Краткая характеристика типовых лечебных режимов ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИНСТРУКЦИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ №_12__
ТЕМА: «Виды режимов двигательной активности»
ОСНАЩЕНИЕ:
методические разработки лекции «Организация безопасной среды для пациента и персонала. Лечебно-охранительный режим», «Помощь сестринского персонала, направленная на снижение фактров риска в ЛПУ» практического занятия по данной теме «Виды режимов двигательной активности», классная доска, компьютер, мультимедийная презентация КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ: осуществлять сестринский уход при соблюдении пациентом различных режимов двигательной активности
ЗНАТЬ:
– понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение для пациента;
– виды режимов двигательной активности;
– понятие и правила биомеханики;
– терминологию по теме занятия;
– виды положения пациента в постели;
– методику перемещения пациента;
– способы транспортировки пациента внутри ЛПУ.
УМЕТЬ:
– анализировать и делать выводы.
– обеспечить безопасную среду пациента и персонала в условиях ЛПУ;
– убедить пациента в необходимости соблюдения распорядка для и назначенного режима физической активности;
– применять правила биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медицинской сестры с целью предотвращения травм позвоночника.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
Выполнить (отработать) такие манипуляции:
1. Продемонстрировать сестринский уход при различных режимах двигательной активности пациента. Приложение №1
2. Отработать на практике шесть правил биомеханики. Приложение №2
3. Определить объем сестринского ухода при различных положениях больного в постели. Приложение №3
4. Продемонстрировать безопасную транспортировку тяжелобольного в ЛПУ
Приложение №4
5. Выбрать способ обращения с пациентом. Приложение №5
6. Изучить нормативную базу. Приложение №6
Приложение №1
Виды режимов двигательной (физической) активности.
1. Строгий постельный режим – пациенту категорически запрещается не только вставать, садиться, но в некоторых случаях - даже самостоятельно поворачиваться в постели.
2. Постельный режим – разрешается поворачиваться в постели, под наблюдением медицинской сестры или специалиста по лечебной физкультуре - делать специальные гимнастические упражнения. Через определенное время, с разрешения -присаживаться па краю постели, опустив ноги.
3. Палатный (полупостельный) режим – разрешается сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и недолго ходить по палате, выходить в туалет, столовую.
4. Общий режим – разрешается свободная ходьба по коридору и другим помещениям стационара, прогулки по территории больницы. Пациент самостоятельно обслуживает себя: принимает пищу, пользуется туалетом, ванной комнатой.
Нарушение пациентом режима физической (двигательной) активности, назначенного врачом, может повлечь за собой тяжелые последствия для пациента, вплоть до смертельного исхода.
ЦЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСТЕЛЬНОГО РЕЖИМА:
1) Ограничить физическую активность пациента (это снизит потребность клеток организма в кислороде, следовательно, позволит адаптироваться к условиям гипоксии при нарушении удовлетворения потребности "дышать").
2) Уменьшить боль, в том числе послеоперационную. Это позволит снизить дозу необходимых обезболивающих препаратов.
3) Дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть.
Постельный режим физиологичен лишь в том случае, если пациент может сам поворачиваться, занимать удобное положение и присаживаться в постели. При назначении строгого постельного режима удовлетворение всех основных потребностей значительно нарушается. Такие пациенты обязательно нуждаются в проведении специальных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения целого ряда проблем.
Краткая характеристика типовых лечебных режимов
Под лечебными режимами понимают совокупность мероприятий, устраняющих отрицательные раздражения и повышающих при этом устойчивость организма. Содержание лечебного режима определяется распорядком дня и объемом двигательной активности больного, т. е. двигательным режимом.
Двигательные режимы, используемые в больницах и госпиталях, делятся на: I — строгий постельный, II — постельный, III — палатный (полупостельный) и IV — свободный (общий). В санаториях соответственно на: I — щадящий, II — тонизирующий, или щадяще-тренирующий, и III — тренирующий.
В больничных условиях строгий постельный режим — это положение лежа или полусидя (на подставке), прием пищи с помощью персонала.
Применяемые физические упражнения — пассивные движения конечностей, активные движения в мелких суставах рук и ног, массаж ног, дыхательные упражнения умеренной глубины. Все движения выполняются в медленном темпе. Длительность занятия — 10— 12 мин.
При постельном режиме имеет место приподнимание больного на подголовнике, постепенный переход в положение сидя, а затем сидя с опущенными ногами и увеличением длительности сидения, пересаживание на стул. Прием пищи производится в положении сидя. Развивается дальнейшая адаптация к самообслуживанию.
