Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Сущность, принципы и модели социального государства

Государство как социальный институт. Понятие и сущность социального государства. Цели, приоритеты социального государства. Основные функции социального государства. Принципы социального государства. Модели социального государства в РФ. Международные и отечественные термины, критерии и измерители качества и уровня жизни.

 

Тема 2. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа рыночного хозяйства

Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений. Поиск разумного компромисса между темпами экономического роста и динамикой социальных показателей. Особенности бюджетной и налоговой политики в РФ. Государственная поддержка социально ответственного бизнеса: опыт, проблемы. Инновационная экономика в РФ – необходимое условие повышения уровня и качества жизни населения.

 

Тема 3. Механизмы обеспечения условий для успешной деятельности социального государства

Роль социального государства в обеспечений правовой защищённости человека. Характеристики социально - правового государства. Социальное законодательства в РФ: оценка состояния, актуальные проблемы и пути их решения. Социальное партнёрство в социальном государстве. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной деятельности государственных и местных органов власти, бизнес – структур и общественных организаций. Опыт применения современных информационных технологий в формировании и реализации социальной политики РФ: Федеральная целевая программа “Электронная Россия”, Универсальная электронная карта. Персональная ответственность должностных лиц за информацию о человеке.



 

Тема 4. Социальная политика государства

Социальная политика социального государства: сущность, принципы, субъекты, уровни, важнейшие направления, модели. Механизмы эффективной социальной политики социального государства: система социальных стандартов, политика доходов и расходов государства, проекты, программы. Борьба с коррупцией. Основные направления социальной политики РФ. Социальное страхование. Роль приоритетных национальных проектов и программ в активизации социальной политики РФ. Критерии и показатели эффективной социальной политики социального государства.

 

Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины «Основы социального государства» применяются следующие технологии формирования вышеуказанных профессиональных компетенций студентов:

1. Традиционная технология: лекционно-семинарская система обучения. Её составляющие: поточные лекции и групповая система организации семинарских занятий; еженедельная передача предмета небольшими порциями; использование лекций и семинаров в качестве основных форм учебных занятий; постановка преподавателем целей обучения и соответствующие планирование их достижение; применение иллюстрированных методов обучения; фронтальная и индивидуальная работа преподавателя со студентами на учебных занятиях; наличие эпизодически возникающей обратной связи преподавателя со студентами на лекции; проверка выполнения самостоятельных заданий студента преподавателем; оценка преподавателем академических результатов студентов с помощью выполнения текущей контрольной работы; зачет в рамках сессии.

Роль этих методов в формировании компонентов компетенций: формирование знаний о сущности социальной политики государства, об обобщенных методах решения социальных проблем, о направлениях развития современного информационного общества, о социальных стандартах качества жизни и их применения в профессиональной деятельности экономиста.

 

 

2. Инновационные технологии активного обучения квазипрофессиональной деятельности студентов:

Роль этих методов в формировании компонентов формируемых компетенций и их интеграция в учебный процесс, имитирующем профессиональную деятельность. Это будет происходить за счет использования метода проекта (аналитических творческих работ по командам).

Результатом обучения на основе проектной технологии является освоение её студентами, а затем умение применить в своей практической деятельности в органах государственного и муниципального управления и экономических организациях, как инструмента достижения социальных целей государства, организации.

Данная технология предполагает активизацию мышления студентов; высокую степень вовлеченности в учебный процесс; взаимодействие студентов между собой и с преподавателем; творческий характер занятий; освоение материала в сжатые сроки; обязательную презентацию.

Формы проекта: групповая, монопредметная, краткосрочная (мини-проект), информационные, практико-ориентировочные.

Проекты выполняются студентами в рамках самостоятельной работы и представляются результаты проектной деятельности на семинарских занятиях.

Этапы:

1) Определение темы проекта (задание в рамках самостоятельной работы),

2) Определение сбора анализа, информации и формы отчета. Распределение обязанностей и заданий между членами команды.

3) Сбор информации.

4) Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5) Представления проекта – презентация.

6) Подведение итогов.

Одновременно в рамках проектной деятельности реализуются и такие активные методы проведение занятий как:

- моделирование (наглядное представления количественного анализа);

- тренинг коммуникативности (обучение аудитории в процессе взаимодействующей малой группы).

 

 

6. Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства:

Текущий контроль:сообщения с презентаций по результатам аналитической самостоятельной работы, графические и табличные изображения статистических данных и текстов; устный опрос на семинарских занятиях, дискуссия.

Семинарское занятие по теме №1

Вопросы для обсуждения:

5. Признаки отличия социального государства от несоциального;

6. Какие принципы социального государства успешно действуют в РФ, а какие нет и почему;

7. Стратегические социальные цели РФ;

8.Социально значимые проблемы и процессы в РФ и прогноз их развития в будущем (дискуссия).

Рекомендуемая основная литература: 1,2

Рекомендуемая дополнительная литература: 1,2,3

Семинарское занятие по теме №2

Вопросы для обсуждения:

- Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства;

- Социально ответственный бизнес в РФ: состояние и перспективы;

- Направления государственной инновационной политики РФ как основы для повышения качества жизни (дискуссия).

Рекомендуемая основная литература: 1,2

Рекомендуемая дополнительная литература: 1,2,3

Семинарское занятие по теме №3

Вопросы для обсуждения:

1. Наиболее важные качественные характеристики социального законодательства в РФ;

2. Оценить эффективность действующих в РФ механизмов социального партнёрства;

3. Какие вопросы можно успешно решать с помощью социального аудита.

4.Информационное общество в РФ: состояние, перспективы.

Рекомендуемая основная литература: 1,2

Рекомендуемая дополнительная литература: 1,2,3

Семинарские занятия по теме №4

Вопросы для обсуждения:

1. Главные цели и сферы осуществления социальной политики социального государства;

2. Роль социальных стандартов в проведении эффективной политики социального государства;

3. Почему социальное государство стимулирует развитие корпоративной социальной политики.

4. Политика государства в области социального, пенсионного, медицинского страхования (самостоятельная проработка).

 

 

Рекомендуемая основная литература: 1,2

Рекомендуемая дополнительная литература: 1,2,3

 

Тема 1. Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной индивидуальной внеаудиторной работы: чтение текста (основной и дополнительной литературы) с целью:

- закрепления и систематизация полученных знаний;

- формирования навыков самостоятельно приобретать новые знания в области формирования и развития социального государства;

- стремления к саморазвитию;

- развития способности к аналитической деятельности.

1. Обобщить и проанализировать статистический материал по качеству и уровню жизни населения РФ и РК (динамика за три года уровня реальных доходов населения; заработной платы; обеспеченности жильем; продуктами питания и непродовольственными товарами; показателей рождаемости, смертности, продолжительности жизни, заболеваемости; занятости и безработицы; инфляции в РФ, РК и зарубежных странах; индекс развития человеческого потенциала и индекс счастья); Представить результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм. Четкие выводы.

 

2. Доклады по научным статьям по проблемам занятости населения, регулирования заработной платы, по демографическим проблемам, социальной защиты населения.

Эти задания направлены на развитие у студентов: 1) поисково – аналитической деятельности по формированию компетенций: подготовка докладов и тематической дискуссии на семинарском занятии; 2)творческой – получение новой информации, её анализ, выполнение творческих работ.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы:

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- умение студента использовать теоретические знания;

- творческий подход к выполнению самостоятельной работы и уровень самостоятельности;

- уровень сформированности аналитических умений.

Формы контроля — доклады, презентации.

Выполнение заданий – индивидуальное (по 2 заданию), командное (по 1заданию).

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

4. Конституция РФ: принята 12.12.1993 г. – М.: Юрист, 1997, - гл. 1, 2, 6 // www.constitution.ru

5. Айзинова И.М. Экономика недопотребления // Проблемы прогнозирования, 2011, №2.

