Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 2. Основные подходы к пониманию происхождения психики в фило- и онтогенезе. Отличительные характеристики психики человека. Сознательная деятельность человека. Психологическая структура сознания.

Цели и задачи:ознакомление с концепциями происхождения психики с позиций биологического и психосоциального походов, изучение основных отличительных особенностей психики человека. Проблема сознательного и бессознательного в психологии.

Основные понятия:сознание, деятельность, субъективность, психическое отражение, психика, активность.

 

Вопросы к занятию:

1. Общая характеристика основных подходов к пониманию происхождения психики в фило- и онтогенезе;

2. Основные этапы филогенетического развития психики;

3. Отличительные характеристики психики человека;

4. Сознательная деятельность человека. Психологическая структура сознания;

5. Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях; их значение в практической деятельности врача;

6. Проблема бессознательного в концепциях отечественных и зарубежных исследователей.

 

Задание № 1. Шимпанзе Рафаэль (в опытах Павлова и Орбэли) научился заливать огонь, мешавший ему достать лакомство из ящика, набирая в кружку воду из бака. В одном из очередных опытов ящик с апельсином и горящим перед отверстием ящика огнем был помещен на плоту на озере. На другом плоту, соединенном с первым бамбуковой перекладиной, помещался известный Рафаэлю бак с водой. Шимпанзе, чтобы залить огонь, перебирался по перекладине на другой плот к баку, не догадываясь зачерпнуть воду из озера.

Какая особенность психического отражения обезьяны (в сравнении с психическим отражением человека) проявляется в данном примере?

 

Задание № 2. В 1920 г. вблизи индийской деревни Годамури в логове волков были найдены две девочки (получившие позднее имена Амала и Камала). Младшей (Амале) было приблизительно 18 мес; старшей (Камале) — около 7 лет. Девочки были отправлены в сиротский приют в Миднапуре, где была предпринята попытка их перевоспитания. Амала прожила в приюте около года. За это время в ее воспитании отмечался довольно быстрый прогресс. В то же время перевоспитание Камалы шло с большими затруднениями. За 4 года она выучила только 6 слов. В возрасте 16-18 лет она вела себя, как четырехлетнее дитя.



Чем объясняется задержка развития Камалы? Почему воспитание Амалы шло значительно успешнее?

Задание3.Отечественный психолог Н.Н. Ладыгина-Котс сопоставляла подражательное конструирование шимпанзе и ребенка трех с половиной лет. Были обнаружены следующие факты:

а) один из них мог составить фигуру из двух-трех частей только
в том случае, если перед ним находилась фигура-образец, другой
мог выполнять задание и в отсутствие образа, по памяти;

б) одна из причин ошибок конструктора состояла в том, что он, увидев
фигуру-образец, отказывался делать ее, а делал фигуру, подобную
той, которую видел в предшествующем опыте. Требовалось некоторое усилие, чтобы заставить его сделать задание правильно;

в) и шимпанзе, и ребенок при выборе элементов, предлагаемых для
конструирования, соблазнялись их новизной, необычностью. Но
если один, взяв ненужный элемент, не включал его в конструкцию,
другой нередко пытался это сделать, и только указание экспериментатора помогало ему избежать ошибки.

Определите, какие из приведенных фактов относятся к поведению шимпанзе и какие — к поведению ребенка. Какие особенности регуляции поведения ребенка по сравнению с поведением шимпанзе проявляются в данном примере?

 

Задание4.Немецкие ученые В. и Л. Келлог проделали опыт подергивания за волосы шимпанзе и ребенка. Оказалось, что в то время как один из испытуемых тотчас начинал хныкать, другой, даже при более сильном подергивании, не издавал звуков, но лишь отстранял своей рукой руку исследователя.

Какое проявление относится к поведению шимпанзе и какое — к поведению ребенка? Почему?

 

Задание5. Противоречат ли каким-либо методологическим принципам современной психологии описанные ниже концепции? Если да, то каким именно?

а) Согласно американскому психологу начала XX в. Дж. Уотсону,
манипулируя внешними раздражителями, особенностями среды,
возможно управлять по заданной программе эмоциональными
реакциями человека и, более того, можно «изготовить» человека
любого склада, с любыми характеристиками поведения.

б) В. Вундт утверждал, что сознание принципиально отлично от
всего внешнего и материального. Поэтому психология имеет
уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, пости-
гаемый исключительно путем самонаблюдения. Все прочие науки
изучают результаты переработки этого опыта.

в) По 3. Фрейду, фактор бессознательного является определяющим для законов как личной, так и общественной жизни. В неосознаваемых потребностях и влечениях человека лежит причина его интересов, вкусов, привязанностей, выбора того или иного вида профессиональной деятельности, его суеверий, верований и др.

Задание №6. Попытаться найти в современных средствах массовой информации использование различных техник манипулирования сознанием (реклама, политика, телевидение). В психологическом дневнике отразить свое мнение по данному вопросу.

 

 

Тема 3. Психологическая характеристика

Познавательных процессов. Ощущение и восприятие, их роль в работе врача. Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях, возможность их оценки в практической деятельности врача.

Цели и задачи:формирование представлений о специфике когнитивных процессов, изучение психофизиологических особенностей ощущений и восприятия, их роль в лечебно-диагностическом процессе.

Основные понятия:когнитивные процессы, ощущение, восприятие, апперцепция, пороги ощущений, адаптация, мышление.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Современный психофизиологический подход к пониманию природы ощущений и восприятия;

2. Психологическая характеристика основных свойств восприятия. Гештальт-психология и ее роль в понимании перцептивных процессов.

3. Адаптационные свойства ощущений и восприятия, их роль в лечебно-диагностическом процессе;

4. Возможности психодиагностики перцептивных процессов;

5. Значение перцепции в работе врача. Способы развития.

 

Классики говорят, что…….

«Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам»

А.Н. Леонтьев, психолог, 1976

«Воспринимая человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; а иногда не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается или вслушивается...»

С.Л. Рубинштейн

«Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим».

Р.Л. Грегори, психолог, 1981

 

Задание № 1. Провести психологический анализ субъективного состояния слабослышащего человека.

«О люди, вы, которые меня ославили и сами считаете меня озлобленным, сумасшедшим или человеконенавистником, о, как вы несправедливы! Вы не знаете той скрытой причины, по которой я кажусь вам таким. По природе пылкий и деятельный, даже не чуждый светских развлечений, я еще юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз новой подтверждение моего увечья. И мне невозможно было сказать людям: «Говорите со мной громче, кричите, потому что я глухой!..» Простите же меня за то, что я вынужден сторониться всех, меж тем как мне хотелось бы быть среди вас. Мое несчастье для меня тем мучительнее, что я из-за него остаюсь непризнанным. Мне не дано находить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности».

 

Задание № 2. Исследование алекситимии

«Термин «алекситимия» ввел в литературу P.E.Sifneos в 1972 г. Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе - «нет слов для названия чувств»). Разработке концепции алекситимии предшествовали более ранние наблюдения J.Ruesch (1948), установившего, что многие пациенты, страдающие классическими психосоматическими болезнями и характеризующиеся описанной им «инфантильной личностью», проявляют трудности в вербальном и символическом выражении эмоций. Близкие особенности психосоматических пациентов были описаны также в 1963 г. P.Marty и de M.M.Uzan.

Алекситимия является психологической характеристикой, определяемой следующими когнитивно-аффективными особенностями: 1) трудностью в определении (идентификации) и описания собственных чувств; 2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; 4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.