению Псалтири. Чем же хвалиться? Было бы чем! Самое главное, как это влияет на преображение нашей души. Это должно быть наше личное делание, а не выносимое всем на показ и при этом думая, что дру­гие недостойны нашего общения! Более того, обыч­но те люди, которые как-то выпячиваются, далеки от совершенства. Истинные святые, подвижники сокрыты от мира, но Бог их знает. Чтение Псалтири — это не конечная цель, это лишь средство для на­шего преображения, очищения. Мы должны боль­ше нести свет людям. Важно — искоренять страсти и украшать себя добродетелями. И это невозможно без доброго, неравнодушного отношения к окружа­ющим. Некоторые думают, что я Православный, а он нет, значит, я с ним общаться не буду. Но это не главный критерий общения! Важно не роптать, а благодарить. Важно самому светить любовью, до­бром, теплотой и с каждым днем все ярче.

 

ПСАЛТИРЬ КАК МОЛИТВОСЛОВ

 

Псалтирь включает сильнейшие молитвенные прошения, написанные по действию Духа Святаго. Есть великая разница между нашими собственны­ми молитвами и молитвами, составленными святы­ми. Также существует величайшая разница между обычными молитвами и молитвами, данными нам в самом Священном Писании. Мы знаем, как доро­го для нас архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся!» Мы знаем, как безценна молитва мытаря. Эти 2 молитвы не дают человеку умереть духовной смертью, не дают ему погибнуть, не по­зволяют сойти на путь погибели. Так как в молитве мытаря — величайшей степени смиренномудрие. А молитвы Пресвятой Богородицы - не дадут чело­веку погибнуть.

В Псалтири собраны различные прошения, можно сказать, на все случаи жизни. Допустим, нас безпокоит уныние. И нам хочется помолиться. Можно, конечно, своими словами. Но как хорошо было бы сделать это псаломским словом. Сам Дух Святый учит нас молиться.

Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих (Пс. 118, 28). Или же можно произ­нести другие утешающие слова:

Векую прискорбна еси, душе моя? и векую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс. 41,6; Пс. 41,12; Пс. 42, 5).

Это прошение так важно, что употребляется в Псалтири 3 раза: 2 раза в 4 Пом псалме и 1 раз в 42-ом.

Кроме того, можно утешать себя не только произнесением отдельных прошений, но часто, зна­чительная часть псалма посвящена какой-то пере­живаемой ситуации, которая особа трудна. Говоря об унынии, в псалмах есть пророчества о крестной смерти Спасителя, о Его нечеловеческих страда­ниях и мучениях. И мы когда читаем это, понима­ем, что все наши страдания настолько мелочны по сравнению с тем, что пережил за нас Христос, что мы обязательно должны донести свой крест и пре­терпеть все до конца. Вот одно из описаний:

 

Псалом 21

 

12. Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми.

13. Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя.

14. Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхи- щаяй и рыкаяй.

15. Яко вода излияхея, и разсыпашася вся ко­сти моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего.

16. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси.

17. Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои.

18. Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя.

19. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий.

Действительно, здесь происходит утяжеление страданий с каждым мигом, ополчение нечестивых и усиление крестных страданий. Подробно о иску­пительной жертве Спасителя мы также читаем в Евангелии. Псалмы не только описывают жизнен­ные обстоятельства, в данном случае, невыносимые мучения, предательство и оставленность ближни­ми, но здесь указаны и средства борьбы в такой си­туации. Нам даются молитвенные прошения, как устоять в отчаянных обстоятельствах, когда мно­гие уже надеются против надежды; надеются, не на­деясь. Конечно, лучше без малодушия. Но в нашей жизни мы часто бываем ломаемы обстоятельства­ми или же надвигаются обстоятельства, которые хотят сломить, поколебать нашу веру. Важно про­сить помощи. В 21 псалме вслед за опсисанием тех страданий идут следующие прошения:

20. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми.

21. Избави от оружия душу мою, и из руки пе­сни единородную мою.

22. Спаси мя от уст Львовых и от рог едино- рожь смирение мое.

Поистине, великой силы и глубины слова! Так­же особо интересен, в данной связи, может быть 60 псалом.

2. Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.