Применяемые физические упражнения — активные движения конечностями с постепенным увеличением амплитуды; упражнения для мышц туловища. В положении сидя упражнения выполняются с неполной амплитудой; темп выполнения — медленный и средний (движения в мелких суставах — всегда в среднем темпе), длительность занятия — 15—17 мин.
При палатном (полупостельном) режиме больной находится в положении сидя (до 50% дневного времени). Встает и ходит по палате, затем при необходимости — по отделению.
Применяемые физические упражнения — движения конечностями и туловищем в исходных положениях лежа, сидя и ограниченно стоя; упражнения с легким сопротивлением и небольшим отягощением; ходьба (50—200 м). Темп выполнения — медленный и средний, длительность— 17—20 мин.
Свободный (общий) режим подразумевает свободную ходьбу по отделению, ходьбу по лестнице, прогулки. Больной подготавливается к бытовым нагрузкам.
Применяемые физические упражнения — гимнастические упражнения, постепенно усложняющиеся по форме, из различных исходных положений, главным образом стоя, упражнения с отягощением и умеренным сопротивлением, метание мяча весом не более 1 кг. Темп — медленный и средний, а для мелких мышечных групп— быстрый. Ходьба — до 400—1000 м (допустимы кратковременные ускорения). Длительность занятий — 20—30 мин.
В условиях санаторного лечения щадящий режим (слабого физического воздействия) назначается больным с выраженными органическими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при недостаточности сердца I—II степени, при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, в фазе стихающего обострения, при желчнокаменной болезни при отсутствии частых обострений, после операции на желудке и удаления желчного пузыря (не раньше чем через 2—3 месяца). Больным рекомендуется 9-часовой ночной и 1—2-часовой дневной сон, 10 часов относительного покоя, 4 часа движения.
Лечебная гимнастика проводится индивидуальным или малогрупповым методом. Физическая нагрузка малая. Используются лечебная гимнастика и дозированная ходьба по ровной местности на расстояние 0,5—1 км 1—2 раза в день. Рекомендуются самостоятельные занятия, включающие выполнение элементарных движений мелкими мышечными группами и дыхательные упражнения.
Следует учесть, что двигательные режимы для детских, неврологических, туберкулезных санаториев и санаториев другого профиля имеют некоторую специфику.
Тонизирующий, или щадяще-тренирующий, режим (умеренного физического воздействия) назначается больным с менее выраженными органическими заболеваниями при отсутствии функциональных расстройств. Физическая нагрузка средняя. Кроме лечебной гимнастики (малогрупповым и групповым методами) назначаются утренняя гигиеническая гимнастика с облегченной нагрузкой (без бега и прыжков); дозированная ходьба по ровной местности с углом подъема до 10° — не более 2 км 2—3 раза в день; плавание (при температуре воды не ниже 20°) — от 15 до 30 мин. с отдыхом через каждые 5 мин.; гребля — 30—40 мин. (при температуре воздуха не ниже 15°, без ветра) при темпе 22—24 гребка в 1 мин.; настольный теннис и бадминтон — не более 30 мин.; лыжные прогулки в медленном темпе под контролем методиста — 20—40 мин. Разрешаются медленные танцы (до 1 часа) и автобусные экскурсии с длительностью поездки до 3 часов 1 раз в неделю.
Тренирующий режим (более выраженного физического воздействия) назначается больным с начальными формами органических заболеваний, при отсутствии функциональных нарушений, с достаточной физической подготовленностью. Физическая нагрузка большая. Количество форм лечебной физической культуры увеличивается (добавляются волейбол, теннис, коньки, ближний туризм, садово-парковые работы и др.).
При положительной динамике в состояния здоровья возможны переводы во 2-й половине курса лечения с I на II и со II на III режим, причем не обязательно назначать все формы лечебной физической культуры нового режима — достаточный тренирующий эффект достигается и при увеличении нагрузки только в одной из форм.
Если в санаторий поступают больные из других климатических зон, например из Ленинграда в санаторий в Ялте и наоборот, то им необходимо дать несколько дней на акклиматизацию, следовательно, снизить нагрузку в сравнении с назначенным режимом. То же самое требуется в ненастные дни больным, реагирующим на перемену погоды.