6. Айзинова И.М. Экономика недопотребления // Проблемы прогнозирования, 2011, №3.

7. Айзинова И.М. Социальная политика стран Евросоюза: идеальные устремления и реальные вызовы// Проблемы прогнозирования, 2013, №6.

8. Белкина Т.Д. Жилье в России: ситуация и перспективы// Проблемы прогнозирования, 2013, №3.// Проблемы прогнозирования, 2011, №3.

9. Коровин А.Г. Динамика занятости и рынка труда в РФ в перспективе до 2030г. // Проблемы прогнозирования, 2011, №4.

10. Вечканов Г. Качество жизни населения как признак состояния общества // «Экономист» // «Экономист», №7,2011.

11. Концепция экономического и социального развития РФ до 2020 г. // www.aqvatoria_vn.ru.

12. Основные макроэкономические итоги 2011г. // «Экономист», №3, 2012.

13. Подгузов А.А. Концепция уровня жизни: очерк современных представлений // Проблемы прогнозирования, 2008, №6.

14. Концепция социального государства РФ (интернет – ресурсы).

15. Борисова М. Дисбаланс на рынке труда и диспропорции в подготовке кадров. // «Экономист», №11, 2011.

16. Федеральная служба государственной статистики РФ и РК

 

Тема 2. Задание для самостоятельной работы

Задание для самостоятельной командной внеаудиторной работы на основе ознакомления с нормативными документами, чтения основной и дополнительной литературы с целью:

- получения навыков самостоятельного овладениями новыми знаниями по направлениям бюджетно-налоговой политики;

- повышения своей квалификации;

- развития способности к аналитической деятельности;

- формирования умений выполнять расчетно-графические работы;

- решения ситуационных профессиональных задач.

- Определить особенности бюджетно - налоговой и денежно – кредитной политики в рамках государственного бюджета РФ и бюджета РК на 3 года: текущего и планового (проанализировать изменение структуры расходов бюджета РФ и РК за 2011-2013гг и на 2015-2017 гг. Акцент на социальные расходы. Материалы представить в виде таблиц, графиков, диаграмм);

Это специально творческое задание направлено на развитие у студентов творческой деятельности по формированию компетенций, а именно: получение новой информации, выполнение анализа информации, подготовка сообщений в виде таблиц, сравнительных диаграмм, четкого представления на слайде итогов .

Критерии оценки результатов самостоятельной работы:

- систематизация и оформление отчетного материала в виде таблиц;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнение практических задач;

- уровень сформированности аналитических умений,

- творческий подход к выполнению самостоятельной работы.

Форма контроля: презентация.

Выполнение в группах (командах) или индивидуально.

Рекомендуемая литература

1. Косенко О.И., Шулус А.А. Социальная ответственность бизнеса: уроки истории, опыт развитых стран и современной России. Монография, - М.: ИД “АТиСО”, 2008.

2. Стыров М.М. Финансирование социальных систем в северных регионах России: тенденции и перспективы// Проблемы прогнозирования 2013,№4.

3. Матвеев О. Проблемы перехода к инновационному типу экономического развития // Экономист, 2009, №8.

4. Суворов А.В., Иванов В.Н., Сухорукова Г.М. Взаимосвязь мероприятий социально – экономической политики в области доходов и потребления населения и макроэкономической динамики // проблемы прогнозирования, 2011, №5.

5. Соколов М. Налоговая нагрузка и регулирование // Экономист, 2009, №3.

6. Министерство финансов РФ // www.minfin.ru

7. Федеральная налоговая служба // www.nalog.ru

8. Центральный банк РФ // www.cbr.ru

9. Законы РФ и РК о бюджетах на соответствующий год и об исполнении бюджетов на соответствующий год.

10. Интернет-ресурсы.

11. Федеральная служба государственной статистики РФ и РК

 

Тема 3. Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной командной внеаудиторной работы:

Изучить нормативные акты и научные статьи с целью:

- углубления и расширение теоретических знаний;

- формирования самостоятельности и критичности мышления;

- стремления повышения своей квалификации;

- умения использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

- формирования навыков анализа тенденций и перспектив развития информационного общества.