3. От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси.

Он очень прогоняет уныние, снимает тя­жесть, дает легкость, помогает установить тиши­ну помыслов, поддерживать мирный дух — непо­колебимость никакими жизненными обстоятель­ствами.

И это далеко не единственные прошения, ко­торые помогают при унынии. Вся книга Псалтирь исполнена ими.

Псалтирь выступает и как молитвослов! Су­ществует множество прошений от различных не­дугов: есть прошения помощи от клеветы, очище­ния страстей, помощи в духовном рассуждении и многие другие. Важно просто прочитывать раз­личные псалмы и с усердием, смирением, и мно­гое начнется видится! И мы как слепые когда-то начнем прозревать с благодатью Божьей!

 

Молитвы за детей

 

Дети так дороги родителям! И вообще дети — это прекрасно! Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14). Но для их пра­вильного воспитания — нужны молитвы. И мо­литвы за детей особенно важны. Материнская молитва имеет великую силу. Она, как гово­рят, со дна моря достает. И не зря так считается. Мы знаем из опыта святых, что по-разному проис­ходило их такое сильное Божественное просвеще­ние. Но много было случаев, когда причиной были именно сильные материнские молитвы и богоугод­ная, праведная или даже святая жизнь матери. И возносилась не одна с разбегающимися помыслами молитва, а многие чистые пламенные молитвы за свое чадо. И такие молитвы за детей не могут быть не услышаны.

Молитва обоих родителей имеет великую силу. Молиться можно по-разному. Особо эффек­тивно также молиться за детей на Псалтири. Это будет отгонять от них духов лукавых, а в нашем страстном мире и в современном обществе это так важно! Если бы каждая мать молилась истинно за свое чадо — усиленно и усердно, и необязательно на Псалтири, то уже были бы все предпоссылки для возрождения нации. Ведь дети — это наше бу­дущее. Миру нужны новые святые, новые правед­ники, так как старые скоротечно уходят. И то, ког­да мы поминаем наше чадо, безусловно имеет вес. У Господа нет того, чтобы было неуслышанным (Лк. 1, 37). Ибо у Бога не останется безсильным ника­кое слово. В то же время многие это понимают. Но, вместе с тем, очень многие недооценивают силу ма­теринской молитвы именно на Псалтири. А очень жаль... Ведь часто бывает, что ребенок или в дурной компании, или принимает алкоголь, или увлечен порнографией, или обуреваем какими-то помысла­ми. Или же бывает так, что родители не замечают действия злых духов и ребенок втайне от родитель­ского глаза может потихонечку становиться на ши­рокий путь, если не делом, то мыслями. Как важно это сразу пресечь! Для этого существуют молит­вы за детей! Но важность чтения Псалтири состо­ит именно в том, что мало того, что это усиленная молитва языком Священного Писания, но важно еще знать то, что это очень отгоняет злых духов от того, за кого читаешь.

Великий пример — блаженный Августин. Какой великий проповедник! Он жил среди лю­дей, однако не только устоял, но воссиял, как яр­кая звезда своей добродетелью и святой жизнью! А причина произошедшего очевидна — сильная материнская молитва его матери — блаженной Моники. Она не то чтобы молилась со слезами, это было само собой. Но она вычитывала за свое­го сына — блаженного Августина — всю Псалтирь ежедневно! Какое усилие! Какое усердие! Какое дерзновение! Господь щедро вознаградил Мони­ку за все ее труды. И это выразилось не только в праведной жизни Моники, но она получила боль­шее — ее сын стал святым и пламенным служите­лем Пресвятой Троицы! Какое же это родительское счастье! Ведь если дети наши будут настоящими праведниками, то это и всему роду огромная поль­за, так как такие люди имеют уже дерзновение. Для чего рождаются дети в мир? Что хотят роди­тели? Часто — создать семью, продолжить род. Все это прекрасно, но очень важно, чтобы родите­ли истинно желали, чтобы дети их вели праведную жизнь и своей жизнью угодили Господу. Сейчас в каждом роде уже много поколений и разная загроб­ная участь. И важно здесь не брать только количе­ством людей в роде, а качеством! А как это сделать, в чем это выражается? А в том, чтобы в роду боль­ше праведников и больше людей попало в Царство Небесное и не лишилось общения со Христом и вечной жизни. А часто бывает так, что люди живут и не понимают, что всему роду тяжело. И родители должны понимать, что их дети должны быть опо­рой. И многие, 99% наверное, это понимают только в материальном. Но это неправильно. Надо воспи­тать детей так, чтобы дети были не только молит­венниками за родителей, но и за весь род, потому что время уже близко и его осталось немного. И