Из сказанного выше видно, что двигательный режим является составным элементом лечебного режима, а лечебная физическая культура — частью двигательного режима. Однако соотношение лечебной физической культуры с режимом может быть различным. Например, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы умывание, чистка зубов и причесывание, как и физические упражнения, вызовут учащение пульса и повышение артериального давления. В данном случае лечебная физическая культура идентична с другими элементами двигательного режима и подготавливает больного к расширению двигательной активности. При переломах верхней конечности все, что способствует восстановлению силы, подвижности и координации движений руки (гимнастика, метания, городки, теннис и т. п.), будет лечебной физической культурой, а велосипед, коньки, туризм — элементами двигательного режима.
Приложение №2
Биомеханика - наука, изучающая законы механического движения в живых системах.
ПРАВИЛА БИОМЕХАНИКИ.
Правило первое:Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения чела будет проецироваться на площадь опоры.
Правило второе:Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. Стоя площадь опоры может легко быть, расширена разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30 см. одна немного выдвинута вперед.
Правило третье:Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшими сгибаниями ног в коленях, приседанием. (Не наклоняйтесь вперед! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который Вам предстоит поднять).
Правило четвертое:Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник может правильная осанка, то есть наиболее физиологичные изгибы позвоночника столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:
Правило пятое:Поворот тела, а не только плечевого пояса, предотвратить опасность смещения позвоночника. Избегайте резких движений.
Правило шестое: Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжести заменить перекатыванием, поворотом ее там. где это возможно.
Кроме выполнения правил биомеханики, необходимо избегать натуживаний на высоте вдоха. Возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (эффект Вальсальвы).При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна потеря сознания. Похожее, состояние бывает у некоторых пациентов при быстром изменении положения тела.
Приложение №3
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Лечебно-охранительный режим – комплекс лечебных и профилактических мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического комфорта пациентов и медперсонала.
Мобильность – подвижность, способность к быстрому передвижению, действию
Иммобильный– неподвижный
Биомеханика – наука, изучающая правила механического движения тела в пространстве и живых системах.
Эргономика – наука о взаимосвязи людей и окружающей среды в целях безопасности труда.
Безопасность пациента – правильное размещение в постели, перемещение и транспортировка.
Двигательная активность – сочетание двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни плюс организованные или самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Самостоятельные занятия – занятия физическими упражнениями, обусловленные задачами необходимого для жизнедеятельности человека объема двигательной активности.
Диагностика – это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.
Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности пациента.
Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни.
Антропометрия – система измерений физических характеристик тела.
Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма.
Приложение№4
Потребность двигаться.Ограничение двигательной активности или неподвижность создают много проблем для человека. Такое состояние бывает продолжительным или непродолжительным, временным или постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов, сопровождаться болью — при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения.
Неподвижность— один из факторов риска развития пролежней, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и органов дыхания. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения: диспепсия, метеоризм, анорексия, понос или запоры. Интенсивное натуживание во время акта дефекации, к которому пациет должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевых путей, к образованию камней в мочевом пузыре и почках. И главная проблема пациента — он не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности человека. От степени и продолжительности состояния неподвижности у пациента могут появиться те или иные проблемы в психосоциальной сфере; изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕЗДВИЖЕННОГО ПАЦИЕНТА:
· риск появления пролежней,
· риск дыхательных нарушений (нарушения дренажной функции бронхов и застойных явлений в легких),
· риск нарушения мочевыделения (образования камней в почках и инфицирования мочевых путей),
· риск запоров,
· риск снижения аппетита,
· риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц),
· риск травмы в результате падения,
· риск нарушения сна,
· риск дефицита личной гигиены,
· риск дефицита общения.
ЗАПОМНИТЕ!
Вероятность возникновения таких проблем значительно выше у пациентов пожилого и старческого возраста.
При любом из назначенных режимов двигательной активности медсестра оценит у пациента эффективность способа удовлетворения его жизненно важных потребностей и создаст ему условия для максимально возможного комфорта. С этой целью медсестра может:
· выполнить необходимые действия за пациента;
· обучить пациента новому способу удовлетворения своих потребностей, то есть - новому образу жизни; .
· создать условия для того, чтобы пациент мог самостоятельно удовлетворить все свои потребности: только независимость в их удовлетворении является показателем хорошей адаптации, высокого качества жизни в болезни.
Если пациенту назначен строгий постельный режим, медсестре самой придется удовлетворять большинство его потребностей. При улучшении состояния пациента врач постепенно расширяет назначенный ему двигательный режим, и задача медсестры - адаптировать пациента к этому более активному режиму.
Сестринская помощь, направленная на максимально возможное восстановление двигательной активности, самостоятельности при движении с использованием костылей, палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.
|