- Оценить содержание законов “Об образовании”, “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”; (использовать мнение экспертов, позиции науки и практики, чтобы выделить главные изменения, новшества, проблемы реализации).

- Сделать аннотацию ФЗ – 227 “О потребительской корзине в целом по РФ” от 03 декабря 2012 (Сравнить состав потребительской корзины РФ и стран с развитой рыночной экономикой; проанализировать динамику прожиточного минимума в РК).

Эти задания направлены на развитие у студентов поисково – аналитической деятельности по формированию компетенций: подготовка сообщений и выступлений на семинарском занятии, четкого представления сильных и слабых сторон законов.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы:

- обоснованность и четкость изложения;

- систематизация и оформление отчетного материала в виде схем;

- способность критического отношения к информации.

- Форма контроля - сообщения на семинарском занятии.

Выполняется в команде.

Рекомендуемая литература:

- ФЗ - №227 “О потребительской корзине в целом по РФ” от 03 декабря 2012г.// СПС Консультант Плюс.

- Министерство образования и науки РФ // www.mon.gov.ru

- Министерство здравоохранения РФ // www.rosminzdrav.ru

- Киселёв В.Н. Российская модель социального партнёрства (теоретико – концептуальный аспект). Монография, - М.: “АтиСО”, 2008.

- Косенко О.И., Охотский Е.В. Становление социального государства в России: актуальные проблемы государственного управления и пути их решения. Монография, - М.: “АТиСО”, 2010.

- Петухова С.П. Информационные технологии – основа модернизации интеллектуального ресурса России // Проблемы прогнозирования, 2011, №4.

- Чубарова Т.В. Обеспеченность населения медицинскими услугами: экономические проблемы // Проблемы прогнозирования, 2008, №6.

- Интернет-ресурсы.

- Федеральная служба государственной статистики РФ и РК

 

Тема 4. Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной командной внеаудиторной работы:

Изучить нормативные акты и научные статьи с целью:

- формирования самостоятельности и критичности мышления;

- формирования умения профессиональной аргументации при анализе тенденций и перспектив показателей социального развития страны;

- стремления повышения своей квалификации;

- умения использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

1. - Обобщить и проанализировать материал (законодательный, статистический, научный) о деятельности Фонда обязательного медицинского страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ;

- рассмотреть функции и цели фондов; бюджет фонда в динамике (два, три последних года) с выявлением тенденций изменения доли основных статей доходной и расходной частей; проблемы страхования; зарубежный опыт; возможные направления решения проблем.

2. Определить перечень федеральных и региональных (РК) социальных программ.

- Представить материал в форме презентации: схемы, диаграммы, графики.

- Выполнение по группам (командам).

Эти задания направлены на развитие у студентов поисково – аналитической деятельности по формированию компетенций: подготовка сообщений по результатам творческих работ и поиска информации на семинарском занятии.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы:

- обоснованность и четкость изложения;

- систематизация и оформление отчетного материала в виде схем;

- уровень сформированности аналитических умений;

- творческий подход к выполнению самостоятельной работы.

- Форма контроля - сообщения на семинарском занятии.

 

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования // www.ffoms.ru

2. Пенсионный фонд РФ // www.pfrf.ru

3. Фонд социального страхования РФ // www.fss.ru

4. Айзинова И.М. Эволюция пенсионного обеспечения в показателях уровня жизни пенсионеров // Проблемы прогнозирования, 2011, №5.

5. Миронова Е.С. Анализ и прогнозирование занятости в РФ по видам экономической занятости // Проблемы прогнозирования, 2011, №6.

6. Новикова Т. Национальные проекты и социальные преобразования // Экономист, 2008, №8.

7. Соловьев А. К. Демографическая угроза экономике: макроанализ пенсионной системы России// Проблемы прогнозирования , 2013 №2.