это нисколько не противоречит семейной жизни или жизни в миру. Ведь, как известно, многие в миру жили и вели праведную жизнь, живя в семье или же без семьи. Таких примеров много. Важно, чтобы ребенок навык к молитве и к добродетели, чтобы он не только не терял благодать, а приум­ножал. И важно, чтобы это не заставлять кнутом и пряником, а чтобы в ребенке загорелось Божествен­ное пламя, которое с каждым днем разгоралось бы все сильнее. А что для этого нужно? Молитва за детей! И не одна, а много — нужна не молитва за детей однократная, а молитвы за детей регуляр­ные и усердные. И здесь важно давать пример сво­ей жизнью и также очень важно особое внимание уделять именно поминовению детей на Псалтири. Это очень важная опора в воспитании.

 

Молитва за других

 

Какой псалом читать, когда сердце ищет судь­бы для друга?

Самое лучшее, думается, читать всю Псал­тирь постепенно и поминая своих близких. Про­сто следует понять, что в Псалтири есть очень много прошений об исполнении воли Божьей и, молясь за кого-то, все это поможет выйти на пра­вильный курс. Вообще, если навыка нет, то читают особенно часто 90, 26 псалом за других. Но вообще должно быть разнообразие в чтении псалмов, как пишет свт. Василий Великий. Не зря в монасты­рях читаются кафизма за кафизмой. И заучивались тоже разные псалмы или даже вся Псалтирь. Ког­да идет молитва на Псалтири — то это молитва и о воли Божьей, о борьбе со страстями, о смирении, о стойкости в искушениях и т.д. Хорошо, когда даются различные прошения такого рода. Иногда человек думает, что ему нужно только одно, а на самом деле может быть еще большая нужда в чем- то, хотя он это может и не подозревать, так что не хотелось бы также пренебрегать остальным. Кроме того, часто человек читает и просит чего-то толь­ко и выбирает соответствующую молитву. А как же не благодарить? Во многих псалмах содержит­ся именно обильное благодарение.

И еще. Когда читается Псалтирь и хочется по­молиться за кого-то отдельным прошением, следу­ет понимать, что могут быть у самого искушения. Поэтому хорошо быть также самому вооруженным и читать различные псалмы. Т.к. во многих псал­мах содержатся именно прошения от нападков от злых духов. Конечно, каждый решает, как читать. Но иногда это превращается в какую-то игру. На­пример, я хочу что-то, значит, нужно прочесть вот этот псалом и все, и никак иначе. Но бывает так, что и другие псалмы в отдельных строчках содер­жат искомое прошение. И опять же... Мы хотим вот это и вот это... А надо не то, что мы хотим, а то, что хочет Бог. Поэтому хорошо делать именно раз­личные прошения. Просто в Псалтири, несмотря на то, что существуют различные молитвенные прошения, часто это не видно сразу. Но когда они читаются, то прошения делаются, идет помощь и часто смысл все больше понимается со време­нем, как писал прп. Амвросий Оптинский. Просто опять же следует понимать, что Псалтирь — это не только сокровищница мудрости, она выступает, как и молитвослов, содержащий различные проше­ния. И еще один важный момент. Обычно молятся за своих близких, а если молиться еще за кого-то на Псалтири и читать всю Псалтирь по этому челове­ку, то здесь опять же следует быть готовым к иску­шениям. И если такое желание появилось, лучше решить этот вопрос со священником, который вас знает. Также некоторые говорят, что читают Псал­тирь за кого-то и искушений как бы нет. Такого быть не может. Если читать не вникая в смысл, со­всем безалаберно, то может быть — это будет само­му человеку в осуждение. Но если читать разумно, то это молитвенный труд. И чем у человека чище жизнь, сильнее молитва, тем он больше может помогать другим своей молитвой. А раз больше помощь, то и больше месть от злых сил. Кто го­ворит, что молится ночью на Псалтири за других и это делать может каждый без благословения, то этот человек скорее всего находится в неко­тором заблуждении. Во-первых, потому что если дело действительное богоугодное, то проблемы с благословением быть не должно. Второе, если не было искушений, значит, молитва не дошла и мо­литва слабая. Чем сильнее молитва, тем больше это озлобляет диавола и тем он больше нападает, но Господь помогает в благом делании, укрепляет его и не дает человеку упасть.

