Пиши Дома Нужные Работы


Святый Праведный Алексий (Мечев) и учение Святых Отцов

 

В высказываниях и наставлениях отца Алек­сия множество прямых и косвенных цитат из тво­рений Святых Отцов: Добротолюбия, Отечника, поучений аввы Дорофея и т. д. Вот, например, дар­ственные надписи на книгах:

«Кто хочет услышан быть Богом в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях Его» (св. Адриан Югский).

Св. Исаак Сирин: «Кто не почитает себя греш­ником, того молитва не приемлется Богом».

Авва Исайя: «Тщетны молитвы человека, же­лающего мщения».

Отец Алексий был начитан в Отцах и знал не только тексты — он читал Отцов делом, воплощал их учение в жизни. Деятельное чтение было на­столько плодотворным, что святоотеческое учение входило, что называется, в плоть и кровь, и батюш­ка Алексий самостоятельно излагал учение древ­них Отцов применительно к современной жизни.

Батюшка прежде всего советовал читать аске­тические книги, которые учат, как жить по-христи­ански: «Так и всякого человека не догматом, не рас­суждением умственным убеждал батюшка, а при­мером из жизни. Любил он для этого брать жития святых и подвижников, творения Святых Отцов, а то и разные примеры из современной жизни. Книг отвлеченных он почти не читал.

Помню, мне говорил часто: "Что это ты все философии да богословия читаешь. Ты возьми по­читай жития, почитай авву Дорофея". Не понимал я тогда, почему это мне батюшка так советует. Не потому мне это советовал он, что считал это ненуж­ным вообще, а потому, что меня лично, как мисти­ка и фантазера, губило такое отвлеченное направ­ление, делало жестким, сухим и неспособным к теплому чувствованию. Я был далек от жизни, ее скорбей и радостей, ее праздников и будней, ее ли­ца и изнанки, — а батюшка хотел обратить мое вни­мание к жизни.

"Учись жизни, изучай людей, делай добро", — вот в кратких словах то, к чему батюшка хотел на­править мои мысли. Религия - не в успокоенном блестяще скомбинированными догматами разу­ме, а в деятельной любви, служении ближним. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). Лю­бовь есть энергия и двигатель христианства, а раз­ум есть только рабочая сила у сердца» (диакон Вла­димир Сысоев).

Батюшка велел перечитывать и конспекти­ровать авву Дорофея:

— Ты думаешь: прочитала — и ладно, и все? А надо делами читать. Еще и еще перечитывать. А то — прочла, и ничего не осталось».

 

***

 

Не оставляйте святой книги, пока не почерп­нете какого урока или правила для жизни.

Святитель Феофан Затворник

 

В деле спасения важнейшую роль играет Свя­щенное Писание и писания святых отцов — это лучшее руководство к спасению. После чтения свя­щенных книг немалую также роль для спасения души играет покаяние.

Преподобный Симеон (Желнин)

 

Афонский старец Паисий советовал читать «Жития святых» и «Отечник». Говорил, что они являются прекрасным толкованием евангельской теории.

У святых отцов написано, что на последнее вре­мя Духом Святым предусмотрены вместо старцев книги. Человеческая природа единосвойственна. Что было и у прежде нас живших, то повторяется и у нас, те же самые вопросы. И теперь уже, можно сказать, все это записано в книгах. А противоречия иногда мы находим, но они бывают кажущимися. Нужно брать мысли не отрывочно, но в контексте. Нужно отличать законоположения от отдельных частных случаев, которые ко всем не приложимы. Нужно просить Бога, чтобы помог нам правильно понять читаемое, чтобы послал нам поясняющего, как евнуху царицы Кандакии за усердное чтение послал апостола Филиппа (Деян. 8,27-39).

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

 

Мудрую духовную жизнь святые отцы до тон­кости объяснили в своих писаниях; а их писание больше познается жизнью... Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных, и откройте наш умиш­ко, чтобы уразуметь ваше писание...

...Советую тебе читать Святое Писание: спер­ва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразу­меть Писание; что понятно — старайся исполнять, а не понятно — пропускай. Так святые отцы сове­туют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости...

Можно читать утром и вечером несколько мо­литв, сами определяйте сколько, сообразуйте с вре­менем, только, чтобы было не на ветер, а со внима­нием, ибо внимание — душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу святого Евангелия и главу апо­стольских посланий.

Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет Богомудрых святых отцов: если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил.

Валаамский старец Иоанн (Алексеев)

 

Не ленись читать Слово Божие и духовные книги. Святое Евангелие нужно непременно чи­тать ежедневно. Слово Божие поддержит и укре­пит в истине.

Мирянину, желающему познакомиться с ду­ховной жизнью, лучше всего сначала прочитать книгу епископа Феофана «Что есть духовная жизнь». Эта книга представляет собой как бы во­рота в духовную жизнь... Читать также наставле­ния аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и Иоанна Кронштадтского. Духовные книги нужно читать каждый день, чтобы питать душу.

Преподобный Алексий Зосимовский

 

Цель чтения — это исполнение прочитанного самим человеком. Мы читаем для заучивания не внешнего, а внутреннего. Не для упражнения языка, а для того, чтобы суметь получить огненный язык и переживать таинства Божии. Учеба, приобретение знаний и получение звания для учения других, без исполнения всего самим человеком, не приносит ему никакой пользы.

Афонский старец Паисий

 

О необходимости чтения святоотеческих изяснений Священного Писания

 

Много нужно нам попечения, много бодрство­вания для того, чтобы иметь возможность прони­кать в глубину Божественных Писаний. Иначе, предаваясь сну, нельзя постигнуть их; а нужно тщательное исследование, нужна, кроме того, и по­стоянная молитва, чтобы хотя немного прозреть в святилище слова Божия.

Ведь отсюда, от незнания Писания, произошли безчисленные бедствия, отсюда произросла вели­кая зараза ересей, отсюда нерадивое житие, отсюда — безполезные труды.

Свт. Иоанн Златоуст

 

Внимай же всякий чтению (святоотеческому изъяснению), потому что словеса святых есть сло­веса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии есть сло­веса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, име­ет жизнь вечную.

Св. Симеон Новый Богослов

 

Великую силу имеют слова святых! И поистине, что ни говорили они, говорили от опыта и истины — оттого слова их сильны, что изречены деятелями, как и всем делать заповедует некто из мудрых: «Слова твои да подтверждает жизнь твоя».

Авва Зосима

 

...Бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое; и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность! И опять: один говорит одно, а дру­гой о том же изречении Писания Божественного — другое, ибо часто одно и другое внушены Боже­ственной Благодатью сообразно со временем и со­стоянием людей.

Св. Петр Дамаскин

 

Христос отсылал иудеев к Писаниям не для простого чтения, а для точного и обдуманного ис­пытания их. Он не сказал: читайте Писания, но ис­пытайте Писания (Ин. 5, 39), - потому что простое чтение не дает надлежащего знания.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.