8. Соловьёв А.К. Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Проблемы прогнозирования, 2009, №4.

9. Садовая Е.С. Современные механизмы регулирования социально – трудовых отношений: опыт развитых стран и России // Проблемы прогнозирования, 2011, №5.

10. Соловьев А. Условие эквивалентности пенсионных прав и обязательств // «Экономист», №9, 2011.

11. Фомин Д. Актуальные вопросы пенсионной системы // «Экономист», №6, 2012.

12. Интернет-ресурсы.

13. Федеральная служба государственной статистики РФ и РК

Промежуточный контроль:контрольная работа по темам 1, 2 для дневного отделения.

Темы контрольных работ для студентов очной формы обучения по направлению подготовки «Экономика» (уровень бакалавриата) 38.03.01 квалификация – академический бакалавр

1) Стратегические социальные цели РФ

2) Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства

3) Государственная инновационная политика как необходимое условие повышения уровня и качества жизни населения

4) Социальное государство: понятие, сущность, цели, функции, принципы

5) Модели социального государства

6) Уровень и качество жизни населения: понятие, критерии, показатели, оценка в РФ, проблемы, перспективы

7) Роль бюджетной и налоговой политики в формировании и реализации социальной политики

8) Корпоративная социальная ответственность: понятие, формы, проблемы

9) Государственная поддержка социально ответственного бизнеса в РФ и за рубежом: опыт, проблемы

10) Правовая основа социального государства

11) Социальное законодательство в РФ: оценка, состояние, актуальные проблемы и пути их решения

12) Социальное законодательство за рубежом: оценка состояния, проблемы, сравнительная характеристика с Российским законодательством

13) Функции социального государства и методы реализации функций

14) Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования

15) Социальные нормы и нормативы

 

Промежуточная аттестация по дисциплине:зачет (тест) – критерии оценки по тесту: 51% правильных ответов.

 

Программа зачета.

Вопросы, направленные на выявление сформированных компетенций в результате освоения дисциплины:

Перечень вопросов направленных на выявление сформированных компетенций в результате освоения дисциплины:

1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития

2. Сущность социального государства

3. Принципы социального государства

4. Приоритетные направления деятельности социального государства

5. Важнейшие признаки социального государства

6. Модели социального государства

7. Основное содержание Концепции социального государства РФ

8. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства

9. Основные характеристики социального рыночного хозяйства

10. Критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства

11. Признаки правового государства

12. Важнейшие черты социального правового государства

13. Социальное партнёрство, как метод регулирования социально – трудовых отношений

14. Важнейшие цели социальной политики социального государства

15. Субъекты социальной политики социального государства

16. Система социальных стандартов как основа социальной политики государства

17. Приоритетные национальные проекты в социальной политике

18. Проекты для создания информационного общества

19. Социальный аудит: основные цели и сфера применения

20. Критерии и показатели эффективности социальной политики социального государства

21. Функции социального государства

22. Модели социальной политики

23. Понятие, критерии и измерители уровня жизни

24. Пенсионное, социальное и медицинское страхование: отечественный и зарубежный опыт

 

Балльно – рейтинговая оценка видов работ студента

Ответ на вопрос на семинаре Доклады Презентация Контрольная работа Участие в дискуссии Посещение семинарских занятий Зачётный тест Итого:
80 – 100 зачёт

 

7. Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Анисимова С.А. Социальная политика: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2011 (bibilioclub.ru).

2.Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник.-М:Дашков и Ко, 2012-314 стр (bibilioclub.ru).

 

Дополнительная литература

 

1.Якунин В.И. Социальная доктрина РФ (макет-проект) – М.: Научный эксперт, 2010. (bibilioclub.ru).

2. Тавокин Е.П. Социальная политика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент». Соотв. ФГОС. - М: ИНФРА-М,2013.-157стр.

3.Волгин Н.А. Социальная политика: учебник. М.: Издательство РАГС, 2008.-409стр. (bibilioclub.ru).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.