Сейчас идет очень серьезная духовная брань. И кажется иногда, что другие люди не усердны, а мы усердны. Но надо увидеть сначала бревно в сво­ем глазу! Надо самому изменить в первую очередь свою жизнь! Надо самому стараться быть лучше каждый день и дальше удаляться от греха. Часто бывает такая ситуация также. Человек думает, что он чего-то достиг и начинает вымаливать и род­ственников, и друзей. И при этом часто бывает так, что о себе нет четкого истинного представления, нет представления, что помощь нужна в первую очередь мне, так как я и слеп духовно, и расслаблен на добрые дела и т.д. Конечно, молиться за других хорошо. Но усиленная молитва за других, особен­но людей, которых мы едва ли знаем — это уже определенное дерзновение. В любом случае, при усиленной молитве за других, по этому поводу следует поговорить с духовником. Часто берут­ся какие-то особенные подвиги, а потом человек ломается. Важно рассуждение и важна работа над собой. Как говорил прп. Серафим Саровский, надо стяжать мирный дух, и тогда тысяча людей вокруг нас спасется. На самом деле, чем более ярким сол­нышком будет сам человек, тем больше эти лучи будут доходить до других людей. И эти лучи могут затронуть не только 1000, 10000 людей, но намно­го больше. Важно самому быть светильником го­рящим! Важно освящать путь себе, чтобы не спот­кнуться и заодно светить остальным.

Помогли ли святые другим людям? Безус­ловно, помогли. Они помогли при жизни и сейчас помогают. А почему они помогли именно многим людям? В чем секрет их успеха? Да потому, что они не говорили только словами, но потому что они жили по-христиански, потому что они жили свято. И имели чистую жизнь, они больше могли помогать другим. Поэтому здесь нет эгоизма, как некоторые думают, что человек работает много над собой. Это не с той целью, чтобы зациклиться на себе и все. Но с той целью, чтобы, став чище, мож­но было бы больше помочь людям вокруг нас, как словом, так и молитвой. В любом случае, важно делать хотя бы что-то. И очень приятно знать, что есть люди, которые помолятся за тебя, помогут. Но, честно скажу, я вообще человек малообщитель­ный был долгое время и не имел особо друзей. И за меня никто особо и не молился, за исключением нескольких близких человек. Хорошо, что в роду есть молитвенницы. И очень сильна молитва мате­ри. И вот их молитвами я и настроился на эту сте­зю. Вспоминать прошлое мое можно, но понимаю, что было куча серьезнейших, можно сказать, вопи­ющих ошибок. Просто не хочется делать их опять. Я не хочу жить без Бога и иметь ад в душе, я хочу жить с Богом. И когда у меня было понимание, что никто за меня особо не молится, я молился больше сам — был стимул, молился различным святым в том числе. И все это очень помогало. И когда че­ловек решает помолиться за близкого, тоже хо­рошо просить различных святых. Это ввиду того, что если человек молится Господу без частого об­ращения к Пресвятой Богородице и святым, то может создаться иллюзия, что молитвы человека сильные, что можно обойтись своими усилиями. На самом же деле, помощь Пресвятой Богороди­цы и святых — огромны. И отчетливее понимаешь, что своими молитвами я мало могу что-то сделать. Все по велицей милости Божьей и в особенности по предстательству Богородицы и святых. И чем мне нравится Псалтирь, так тем, что это отчасти помогает в смирении. Когда молишься сам, есть соблазн думать о себе, что твоя молитва особен­но доходит. Но когда идет молитва на Псалтири, то уже несомненнее приписываешь все исключи­тельно помощи, милости, благости Божьей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.